Поиск по сайту
Вход Регистрация
Х
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Войти через:
Об изданииНаши проектыКонтактыОформить подпискуМЕДИАпланёрка

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОС-3УМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вебинары
Март 2016Май 2016Сентябрь 2016
Партнёры

Оценка эффективности работы аспирантуры

Лакмусовой бумажкой, определяющей эффективность работы аспирантуры, является показатель выпуска с защитой диссертации. В период аспирантской подготовки этот сложный путь успешно проходят более четверти выпускников.

13.03.2015
Просмотров: 62

О.К. ОЗЕРОВА, заведующая отделом статистики образования центра статистики и мониторинга образования Института статистических исследований и экономики знаний НИУ «Высшая школа экономики»


Как шлифуются алмазы

Он становится «the people's best friend», когда превращается в бриллиант. Найденный среди каменных россыпей, в кимберлитовых трубках или глубоких шахтах, маленький и невзрачный, на первый взгляд, камешек лишь после длительной и точной шлифовки засверкает всеми гранями.

Конец 2012 года был ознаменован важным событием: 29 декабря, после активного общественного обсуждения был принят основной закон в сфере образования (ФЗ №273). Одним из важнейших изменений стало установление новых параметров в области образования, в частности, в системе высшей школы. Подготовка кадров высшей квалификации, включающая подготовку научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), была определена одним из уровней программ высшего образования, а не послевузовским образованием, как было раньше. Первой ступенькой высшей школы стал бакалавриат, второй – специ­алитет и магистратура, третьей – определена аспирантура, ординатура, ассистентура-стажировка. Подготовку же докторантов вынесли за пределы системы образования. Таковы реалии нового закона.

На аспирантском уровне обучающийся должен овладеть образовательной программой подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), освоение которой подтверждается дипломом государственного образца. Предыдущий закон такой нормы не определял. В дипломе выпускника аспирантуры указывается квалификация «исследователь» или «преподаватель-исследователь». С этим документом он готовит кандидатскую диссертацию и представляет ее в диссертационный совет для защиты.

По данным федерального статистического наблюдения, в последние годы в России весьма заметно менялась численность аспирантов: в 2010 году, по сравнению с 2000-м, она возросла на треть и достигла пикового значения – 157,4 тыс. человек (см. табл. 1). В последующие годы произошло незначительное сокращение их численности: к 2013 году их было уже 132 тыс. человек – на 10 процентов меньше, чем в 2012 году, тем не менее, по сравнению с 2000-м, рост составил 12 процентов.

Таблица 1. Численность, прием аспирантов и выпуск из аспирантуры по формам обучения, (человек)

Очное обучение остается для аспирантов приоритетом, и более 60 процентов аспирантов повышают свой уровень образования по данной форме обучения. А прием 2013 года, собравший 70 процентов аспирантов- очников, лишь подчеркнул значимость этой формы.

Подготовка аспирантов осуществляется по отраслям наук и научным специальностям. Лидирующее место среди отраслей наук занимают технические и экономические (см. табл. 2). На протяжении значительного периода времени доля аспирантов, обучающихся по специальностям, относящимся к этим отраслям, составляла чуть менее половины – порядка 41-43 процентов. При этом большин­ство – свыше четверти всех аспирантов – овладевает знаниями в области технических наук. В период с 2005 по 2013 годы эта цифра росла, правда, незначительно – увеличившись, по сравнению с 2005 годом, почти на 3 процентных пункта. Второе место с 15 процентами сохранили за собой экономические науки, хотя показатель в соотношении с 2005 годом снизился на 4 процентных пункта.

Таблица 2. Численность аспирантов по отраслям науки, (на конец года, человек)

Лакмусовой бумажкой, определяющей эффективность работы аспирантуры, является показатель выпуска с защитой диссертации. В период аспирантской подготовки этот сложный путь успешно проходят более четверти выпускников (см. табл. 3). Причем, если готовятся стать кандидатами медицинских наук 40 процентов аспирантов, то в области искусствоведения на долю выпуска с защитой приходится лишь порядка 8 процентов.

Таблица 3. Выпуск из аспирантуры с защитой диссертации по отраслям науки

В большинстве своем аспиранты – это алмазы, найденные в кимберлитовой трубке системы высшей школы, наиболее талантливые выпускники вузов. Увы, не каждому из них суждено превратиться в бриллиант, чтобы ещё ярче засверкало всеми гранями ожерелье царицы – российской науки.

Статистика не знает всего. Она не может мгновенно определить, как вступление в силу закона «Об образовании в Российской Федерации», реформирование деятельности Высшей аттестационной комиссии и диссертационных советов, да и любое иное кардинальное начинание повлияло на развитие общества, на совершенствование третьего уровня высшего образования. Для этого нужны не год­два, а годы и годы.

Но ведь и алмазы быстро не шли­фуются.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: ао-78, компетентно, НИУ ВШЭ, наука, аспирантура, качество образования

Похожие материалы:
Проблемы инженерно-технического образования
Международное сотрудничество в области качества
На страже качества высшего образования и науки
Российское инженерное образование в глобальной экономике знаний
Оценка руководителями вузов мониторинга эффективности
Дополнительное образование взрослых
Российская аспирантура в кризисе?
Центр профессиональных квалификаций: установление статуса и оценка программ
Лекарство от плагиата
Как повысить эффективность российской аспирантуры?

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 3 (103) 2018

Удивительное рядом. Цифровизация шагает по стране, а количество обучающихся на онлайн-курсах составляет всего 4,05% от общего числа интернет-пользователей. Люди пенсионного возраста помогают иностранцам постигать азы русского языка через Skype, а вот школьных педагогов обучать премудростям профессии некому. Как всегда, у нас много интересного!
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
«МЕДИАактивность вузов РФ» – 2018: поздравляем финалистов!
Компания "Аккредитация в образовании" совместно с группой экспертов в области информационной...
Впервые в России проведен масштабный форум APQN
Ежегодная международная конференция Азиатско-Тихоокеанской сети гарантии качества (APQN) в мае...
Конференция «Университет XXI века в системе непрерывного образования» в ЮУрГУ
11–12 октября в ЮУрГУ состоится IV Международная научно-практическая конференция «Университет XXI...
Форум «Национальная технологическая инициатива – 2035: взгляд в будущее» в Уфе
27 сентября 2018 года в г. Уфа состоится Всероссийский форум «Национальная технологическая...
Опубликован ежегодный рейтинг вузов по версии фонда В.Потанина
Благотоворительный фонд Владимира Потанина представил рейтинг образовательных организаций высшего...
Из журнала
#91Потенциал Чувашского государственного университета
#95Курский государственный медицинский университет развивает экспорт образования
#93Российские эксперты оценили качество образования одного из старейших китайских университетов
#95Социальная и профессиональная адаптация молодёжи – одна из приоритетных задач
#91Формирование сети опорных университетов
Информационная лента
09:38В РГСУ прошел этап обучения кандидатов в эксперты «Абилимпикс»
09:36X Международная конференция торгово-промышленных палат России и Финляндии в САФУ
09:33ЮУрГУ присоединился к Российской ассоциации ветроиндустрии
09:30Фестиваль наук, искусств и технологий «Фенист» в Нижнем Новгороде
09:22Форум «Национальная технологическая инициатива – 2035: взгляд в будущее» в Уфе