Поиск по сайту
Вход Регистрация
Х
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Войти через:
Об изданииНаши проектыКонтактыОформить подпискуМЕДИАпланёрка

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОС-3УМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вебинары
Март 2016Май 2016Сентябрь 2016
Партнёры

Образовательные стандарты. Гуманитарный аспект

Низкий уровень гуманитарной культуры современного общества – причина множества проблем, стоящих перед Россией. Конкурентоспособность в таких условиях только усугубляет положение. Для того чтобы создать новый формат отношений, нужна новая культурная революция.

Просмотров: 2187

Александр Абрамов: «Нужна новая культурная революция»

АБРАМОВ Александр Михайлович – преподаватель Московского независимого математического университета, кандидат педагогических наук

– Александр Михайлович, среди самых обсуждаемых вопросов сегодня – новые государственные образовательные стандарты и законопроект «Об образовании». Какие связанные с ними принципиальные моменты вас особенно волнуют?

– Закон об образовании совершенно необходим. Уже длительное время принимались законы с замечательным общим заголовком «Об изменениях в Законе об образовании…» в связи с введением ЕГЭ, стандартов и тому подобного. Текст примерно таков: редакцию предложения 17-го статьи 29 изменить так-то. В результате, читать это невозможно, и вряд ли найдется человек, ориентирующийся в законе об образовании совокупно со всеми его изменениями. Совсем не факт, что в полном собрании законодательных сочинений, касающихся образования, нет противоречий.

Но предложенный текст нового закона справедливо вызвал бурную критику. На мой взгляд, есть три крупных недостатка. Во-первых, закон должен быть компактным: прочитать и выявить все смыслы и возможные последствия из текста объемом более четырехсот страниц невозможно. Во-вторых, закон фиксирует все благоглупости, свершенные в ходе так называемой модернизации образования, хотя отношение общества в целом и профессионального сообщества к ней, мягко говоря, негативно. Наконец, в-третьих, следовало начинать с формирования эффективной стратегии выхода национальной системы образования из глубокого кризиса, а закон должен вытекать из стратегии, создавая условия для прогрессивного развития. Добавлю также, что анонимность, присутствующая при появлении всех образовательных инициатив «верхов» недопустима: это плодит полную безответственность, а Родина должна знать своих героев.

Так называемые стандарты – пример откровенной халтуры. Они не решают задачи определения нового содержания образования: программы выведены из стандартов, что открывает возможность произвольной их интерпретации и крайне осложняет проблемы школьников при переходе из одной школы в другую. Тем самым разрушается единое образовательное пространство. Декларируется идея обязательств государства за содержание школ, но реальных параметров нет, и есть большая опасность, что будет зафиксирован нищенский уровень. В общем же, краткий конспект имеющихся текстов стандартов таков: «Школьники должны хорошо учиться, учителя – хорошо учить, а школа – быть хорошей». Для осознания этой глубокой мысли необязательно было тратить двадцать лет и многие десятки миллионов долларов.

– С развитием информационных технологий, ускорением темпа жизни с какой периодичностью следует обновлять содержание школьного стандарта? Нет ли у вас ощущения, что мы постоянно запаздываем со школьными стандартами?

– «Опоздание» – это слабо сказано. Мы проели наследство советской школы и делаем вид, что сохраняем высокий уровень содержания образования. На деле, как показывают даже результаты ЕГЭ, уровень знаний по базовым предметам – русскому языку и математике – крайне низок. Школьники не читают книг. Фактически идет процесс ликвидации грамотности. Нужны не бумаги под названием «Стандарты», а серьезнейшая многолетняя работа по созданию принципиально нового и привлекательного для школьников содержания образования в школах России начала XXI века.

– По результатам последних международных исследований на уровень знаний школьников разных стран и умение применять их в реальной жизни, Россия – в конце списка: тридцатое-сороковое места из пятидесяти семи. Иными словами, наши школьники могут объяснить, что такое гидролиз, помнят все законы Ньютона, но не обладают знаниями, которые помогут им в быту. Должны ли, по-вашему, при формировании школьных программ соблюдаться некие критерии полезности знания?

– Придание прикладной направленности будущему школьному курсу необходимо. Ненормальна, например, ситуация, при которой выпускник не понимает, почему происходит смена времен года и меняется продолжительность светового дня. Мы живем в мире химии и понимание ее основ необходимо уже на бытовом уровне, хотя бы из соображений безопасности. А ситуация, при которой школьник решает задачи на расчет электрических цепей, но не может рассчитать мощность предохранителей для своего дома?! Резервы для появления в школе новых типов задач есть.

– В последнее время преподаватели вузов все чаще упоминают о невысоком уровне знаний первокурсников, отсутствии навыков самостоятельной работы. Каковы причины сложившейся ситуации, по вашему мнению? Как преодолеть расхождения между «результатами», которые имеют выпускники при выходе из школы, и «результатами», которые требуют вузы?

– Достаточно, например, отказаться от идеи о том, что центральная задача школы – это подготовка в вуз. Массовая общеобразовательная школа имеет иную цель: овладение необходимыми основами общей культуры. Подготовка в вуз – дело факультативное: для этого существуют кружки, факультативы, олимпиады, школы и классы с углубленным изучением предметов. Сохранение принципа вузоцентризма – это сохранение явной перегрузки школьных программ: лоббисты каждого предмета предъявляют завышенные требования, что и ведет к перегрузке в целом. В силу нереалистичности целей ученики вообще перестают учиться, а часто приобретают стойкую ненависть к тому или иному предмету.

Даже ведущие вузы, сталкивающиеся сегодня с проблемой неграмотности, вынуждены тратить время на доучивание студентов первых курсов. Реализм в определении содержания курсов «для всех» и дифференциация по интересам – этими принципами надо руководствоваться при перестройке содержания и методики.

– Как отмечают учителя истории, сегодня очень сложно сориентироваться на какой-то один учебник по истории Отечества, и с помощью того учебного материала, что предлагается, невозможно воспитать патриота России. Учебники различаются степенью подробностей, методическим аппаратом, манерой авторского изложения, грешат субъективизмом…

– Учебники истории несовершенны по ряду причин. Главные из них – нерешенность идеологических споров, дефицит талантливых учителей и писательского искусства у многих авторов (в этом смысле заслуживают изучения тексты Михаила Булгакова, начинавшего писать учебник истории). Колоссальное влияние оказывает и экспансия антикультуры, наиболее заметная на телевидении. Школа перестала быть единственным источником знания и культурного опыта. Без воссоздания атмосферы уважения к подлинной культуре и, в частности, интереса к истории достойно воспитать новое поколение нельзя. Кроме того, проблемы изучения истории тесно связаны с проблемами курса литературы, предметов эстетического цикла. Для понимания истории необходимо чувствовать культуры эпох, знакомиться с человеческими историями. Простых решений проблемы исторического образования не существует.

– Не утихают дискуссии о введении в школах «Основ религиозных культур и светской этики». Первые апробации выявили две главные проблемы – это скучные учебники и недостаточная квалификация учителей. Члены общественного совета при Минобрнауки не так давно выразили общее опасение, что новый предмет сформирует у детей неправильное отношение к религии и нравственности в целом. Может ли преподавание «Основ религиозных культур и светской этики» помочь в налаживании диалога между представителями разных конфессий?

– Введение в IV-V классах новых предметов, ориентированных на «духовное воспитание», – большая ошибка. Не надо делить детей по отношению к религии – это очень опасно. А воспитание не происходит в процессе заучивания, в том числе и заучивания религиозных текстов, религиозных догматов и фрагментов курса так называемой светской этики.

– Если не этот предмет, то какой альтернативный вариант духовно-нравственного воспитания школьников вы бы предложили?

– Альтернатива хорошо известна – настоящие курсы литературы, основ мировой отечественной культуры, здоровая атмосфера в семье, школе, обществе. По сути, каждый предмет имеет воспитательную функцию: например, при изучении математики воспитываются интеллектуальная честность и критичность мышления.

– Существует мнение, что многие общественные, экономические проблемы происходят от тотальной гуманитарной глухоты и гуманитарного невежества. Гуманитарного – в широком смысле слова: когда люди не слышат друг друга, не могут встроиться в какую-то систему отношений. И гуманитарное образование должно бы создавать среду, позволяющую преодолевать подобного рода трудности. Близка ли вам эта позиция? Как бы вы оценили состояние современного гуманитарного образования?

– Мы переживаем эпоху одичания общества. Это следствие трагической ошибки: как точно заметил известный писатель Алексей Варламов, до начала XXI века в истории России не было эпох, в которых есть лишь одна ценность – деньги. Воинствующий экономизм убивает культуру вообще, а гуманитарную – в первую очередь.

За одичанием следует озверение, признаки которого, например, мы наблюдаем на Северном Кавказе. Необходимо поэтому очень серьезно задуматься о стиле жизни. Начинать следует со школы и СМИ. Но, судя по политике имитации деятельности в образовании и агрессивному поведению госканалов на телевидении, современное Государство Российское озабочено не культурным ростом граждан, а построением общества потребления для отдельно взятых потребителей. Итог – общество победившего цинизма, в котором гуманитарной культуре места не остается. Чтобы переломить ход вещей, нужна новая культурная революция.

– В школьную жизнь сегодня активно внедряется идея «воспитания конкурентоспособной личности». Насколько это оправдано? Не приведет ли такая идейная концепция к взращиванию поколения в стиле «homo homini lupus est»?

– Мое отношение и к конкурентоспособности, и к успешности, понимаемой как обладание большими деньгами, резко отрицательно. Но это следствие более глубоких ошибок, о которых речь шла выше. Призывать личность к конкурентоспособности в условиях, когда даже в относительно простой сфере, как экономика, не заработали механизмы конкуренции, и смешно, и опасно. Наше общество сегодня атомизировано и поляризовано. Думать надо не о разделении, а об объединении людей вокруг общих задач, близких каждому.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: александр абрамов, образовательные стандарты, законодательство в образовании, актуальное интервью, ао-42

Похожие материалы:
Концепция нового закона об образовании
Законодательство: изменение статуса образовательных учреждений
Лесному образованию по пути с инновациями
Самый престижный образовательный стандарт в России
Создание школы XXI века надо начинать заново
Обсуждение проекта закона об образовании
«Наша новая школа»: от теории к практике
Электронное обучение: бег через нормативные барьеры
Плата плагиата

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 5 (105) 2018

Что день грядущий нам готовит? Как следует из доклада об основных направлениях деятельности Правительства РФ до 2024 года – вхождение России в число пяти крупнейших экономик мира. В отношении науки и образования планы не менее масштабные: ускорение темпов научно-технологического развития должно обеспечить стране место среди пяти ведущих мировых держав, а эффективная образовательная политика – удовлетворить спрос стратегически важных отраслей в высококвалифицированных кадрах. Об этом и других сценариях будущего читайте в новом номере «АО». А еще мы открываем новую рубрику. Пропустить невозможно!
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Опыт КГУ передали на Всероссийском форуме добровольцев в сфере инклюзии
24 декабря 2018 года на базе Российского государственного социального университета (г.Москва)...
Открыта регистрация на XIV Международную молодежную научную конференцию «Тинчуринские чтения»
23 – 26 апреля 2019 года в Казанском государственном энергетическом университете проводится XIV...
В ТИУ пройдёт Международная конференция «Водные ресурсы – основа устойчивого развития поселений Сибири и Арктики в XXI веке»
22 марта 2019 года в Тюменском индустриальном университете состоится ежегодная XXI Международная...
Магистрант КФУ исследует тонкопленочные наноструктуры металлов, используемых при создании плазмонных сенсоров
Работа молодого ученого Института физики Казанского федерального университета Анастасии...
ТГТУ и МГУ им. М.В. Ломоносова подписали соглашение о создании консорциума
В декабре Тамбовский государственный технический университет и Московский государственный...
Из журнала
#95Октябрьский нефтяной колледж развивает кадровый потенциал нефтегазовой отрасли
#97Ивановский колледж культуры отметил 70-летие
#94Челябинский государственный институт культуры – лидер интернет-олимпиады
#96Международная аккредитация должна стать обязательной
#98Забайкальский аграрный институт – научно-методический центр аграрного образования края
Информационная лента
10:16ПсковГУ подписал соглашение с Медиахолдингом Псковской области
10:14На площа­дке СФ БашГУ пройдет вы­ездное профориентаци­онное мероприятие «П­оезд ректоров»
10:13ЮУрГУ присвоен статус федеральной инновационной площадки
09:09Эко-университет разработает климатический план для САФУ
09:07Ученые ЮУрГУ приняли участие в создании книги о системе подготовки спортивного резерва