Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Перспективы развития высшего и профессионального образования

Каждому педагогу хочется заглянуть в завтрашний день и увидеть, каких высот достигнет высшая и профессиональная школы, которым уделяется в последнее время столько внимания. Об этих перспективах беседуем с заместителем председателя Профсоюза работников народного образования и науки РФ Вадимом ДУДИНЫМ.

Просмотров: 377

Ориентиры ближайшего будущего

Каждому педагогу хочется заглянуть в завтрашний день и увидеть, каких высот достигнет высшая и профессиональная школы, которым уделяется в последнее время столько внимания. Об этих перспективах беседуем с заместителем председателя Профсоюза работников народного образования и науки РФ Вадимом ДУДИНЫМ.

– Вадим Николаевич, в каких финансовых условиях правительство страны предполагает продолжить осуществление реформы системы высшего и профессионального образования?

– Стратегические цели бюджетной политики сформулированы в Программе повышения эффективности управления общественными (государственными и муниципальными) финансами на период до 2018 года, в государственных программах «Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков» и «Создание условий для эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами, повышения устойчивости бюджетов субъектов Российской Федерации». Изложены они и в проекте долгосрочной бюджетной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года.

Формирование расходов федерального бюджета на 2015-2017 годы осуществлялось, исходя из следующих основных подходов:

  • индексации заработной платы в сфере образования в соответствии с прогнозируемым уровнем инфляции в 2015 году на 5 процентов, в 2016 году – на 4,5 процента, в 2017 году – на 4,3 процента;
  • индексации с 1 сентября 2017 года на 4,3 процента стипендиального фонда для студентов федеральных образовательных учреждений профобразования, аспирантов, докторантов, интернов и ординаторов и корректировки в 2015 и 2016 годах ассигнований на эти цели в соответствии с прогнозируемой инфляцией;
  • индексации в 2017 году на 4,3 процента публичных нормативных и приравненных к ним обязательств и корректировки в 2015 году бюджетных ассигнований на указанные цели, в связи с прогнозируемым уровнем инфляции.

В расходах бюджетов бюджетной системы страны на образование будет потрачено в 2014 году 11,4 процента, в 2015 году – 11,1 процента, в 2016 году – 11,4 процента, в 2017 году – 11,4 процента. В целом – 3748,2 млрд. рублей.

Доля расходов на образование в ВВП в 2014-2016 годах составит 4,3 процента, а в 2017 году – 4,2 процента, увеличившись в абсолютном выражении.

Расходы федерального бюджета по разделам бюджетной классификации в целом в предстоящие три года предполагается увеличивать. Вместе с тем расходы на образование в 2015 году, по сравнению с предыдущим годом, сократятся на 4,6 процента, что составит примерно 30 млрд. рублей, в 2016 году увеличатся на 2,1 процента, в 2017 году возрастут ещё на 4,6 процента и достигнут к концу планового периода 652 млрд. рублей.

По разделу «Общегосударственные вопросы» рост расходов учитывает потребность в дополнительных средствах на реализацию указов Президента РФ от 7 мая 2012 года, включая повышение оплаты труда работников федеральных государственных учреждений науки гражданского назначения, увеличение объемов финансирования государственных научных фондов.

Расходы по разделу «Образование» предусмотрены в 2015 году в сумме 606,8 млрд. рублей, в 2016 году – 609,7 млрд. и в 2017 году – 647,7 млрд. В основном изменение объемов федерального финансирования обусловлено завершением в 2014 году ряда проектов, поэтому произошло уменьшение межбюджетных трансфертов субъектам РФ, а именно:

  • на софинансирование расходных обязательств субъектов страны, возникающих при реализации программ модернизации региональных систем дошкольного образования в объеме 50 млрд. рублей;
  • отмена софинансирования мероприятий по проведению оздоровительной кампании детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в объеме 4 млрд. рублей в соответствии с законодательством о разграничении полномочий между различными уровнями власти в стране.

Кроме того, снижение расходов по разделу связано с завершением в 2014 году мероприятий в рамках ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» в объеме 4 млрд. рублей, а в 2015 году – мероприятий государственной программы «Доступная среда» в объеме 3,8 млрд. рублей.

Рост расходов по разделу обусловлен:

  • увеличением бюджетных ассигнований для повышения оплаты труда педагогических работников в 2015 году на 24 млрд. рублей, в 2016 году – на 24,8 млрд., в 2017 году – на 22,5 млрд., по сравнению с предшествующими годами;
  • возрастанием поддержки ведущих университетов – в 2015 году на 1,5 млрд. рублей, в 2016 году – ещё на 0,5 млрд.

При составлении федерального бюджета в максимальной мере учитывалась необходимость решения задачи по развитию системы образования, в том числе за счет повышения эффективности финансирования с учетом результатов проведения структурных реформ, в том числе:

  • оптимизации количества образовательных организаций, получающих ассигнования из средств федерального бюджета;
  • изменения подходов к финансированию и оценке деятельности образовательных организаций (плановый переход на нормативное подушевое финансирование на основе базового отраслевого перечня услуг);
  • изменения соотношения обучающихся к численности профессорско-преподавательского состава с уровня 10,5:1 в 2014 году до уровня 11,6:1 в 2017 году и 12:1 в 2018 году;
  • перевода основных категорий работников отрасли на эффективный контракт;
  • сбалансированного снижения контрольных цифр приема в вузы (в частности, численность студентов, обучающихся за счет средств федерального бюджета, в 2015 году уменьшится на 2,8 процента, по сравнению с 2014 годом, на фоне общего сокращения численности обучающихся по программам высшего образования с 5,258 млн. человек в 2014 году до 4,285 млн. человек в 2017 году).

Будет продолжена поддержка ведущих университетов, в том числе 9 федеральных и 27 национальных исследовательских, господдержка развития кооперации вузов и организаций, а также научных исследований в ведущих вузах. На эти цели за счет средств федерального бюджета выделяется в 2014 году 17,4 млрд. рублей, в 2015 году – 17,7 млрд.

– Каких результатов в ближайшем будущем достигнет система высшего и профессионального образования?

– Публичными ориентирами, достижение которых должно произойти уже в этом году, Минобрнауки РФ названо несколько.

Во-первых, совершенствование профессионального уровня педагогических работников, повышение их заинтересованности в качестве своего труда, в том числе:

  • разработка профессионального стандарта преподавателя вуза;
  • обеспечение доли педагогов, готовых работать в условиях новых профстандартов к концу текущего года, на уровне 30 процентов;
  • разработка и предложение для принятия правительством комплексной программы повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций.

Во-вторых, повышение заработной платы педагогических работников и научных сотрудников:

  • увеличение зарплаты преподавателей и мастеров производственного обучения в учреждениях СПО до 26 тыс. рублей (фактический уровень 2012 года – 9 тыс., 2013 года – 25 тыс.);
  • повышение оплаты труда профессорско-преподавательского состава вузов до 42 тыс. рублей (2012 год – 31 тыс., 2013 год – 40 тыс.).

В-третьих, обеспечение соответствия качества подготовки профессиональных образовательных программ потребностям общества и экономики, в том числе:

  • обеспечение трудоустройства более 50 процентов выпускников вузов и ссузов по специальности в течение одного года после выпуска;
  • доведение числа многофункциональных центров прикладных квалификаций до 200;
  • принятие за счет федерального бюджета на обучение по программам прикладного бакалавриата 7,3 процента от общего количества принятых на обучение по программам бакалавриата.

В-четвертых, развитие высшего образования:

  • вхождение в топ-200 ведущих мировых университетов, согласно одному из глобальных рейтингов, 2 российских вузов;
  • создание 15 инжиниринговых центров при ведущих российских вузах.

В-пятых, расширение доступности образования для людей с ограниченными возможностями здоровья.

В-шестых, планируется уменьшить число детей-сирот, находящихся на учёте в государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, на 30 процентов до 75 тыс. человек.

В-седьмых, повышение кадрового потенциала и преодоление разрыва поколений в науке:

  • достижение роста числа статей российских авторов в изданиях, индексированных WoS, в 2014 году до 29 600 (в 2012 году их насчитывалось 27 884, в 2013 году – 28 752);
  • доведение количества результатов интеллектуальной деятельности, ориентированных на промышленное применение, в 2014 году до 25 000 (в 2012 году – 20 067, в 2013 году – 22 160).

Если же говорить о среднесрочных планах Минобрнауки РФ по развитию системы высшего и профессионального образования, необходимо выделить следующие ориентиры.

• В области повышения качества профессионального образования:

  • 8 российских вузов войдут в топ-200 мировых университетов;
  • 49 процентов занятого населения в возрасте от 26 до 65 лет пройдут повышение квалификации либо профессиональную переподготовку;
  • до 2018 года будут созданы 250 многофункциональных центров прикладных квалификаций.

• В области доступности образования для детей и молодежи с ограниченными возможностями здоровья:

  • 25 процентов ссузов и вузов будут приспособлены для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья;
  • 100 процентов детей-инвалидов смогут обучаться на дому с использованием дистанционных образовательных программ.

• В области создания современной инфраструктуры для научных исследований:

  • создание 30 инжиниринговых центров при ведущих российских вузах;
  • реализация проекта «1000 лабораторий».

• В области конкурентоспособности российской науки:

  • увеличение доли публикаций российских исследователей в мировых научных журналах, индексируемых в базе данных Web of Science;
  • предполагается, что внутренние затраты на исследования и разработки составят 2,48 процента к ВВП;
  • годовой объем финансового обеспечения научных фондов составит в 2018 году 25 млрд. рублей и увеличится, по сравнению с 2013 годом, на 11,5 млрд.

• В области повышения кадрового потенциала науки предполагается, что средний возраст исследователей – участников ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям научно-технического комплекса России на 2014-2020 годы» достигнет 44 лет.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Профессиональное образование: посмотреть, что впереди
Удовлетворенность обучением в колледже и вузе
Нужно ли государству негосударственное образование?
Российским гражданам – достойное образование (продолжение)
Второе дыхание УМО
Перспективы развития образовательного сотрудничества
Демографический кризис: вызов или возможность
Лесному образованию по пути с инновациями
Развитие негосударственного сектора высшей школы
Образование – 2030: сценарии для России

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ