Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Роман Симуков: «Для начала нужно выйти за рамки привычного образа ребенка-сироты»

О возникающих трудностях в воспитании ребенка и его адаптации в семье и школе родители и педагоги знают не понаслышке. А если ребенок приемный, то проблемы ощущаются острее и сложнее найти решение. Для родителей, законных представителей, проводятся обучающие мероприятия, форумы и лекции, однако отношение окружающих остается предвзятым. Насколько современная школа готова принять и направить свои ресурсы для полноценного развития и обучения приемного ребенка? Умеют ли педагоги выстраивать доверительные отношения с такими детьми? И стоит ли вообще посвящать окружающих в «тайну усыновления»?

Просмотров: 219
И.о. директора Китежской средней общеобразовательной школы, методист, разработчик образовательных программ, приемный родитель Роман Сергеевич СИМУКОВ рассуждает о проблемах приемных детей в школе и дома и предлагает способы их решения.

– Роман Сергеевич, что, на ваш взгляд, является общим в воспитании приёмного и родного ребёнка, а какие отличия принципиально важны?

– Если говорить простым языком, то приёмные дети недополучили внимания и заботы своих родителей. Вы можете сказать, что и в обычных семьях такая ситуация встречается часто. Но здесь важно понимать, что ребёнок-сирота пережил не просто отсутствие участия своих родителей в его развитии и воспитании, а полный разрыв отношений и привязанности со значимыми для него взрослыми. Разрыв, который создает в душе ребенка хаос неопределенности и полное отсутствие безопасности. Ребёнок просто больше не верит миру, в его возможную доброту.

Последствия такой травмы выражаются в страхе и агрессии, постоянной тревожности, низкой самооценке. Основными впечатлениями жизни становятся поиск еды, крова и защиты. Как результат – проблемы волевой, эмоциональной и интеллектуальной сфер ребенка.

Наблюдая за общением приемных и собственных детей в семьях можно увидеть, насколько дети по-разному смотрят на мир. Первые – с позиции выживания, вторые – исходя из возможностей. Это принципиальное различие, которое влияет на выбор способов взаимодействия с миром и окружающими.

 

– И такая внутренняя позиция ребенка создает дополнительные сложности в процессе обучения в школе?

– Конечно. Это не только внутренняя позиция, но и вполне объективные причины. Бедность впечатлений от жизни в течение долгого времени, однообразие, концентрация внимания на базовых потребностях (еда, кров, защита)  приводят к тому, что у ребенка вовремя не формируются важные мыслительные функции. Таким детям тяжело осваивать абстрактное мышление, теоретические понятия и работать с моделями. Ослабленное здоровье ведет к частым болезням и малому запасу жизненных сил.

 

– Как школа и учителя относятся к приемным детям?

– Можно сказать иначе, шире: «Как школа относится к проблемным детям?». Это ведь не только сироты. Это дети-инвалиды, дети мигрантов, трудные подростки. Список можно продолжать. Наша обычная человеческая реакция, когда мы встречаем что-то непонятное, – смятение, напряжение, отторжение. Редко – любопытство и попытка разобраться, что к чему. Поскольку школа – своеобразное общество в миниатюре, ей также свойственно настороженное отношение к необычным ученикам. И если мы говорим про детей-сирот (детей с травмой), то негативные эмоции ребенка, его непредсказуемость, асоциальность, недоверие являются огромным вызовом для учителей, администрации и школы в целом.

Добавим к этому множество мифов: «плохая наследственность», «постоянно ворует», «уже все попробовал», «испорченная психика» и прочее. Осторожность по отношению к приемному ребенку проявляют не только учителя, но и одноклассники, а также их родители.

Многие приемные родители с горечью говорят об учебных буднях своих детей. В прошлом году я проводил фокус-группу с приемными родителями Краснодарского края. Многие из них предпочитают скрывать от школы историю ребенка и самостоятельно решать вопросы его образования. Боятся предвзятого отношения. Из-за такого «клейма неуспешности» и педагоги, и одноклассники зачастую больше ждут проблем, чем успехов от приемных детей. Всё это приводит к нежеланию самого ребёнка участвовать в учебной деятельности.

– Как наладить конструктивный диалог между школой и приемными родителями?

– Во-первых, нужно разрушать привычные стереотипы и готовить сотрудников школы к работе с детьми-сиротами. Приёмным родителям постоянно оказывается поддержка, в том числе со стороны государства: школы приёмного родителя, семинары, службы сопровождения приёмных семей, клубы, ассоциации и прочее. Результат – родители понимают особенности и потребности ребёнка, помогают ему в преодолении кризисов и трудностей. В настоящее время нет специальной системы обучения и поддержки учителей в вопросах, касающихся приемных семей, но она необходима. Такую помощь могут оказать школам органы опеки, службы сопровождения, а также частные благотворительные фонды, помогающие детям-сиротам и приёмным родителям.

Во-вторых, необходимо устранить противоречие между ожиданиями родителей и ожиданиями школы. Чаще всего окружение воспринимает ребёнка как объект воздействия: «мы действуем в интересах ребенка». Но это возможно только в том случае, если действовать в рамках сотрудничества, учитывая потребности ребенка, и совместно с ним выстраивать стратегию помощи. Например, одним из самых сложных периодов для приемной семьи является период адаптации. Большая часть жизненных сил в это время тратится в семье на установление доверительных отношений. Приемные родители помогают ребенку поверить в себя, увидеть свои возможности и то, какую помощь в их реализации могут оказать ему окружающие. В этот период главная задача школы – поддерживать позитивный контакт с семьей ради достижения единой цели, помочь успешно адаптироваться к школе ребенку из приемной семьи.

АСМОЛОВ Александр Григорьевич, доктор педагогических наук, профессор, академик РАО:

– Целостная образовательная модель, реально воплощаемая в «Китеже», сейчас эффективна при решении проблем детей, находящихся в кризисной ситуации, детей, имеющих особые таланты и потребности, но не нашедших места в массовой школе. Образовательные проекты, воспитательные методики, которые развивает «Китеж», ролевые игры, семинары «осознанного родительства» – все это вносит существенный вклад в развитие института семьи и школы.

– Какие конкретные рекомендации и инструменты существуют для школы и учителя?

– Выделим несколько групп таких инструментов. Первая – «учебные», или что делать с требованиями к освоению образовательной программы. Для начала необходимо выйти за рамки привычного образа ребенка-сироты: «неспособного», «неуспешного», «испорченного». Использовать для него или в классе формирующее оценивание. Это позволит снизить напряжение из-за сравнения собственных учебных достижений с результатами других детей. И, даже если этот прогресс будет небольшим, если «было двадцать ошибок, а теперь десять» – это та самая личная ситуация успеха, в которой ребенок нуждается. Практически нужно на некоторое время забыть об академическом соответствии и следовать за минимальными успехами конкретного ребёнка, поощряя его и тем самым закрепляя позитивный образ школы в его сознании. Очень непопулярная мера в школе, но очень желанная иногда для приемных родителей – это повторное обучение.

Есть и другие инструменты: «психологические» – про то, как устанавливать продуктивные отношения, «социальные» – что делать с атмосферой в классе, «административные» – как действовать руководству школы. И есть еще одна очень важная группа – «регулятивная»: как учителям и работникам школы поддержать себя и своё эмоциональное состояние в работе с непростыми детьми.

 

– Чтобы вы посоветовали приёмным родителям?

– В первую очередь надо лично знакомиться с учителями, психологом, администрацией школы. И максимально честно рассказать про трудности и ресурсы, которые они видят в ребёнке, с чем уже столкнулись и с чем можно столкнуться в будущем. Раз в месяц общаться со всеми учителями. Особенно на этапе адаптации ребенка в семье. Чаще – может возникнуть ненужное раздражение. Здесь главное – держать руку на пульсе.

Следует заранее проговорить, что будет происходить, если возникнут трудности в обучении: если у него возникнут сложности в базовых предметах, каковы будут ваши действия? как вы относитесь к тому, чтобы оставить ребенка на второй год? как школьный коллектив отнесется к появлению такого ребенка? Не нужно бояться задавать вопросы. Чем больше родители узнают о школе, её правилах, традициях, способах реагирования на трудности, системе поддержки, тем лучше.

Нужно обязательно поговорить с классным руководителем про место ребёнка в школьном коллективе. Стоит ли дать ему какую-либо социальную роль, долю ответственности, благодаря чему он может испытать ситуацию успеха. Здесь главная задача – помимо учебных достижений, формировать и другие позитивные истории. Например, пусть русский язык и математика сейчас не удаются, но на физкультуре и технологии ребенок может себя проявить, а значит получить опыт успеха в том, в чем он силен.

Рекомендаций много. Ситуации бывают разные, но в любом случае надо к ним готовиться не только практически, но и теоретически. Так, например, я бы посоветовал и родителям, и учителям ознакомиться с книгой Людмилы Петрановской «В класс пришёл приёмный ребёнок».

– Четверть века назад детский поселок «Китеж» создавался как поселок для приемных семей. Сейчас это уже нечто большее?

– Да, изначально сюда приезжали те, кто брал в свои семьи приёмных детей. Постепенно, в процессе воспитания таких детей, формировался наш педагогический коллектив. Сталкиваясь с трудностями, мы совместно их решали, находили ответы на волнующие вопросы.

Так сложились особая система, в которой всё работает на воспитание, и общее пространство, в котором мы не просто учимся в школе, а живём. И мастерские, в которых вместе работаем. И ферма, и футбол по вечерам, и песни под гитару у костра.

Наша задача – сделать мир интересными для себя, и для детей. И мы его таким делаем.

 

Беседовала ЕЛЕНА КЛЕШНИНА

Статистика от редакции: скачать pdf

 

 

[1] На 1 февраля 2019 года.

[2] По данным Благотворительного фонда «Арифметика добра».

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Образовательные стандарты. Гуманитарный аспект
Колледж «Подмосковье»: особенности реализации программы профессионального самоопределения
«Серые клетки» российского образования
Российским гражданам – достойное образование (продолжение)
Виктор Демин о первых итогах построения региональных систем СПО
Инженерные работы школьников представлены на форуме в МИСиС
Хабаровский технический колледж готовит кадры для строительной индустрии региона
Перспективы развития высшего и профессионального образования
Как измерить «гранит науки»?
Разрыв поколений в инженерном образовании

Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ