Поиск по сайту
Вход Регистрация
Х
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Войти через:
Об изданииНаши проектыКонтактыОформить подпискуМЕДИАпланёрка

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОС-3УМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вебинары
Март 2016Май 2016Сентябрь 2016
Партнёры

Лесному образованию по пути с инновациями

Специалисты для лесного хозяйства составляют, в среднем, только одну пятую часть из числа всех обучающихся. Большая часть – это экономисты, и, конечно же, инженеры как главная составляющая, занятые в деревообработке и энергоемких отраслях производства. Отрасль и система образования не останутся без инноваций.

Просмотров: 1757
ОБЛИВИН Александр Николаевич – президент Научно-образовательной ассоциации лесного комплекса России, президент Московского государственного университета леса, доктор технических наук, профессор

Наш разговор с президентом Научно-образовательной ассоциации лесного комплекса России Александром ОБЛИВИНЫМ о перспективах отечественного лесного образования начался не совсем обычно. Признаться, в одном из вопросов лесная отрасль России была опрометчиво названа рудиментарной, и это несколько задело моего компетентного собеседника, который тут же представил доказательства в пользу несостоятельности такого подхода. Несмотря на то, что лес по-прежнему останется сырьем, заявленная переориентация российской экономики от сырьевого типа к инновационному не обойдет стороной лесопромышленный комплекс нашей страны и подготовку специалистов для отрасли.

В стороне не останутся

– Александр Николаевич, в России объявлен курс на реформирование экономики от сырьевого типа к инновационному. Как чувствует себя в этих условиях лесное образование, фактически тесно связанное с сырьевыми запасами?

– Хотя лесное образование и связано с сырьевой составляющей, не нужно забывать о том, что оно включает большой комплекс по подготовке специалистов для лесоперерабатывающей отрасли: деревообрабатывающей, целлюлозно-бумажной и лесохимической промышленности, мебельного производства. В общем контингенте обучающихся специалисты для лесного хозяйства, которые непосредственно занимаются сохранением и умножением лесных ресурсов, составляют, в среднем, только одну пятую часть. Большая часть – это экономисты, и, конечно же, инженеры как главная составляющая, занятые в деревообработке и энергоемких отраслях производства. Таким образом, отрасль и система профильного образования не останутся в стороне от инновационных процессов.

– Тогда вполне естественно, что вузы лесной направленности должны участвовать и в конкурсах инновационных проектов?

– Наши отраслевые вузы в них принимают достаточно активное участие. Совсем недавно победителем такого конкурса стал Северный (Арктический) федеральный университет, который совместно с Соломбальским целлюлозно-бумажным комбинатом получил грант на исследования по теме «Создание высокотехнологичных производств щепы из сухостойной древесины для получения сульфатной целлюлозы». И это далеко не единственный пример. Так, Санкт-Петербургский технологический университет растительных полимеров вместе с компанией «Илим Палп Энтерпрайз» выиграл конкурс по разработке инновационной технологии комплексной переработки древесины лиственницы с выводом на мировой рынок нового вида товарной целлюлозы. Можно привести целый ряд других примеров, подтверждающих то, что вузы лесной отрасли активно участвуют в конкурсах инновационных проектов.

– Изменилась ли ситуация с финансированием научных исследований в вузах лесной отрасли?

– Она действительно изменилась, и не в лучшую сторону. В лесной отрасли закрылись почти все научно-исследовательские институты. Ранее они прошли акционирование, что и привело их к развалу. На плаву остались немногие.

Не взирая на это, вузовская наука сегодня по-прежнему жива. Но говорить о том, что она процветает, к сожалению, не приходится. Это происходит по двум основным причинам. Во-первых, из-за недостаточного количества грантов, которые выделяются именно под деревообрабатывающие, целлюлозно-бумажные и лесохимические производства. Во-вторых, из-за недостатка финансирования лесохозяйственной науки – в частности, на проведение биологических и селекционных исследований.

И конечно, наши образовательные учреждения испытывают определенный кадровый дефицит. Ни для кого не секрет, что уровень заработной платы профессоров, доцентов, кандидатов и докторов наук по основным инженерным направлениям в экономике не соответствует их трудозатратам на работе. И вообще, престиж вузовского преподавателя, с моей точки зрения, очень невысок, что не позволяет привлекать молодежь для работы по основным научным направлениям. Аспирантские стипендии настолько нищенские, что на них невозможно не только жить, но денег элементарно не хватает на оплату проезда до места работы.

Радует, что президент и правительство начинают уделять решению этой проблемы определенное внимание, и думаю, что ситуация будет исправляться. Отечественная фундаментальная наука без помощи государства развиваться не сможет.

Потребность в специалистах вырастет?

– С недавних пор в российские леса устремился частный бизнес. Насколько активно пользуются предприниматели услугами специалистов, которых готовят государственные учреждения профобразования?

– Могу судить по Московскому государственному университету леса. Здесь создан деятельный попечительский совет, в состав которого входит более 100 руководителей крупных отраслевых предприятий. Вуз заранее распределяет своих выпускников по этим предприятиям. В частный бизнес идут молодые люди, хорошо овладевшие знаниями, получившие необходимые инженерные навыки. На таких специалистов в перерабатывающих отраслях большой спрос.

Сфера лесного хозяйства, а она финансируется из бюджета, менее привлекательна для выпускников вузов. В ней остается неразрешенным целый ряд вопросов, связанных с социальной поддержкой лесничих и низким уровнем их заработной платы. В связи с этим в лесное хозяйство молодежь идет неохотно.

– Разве оправданы в нынешней ситуации вложения государства в подготовку большого числа специалистов лесного дела?

– Однозначно скажу, что оправданы, и могу привести в подтверждение своих слов следующие цифры. Сегодня по всему лесному комплексу в год выпускается порядка 8 тыс. специалистов с высшим образованием. Потребность составляет порядка 9 тыс. специалистов в год плюс 3 тыс. выпускников учреждений среднего профессионального образования.

Считаю, что лесное образование перспективно, так как лесоперерабатывающая промышленность в свете последних пожеланий президента и премьер-министра страны будет развиваться. И потребность в специалистах будет возрастать.

– Популярны ли в отрасли договоры на подготовку специалистов между работодателями и вузами?

– Они популярны и перспективны, но этим направлением активно должны заниматься сами вузы. С крупнейшими компаниями у нас заключены договоры на подготовку специалистов. Если брать в качестве примера МГУЛ, можно сказать, что распределение студентов начинается уже с четвертого курса. Студенты, которые планируют работать в отрасли, налаживают контакты с компаниями, и, в результате, получаются приличные дипломные проекты, подготовленные на базе конкретных предприятий.

Должен сказать, что активность в заключении договоров на подготовку специалистов необходимо проявлять и самим вузам.

Единение вузов, НИИ и предприятий

– В начале 2000-х годов в профессиональном сообществе активно шли разговоры о необходимости разработки программы развития российского лесного образования. Она должна была проанализировать региональные потребности в специалистах различных квалификационных уровней, предусмотреть разработку профессиональных компетенций для всех квалификаций и согласование образовательных программ среднего специального и высшего профессионального образования. Какова судьба документа?

– Межотраслевая программа развития лесного образования в России до 2010 года была разработана, но, к сожалению, на государственном уровне не утверждена. Однако усилиями Научно-образовательной ассоциации лесного образования и учебно-методического объединения многое из того, что намечалось в ней, выполняется.

Если правительство сочтет необходимым подготовку аналогичной программы на перспективу и поддержит ее, то она может быть достаточно быстро отработана и утверждена.

– Минувшее аномально жаркое лето, спровоцировавшее лесные пожары на значительной территории России, показало слабую готовность системы лесоохраны к масштабным стихийным бедствиям. Нужно ли изменить Лесной кодекс РФ, чтобы в будущем сократить ущерб от лесных пожаров?

– Правительство возлагало надежды на арендаторов, которые должны заниматься вопросами, связанными с охраной и восстановлением лесов. Но в России в аренде фактически находится только до 20 процентов лесов, остальные 80 процентов оказались бесхозными. Отсюда и все неприятности. В свое время были ликвидированы пожарно-химические станции, пожарная техника, прошло сокращение лесной охраны более чем на 70 тыс. человек! В начальной стадии тушить пожары было попросту некому.

Думаю, что Лесной кодекс необходимо переработать, и уже есть поручение Президента России Дмитрия Медведева заинтересованным ведомствам провести работу в этом направлении. С моей точки зрения, Лесной кодекс РФ должен быть переработан по целому ряду вопросов. Он далеко не совершенен. Думаю, что в ближайший год поправки будут внесены. В первую очередь, на мой взгляд, следует восстановить прежнюю систему лесоохраны.

– Какие новшества могли бы обеспечить развитие лесного образования в России?

– В качестве одной из мер по его развитию Московский государственный университет леса предложил создать Национальный центр развития лесного образования с тремя филиалами: Центральным – с офисом на базе МГУЛ, Северо-Западным в Санкт-Петербургской государственной лесотехнической академии и Восточным – с офисом в Сибирском государственном технологическом университете. Эта структура позволит объединить вузы, научно-исследовательские институты и предприятия лесного комплекса. Только при таком единении сегодня можно не только качественно готовить специалистов, но и решать вопросы инновационного развития отрасли в целом.

Идею уже поддержало Министерство образования и науки РФ. Если предложение в дальнейшем выйдет на уровень правительства и будет им поддержано, можно говорить о том, что лесное образование и наука в России получат мощный толчок к развитию, а отраслевые предприятия – качественно подготовленных специалистов.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: александр обливин, лесное образование, ВПО, актуальное интервью, ао-42

Похожие материалы:
Интернет-олимпиада для студентов вузов
Юго-Осетинский госуниверситет: Трудностям наперекор
Концепция нового закона об образовании
Пётр Чубик: университеты конкурируют за умы
Актуальные проблемы лесного образования
Как повысить престиж профессии ученого?
Михаил Опёнков: Технология и мифология легко уживаются друг с другом
Дагестанский государственный технический университет: приоритеты в развитии инженерного образования
Лесное образование в России: обозначая тенденции
Оренбургский государственный аграрный университет - Локальный научно-образовательный центр

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (107) 2018

За молодыми учеными – будущее страны. По крайней мере, таков расклад, отраженный в нацпроекте «Наука». Что же касается самих начинающих и не очень исследователей – они в большей степени озабочены настоящим, в котором их зарплата несоизмерима с заработками менеджеров по продажам, а без участия в конкурсах, направленных на коммерциализацию результатов исследований, получить средства на научную деятельность практически невозможно. Оценка качества образования, рейтингование, информационная открытость, практико-ориентированное обучение, интернационализация и модернизация… Традиционно «АО» держит вас в курсе острых тем и актуальных трендов. Новый номер – не исключение. Читайте прямо сейчас!
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
III Международная конференция «Наука будущего» и IV Всероссийский форум «Наука будущего — наука молодых»
Главная задача конференции и форума – формирование у молодежи представления о науке как о...
ЮУрГУ вновь проводит Международный форум «Коммуникационный лидер XXI века»
Вот уже четвертый раз ЮУрГУ становится площадкой проведения крупнейшего международного...
Шестая всероссийская конференция «Дошкольное образование: лучшие программы, практики и технологии»
С 8 по 11 апреля в г. Москва пройдет Шестая всероссийская конференция «Дошкольное образование:...
«Газпром нефть», Петербургский и Туринский политехнические университеты будут сотрудничать
ПАО «Газпром нефть», Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого и...
Школьники создали прототип наноспутника под руководством студентов университета
Команды-победители конкурсов "Дежурный по планете", которые состоят из школьников команды...
Из журнала
#100Уральский ГАУ стал одним из лидеров аграрной науки страны
#100Бийский педагогический колледж отметил столетний юбилей
#97Баварско-российская конференция по экономическим наукам
#95Впервые в России проведен масштабный форум APQN
#95Итоги 2-го этапа Всероссийского конкурсного проекта в сфере ДПО «Образовательный марафон»
Информационная лента
11:06В рамках полярной экспедиции «Трансарктика-2019» состоится рейс «Арктический плавучий университет»
11:05Научно-практическая конференция как площадка межвузовского сотрудничества
10:57По японской программе
10:55Организуемая в АлтГУ международная конференция по качеству питания получила поддержку РФФИ
10:53Конкурс архитектурно-строительного проектирования «Мастер-Renga»