Поиск по сайту
Вход Регистрация
Х
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Войти через:
Об изданииНаши проектыКонтактыОформить подпискуМЕДИАпланёрка

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОС-3УМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вебинары
Март 2016Май 2016Сентябрь 2016
Партнёры

Образовательные стандарты. Гуманитарный аспект

Низкий уровень гуманитарной культуры современного общества – причина множества проблем, стоящих перед Россией. Конкурентоспособность в таких условиях только усугубляет положение. Для того чтобы создать новый формат отношений, нужна новая культурная революция.

Просмотров: 2189

Александр Абрамов: «Нужна новая культурная революция»

АБРАМОВ Александр Михайлович – преподаватель Московского независимого математического университета, кандидат педагогических наук

– Александр Михайлович, среди самых обсуждаемых вопросов сегодня – новые государственные образовательные стандарты и законопроект «Об образовании». Какие связанные с ними принципиальные моменты вас особенно волнуют?

– Закон об образовании совершенно необходим. Уже длительное время принимались законы с замечательным общим заголовком «Об изменениях в Законе об образовании…» в связи с введением ЕГЭ, стандартов и тому подобного. Текст примерно таков: редакцию предложения 17-го статьи 29 изменить так-то. В результате, читать это невозможно, и вряд ли найдется человек, ориентирующийся в законе об образовании совокупно со всеми его изменениями. Совсем не факт, что в полном собрании законодательных сочинений, касающихся образования, нет противоречий.

Но предложенный текст нового закона справедливо вызвал бурную критику. На мой взгляд, есть три крупных недостатка. Во-первых, закон должен быть компактным: прочитать и выявить все смыслы и возможные последствия из текста объемом более четырехсот страниц невозможно. Во-вторых, закон фиксирует все благоглупости, свершенные в ходе так называемой модернизации образования, хотя отношение общества в целом и профессионального сообщества к ней, мягко говоря, негативно. Наконец, в-третьих, следовало начинать с формирования эффективной стратегии выхода национальной системы образования из глубокого кризиса, а закон должен вытекать из стратегии, создавая условия для прогрессивного развития. Добавлю также, что анонимность, присутствующая при появлении всех образовательных инициатив «верхов» недопустима: это плодит полную безответственность, а Родина должна знать своих героев.

Так называемые стандарты – пример откровенной халтуры. Они не решают задачи определения нового содержания образования: программы выведены из стандартов, что открывает возможность произвольной их интерпретации и крайне осложняет проблемы школьников при переходе из одной школы в другую. Тем самым разрушается единое образовательное пространство. Декларируется идея обязательств государства за содержание школ, но реальных параметров нет, и есть большая опасность, что будет зафиксирован нищенский уровень. В общем же, краткий конспект имеющихся текстов стандартов таков: «Школьники должны хорошо учиться, учителя – хорошо учить, а школа – быть хорошей». Для осознания этой глубокой мысли необязательно было тратить двадцать лет и многие десятки миллионов долларов.

– С развитием информационных технологий, ускорением темпа жизни с какой периодичностью следует обновлять содержание школьного стандарта? Нет ли у вас ощущения, что мы постоянно запаздываем со школьными стандартами?

– «Опоздание» – это слабо сказано. Мы проели наследство советской школы и делаем вид, что сохраняем высокий уровень содержания образования. На деле, как показывают даже результаты ЕГЭ, уровень знаний по базовым предметам – русскому языку и математике – крайне низок. Школьники не читают книг. Фактически идет процесс ликвидации грамотности. Нужны не бумаги под названием «Стандарты», а серьезнейшая многолетняя работа по созданию принципиально нового и привлекательного для школьников содержания образования в школах России начала XXI века.

– По результатам последних международных исследований на уровень знаний школьников разных стран и умение применять их в реальной жизни, Россия – в конце списка: тридцатое-сороковое места из пятидесяти семи. Иными словами, наши школьники могут объяснить, что такое гидролиз, помнят все законы Ньютона, но не обладают знаниями, которые помогут им в быту. Должны ли, по-вашему, при формировании школьных программ соблюдаться некие критерии полезности знания?

– Придание прикладной направленности будущему школьному курсу необходимо. Ненормальна, например, ситуация, при которой выпускник не понимает, почему происходит смена времен года и меняется продолжительность светового дня. Мы живем в мире химии и понимание ее основ необходимо уже на бытовом уровне, хотя бы из соображений безопасности. А ситуация, при которой школьник решает задачи на расчет электрических цепей, но не может рассчитать мощность предохранителей для своего дома?! Резервы для появления в школе новых типов задач есть.

– В последнее время преподаватели вузов все чаще упоминают о невысоком уровне знаний первокурсников, отсутствии навыков самостоятельной работы. Каковы причины сложившейся ситуации, по вашему мнению? Как преодолеть расхождения между «результатами», которые имеют выпускники при выходе из школы, и «результатами», которые требуют вузы?

– Достаточно, например, отказаться от идеи о том, что центральная задача школы – это подготовка в вуз. Массовая общеобразовательная школа имеет иную цель: овладение необходимыми основами общей культуры. Подготовка в вуз – дело факультативное: для этого существуют кружки, факультативы, олимпиады, школы и классы с углубленным изучением предметов. Сохранение принципа вузоцентризма – это сохранение явной перегрузки школьных программ: лоббисты каждого предмета предъявляют завышенные требования, что и ведет к перегрузке в целом. В силу нереалистичности целей ученики вообще перестают учиться, а часто приобретают стойкую ненависть к тому или иному предмету.

Даже ведущие вузы, сталкивающиеся сегодня с проблемой неграмотности, вынуждены тратить время на доучивание студентов первых курсов. Реализм в определении содержания курсов «для всех» и дифференциация по интересам – этими принципами надо руководствоваться при перестройке содержания и методики.

– Как отмечают учителя истории, сегодня очень сложно сориентироваться на какой-то один учебник по истории Отечества, и с помощью того учебного материала, что предлагается, невозможно воспитать патриота России. Учебники различаются степенью подробностей, методическим аппаратом, манерой авторского изложения, грешат субъективизмом…

– Учебники истории несовершенны по ряду причин. Главные из них – нерешенность идеологических споров, дефицит талантливых учителей и писательского искусства у многих авторов (в этом смысле заслуживают изучения тексты Михаила Булгакова, начинавшего писать учебник истории). Колоссальное влияние оказывает и экспансия антикультуры, наиболее заметная на телевидении. Школа перестала быть единственным источником знания и культурного опыта. Без воссоздания атмосферы уважения к подлинной культуре и, в частности, интереса к истории достойно воспитать новое поколение нельзя. Кроме того, проблемы изучения истории тесно связаны с проблемами курса литературы, предметов эстетического цикла. Для понимания истории необходимо чувствовать культуры эпох, знакомиться с человеческими историями. Простых решений проблемы исторического образования не существует.

– Не утихают дискуссии о введении в школах «Основ религиозных культур и светской этики». Первые апробации выявили две главные проблемы – это скучные учебники и недостаточная квалификация учителей. Члены общественного совета при Минобрнауки не так давно выразили общее опасение, что новый предмет сформирует у детей неправильное отношение к религии и нравственности в целом. Может ли преподавание «Основ религиозных культур и светской этики» помочь в налаживании диалога между представителями разных конфессий?

– Введение в IV-V классах новых предметов, ориентированных на «духовное воспитание», – большая ошибка. Не надо делить детей по отношению к религии – это очень опасно. А воспитание не происходит в процессе заучивания, в том числе и заучивания религиозных текстов, религиозных догматов и фрагментов курса так называемой светской этики.

– Если не этот предмет, то какой альтернативный вариант духовно-нравственного воспитания школьников вы бы предложили?

– Альтернатива хорошо известна – настоящие курсы литературы, основ мировой отечественной культуры, здоровая атмосфера в семье, школе, обществе. По сути, каждый предмет имеет воспитательную функцию: например, при изучении математики воспитываются интеллектуальная честность и критичность мышления.

– Существует мнение, что многие общественные, экономические проблемы происходят от тотальной гуманитарной глухоты и гуманитарного невежества. Гуманитарного – в широком смысле слова: когда люди не слышат друг друга, не могут встроиться в какую-то систему отношений. И гуманитарное образование должно бы создавать среду, позволяющую преодолевать подобного рода трудности. Близка ли вам эта позиция? Как бы вы оценили состояние современного гуманитарного образования?

– Мы переживаем эпоху одичания общества. Это следствие трагической ошибки: как точно заметил известный писатель Алексей Варламов, до начала XXI века в истории России не было эпох, в которых есть лишь одна ценность – деньги. Воинствующий экономизм убивает культуру вообще, а гуманитарную – в первую очередь.

За одичанием следует озверение, признаки которого, например, мы наблюдаем на Северном Кавказе. Необходимо поэтому очень серьезно задуматься о стиле жизни. Начинать следует со школы и СМИ. Но, судя по политике имитации деятельности в образовании и агрессивному поведению госканалов на телевидении, современное Государство Российское озабочено не культурным ростом граждан, а построением общества потребления для отдельно взятых потребителей. Итог – общество победившего цинизма, в котором гуманитарной культуре места не остается. Чтобы переломить ход вещей, нужна новая культурная революция.

– В школьную жизнь сегодня активно внедряется идея «воспитания конкурентоспособной личности». Насколько это оправдано? Не приведет ли такая идейная концепция к взращиванию поколения в стиле «homo homini lupus est»?

– Мое отношение и к конкурентоспособности, и к успешности, понимаемой как обладание большими деньгами, резко отрицательно. Но это следствие более глубоких ошибок, о которых речь шла выше. Призывать личность к конкурентоспособности в условиях, когда даже в относительно простой сфере, как экономика, не заработали механизмы конкуренции, и смешно, и опасно. Наше общество сегодня атомизировано и поляризовано. Думать надо не о разделении, а об объединении людей вокруг общих задач, близких каждому.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: александр абрамов, образовательные стандарты, законодательство в образовании, актуальное интервью, ао-42

Похожие материалы:
Экспресс форум: законопроект «Об образовании» - мнение профсоюзов
Законодательство: изменение статуса образовательных учреждений
Создание школы XXI века надо начинать заново
Концепция нового закона об образовании
Самый престижный образовательный стандарт в России
Лесному образованию по пути с инновациями
«Наша новая школа»: от теории к практике
Хусейн Чеченов: перспективы нового закона
Создание школы XXI века надо начинать заново
Плата плагиата

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (107) 2018

За молодыми учеными – будущее страны. По крайней мере, таков расклад, отраженный в нацпроекте «Наука». Что же касается самих начинающих и не очень исследователей – они в большей степени озабочены настоящим, в котором их зарплата несоизмерима с заработками менеджеров по продажам, а без участия в конкурсах, направленных на коммерциализацию результатов исследований, получить средства на научную деятельность практически невозможно. Оценка качества образования, рейтингование, информационная открытость, практико-ориентированное обучение, интернационализация и модернизация… Традиционно «АО» держит вас в курсе острых тем и актуальных трендов. Новый номер – не исключение. Читайте прямо сейчас!
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
VI Международный форум «U-NOVUS - 2019 «Форум новых решений»
В рамках Форума пройдет Всероссийская командная научная игра с международным участием «SCIENCE...
В КГУ помогают женщинам, пережившим насилие в семье
В рамках Всероссийской благотворительной акции «Не виновата» в поддержку женщин, переживших...
В Намангане (Узбекистан) планируется открытие филиала ЮУрГУ
В ходе визита в Наманган делегация ЮУрГУ подписала «дорожные карты» по приоритетным направлениям...
III Международная конференция «Наука будущего» и IV Всероссийский форум «Наука будущего — наука молодых»
Главная задача конференции и форума – формирование у молодежи представления о науке как о...
Интеграция Педагогической науки и практики в условиях кризиса глобализации
Международная научная конференция "Интеграция Педагогической науки и практики в условиях кризиса...
Из журнала
#96Слово редактора №96
#95Глазовский государственный педагогический институт успешно решает проблемы педагогического образования
#95Региональные инновационные площадки развивают СПО
#103Дайджест № 103 «Аккредитация в образовании»
#100Кизлярский профессионально-педагогический колледж отметил двадцатипятилетие
Информационная лента
10:38Digital SuperHero объявляет о старте нового хакатона
10:36КФУ и государственная нефтяная компания Кубы на пути к новому образовательному проекту
09:05Школьники создали прототип наноспутника под руководством студентов университета
08:56В ТюмГУ появится Центр биобезопасности лесов
08:39В СВФУ студенты прошли обучение по робототехнике