Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Виктор Демин о первых итогах построения региональных систем СПО

Прошло более двух лет, как учреждения среднего профессионального образования были переданы в ведение регионов. Оказавшись в сложном положении, регионы начали строить системы СПО в зависимости от своего видения возможностей. Результаты этой трудной работы анализирует в своем интервью президент Союза директоров ссузов России Виктор Демин.

Просмотров: 2034

Гибкость и самонастройка – ключи к дверям в будущее

Прошло более двух лет, как по распоряжению Правительства РФ государственные учреждения среднего профессионального образования были переданы в ведение регионов. Решение об этом принималось быстро и вышло в свет в канун нового года. Оказавшись в сложном положении, регионы начали строить системы СПО в зависимости от своего видения и возможностей.

Результаты этой трудной работы анализирует в своем интервью президент Союза директоров средних специальных учебных заведений России, директор Красногорского государственного колледжа, доктор педагогических и кандидат экономических наук, профессор Виктор ДЕМИН.

– Виктор Михайлович, как вы оцениваете первые итоги построения региональных систем профессионального образования?

– Споры о необходимости этого шага не утихают до сих пор, хотя цель правительственного решения очевидна – приблизить систему подготовки кадров по объемам и структуре к потребностям конкретных отраслей экономики и региональным рынкам труда. Два года – небольшой отрезок времени, но считаю, что сделано за этот период немало. Система профессионального образования во многом приобрела новые целевые ориентиры, ведет диалог со сферой труда, создает современные организационные структуры подготовки кадров, развивает международное сотрудничество.

Большим плюсом является то, что практически во всех субъектах Российской Федерации реализуются целевые региональные программы развития профессионального образования, при органах исполнительной власти работают советы по профессиональному образованию. Активно развиваются механизмы государственно-частного партнерства и привлечения средств бизнеса, в том числе на условиях софинансирования, создаются новые инструменты формирования государственного задания на подготовку кадров. Во многих субъектах федерации формируются модели профессионального образования и обучения, основанные на кластерном подходе.

Важно и то, что образовательная инфраструктура приобретает новый облик, в ее составе появляются инновационные элементы: ресурсные центры, учебные центры профессиональных квалификаций, многофункциональные центры прикладных квалификаций и другие. Так, в 2011 году в рамках Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы началась реализация проекта по созданию 11 межрегиональных отраслевых ресурсных центров по 10 приоритетным отраслям экономики, который и дал толчок формированию кластерных моделей профессионального образования и сетевых форм реализации образовательных программ. Значительная часть проекта завершена. Задача на будущее – добиваться, чтобы новации продолжали развиваться и получили нормативно-правовое сопровождение.

Именно на два прошедших года приходится реализация новых федеральных государственных образовательных стандартов. Пришла пора некоторые – подкорректировать, другие – обновить. Предложения по изменению ФГОС по подготовке рабочих, связанные со сроками обучения, профессиональное сообщество высказывает уже сейчас.

Реформированная система СПО начинает вписываться в общеевропейское пространство. Так, Россия впервые в 2013 году приняла участие в мировом конкурсе профессионального мастерства WorldSkills в Лейпциге, предварительно развернув подготовку к нему на тренировочных площадках во многих регионах страны. Участие в этом признанном в мире движении позволит приблизить к мировым требованиям стандарты обучения по ряду профессий и специальностей.

Предпринятые меры нацелены на повышение конкурентоспособности, гибкости и самонастраиваемости системы профессионального образования на конкретные запросы отраслей и региональных рынков труда. Созданы предпосылки для разработки ряда целевых федеральных и региональных программ развития образования, закона «Об образовании в Российской Федерации», «Стратегии развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций в Российской Федерации на период до 2020 года» и других важных документов. На сегодня уже принято более 20 подзаконных и нормативных актов, конкретизирующих основные положения названных документов.

– Что, на ваш взгляд, стоит на пути дальнейшего развития системы подготовки рабочих кадров и специалистов среднего звена?

– В системе профессионального образования накопилось немало проблем, которые необходимо решить в ближайшее время и общими усилиями – законодателей, представителей исполнительной власти всех уровней, работодателей и их объединений, профессиональных образовательных организаций. Например, хотелось бы отметить, что меняется ментальность российского работодателя по отношению к государственной системе профессионального образования, но эти изменения не подкрепляются дополнительными экономическими стимулами и преференциями, позволяющими бизнесу более активно влиять на качество подготовки кадров. Возникают препятствия и при открытии востребованных работодателями новых специальностей и профессий. Они связаны с установлением контрольных цифр приема за счет средств бюджета только по аккредитованным программам. Однако аккредитация осуществляется по окончании полного срока реализации образовательной программы, то есть через три-четыре года, что, естественно, приводит к старению заказа на подготовку кадров по той или иной специальности.

В условиях сложной демографической ситуации и сложившегося в обществе предпочтения высшей школы остается актуальным вопрос повышения престижа рабочих профессий. Справиться с этим в одиночку работникам профессионального образования не под силу. Нужны скоординированные действия заинтересованных сторон по профориентации школьников, консультированию и информированию населения. Можно также продумать меры, для того чтобы остановить утечку студентов в вузы после окончания первого-второго курсов колледжа. Хотелось бы, чтобы работу школ оценивали не по количеству поступивших в институт, а по умению социализировать личность, ориентировать ее при выборе профессии на запросы экономики и социальной сферы.

Дальнейшее развитие системы профессионального образования невозможно без инвестиций. Достаточно сказать, что новые федеральные государственные образовательные стандарты в части требований к условиям реализации образовательных программ предполагают обновление учебно-лабораторной базы, повышение квалификации педагогических работников и многое другое, что далеко не всегда под силу региональным бюджетам.

Остается нерешенным ряд вопросов по оплате труда педагогических работников, социальной защите студентов колледжей и техникумов, поддержке талантливой молодежи.

Предложения, которые касаются этих и некоторых других мер, позволяющих придать новый импульс развитию системы профессионального образования, союз директоров направил в Комитет Госдумы РФ по образованию. С ними уже ознакомились участники расширенного заседания, состоявшегося 7 ноября 2013 года.

– Как отразилась регионализация системы СПО на работе Союза директоров средних специальных учебных заведений России?

– За прошедший период состоялось два съезда Союза директоров ссузов России, в которых участвовали представители почти 2 тыс. учреждений профессионального образования, и 7 заседаний президиума союза, на которых рассматривались актуальные вопросы развития системы подготовки рабочих кадров и специалистов среднего звена. Многие из выработанных предложений легли в основу нового законодательства и современной нормативно-правовой базы в области профессионального образования. Союз директоров укрепился также организационно: сегодня объединены около 75 процентов руководителей колледжей и техникумов, и каждый третий директор имеет ученую степень кандидата или доктора наук.

Региональные отделения союза, отраслевые советы и ассоциации директоров действуют в 73 субъектах Российской Федерации и стали составной частью государственно-общественного управления образованием, связующим звеном между региональными органами исполнительной власти, объединениями работодателей и системой профессионального образования. Значение региональных и отраслевых советов возросло.

Вместе с тем союз директоров продолжает играть координирующую и организующую роль в сохранении единого образовательного пространства. Члены президиума активно участвуют в обсуждении важнейших стратегических вопросов развития системы профессионального образования с профильными комитетами Госдумы и Совета Федерации, Минобрнауки РФ, профсоюзами, другими государственными и общественными структурами. Работа в этом направлении будет продолжаться и в дальнейшем.

– Какие главные задачи нужно решать образовательным организациям СПО и региональным системам образования в связи с требованиями нового закона об образовании?

– Особая роль в федеральном законе уделяется мониторингу и независимой оценке качества образования, а также инструментам оценки эффективности деятельности образовательных организаций – общественной и профессионально-общественной аккредитации образовательных программ и другим. Основную роль здесь должны сыграть объединения работодателей и общественные организации. А образовательным организациям нужно расширить спектр программ профессионального обучения, в том числе взрослого населения, повышения квалификации и переподготовки кадров, ориентируясь на запросы рынка труда.

Актуальных задач много, но для педагогов и мастеров производственного обучения главное – повысить уровень мастерства, для руководителей – овладеть современным менеджментом, ввести эффективный контракт. Важно также сохранить социальные гарантии обучающихся по программам подготовки квалифицированных рабочих.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Особенности нижегородского профессионального образования
Интервью с Виктором Дёминым
Ключевые задачи современного вуза
Александр Климов о государственной образовательной политике
Ветер перемен в инфраструктуре образования
Формирование единого образовательного пространства региона
Профобразование: эффективность взаимодействия с производством под вопросом
Виктор Болотов: «Аналитик, будь верен правде»
Проблемы и перспективы НПО и СПО
Коммерциализация вузов в контексте реформ

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ