Поиск по сайту
Вход Регистрация
Х
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Войти через:
Об изданииНаши проектыКонтактыОформить подпискуМЕДИАпланёрка

Электронный журнал об образовании

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОС-3УМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вебинары
Март 2016Май 2016Сентябрь 2016
Партнёры

Россия и Китай: дорога с двусторонним движением

В отличие от России, в Китае более востребовано техническое образование, чем гуманитарное. Несмотря на большое количество инженеров, качество их подготовки остается спорным, а запрос на квалифицированный персонал постоянно возрастает.

14.09.2016
Просмотров: 63
Г.Н. МОТОВА, заместитель директора Национального центра профессионально-общественной аккредитации, главный редактор журнала «Аккредитация в образовании», доктор педагогических наук

В сентябре 2015 года в Пекине состоялась официальная церемония подписания Меморандума о сотрудничестве в вопросах оценки качества и аккредитации Национального центра профессионально-общественной аккредитации (Россия) и Центра оценки качества высшего образования Министерства образования КНР (Китай) [1]. Инициатором подписания соглашения выступила китай­ская сторона, которая заинтересована в получении нового опыта и технологий в области оценки качества высшего образования. Характерной чертой развития системы образования в Китае за последние пятнадцать лет является бурный рост числа учреждений высшего образования и количества студентов. Но, в отличие от России, где с 2008 года проявилась тенденция к резкому сокращению роста числа студентов, в Китае рост объемов высшего образования еще продолжается. Также в отличие от России, в Китае более востребовано техническое образование, чем гуманитарное. Несмотря на большое количество инженеров, качество их подготовки остается спорным, а запрос на квалифицированный персонал постоянно возрастает. Как следствие, на повестке дня китайского центра оценки качества два основных вопроса: поиск партнеров и создание новых эффективных и гибких технологий по оценке качества [2]. Но и для российского центра аккредитации взаимодействие с китайскими партнерами – это не столько дань политкорректности, сколько возможность, как в зеркале, увидеть свои проблемы и достижения.

Цифры и факты

Начало образовательного бума в России пришлось на период перестройки. Новый (и первый) федеральный закон «Об образовании» стал мощным катализатором трансформации всей системы образования, но в большей степени отечественной высшей школы. За пятнадцать лет, с 1992 по 2008 годы, число вузов увеличилось вдвое, а число образовательных программ и, главное, студентов – в три раза. Никогда еще высшая школа страны не испытывала таких масштабных изменений.

Такие же по масштабу изменения происходят за последние пятнадцать лет в Китае, но со сдвигом в десять лет, начиная с 2000 года. Однако если для России пик роста объемов образования уже пройден в 2008-2009 годах, для Китая, похоже, все еще впереди. При этом уже сейчас по общей численности студентов Китай занимает первое место в мире. По состоянию на 2014 год там обучалось самое большое количество студентов в мире – 35,6 млн., что составляет примерно 20 процентов от всех студентов планеты. Речь в данном случае идет о третичном образовании, то есть всех уровнях образования, которые следуют за получением школьного. Учитывается число студентов не только бакалавриата и магистратуры, но и системы профессионального образования1. Уровень зачисления студентов достигает 37,5 процента и продолжает расти (см. рисунок 1) [3-6]. Ожидается, что в течение следующих нескольких лет величина этого показателя достигнет 40 процентов, а в ближайшие десять лет и вовсе вырастет до 50. Показательно, что за двадцать пять лет процент зачисления в Китае увеличился в 11 раз: с очень низкого старта – 3,4 процента (1990) до 37,5 (2014). При этом ежегодно вузы Китая принимают около 7,2 млн. новых студентов, а среднее число выпускников составляет 6,6 млн.

Количество студентов

Статистика свидетельствует, что с 2000 года наблюдается бурный рост количества учреждений высшего образования (в 2,5 раза – с 1 тыс. до 2 529). Сегодня система высшего образования Китая включает три типа организаций: так называемые регулярные вузы, образовательные организации, реализующие программы образования для взрослых, и научно-исследовательские институты, в которых также ведется подготовка докторантов (PhD). В 2014 году общее число учреждений высшего образования составило 3 041. Среди них 2 529 регулярных высших учебных заведений, примерно половина которых реализует учебные программы с присвоением академических степеней, остальные относятся к профессиональным колледжам. Из вузов, реализующих образовательные программы с присвоением академических степеней, 571 предлагает программы бакалавриата, магистратуры и докторантуры, 631 – осуществляет подготовку только по программам бакалавриата. Несмотря на то что подавляющее большинство вузов в Китае является государственными, 728 имеют статус негосударственных.

Сравнение абсолютных показателей объемов образовательных систем в Китае и России будет некорректным прежде всего потому, что население Китая на порядок больше населения России. Но если произвести расчет числа студентов на 10 тыс. населения, российские показатели явно выше (см. рисунок 2). Нужно учесть и еще одно обстоятельство: в России, в отличие от Китая, где соотношение количества вузов (в нашем понимании) и колледжей примерно равно, число организаций профессионального образования в три раза больше, чем вузов. Это также свидетельствует о преобладании масштабов российской образовательной системы по сравнению с китайской (см. рисунок 3).

Количество студентов

Но в представленной статистике интересны не столько масштабы, сколько тенденции развития. А они явно противоположны: в Китае продолжается резкий рост системы высшего образования, а в России – ее резкое сворачивание. Причем причина свертывания не только в демографии, но и в государственной политике. Не придется ли нам очень скоро пожалеть об этом, имея по соседству страну с гораздо большим по численности населением, но, главное, с большим интеллектуальным потенциалом?

Количество студентов

В настоящее время система образования Китая входит в новую стадию развития, центральная роль в которой принадлежит не столько расширению объемов подготовки, сколько повышению ее качества [7]. План национальной долгосрочной реформы образования и План развития (2010-2020), принятый в июле 2010 года документ, ставит ключевой задачей повышение качества образования. В этом мы солидарны с соседом, но методы решения задачи разные.

Идеология и технология

В соответствии с Планом развития образования Китая все вузы должны проходить процедуру оценки качества. За последние двадцать лет процедуру оценки прошли 730 высших учебных заведений (чуть больше трети от общего числа) и более 600 образовательных программ. Если учесть, что в России обязательную процедуру государственной аккредитации за те же двадцать лет прошли практически все вузы (и уже по нескольку раз!), можно предположить, что система оценки качества в Китае развивалась неспешно и довольно осторожно.

Было предпринято пять вариантов процедуры оценки. В период с 1994 по 2002 годы проводилась процедура оценки соответствия установленным требованиям (Eligibility Evaluation), которую прошли 190 высших учебных заведений Китая. Оценка оптимизации (Optimization Evaluation) проводилась с 1996 по 2000 годы в 16 вузах. Выборочная оценка (Random Evaluation) была проведена в период с 1999 по 2001 годы в 26 высших учебных заведениях. Самое большое число китайских вузов прошло дифференцированную оценку (Graded Evaluation), которая проводилась с 2003 по 2008 годы. В рамках этой процедуры были оценены 589 вузов. В 2009 году введена обновленная комплексная система оценки «5 в 1» (5-in-1 Evaluation).

В России процедура государственной аккредитации в течение пятнадцати лет являлась обязательной и более последовательной: предполагала институциональную оценку по единым для всех вузов показателям и по единой технологии [8]. С 2009 года аккредитация проводится по отдельным образовательным программам по каждой группе направлений и уровню подготовки на соответствие требованиям государственных образовательных стандартов. Наряду с государственной аккредитацией с 2002 года начала развиваться процедура общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ, отличная от процедуры государственной аккредитации. Но до настоящего времени, несмотря на прописанную в законодательстве возможность, эти две процедуры, государственная и общественная, так и не нашли сфер взаимодействия. Установленная в России государственная система оценки качества по-прежнему носит обязательный характер, не допускает альтернатив и отклонений от требований. И в этом отношении нам может быть очень интересен новый подход к оценке качества образования, формируемый в Китае.

В отличие от России, в Китае, помимо государственных, получило развитие множество других органов оценки (в частности, на региональных уровнях), а также используются различные стандарты и методы. Новая система оценки «5 в 1» разработана с учетом масштабов системы образования и новых требований, которые должны сохранить, с одной стороны, разнообразие системы и используемых технологий оценки, а с другой – обеспечить ее целостность. Система оценки «5 в 1» состоит из процедур самообследования, институциональной оценки (в форме аудита или другой подобной процедуры оценки вуза в целом), регулярного мониторинга данных, оценки и аккредитации отдельных программ и международной оценки.

Такая «диверсифицированная» система гарантии качества предполагает участие всех заинтересованных сторон: вузов, правительства, агентств внешней гарантии качества, общественных организаций, представляющих профессиональные сообщества, студентов, выпускников, работодателей и прочих. В качестве критериев могут использоваться различные подходы: основанные на внешних стандартах или на самостоятельно установленных вузами целях, обеспечивающие как минимальный уровень требований, так и высокий. По результатам процедур могут использоваться различные методы принятия решений и подготовки отчета: экспертный отчет и оценка по определенной шкале, ограничения или широкая публикация и использование результатов.

В новой системе оценки вузы несут ответственность за создание системы внутренней гарантии качества, публичное представление данных о своей деятельности и отчета о ее качестве. Они имеют право на выбор зарубежного агентства для прохождения международной оценки. Студенты должны участвовать в опросах и оценке результатов обучения. Кроме того, студенты и, возможно, выпускники должны быть вовлечены в процесс гарантии качества как эксперты.

Правительственным органам отводится роль по установлению системы национальных квалификаций и стандартов качества, распространению политики, законов и положений в области гарантии качества, поддержке агентств гарантии качества в проведении внешней экспертизы и аккредитации, а также обоснованному использованию их результатов.

Агентства гарантии качества по поручению правительства проводят обязательную оценку на институциональном уровне, экспертизу отдельных программ (на добровольной основе) и мониторинг качества с помощью Национальной базы данных. Проводят тренинг и обучение экспертов и сотрудников своих агентств, а также оказывают консультационные услуги для лиц, принимающих решения, вузов и всех заинтересованных сторон. Отдельное направление – аккредитация образовательных программ, осуществляемая представляющими профессиональное сообщество агентствами, которая предполагает всестороннее вовлечение работодателей в разработку учебных планов и программ профессионального образования (для регулируемых профессий: техника, дизайн, медицина и других).

Также может проводиться международная экспертиза и аккредитация в соответствии со стандартами и процедурами, признанными на международном уровне.

Таким образом, основная задача в области оценки качества для Китая – сохранить разнообразие технологий оценки, учесть интересы всех заинтересованных сторон и обеспечить единство и развитие системы высшего образования. Это и называется «fitness for purpose» – соответствие цели. И в данном случае все зависит от установленной цели. Если целью является сокращение объемов высшей школы, «чистка рядов» и структурные изменения, как в России, то жесткие предписывающие требования, контрольные процедуры и негативные для вузов последствия вполне ей соответствуют. Если цель – рост интеллектуального потенциала страны и развитие системы образования, нужны гибкие подходы.

Философия оценки

Китайская модель гарантии качества образования основывается на пяти «новых» элементах (философия, критерии, методология, технология и культура) и пяти «китайских стандартах качества» (соответствие, отчетность, под­держка, эффективность и удовлетворение).

Так, новая философия системы гарантии качества Китая основывается на том, что вузы должны придерживаться принципа подотчетности и прозрачности, что особенно важно для внутренних систем обеспечения качества. При оценке качества образовательной организации или программы применяется студентоцентрированный подход: приоритетом являются достижения студентов и результаты обучения. В свою очередь, агентства внешней гарантии качества выступают в качестве «хранителей/гарантов» качества национального образования и обеспечивают квалифицированную поддержку в вопросах оценки качества.

Новые критерии китайской системы гарантии качества подразумевают выделение пяти уровней: соответствие образовательным целям, соответствие общественным потребностям, поддержка преподавателей и развитие образовательных ресурсов, эффективность системы гарантии качества, удовлетворенность студентов и работодателей.

Кроме того, основными принципами новой системы являются содействие всестороннему развитию студентов с целью повышения их трудоустройства и социальной востребованности, усиление акцента на оценку результатов обучения студентов, а не содержание программы, а также не столько на контроль условий и процесса обучения, сколько на отслеживание результатов работы выпускников и удовлетворенность ими работодателей.

Новая методология системы гарантии качества основывается на сочетании периодической оценки и регулярного мониторинга качества. Периодическая оценка предполагает квалифицированную экспертную оценку и соответствует международным подходам, подразумевает наличие нескольких моделей и методов оценки, а также привлечение различных стейкхолдеров. В основе регулярного мониторинга качества лежит количественная оценка, которая базируется на анализе данных и фактов, а также обязательной периодической публикации отчетов.

Совокупность периодической оценки и регулярного мониторинга качества как раз и представляет собой инновационную методологию гарантии качества образования в Китае.

В России также, начиная с 2012 года, существует система ежегодного мониторинга эффективности вузов. Но это самостоятельная процедура, которая не имеет отношения к периодической оценке и аккредитации, разве что к государственному контролю, так как по результатам мониторинга проводятся внеплановые проверки. Также и самообследование не имеет отношения к государственной аккредитации. И мониторинг, и самообследование проводятся по вузу в целом, а государственная аккредитация – по отдельным образовательным программам. Что касается студентоцентрированного подхода к разработке содержания программ и оценки их качества, а также оценки результатов обучения и востребованности выпускников на рынке труда, такая задача поставлена в новых федеральных государственных образовательных стандартах, но на деле носит скорее декларативный характер, нежели практический.

Новая философия образования, ориентированная на возможности и потребности студента должна быть понята и принята на всех уровнях: от преподавателя до министра. Но скоро это не произойдет. Китайские коллеги гораздо быстрее впитывают и применяют европейские (и мировые) технологии, изучают лучшие практики. Есть опасность, что в ближайшем будущем мы будем догонять не только европейцев, но и азиатов. Есть и другая альтернатива, традиционная для России: «идти своим путем».

Опыт реализации

Мониторинг – один из компонентов китайской модели гарантии качества. Он основан на использовании Национальной базы данных, разработанной Центром оценки качества высшего образования Министерства образования КНР (HEEC). К 2014 году были собраны данные по 650 вузам Китая (одна четверть от общего числа), в настоящее время проводится сбор по 1 220 вузам. Анализ охватывает семь основных аспектов деятельности образовательных организаций: учебные ресурсы, программы и курсы, факультеты, человеческие ресурсы, контингент студентов, управление образовательным процессом, управление и мониторинг качества.

В свою очередь Национальная база данных обеспечивает вузам поддержку развития внутривузовских систем качества, мониторинг и бенчмаркинг собственных показателей деятельности, предупреждение о возможных рисках. Правительству она позволяет получать оперативные данные для лиц, принимающих решения, ежегодные отчеты о качестве работы вузов всех категорий. Используется база данных и для экспертов – для снижения нагрузки во время экспертных процедур. И для широкой общественности – для ознакомления с информацией, что позволяет обеспечить реальную вовлеченность общественности в вопросы качества образования.

В настоящее время все вузы Китая обязаны проходить институциональную оценку, которая включает два этапа: на региональном и национальном уровнях. Начиная с 2009 года, к 2014-му такую оценку прошли 143 из около 300 вузов, созданных и получивших лицензию министерства образования после 2000 года. Они проходят институциональную оценку на соответствие национальным требованиям прежде всего для усиления практикоориентированной подготовки для региональных нужд производства, экономики и услуг.

Процедуру аудита в 2013-2014 годах прошли 18 ведущих университетов страны. Она предназначена для 600 вузов, уже проходивших процедуру экспертизы, с целью оценки достижения собственных стандартов и целей. Аудит способствует сохранению разнообразия, формированию внутренних систем качества, стимулированию инноваций и междисциплинарной подготовки студентов с учетом их интересов.

Таким образом, обязательная процедура институциональной оценки вуза дифференцирована в зависимости от «возраста» вуза.

Оценка качества и аккредитация отдельных программ – процедура добровольная, но она находится в центре внимания как государственных, так и профессиональных структур. Особенно это касается технических направлений подготовки. В 2006 году в Китае была впервые запущена процедура аккредитации инженерных программ. К 2015 году аккредитовано 656 программ, реализуемых 200 вузами в 15 областях знаний.

Вместе с тем в настоящее время в китайских вузах реализуется 15 733 инженерных программ, то есть каждая третья от общего числа образовательных программ. По статистике в российских вузах каждая третья реализуемая программа – экономика. И качество этого направления подготовки точно так же вызывает самое пристальное внимание со стороны государства и общества. Разница лишь в том, что практически все образовательные программы, в том числе экономические, в свое время в обязательном порядке прошли соответ­ствующие процедуры и имеют лицензию и государственную аккредитацию (патронат государства), а в последнее время государственные органы контроля предпринимают серьезные усилия по сокращению их количества.

В Китае, как и в России, есть особая категория вузов, поддерживаемая государственными грантами и программами. (Полагаем, что в данном случае Россия использует опыт Китая, а не наоборот.) Крупные ведущие университеты, вошедшие в специальные проекты, пытаются попасть в мировые рейтинги и пройти международную аккредитацию в соответствии с критериями и процедурами, признанными на международном уровне. Наряду с финансовой поддержкой такие университеты обеспечены и квалифицированной поддержкой со стороны государственных органов оценки.

Например, важную роль в координации всех процедур и определении политики в вопросах оценки качества образования в Китае играет Центр оценки качества высшего образования Министерства образования КНР (HEEC), созданный в августе 2004 года для проведения институциональной оценки и аккредитации программ. Он также ведет активную работу в сфере международного сотрудничества. Институциональную и программную экспертизу центр проводит с привлечением международных экспертов – членов экспертной комиссии из США, Японии, Гонконга. Подписаны соглашения о сотрудничестве с агентствами внешней гарантии качества России (Нацаккредцентр), США, Великобритании, Германии и Австралии для проведения совместной аккредитации. Центр входит в Консорциум с NIAD-UE (Япония) и KCUE (Корея), трехсторонний Совет по гарантии качества и совместный мониторинг качества программ «CAMPUS-Asia». В своей работе HEEC декларирует использование стандартов и рекомендаций хорошей практики таких сетей гарантии качества в высшем образовании, как INQAAHE и APQN.

Необходимость международного сотрудничества, по мнению генерального директора HEEC Ву Ян (Wu Yan), обоснована политикой государства: «участвовать в международном сотрудничестве по оценке, учиться слушать и мыслить глобально, учитывать последние тенденции в оценке качества в условиях изменяющегося образовательного ландшафта. Это способ сказать миру, что китайская республика выстраивает в настоящее время собственную систему гарантии качества, сохраняя свои объемы и разнообразие».

Кроме того, сравнение и использование международных технологий позволяют решить главные проблемы: найти необходимый баланс между государственным регулированием/контролем качества и институциональной автономией, а также обеспечить координацию между уровнями гарантии качества (центральным и региональными/муниципальными) в такой масштабной системе высшего образования, как китайская.

Для российской системы оценки качества образования опыт китайских коллег – дежавю. Первый национальный центр аккредитации (в настоящее время – Росаккредагентство) был создан в 1995 году (на девять лет раньше) для проведения государственной аккредитации в форме обязательной институциональной оценки. Для сопровождения процедуры, определения показателей и критериев соответствия требованиям к деятельности вуза в течение десяти с лишним лет был создан Центральный банк данных государственной аккредитации, который содержал данные по всем вузам России (свыше 1 тыс.) и их филиалам (около 3 тыс.). Центр обеспечивал методическую и консультативную поддержку формирования внутренних систем гарантии качества, разрабатывал и сопровождал технологии тестирования и анкетирования студентов, поддерживал тесные связи с зарубежными аккредитационными агентствами, имея полное членство во всех ведущих региональных (ENQA, CEENQA, APQN) и мировой (INQAAHE) сетях агентств гарантии качества высшего образования [9]. Изменились государственная политика, цель и технология государственной аккредитации [10], утрачены данные, потеряны связи и международное признание2.

Но, безусловно, двум соседним странам с самыми большими в мире системами высшего образования есть чему поучиться: и успехам, и ошибкам. В любом случае это может заложить прочную основу полезных и долгосрочных усилий по обеспечению доверия и повышению качества подготовки специалистов. Тем более что в настоящее время в России получили развитие альтернативные формы аккредитации (профессионально-общественная, международная, совместная), что расширяет возможности сотрудничества.

ЛИТЕРАТУРА

  1. http://ria.ru/abitura_world/20150921/1270390108.html
  2. Болотов В.А., Карданова Е.Ю., Енчикова Е.С., Илюшина Н.В., Наводнов В.Г. К вопросу об оценке качества инженерного образования / «Высшее образование сегодня», 2015. – № 6. – С. 10-15.
  3. Wu Yan. How to Suit HE Diversity in Chinese Context: Five-in-One QA System/ 2015 APQN Conference, Kunming, 17 April 2015.
  4. http://www.gks.ru – Федеральная служба государственной статистики.
  5. http://www.statista.com – The Statistics Portal.
  6. http://nces.ed.gov – National Center for Education Statistics.
  7. Мотова Г.Н. Курс на Китай / Г.Н. Мотова // «Высшее образование сегодня», 2015. – №10. – С. 48-49.
  8. Аккредитация высших учебных заведений в России: учебное пособие / Е.Н. Геворкян, Г.Н. Мотова, В.Г. Наводнов, М.В. Петропавловский. – Йошкар­Ола: Марийский государственный технический университет, 2008. – 166 с.
  9. Наводнов В.Г. Практика аккредитации в системе высшего образования России / В.Г. Наводнов, Г.Н. Мотова // «Высшее образование в России», 2015. – № 5. – С. 12-20.
  10. Мотова Г.Н. Аккредитация: шаг вперед и два назад / Г.Н. Мотова // «Аккредитация в образовании». – 2014. – № 74. – С. 10-15.

1 В европейской системе квалификаций это первый уровень третичного образования (Level 5).
2 Росаккредагентство в марте 2014 года получило отрицательное заключение по внешней экспертизе Европейской ассоциации гарантии качества в высшем образовании (ENQA), получив статус членства «с предписанием» и требованием через два года пройти повторную экспертизу.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: ао-84, тенденции, галина мотова, нацаккредцентр, китай, качество образования

Похожие материалы:
Аккредитация: в фас и профиль
Если доверить «сомелье» оценку качества образования…
Мониторинг-2013: перечень критериев пополнился
Итоги пресс-конференции по качеству образования
Стандарты будущего: гармония в условиях глобализации
Результаты обучения и оценка качества результата – по-европейски
Высокое качество и превосходство в высшем образовании
Сараево: дискуссии о гарантиях качества
Стратегия Китая по привлечению иностранных студентов

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (91) 2016

По приглашению Департамента государственной политики в сфере высшего образования Минобрнауки РФ журнал «Аккредитация в образовании» выступил официальным информационным партнером крупного всероссийского совещания по созданию и развитию опорных университетов. В репортаже с места события освещаются вопросы стратегии инновационного развития российской высшей школы. Представители профессионального сообщества и органов власти сошлись во мнении, что опорные вузы стали ключевым фактором развития многих регионов. Читайте об этом в 91 номере «АО».
Анонс журналаСлово редактора


С 2015 года в проекте «Лучшие образовательные программы инновационной России» используется звездная система оценки образовательных программ и классификации типов профессионально-общественной аккредитации. Хотите пройти аккредитацию на 5 звезд?
Подробнее о проекте
Популярные статьи
Из журнала
#84Как снять проблему дефицита кадров?
#86PR-инструменты приемной кампании – 2016
#84Актуализация ФГОС при внедрении новых стандартов
#86Независимая оценка образовательной деятельности ДОО
#84Углубление интеграции систем образования России и Беларуси
Информационная лента
09:35Высшая школа автомобильного сервиса откроется в СФУ
09:19ПВГУС снова в числе лидеров
14:00Конкурс на соискание премий Алтайского края в области науки и техники
13:46Специальный проект "100 бесед о науке"
13:34Состоялось заседание рабочей группы «Развитие образования и науки»