Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Сараево: дискуссии о гарантиях качества

В 2012 году в Сараево были организованы мероприятия международного уровня: ежегодный семинар «Новое в европейской гарантии качества высшего образования», а также общее собрание членов Сети агентств гарантии качества стран Центральной и Восточной Европы.

Просмотров: 1760

Г.Н. МОТОВА, заместитель директора Национального центра общественно-профессиональной аккредитации, доктор педагогических наук

Ж.О. КУЗЬМИНЫХ, руководитель Международного отдела Национального центра общественно-профессиональной аккредитации, кандидат педагогических наук

Сараево вновь принимает зарубежных гостей

В Сараево 11-12 мая прошли ежегодные семинар и общее собрание членов Сети агентств гарантии качества стран Центральной и Восточной Европы (Central and Eastern European Network of Quality Assurance Agencies in Higher Education, CEENQA).

С надеждой на будущее

Какие ассоциации возникают у большинства из нас при слове Сараево? Наверняка, распад Югославии, жестокий межэтнический конфликт между боснийскими сербами и мусульманами, осада Сараево в 1992-1996 годах, военные преступления, геноцид, беженцы, разруха… Кто-то вспомнит убийство эрцгерцога Франца Фердинанда и его супруги Софии в 1914 году, послужившее поводом для начала первой мировой войны. Из позитивного – скорее всего зимние Олимпийские игры 1984 года, когда город принимал большое количество иностранных делегаций.

Участники майских мероприятий 2012 года своими глазами увидели, как израненный войной город всеми силами стремится к нормальной жизни: многое уже восстановлено и приведено в порядок, многое находится в процессе реставрации. Конечно, бросаются в глаза разрушенные артобстрелами здания, изрешеченные пулями фасады домов, красные «розы» на тротуарах, обозначающие места гибели мирных жителей во время бомбардировок. Теперь это неотъемлемая часть истории Боснии и Герцеговины – страны, которая с надеждой сморит в будущее, смотрит уверенно, делая ставку на развитие образования и науки, интеграцию в европейское образовательное пространство. Свидетельство тому – организация в Сараево мероприятий CEENQA, принимающей стороной которых выступило Агентство Боснии и Герцеговины по развитию высшего образования и гарантии качества (Agency for Development of Higher Education and Quality Assurance, HEA).

Проведение международных конференций – всегда большой шаг вперед, новый импульс к развитию, к тому чтобы заявить о себе, стать заметными на европейской и мировой аренах. Можно себе представить, как непросто было бы молодому агентству принять мероприятия CEENQA без поддержки государства, Университета Сараево и финансовой помощи Австрийского агентства по вопросам развития (Austrian Development Agency, ADA). Это ли не наглядный пример сотрудничества и общего понимания приоритетов Болонского процесса? «Сильные и ответственные системы высшего образования составляют основу процветающих обществ знаний. Высшее образование должно играть центральную роль в наших усилиях, направленных на преодоление кризиса – сейчас в большей степени, чем когда-либо1» (Бухарестское коммюнике европейских министров образования, 2012).

Новое на пути к единству

Семинар «Новое в европейской гарантии качества высшего образования», прошедший 11 мая на базе Университета Сараево, был посвящен итогам министерской конференции и III Болонского политического форума (26-27, апрель, 2012, Бухарест, Румыния), а также обсуждению перспектив развития Болонских реформ и их значения для агентств-членов CEENQA. С докладами на семинаре выступили представитель Наблюдательной группы по Болонскому процессу профессор Биргер Хендрикс (Германия) и профессор Ульрих Тайхлер, директор Международного центра исследований в области высшего образования INCHER-Kassel (Германия).

В своем выступлении «После Бухарестской конференции: что нового на пути к Болонскому процессу – 2020?» Б. Хендрикс осветил ключевые моменты Болонских документов, принятых в Бухаресте (Бухарестское коммюнике, стратегия развития мобильности – 2020, Заявление участников Болонского политического форума), охарактеризовал основные тенденции в сфере европейской гарантии качества высшего образования. По мнению авторитетного аналитика, в рамках Бухарестской министерской конференции не было поставлено никаких принципиально новых целей Болонского процесса: основной акцент – на повышении качества и темпов реализации на всех уровнях определенных ранее целей и внедрения уже существующих инструментов.

Так, в число вновь подтвержденных в Бухаресте целей вошли обеспечение большей согласованности политики в Европейском пространстве высшего образования (EHEA), особенно в завершении построения целостной «Болонской системы» (три цикла обучения, использование системы ECTS, совершенствование процессов и процедур гарантии качества высшего образования, внедрение структур квалификаций, определение и оценка результатов обучения, выдача Общеевропейского приложения к диплому). Среди других заявленных ранее приоритетов – предоставление равнодоступного высшего образования для всех социальных категорий, что предполагает, в том числе, повышение процента успешно завершивших высшее образование и расширение доступа для групп, нуждающихся в социальной поддержке. Особое значение отводится реализации Стратегии развития мобильности – 2020 на национальном уровне всеми участвующими странами.

Большое внимание по-прежнему обращается на продвижение идеи студентоцентрированного обучения, чему в свою очередь должны способствовать мотивирующая среда и инновационные методы преподавания. Повышение возможностей трудоустройства выпускников вузов и расширение мобильности как средства повышения качества образования также определены как важнейшие задачи для стран-подписантов Болонской декларации.

Другие значимые направления реализации болонских реформ – развитие автоматического признания сопоставимых академических степеней и периодов обучения, использование Руководства по процедурам признания в Европейском пространстве высшего образования, пересмотр Европейских стандартов и рекомендаций для гарантии качества высшего образования (ESG-ENQA), совершенствование сбора сопоставимых данных в EHEA, а также предоставление разрешения агентствам, зарегистрированным в Европейском регистре агентств гарантии качества (EQAR), осуществлять свою деятельность по всей территории EHEA.

Большие ожидания и неоднозначная реализация

По мнению профессора У. Тайхлера (Германия), вопрос эффективного целеполагания заслуживает особого внимания в контексте реализации Болонского процесса. Тот факт, что на протяжении последних десяти лет цели и задачи практически не менялись и лишь несколько перефразировались в каждом последующем министерском коммюнике, не способствовал эффективности реформирования: «Постоянное повторение целей и задач превращает их в политические штампы, а это не работает на развитие».

Политика Болонского процесса, с точки зрения профессора, изначально характеризовалась преобладанием количественных и структурных целей над ценностными ориентирами и суждениями (академические ценности относительно экономических, элитарное высшее образование относительно эгалитарного и др.). Единственное исключение составляли и составляют поддерживаемые большинством мобильность и интернационализация в образовании.

На основе анализа предшествующего хода Болонского процесса, У. Тайхлер выделил следующие его характеристики: исключительно острая полемика (нередко с сомнительной аргументацией), огромное влияние на операционные аспекты деятельности вузов (например, внедрение циклов обучения, кредитных систем типа ECTS и др.), при этом налицо далеко не однозначные результаты в достижении одной из ключевых целей – повышении привлекательности европейского высшего образования для других регионов мира и неоднозначные мнения о введении степени бакалавра (какие перспективы она открывает перед студентами в отношении содержания образования и возможностей трудоустройства).

У. Тайхлер выразил мнение, что Болонский процесс, так же как и все предшествующие ему масштабные панъевропейские политические кампании по реформированию высшего образования (1950-х, 1960-х, 1980-х гг.) можно озаглавить как известную книгу Л. Цериха и П. Сабатье – «Большие ожидания и неоднозначная реализация».

У. Тайхлер неожиданно и парадоксально сформулировал вывод в самом названии своего выступления: «Болонский процесс должен вновь обрести сексапильность», то есть привлекательность и актуальность идей в глазах широкой общественности, академического, научного и профессионального сообществ. Этот новый «заряд привлекательности» – в свежем взгляде на ситуацию, эффективном целеполагании, в новых подходах к реализации задач.

Количественно измеримые стратегии будут работать лишь в том случае, если будут «привязаны» к количественным же (не абстрактным) целям. Все, что неконкретно и неясно, не может выполнять организующую функцию. Так, задачи, поставленные через средние показатели роста, могут мобилизовать разве что «серединную прослойку» вовлеченных сторон: более продвинутые уже достигли целей, а у кого-то вообще нет шансов к ним приблизиться. Это значит, что цели должны быть реальны, достижимы, технологичны и диагностичны.

Многозначность мобильности

Академическая мобильность – тема, которая занимает важное место в работе Международного центра исследований в области высшего образования INCHER-Kassel (Германия), которым руководит профессор У. Тайхлер. По данным анализа, в этом направлении Болонских реформ до сих пор нет полной определенности ни в терминологии, ни в критериях и показателях мобильности. Так, при предоставлении странами данных о мобильности, нередко происходит «путаница» в понятиях «иностранные студенты» (из которых до четверти заявленного числа вовсе не являются «мобильными», поскольку жили в этих странах и раньше, не имея законного гражданства) и «мобильные студенты» (из которых до 10 процентов таковыми не являются).

Усилия, направленные на повышение «входящей» мобильности в EHEA, были достаточно эффективны, особенно в отношении потоков мобильности из стран с более низким уровнем жизни. Что же касается внутриевропейской мобильности, здесь нет определенных данных о динамике роста.

Интересно, как У. Тайхлер охарактеризовал разницу американского и европейского восприятия образовательной мобильности: если американские студенты едут прежде всего получить некий жизненный опыт, «прочувствовать» культурное многообразие мира и параллельно, по возможности, «что-то изучить», европейцы в большей степени ожидают от периодов мобильности соответствующего образовательного опыта в избранной предметной области. В связи с этим первостепенное значение в вузах принимающих европейских стран должно уделяться содержанию и организации учебного процесса.

Говоря о мобильности, У. Тайхлер остановился на результатах исследования того, какой эффект оказывает обучение за рубежом на дальнейшую жизнь студентов. Оказывается, основным результатом является внезапное понимание студентами того, что мир совсем другой, намного более многообразный, чем о нем говорят преподаватели, причем в обоих вузах – и направляющем, и принимающем. Второй результат – студенты, обучавшиеся за границей, примерно в пять раз чаще работают за рубежом. При этом они четко осознают свое конкурентное преимущество (опыт зарубежного обучения) и знают, как с пользой его применить на рынке труда. Однако, как отметил У. Тайхлер, сегодня различия в квалификации между «мобильными» и «немобильными» студентами постепенно стираются вследствие растущей интернационализации образования и развития виртуальной мобильности.

После выступления У. Тайхлера опытом использования возможностей виртуальной мобильности поделился Юрис Дзелме, директор латвийского Центра оценки качества высшего образования (Higher Education Quality Evaluation Centre, HEQEC). Речь идет о проекте «TeaCamp», в котором участвуют университеты Испании, Финляндии, Литвы, Латвии, Польши и Португалии. Цель инициативы – повышение виртуальной мобильности студентов и преподавателей вузов путем создания вузами-участниками условий для виртуального академического обмена в отношении профессорско-преподавательского состава преподавателями, подготовки преподавателей и студентов к участию в программах виртуальной мобильности, содействия международному сотрудничеству в исследовательской деятельности, а также создания возможностей для студентов и вузов пользоваться преимуществами обновленного и усовершенствованного содержания обучения.

В ходе реализации проекта были разработаны среда виртуального кампуса TeaCamp и стратегия его использования, обновлены и дополнены учебные планы и программы (открытая и закрытая составляющие содержания обучения), разработаны инструменты оценки результатов обучения, а также проведено сравнительное исследование в области виртуальной мобильности педагогов и студентов.

По словам Ю. Дзелме, проект способствовал не только совершенствованию образовательного процесса и возможностей профессионального развития педагогов вовлеченных вузов, но и заключению новых договоров о многостороннем сотрудничестве между вузами, а также созданию стратегических партнерств вузов с предприятиями и профессиональными ассоциациями.

Своим взглядом на то, что препятствует развитию академической и профессиональной мобильности в EHEA, поделился президент CEENQA д-р Иринг Вассер. По его мнению, большинство европейских систем высшего образования являются государственными, и вузы получают полномочия по присвоению академических степеней непосредственно от государства. Разнообразие как самих вузов, так и присваиваемых ими степеней – причина недостаточной осведомленности международной общественности об их качестве.

Разнообразие институтов и степеней высшего образования сопровождается широким многообразием национальных систем гарантии качества и аккредитации (централизованные и децентрализованные). В некоторых странах академическая степень является автоматическим пропуском на рынок труда, тогда как в других для получения определенного профессионального статуса требуется соответствие дополнительным условиям. Развитие «неофициального» сектора высшего образования и транснационального образования, которые характеризуются отсутствием или недостаточным развитием регулирующих норм и правил в отношении мобильности, также является для нее еще одним ограничением.

Стандарты ESG: менять нельзя корректировать

Ахим Хопбах, президент Европейской ассоциации гарантии качества в высшем образовании (European Association for Quality Assurance in Higher Education, ENQA) осветил в своем выступлении результаты масштабного проекта MAPESG по изучению степени внедрения и спектра применения Стандартов и рекомендаций для гарантии качества в европейском пространстве ESG-ENQA.

Проект был реализован группой E4 (ENQA, Европейский студенческий союз – ESU, Ассоциация европейских университетов – EUA, Европейская ассоциация высших учебных заведений – EURASHE) под председательством ENQA и при финансовой поддержке Еврокомиссии. Каждая организация-участница европейской четверки консультировалась с соответствующими вовлеченными сторонами, в результате чего было подготовлено четыре промежуточных документа, составивших основу итогового отчета. Последний был представлен на Болонской конференции в Бухаресте (26-27, апрель, 2012 ) как основа для принятия министрами решения о целесообразности пересмотра стандартов ESG и, при необходимости, о степени такого пересмотра.

Основные вводы представленного европейским министрам образования отчета состояли в следующем.

  1. Получены четкие свидетельства в пользу того, что ESG оказали и продолжают оказывать положительное влияние на развитие процессов и процедур гарантии качества высшего образования в странах EHEA, а также на развитие европейской гарантии качества в целом.
  2. Важно придерживаться подхода, в русле которого стандарты ESG выступают как обобщенные принципы, и обеспечить возможности для их максимально широкого применения.
  3. Спектр стандартов в целом соответствует ожиданиям заинтересованных сторон, однако высказаны пожелания отразить в пересмотренном документе общие принципы Болонского процесса.
  4. Необходимо принять во внимание то значение, которое пересмотр стандартов будет иметь для организаций, лишь недавно начавших внедрение ESG.

Говоря о перспективе пересмотра ESG, А. Хопбах неоднократно подчеркнул, что подавляющее большинство организаций-участников проекта не поддерживает идею фундаментальных изменений в содержании документа, преобладали предложения об уточнении и совершенствовании формулировок актуального содержания стандартов.

Выводы отчета по итогам проекта MAP-ESG нашли непосредственное отражение в Бухарестском коммюнике: «Мы проведем пересмотр стандартов ESG, чтобы повысить их четкость, применимость и полезность, включая области их применения. Данный пересмотр будет осуществлен на основе начального предложения, которое подготовит Группа Е4 в сотрудничестве с Education International, BUSINESSEUROPE и Европейским регистром агентств гарантии качества (EQAR) и которое будет представлено на рассмотрение Наблюдательной группе по Болонскому процессу (BFUG)2».

Уже в июне 2012 года Группа E4 планирует обсудить первоначальные предложения по ревизии стандартов ESG. Встречи Руководящей группы, Проектной группы, фокусгрупп, открытые консультации, регулярные отчеты BFUG – результатом этой работы должен явиться к февралю 2014 года обновленный вариант Стандартов и рекомендаций для гарантии качества в европейском пространстве.

Залог успеха – доверие

В заключение общего собрания его участники заслушали доклад Иринга Вассера «Факторы успеха в развитии региональной сети агентств гарантии качества на примере CEENQA». К решающим он отнес, прежде всего, четкое политическое видение сотрудничества в области высшего образования и гарантии качества. Кроме того, требуется наличие общей основы в многообразии систем высшего образования в регионе, а также наличие общепринятой структуры квалификаций. Крайне важны действующие принципы и критерии аккредитации (как для общих, так и специфических предметных областей), при этом они должны быть признаны всеми вовлеченными сторонами.

Необходимо обеспечить согласованность и последовательность в принятии агентствами решений по гарантии качества и аккредитации в высшем образовании, также агентства должны стремиться к взаимному признанию таких решений и пользоваться соответствующей политической поддержкой.

Важнейшую роль играет региональное взаимообучение. Аккредитация совместных образовательных программ – еще один эффективный инструмент достижения взаимного доверия. Для развития глобальной академической и профессиональной мобильности нужно прийти к взаимосвязи в работе региональных сетей.

Наглядным подтверждением стремления сети CEENQA к успешному взаимодействию с другими региональными организациями сферы гарантии качества стало подписание президентами CEENQA и ENQA обновленного варианта соглашения о сотрудничестве. Совместная работа на основе честности, профессионализма, доверия, взаимной ответственности и обоюдной заинтересованности – вот решающий фактор успеха в действии.

Коротко о важном…

В рамках прошедшего 1 мая общего собрания агентств-членов CEENQA обсуждался ряд вопросов, связанных с изменениями в уставе и членством в организации. Так, в ходе обсуждения возможностей расширения географии членов CEENQA были названы страны, которые фактически являются «белыми пятнами» на карте европейской гарантии качества (Украина, Молдова, Белоруссия). Как вовлечь их во взаимодействие с партнерами по региону? Приглашать ли к сотрудничеству организации из других регионов Европы? Как быть с проблемой «молчаливого членства», когда официально числящиеся в составе CEENQA агентства годами не дают о себе знать, но при этом исправно платят членские взносы?

В рамках встречи состоялось представление агентств – новых членов CEENQA: немецкого Агентства по аккредитации программ в области здравоохранения и общественных наук (AHPGS), австрийского Агентства гарантии качества и аккредитации (AQ Austria), литовского Центра по оценке качества в высшем образовании (SKVC) и Совета Северного Кипра по планированию, оценке, аккредитации и координации в высшем образовании (YODAK). Строго говоря, не все вновь принятые в состав CEENQA агентства являются для сети новичками: литовский центр, по сути, возобновил свое членство в организации после вынужденного выхода из нее по причинам, обусловленным национальным законодательством. Для австрийского агентства AQ Austria, в состав которого в результате слияния вошли три агентства – полноправных члена CEENQA, голосование также было формальной процедурой.

На встрече заслушаны отчеты членов Руководящего комитета сети о проделанной за год работе, проведена презентация первого выпуска электронного информационного бюллетеня CEENQA, который будет публиковаться каждые три месяца и распространяться среди агентств-членов сети и партнерских организаций.

У нас – слияние агентств, а у вас?

Все присутствовавшие на общем собрании сочли, что удачным нововведением этого года стал блиц – обмен новостями и информацией о работе агентств, проведенный в формате круглого стола. Участникам было интересно и полезно из первых уст узнать о последних событиях, текущей деятельности, достижениях и проблемах коллег, а затем обсудить «зацепившие» идеи во время кулуарного общения. Предлагаем своеобразный дайджест наиболее значимых новостей сферы гарантии качества высшего образования в странах Центральной и Восточной Европы.

Босния и Герцеговина. Учрежденное Рамочным законом о высшем образовании (2007) как независимая общественная организация, Агентство по развитию высшего образования и гарантии качества (Agency for Development of Higher Education and Quality Assurance, HEA) успешно прошло стадию становления, разработки и апробации оценочных и аккредитационных критериев и вышло на новый этап деятельности – проведение институциональной аккредитации, заявления о прохождении которой подали уже 34 высших учебных заведения страны (всего в Боснии и Герцеговине 10 государственных и 33 частных вуза). При этом агентство продолжает деятельность по аккредитации отдельных образовательных программ.

Польша. Вступили в силу 1 октября 2011 года поправки к польскому закону о высшем образовании, согласно которому бывший Государственный аккредитационный комитет (State Accreditation Committee) получил новое название – Польский аккредитационный комитет (Polish Accreditation Committee), сохранив при этом прежнее сокращенное название PKA. Расширился и спектр его деятельности: начиная с октября 011 года, он оценивает качество не только отдельных образовательных программ, но и факультетов (институциональная аккредитация). Претерпела изменения и внутренняя организационная структура комитета: теперь он состоит из 8 отделов в соответствии с областями науки и искусств; общее число членов комитета составляет 70-90 человек, не менее 30 процентов из которых женщины.

Хорватия. Хорватское агентство по науке и высшему образованию (The Croatian Agency for Science and Higher Education, ASHE), ответственное за все процедуры внешней гарантии качества высшего образования в стране, в октябре 2011 года получило статус полноправного члена ENQA, а в ноябре 2011 года было зарегистрировано в EQAR. Это означает, что агентство получило полное признание своей деятельности и ее результатов на всей территории EHEA. В 2011 году функции агентства пополнились сбором данных о национальном высшем образовании и проведением аккредитации профессионально-технических школ (техникумов).

В Хорватии запущен новый общенациональный англоязычный портал для иностранных студентов «Обучайтесь в Хорватии». Портал содержит список аккредитованных образовательных программ, подробную информацию о системе высшего образования в Хорватии, процедурах обращения о зачислении на обучение, а также данные о студенческой жизни и программах обмена. Портал был введен в действие как часть национального плана по увеличению доли иностранных студентов, обучающихся в вузах страны (сейчас это 0,3 процента, по сравнению со средним уровнем по Европе в 6,7 процента). План предполагает также продвижение высшего образования и научных исследований Хорватии на международной арене, устранение административных препятствий и предоставление Министерством науки, образования и спорта Хорватии поддержки Агентству по науке и высшему образованию и другим партнерам и заинтересованным сторонам.

Россия. Национальный центр общественно-профессиональной аккредитации, представлявший Россию на мероприятиях CEENQA, активно работает в нескольких направлениях: аккредитация образовательных программ, консультирование вузов по вопросам общественно-профессиональной аккредитации, подготовка экспертов для участия во внешней экспертизе образовательных программ и вузов, а также разработка учебно-методических и справочно-аналитических материалов для проведения обучающих мероприятий. Параллельно Нацаккредцентр ведет непрерывную работу по совершенствованию методологии, процессов и процедур, стандартов и критериев своей аккредитационной и оценочной деятельности. Одна из важнейших инициатив 2012 года – совместная с Европейской ассоциацией консерваторий экспертиза и аккредитация образовательных программ в двух ведущих музыкальных вузах России (Российской академии музыки им. Гнесиных и Академии хорового искусства им. В.С. Попова.

Помимо данной работы, Нацаккредцентр активно продвигает проекты, направленные на оценку результатов обучения (открытые международные студенческие Интернет-олимпиады и федеральный Интернет-экзамен) и выявление лучших практик и выдающегося качества в отечественном высшем образовании (проект «Лучшие образовательные программы инновационной России»). Востребованными в России и за ее пределами являются печатные и электронные издания, публикующиеся при поддержке и участии Нацаккредцентра: журнал «Аккредитация в образовании», информационный бюллетень «Вестник аккредитации», ежегодное аналитическое обозрение системных изменений в российском высшем образовании, а также справочник «Лучшие образовательные программы инновационной России».

Нацаккредцентр динамично развивает международный аспект своей деятельности: представители агентства являются постоянными участниками международных мероприятий по вопросам гарантии качества высшего образования (конференции ENQA, CEENQA, APQN, INQAAHE); в России организуются конференции и семинары с участием ино странных коллег (среди последних – прошедшая в ноябре 011 года VI конференция экспертов в сфере высшего образования «Внедрение Европейских стандартов и рекомендаций», в которой приняли участие представители агентств-членов CEENQA, включая президента сети д-ра Иринга Вассера).

Нацаккредцентр активно взаимодействует с зарубежными организациями сферы гарантии качества: заключены договоры о сотрудничестве с агентствами Франции, Казахстана, Хорватии, Боснии и Герцеговины, Латвии. В процессе согласования договоры с агентствами Эстонии, Литвы, Словакии, Германии. В рамках договоров идет эффективный обмен опытом, номинирование экспертов для участия в процедурах внешней экспертизы за рубежом, готовятся совместные мероприятия по обучению экспертов и проекты совместной аккредитации.

Австрия. В результате реформирования сферы внешней гарантии качества высшего образования в Австрии создано Агентство гарантии качества и аккредитации (Agency for Quality Assurance and Accreditation Austria, AQAustria), которому делегированы полномочия трех австрийских агентств:

  • Австрийского агентства гарантии качества (the Austrian Agency for Quality Assurance, AQA), ответственного за аудиты качества в государственных университетах и действовавшего как на территории Австрии, так и за ее пределами;
  • Совета по аккредитации университетов прикладных наук (Fachhochschul Council, FHR) как государственного полномочного органа, отвечавшего за аккредитацию вузов данного типа и реализуемых ими образовательных программ;
  • Австрийского аккредитационного совета (the Austrian Accreditation Council, OAR), государственного органа, в юрисдикции которого аккредитация частных университетов и реализуемых ими программ.

В соответствии с новым федеральным законом о гарантии качества в высшем образовании, вошедшим в силу 1 марта 2012 года, государственные университеты и университеты прикладных наук Австрии обязаны периодически проходить аудит внутренних систем управления качеством. Новым университетам прикладных наук, а также новым программам данного сектора, будет необходимо пройти аккредитацию Агентства AQAustria. Частные университеты и их программы по-прежнему должны регулярно проходить процедуры инсти туциональной и программной аккредитации.

В состав Руководящего комитета Агентства гарантии качества и аккредитации AQAustria вошли 14 австрийских и 2 международных независимых экспертов. Президентом агентства избрана профессор Анке Хэнфт (Университет Ольденбурга, Германия), генеральный секретарь CEENQA Кристина Розняй стала международным членом Совета AQAustria.

Румыния. Румынское агентство гарантии качества в высшем образовании (Romanian Agency for Quality Assurance in Higher Education, ARACIS) завершает разработку новой методологии внешней оценки качества высшего образования, основу которой составляют:

  • экспертиза программ бакалавриата, магистратуры, докторантуры, а также институциональная экспертиза;
  • консультирование университетов по вопросам гарантии качества образования;
  • участие в образовательных проектах, в центре внимания которых, в частности, подготовка студентов к требованиям рынка труда, образование на протяжении всей жизни, вовлеченность студенчества в управление вузами и др.;
  • взаимодействие с международными организациями сферы гарантии качества высшего образования – ENQA, EQAR, CEENQA, INQAAHE и др.

Базовые принципы новой методологии агентства ARACIS: европейские стандарты и критерии, ответственность вузов за качество образования, соответствие цели, автономия и многообразие вузов, ориентированность на результат, институциональная идентичность, сотрудничество со всеми звеньями образовательной системы, повышение качества работы и независимости агентства, прозрачность информации и решений.

Чешская республика. Чешская аккредитационная комиссия выполняет возложенные на нее функции оценки качества и аккредитации программ высшего образования. Полтора года назад она приступила к экспертизе докторских программ: всего по стране их насчитывается около тыс., и все они должны пройти экспертизу с целью установления качества докторской подготовки. Предполагается, что проведение экспертизы упростит предстоящую аккредитацию докторских программ, которая будет осуществляться в отношении кластеров, а не отдельных программ. На сегодняшний день около половины программ докторской подготовки в Чехии прошли экспертизу качества.

Напряженными весь последний год оставались отношения Аккредитационной комиссии с Министерством образования, молодежи и спорта Чехии: представители министерства не принимали участия в заседаниях комиссии, не консультировались с ней по важнейшим предложениям к проекту закона о высшем образовании и, более того, не проявили уважения к рекомендациям комиссии об ограничении или невозобновлении аккредитации в отношении нескольких образовательных программ – а это грубое нарушение действующего законодательства. Новый министр, приступивший к обязанностям 1 мая 2012 года, пока не принял никаких мер по данным нарушениям.

Венгрия. Согласно новому закону о высшем образовании (2011), 1 марта 2012 года состоялась инаугурация нового Венгерского аккредитационного комитета, в состав которого вошли 18 человек. Особый указ правительства об оценке качества и развитии высшего образования, в котором определены функции вновь учрежденного комитета, вступит в силу с 1 сентября 2012 года. В число этих функций вошло предоставление рекомендаций управлению образованием относительно заявлений об учреждении и начале деятельности новых образовательных программ и докторантур, а также при рассмотрении заявлений о замещении должностей профессорско-преподавательского состава в университетах страны.

Кроме того, продолжится текущая работа по проведению процедур институциональной аккредитации и экспертизы в рамках аккредитации программ педагогического образования. В качестве своей новой функции Венгерский аккредитационный комитет поэтапно приступит к аккредитации двухгодичных вузовских программ профессиональной подготовки, кредиты которых могут перезачитываться при зачислении выпускников в программы высшего образования. Параллельно будет продолжена работа по аккредитации отдельных образовательных программ.

  1. Максимальное использование нашего потенциала. Консолидация Европейского пространства высшего образования: Бухарестское коммюнике, окончательная версия / перев. Ж.О. Кузьминых // European Higher Education Area. – URL: http://www.ehea.info. – (последнее посещение 23.05.2012). {Making the Most of Our Potential: Consolidating the European Higher Education Area: Bucharest Communiqu?, Final Version}.
  2. Максимальное использование нашего потенциала. Консолидация Европейского пространства высшего образования: Бухарестское коммюнике, окончательная версия / перев. Ж.О. Кузьминых // European Higher Education Area. – URL: http://www.ehea.info. – (последнее посещение 3.05.2012 ). {Making the Most of Our Potential: Consolidating the European Higher Education Area: Bucharest Communiqu?, Final Version}.
Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Результаты обучения и оценка качества результата – по-европейски
Четвертый Болонский политический форум
Форум ENQA-2012: жаркие дискуссии в холодном Париже
Российская система аккредитации в сфере образования прошла знаковые рубежи
Если доверить «сомелье» оценку качества образования…
Кто кого: Россия в Болонском процессе
Аккредитационные агентства России и Китая ведут совместную работу
Какая аккредитация нужна вузам «легкого поведения»
Кто кого: Россия в Болонском процессе (Продолжение)
INQAAHE: подходы к гарантии качества образования

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ