Поиск по сайту
Вход Регистрация
Х
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Войти через:
Об изданииНаши проектыКонтактыОформить подпискуМЕДИАпланёрка

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОС-3УМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вебинары
Март 2016Май 2016Сентябрь 2016
Партнёры

Дополнительное образование взрослых

Дополнительное образование становится всё более востребованным. В госпрограмме РФ «Развитие образования» на 2013-2020 годы указаны целевые индикаторы, отражающие необходимость расширить охват взрослого населения страны этим видом обучения. Долю занятого населения в возрасте 25-65 лет, прошедшего повышение квалификации и (или) профессиональную подготовку, планируется увеличить к 2015 году до 37 процентов.

31.10.2014
Просмотров: 335

Ключик от будущего

Д.Р. БОРОДИНА, старший научный сотрудник института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ, кандидат экономических наук

Дополнительное образование с каждым годом становится всё более востребованным. В государственной программе РФ «Развитие образования» на 2013-2020 годы и указах президента указаны целевые индикаторы, отражающие необходимость расширить охват взрослого населения страны этим видом обучения. Долю занятого населения в возрасте 25-65 лет, прошедшего повышение квалификации и (или) профессиональную подготовку, планируется увеличить к 2015 году до 37 процентов.

Дополнительное образование в первую очередь нацелено на быструю коррекцию и повышение профессионального потенциала общества и конкурентоспособности экономики страны, но немаловажное значение играют и общеобразовательные программы, основной задачей которых становится обеспечение социальной защищенности граждан, а также адаптивности взрослых в условиях активной смены технологий и материалов.

В 2013 году в рамках мониторинга экономики образования было проведено социологическое обследование слушателей программ дополнительного образования взрослых, основные результаты которого представлены в предлагаемой статье1.

Выбор делает работа

Как показало проведенное обследование, 60 процентов обучающихся составляют женщины, причем 65 процентов слушателей имеют высшее образование. Средний возраст обучающихся – 34 года.

В ходе опроса респондентам было предложено охарактеризовать процесс обучения: содержание программы, квалификацию преподавателей, обеспеченность учебными материалами и их качество, организационные вопросы и ряд других моментов. Нужно было оценить важность этих составляющих при выборе программы, а также степень своей удовлетворенности. Все параметры программ обучения, получив оценку не ниже «4» по пятибалльной шкале, оказались важными и соответствовали потребностям респондентов. Ответы «полностью соответствует» и «скорее, соответствует» составляли 90 процентов и выше.

Что касается вопросов выбора программы, то, как свидетельствует практика, наибольшее влияние оказывает работа, а решающее слово зачастую остается за работодателем. Так, например, 30 процентов обучающихся не видели никакой альтернативы и отправились в поход за знаниями по решению руководства. Еще 40 процентов, самостоятельно узнав об определенной программе, не стали искать какие-либо иные варианты и приняли решение учиться по этому направлению. О сложном, многоступенчатом выборе из двух-пяти программ свидетельствуют не более четверти слушателей.

Информационным источником о месте будущей учебы для половины респондентов стали работодатели, каждый четвертый получил сведения от коллег и знакомых.

О том, что текущее обучение связано с сегодняшней или завтрашней работой, заявили 77 процентов опрошенных. Кроме того, основной целью обучения 62 процента респондентов назвали оттачивание мастерства в своей сфере практики, 23 процента – совершенствование в смежных областях или же необходимость смены деятельности. Для общего развития получают знания, умения и навыки лишь 15 процентов слушателей.

Систематическое обучение персонала зачастую прописано в концепции развития организации и в значительной мере влияет на развитие карьеры. Так, по требованию работодателей проходят обучение 30 процентов респондентов, еще 15 процентов слушателей обязаны повышать квалификацию в соответствии с законодательными актами: например, медицинские работники, аудиторы, педагогические работники и другие. По личной инициативе, без давления со стороны закона или руководителя, за парту сели бы чуть более половины опрошенных – 56 процентов.

Введение обязательного обучения в своей профессиональной области считают целесообразным 54 процента слушателей, такой необходимости не видят 30 процентов респондентов, а 16 процентов ответили, что оно и так уже организовано.

Мотивы к получению дополнительного образования (в процентах от общего количества респондентов)

Временные рамки

Наибольшей популярностью у слушателей пользуются краткосрочные программы – 47 процентов респондентов чаще всего проходят обучение по программам продолжительностью менее 72 часов, еще 48 процентов указали среднесрочные программы от 72 до 500 часов. О популярности краткосрочных программ утверждают и руководители образовательных организаций. Более того, они отмечают, что, несмотря на определенное снижение темпов, в целом наблюдается положительная динамика развития рынка дополнительного образования, а сегмент краткосрочных программ на этом фоне выделяется уверенным ростом. По мнению респондентов, именно такие программы дают наи­больший профессиональный эффект, позволяя получить наиболее актуальную и широкую информацию по интересующей тематике, а затем, при необходимости, слушатель может углублять свои знания и совершенствовать навыки на среднесрочных программах.

Слушателей, получающих знания ежегодно и порой по несколько раз в год, оказалось 37 процентов, третья часть садится за парты раз в два-три года, 30 процентов обучаются один раз в три года и реже.

Если говорить о времени, затрачиваемом на дополнительное обучение, то за 2013 год у 53 процентов слушателей этот показатель возрос, а у 36 процентов остался без изменений. В ближайшей перспективе большинство респондентов планирует оставить всё без изменений, чуть больше четверти респондентов намерены тратить больше времени на профессиональное обучение. Среди опрошенных 60 процентов считают более эффективным увеличить продолжительность программ, на которых обучаются, 40 процентов – их частоту.

Основной фактор, влияющий на изменение временных затрат на обучение, созвучен с главным мотивом обучения – «появление/исчезновение обстоятельств, требующих дополнительного профессионального обучения в сфере трудовой деятельности» (45,5 процента респондентов). А вот ценовой фактор не столь значим, его отметили лишь 6 процентов опрошенных.

Изменение временных затрат на дополнительное обучение (в процентах от общего количества респондентов)

Идеальный формат

В представлении респондентов основные параметры оптимального формата обучения выглядят следующим образом: лучше всего учиться один раз в год и даже чаще по программам продолжительностью от 72 до 500 часов. Замечательно, если обучение будет очным при непосред¬ственном общении с преподавателем в группе численностью до 10 человек. Что касается совмещения трудовой деятельности и учебы, то здесь ответы респондентов распределились равномерно, поскольку многое зависит от конкретной ситуации.

Если сравнить сложившуюся структуру наиболее посещаемых программ с идеальной, можно заметить, что слушатели считают необходимым обучаться чаще и по более длительным программам.

Кошелёк и учёба

Структура финансирования дополнительного образования взрослых в 2013 году заметно изменилась по сравнению с 2008 годом, когда проводился опрос домохозяйств: работодатели стали нести большую финансовую нагрузку. Так, доля обучающихся за счет работодателя выросла на 17 процентных пунктов и достигла 44 процентов слушателей. Доля оплачивающих дополнительное образование самостоятельно снизилась на 11 процентных пунктов и достигла 37 процентов. За счет средств бюджетов различного уровня и других источников обучаются 19 процентов опрошенных, что на 6 процентных пунктов ниже показателя 2008 года. Готовы взять образовательный кредит на дорогостоящие программы 17 процентов обучающихся по программам дополнительного образования: например, для получения диплома мастера делового администрирования или зарубежной стажировки.

Источники финансирования программ дополнительного образования взрослых: 2008 vs. 2013

Респонденты удовлетворены соотношением качества обучения и его стоимости, однако 30 процентов опрошенных готовы заплатить больше за более современное или индивидуализированное содержание программ.

Спрос на услуги дополнительного профессионального образования будет расти и впредь, это прекрасно видно по тому, что и работодатели, и взрослое население готовы охотно тратить как время, так и деньги на повышение качества работы и своей профессиональной ценности.

1 В обследовании приняли участие 3054 слушателя из 600 организаций всех федеральных округов России.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: НИУ ВШЭ, качество образования, дополнительное профессиональное образование, компетентно, ао-75

Похожие материалы:
Внешняя оценка качества: взгляд российских экспертов
Почему государство отказывается аккредитовывать программы ДПО
Оценка руководителями вузов мониторинга эффективности
Оценка эффективности работы аспирантуры
Лекарство от плагиата
ДПО в России: факты, цифры, тенденции
Программы прикладного бакалавриата: выгоды и подводные камни
Проблемы дополнительного образования в свете нового закона
Российское инженерное образование в глобальной экономике знаний
Оценивать качество по европейским стандартам

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 1 (101) 2018

Реальность полна парадоксов: разнообразие оборачивается вакуумом, объективная оценка – субъективными выводами, погоня за технологиями – экономической отсталостью. Что такое «news literacy» и «онтологический крест» информационной открытости и почему система СПО может окончательно оторваться от реалий рынка труда – читайте в новом номер «АО».
Анонс журналаСлово редактора

Популярные статьи
ММСО-2018: Школа может проводить у себя любые изменения
Ведущие российские эксперты и успешные предприниматели в сфере образования обсудили проблемы...
Из журнала
#91Первый вуз искусств нового типа
#93Высокая планка Кабардино-Балкарского госуниверситета
#92Дайджест журнала «Аккредитация в образовании» – 2016
#90Продвижение российских научных журналов в мире
#91Промежуточные итоги проекта «5-100»
Информационная лента
14:33Международная конференция "Excellence in European Studies"
11:52Ректором ТюмГУ на второй срок назначен Валерий Фальков
11:08В ТГТУ обсудили проблемы и перспективы развития радиоэлектроники
10:36Интенсивность воспаления в мозге научились определять по уровню микроэлементов в крови
09:09СКФУ представил лучшую в России идею для повышения качества образования