Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Есть потенциал для развития равных возможностей

Проект по развитию системы обучения на дому с использованием дистанционных образовательных технологий (ДОТ), основанных на широком использовании возможностей Интернета, реализуется в России для решения проблемы доступности образовательных услуг для детей с ОВЗ. За 2009-2012 годы были привлечены более 75 процентов от общего числа детей, которым это показано.

Просмотров: 2873

С.Н. ИСАЕВ, ректор Евразийского открытого института (г. Москва)

П.Н. СЕРОВ, начальник отдела специального образования и социально-правовой защиты детства Министерства общего и профессионального образования Ростовской области

И.А. ЗАХАРЧЕНКО, директор Донского филиала Евразийского открытого института (г. Ростов-на-Дону)

Ю.А. КОМАРОВ, директор санаторной школы-интерната (№28, г. Ростов-на-Дону)

Г.Е. СНЕЖКО, заместитель директора санаторной школы-интерната (№28, г. Ростов-на-Дону)

В НАШЕЙ СТРАНЕ в последние годы большое внимание уделяется образованию, социализации и реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

В 2008 году в Российской Федерации подписана принятая Генеральной ассамблеей ООН Конвенция о правах инвалидов1. Подписание этого документа фактически утвердило принципы, на которых должна строиться политика государства в отношении лиц с ОВЗ, что открывает новые перспективы для решения проблем, связанных с образованием и реабилитацией данных граждан посредством обучения. Забота об инвалидах заявлена приоритетом государственной политики. Подтверждение тому мы видим на каждом шагу: это строительство специальных сооружений для доступа лиц с нарушением опорно-двигательного аппарата в зданиях общественного назначения, создание специальных дорожных переходов для незрячих и слабовидящих, появление специализированного общественного транспорта и прочие факты. Результаты не заставили себя ждать: например, прекрасное выступление российских паралимпийцев в Лондоне (2012).

ДОСТУПНОСТЬ образования является, безусловно, важнейшим направлением государственной политики в отношении лиц с ОВЗ. В 2011 году принята госпрограмма «Доступная среда»2. К ожидаемым результатам ее реализации относится «увеличение количества школ, в которых создана универсальная безбарьерная среда, позволяющая обучаться совместно инвалидам и детям, не имеющим нарушения развития. Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы (ФЦПРО)3 предусматривает мероприятия «по распространению на всей территории Российской Федерации современных моделей успешной социализации детей. <…> Во всех субъектах Российской Федерации будут распространены <…> современные образовательные и организационно-правовые модели, обеспечивающие успешную социализацию детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов». Во всех федеральных округах предусматривается создание площадок для обучения и повышения квалификации управленческих кадров и специалистов, обеспечивающих распространение моделей успешной социализации детей, а также для подготовки и повышения квалификации педагогических, медицинских работников и вспомогательного персонала для сопровождения обучения детейинвалидов. <…> Планируется развитие сетевого взаимодействия образовательных учреждений, в том числе в регионах с ярко выраженной региональной, этнокультурной составляющей, а также обеспечивающих совместное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья».

Обучение детей с ОВЗ имеет ряд особенностей: таких как учебно-методическое обеспечение, индивидуальное сопровождение учебного процесса и консультирование по организационным и учебным вопросам, работа с семьей, методическая работа с преподавателями, организация воспитательной работы.

ПРОЕКТ по развитию системы обучения на дому с использованием дистанционных образовательных технологий (ДОТ), основанных на широком использовании возможностей Интернета, реализуется в России для решения проблемы доступности образовательных услуг для детей с ОВЗ. За 2009-2012 годы были привлечены более 75 процентов от общего числа детей, которым это показано. Увеличилась доля образовательных учреждений, реализующих программы инклюзивного образования. В 2012 году Правительством РФ выделено 2,5 млрд. рублей субсидий субъектам России на организацию дистанционного образования детей-инвалидов (см. документ на сайте правительства4). Каждый ребенок может получить качественное общее образование по выбору в форме дистанционного, специального или инклюзивного обучения, поддержку в профессиональной ориентации.

Рассмотрим в качестве примера деятельность, осуществляемую в этом направлении в Ростовской области. На оснащение различным специализированным оборудованием рабочих мест детей-инвалидов и педагогических работников, осуществляющих дистанционное обучение, а также подключение к сети Интернет рабочих мест, обучение педагогических работников и родителей, организационно-методическое обеспечение направляются средства федеральной субсидии. Средства областного бюджета выделяются на закупку спецоборудования, приобретение автотранспортного средства для перевозки детей с ОВЗ, интерактивного оборудования, специализированной мебели, учебно-наглядных пособий, выплату заработной платы работникам соответствующего профиля.

В целом в 2009-2012 годах выделено 438,3 млн. рублей, в том числе 206,5 млн. – из федерального бюджета, из Ростовского областного – 231,8 млн.

ВО ВСЕХ СУБЪЕКТАХ федерации в рамках реализации решений Правительства РФ создаются центры сопровождения инклюзивного образования детей с ОВЗ, а также центры дистанционного обучения (ЦДО) детей-инвалидов. Целью их деятельности является обеспечение условий для получения общего образования в адекватной форме этими гражданами страны.

Среди основных требований к созданию ЦДО – реализация законодательства РФ по разработке адаптивной модели, обеспечивающей равный доступ детей-инвалидов к полноценному качественному образованию в соответствии с их интересами и склонностями через развитие системы дистанционного обучения с использованием Интернет-технологий; создание безбарьерной информационно-образовательной среды, обеспечивающей реализацию образовательных потребностей детей-инвалидов и способствующей их социальной коммуникации и адаптации, вовлечению в жизнь общества.

Сегодня успехи этого направления очевидны. Так, с 2009 года в рамках Программы реализации приоритетных на циональных проектов на 2009-2012 годы Министерством образования Ростовской области начата реализация направления «Развитие дистанционного образования детей-инвалидов». Сформирован банк данных о детях-инвалидах, обучающихся на дому, проведены родительские собрания в муниципальных образованиях.

В 2009 году средства федерального бюджета были направлены на оснащение ЦДО, созданного на базе санаторной школы-интерната № 28 г. Ростова-на-Дону. В настоящее время здесь обучается 409 детей-инвалидов. Для сравнения, в 2009 году центр мог принять 59 детей, в 2010 году – 150, в 2011 году – 200. В 2012 году созданы условия для обучения еще 150 детей области. При этом охват территории региона составил не менее 85 процентов. В 2013 году общая численность обучающихся достигнет 559 человек.

В Ростовском центре работают 344 педагога с высшим профессиональным образованием, в том числе 2 доктора и 11 кандидатов наук, 196 специалистов имеют высшую квалификационную категорию. Помимо этого, все педагогические работники прошли соответствующие курсы повышения квалификации. Комплектами специального оборудования оснащены 315 рабочих мест учителей, обеспечены они и доступом к Интернету по месту проживания. В мае 2012 года с целью оказания детям с ОВЗ помощи в организации обучения и воспитания были открыты 3 филиала ЦДО: Волгодонский, Зерноградский и Новошахтинский.

С ЦЕЛЬЮ организации дистанционного образования детям-инвалидам и педагогическим работникам Ростовской области во временное безвозмездное пользование предоставляются: специализированная компьютерная техника, доступ к образовательным ресурсам Интернета и авторизованный доступ к специализированным образовательным ресурсам.

Разработан порядок передачи оборудования для организации дистанционного обучения детей-инвалидов, не посещающих учебные заведения по состоянию здоровья, в том числе как пожертвование – успешным выпускникам для продолжения образования. В 2012 году по договору в бессрочное пользование получили комплекты оборудования первые 22 выпускника ЦДО. Уже проведены торги на закупку из средств областного бюджета комплектов оборудования взамен пожертвованных. В 2013 году планируется передача еще 45 комплектов, но средства для этого необходимо изыскивать, поскольку статьями областного бюджета компенсация подобных социальных акций не предусмотрена. Также нерешенным остается вопрос о передаче компьютеров выпускникам 9-х классов для получения дальнейшего профобразования.

ПРАВА на полное общедоступное образование, отвечающее современным требованиям и возможностям каждого ребёнка, в наибольшей степени реализуются в центрах дистанционного образования детей-инвалидов.

Обучение осуществляется в малых группах (классах) до трех человек в очно-дистанционной форме и режиме on‑line посредством обеспечения доступа к образовательным Интернет-ресурсам. С 2010 года используются электронный журнал и дневник. Комплектование классов, определение учебной нагрузки обучающихся осуществляются на основании заключения психолого-медико-педагогического консилиума школы, индивидуальной программы реабилитации ребёнка-инвалида, с учётом особенностей психофизического развития и возможностей обучающихся.

В зависимости от состояния здоровья каждому ученику предлагается индивидуальный учебный план. Индивидуальный учебный план (ИУП) – это совокупность учебных предметов, выбранных для освоения обучающимся из учебного плана общеобразовательного учреждения, составленного на основе федерального базисного учебного плана. Вариативная часть позволяет учитывать интересы обучающихся, их потребности и возможности. Формирование ИУП осуществляется на основании психолого-медико-педагогических рекомендаций. Индивидуальный образовательный маршрут ребенка согласовывается с родителями.

Объем учебной нагрузки и распределение учебных часов по образовательным областям определяются индивидуально и зависят от уровня усвоения минимума содержания образования, ограничений, связанных с течением заболевания, социальных запросов, но не превышают максимально допустимую аудиторную нагрузку учащегося. Для сокращения обязательного времени пребывания детей у компьютера такие предметы, как ИЗО, музыка и физическая культура исключены из обязательного перечня предметов учебного плана ЦДО. В рамках индивидуальных предметных курсов учащиеся могут осваивать эти предметы по заявлению родителей. Внедрение ИУП позволяет значительно продвинуться в решении проблем снижения перегрузок учащихся.

СВЯЗИ с различными учреждениями области налажены для организации воспитательно-досуговых мероприятий: например, с Донской публичной библиотекой, организацией инвалидов-опорников «Икар», ведущими вузами региона. Учащиеся принимают активное участие в конкурсах
и олимпиадах различного уровня, становятся победителями и призёрами.

Школой-интернатом № 28 заключены договоры о сотрудничестве и с различными учебными заведениями области: Южным федеральным университетом, Ростовским государственным экономическим университетом, Южно-Российским государственным университетом экономики и сервиса, Донским филиалом Евразийского открытого института и другими. Выпускники школы успешно сдают ЕГЭ и поступают в ведущие вузы и ссузы региона и страны. С 2010 года центр окончили 28 выпускников одиннадцати классов, из них 24 успешно сдали ЕГЭ, 4 – прошли итоговую аттестацию в традиционной форме, 6 – поступили в ссузы области, 18 – в вузы страны.

МОЖНО уверенно констатировать, что в регионах России есть потенциал для развития инклюзивного образования всех уровней, включения людей с ограниченными возможностями здоровья в полноценный образовательный процесс, учитывающий их индивидуальные особенности. Благодаря целенаправленной государственной политике, внедрению программы «Доступная среда», а также выделенным правительственным субсидиям, инклюзивное образование получило новый импульс для развития. Сегодня уже выявлены основные направления построения единой системы непрерывного инклюзивного образования в России:

  • развитие сетевого взаимодействия образовательных учреждений различного уровня и включение инклюзивного образования в общую систему образования РФ;
  • последовательное внедрение дистанционных образовательных технологий как основных технологий инклюзивного образования;
  • дальнейшее развитие центров дистанционного образования для лиц с ОВЗ в субъектах РФ согласно программе Правительства РФ;
  • методическая подготовка педагогических кадров для работы с детьми с ОВЗ в дистанционной образовательной среде;
  • сотрудничество с вузами-экспертами в области дистанционных образовательных технологий и построение модели непрерывного инклюзивного образования, включающей все уровни образования;
  • развитие условий для благотворительности и фандрайзинга в области образования;
  • создание публичных площадок для обмена опытом по организации инклюзивного образования – конференций, методических семинаров, круглых столов в очном и дистанционном форматах.

В рамках внедрения дистанционных образовательных технологий для обучения детей с ОВЗ особое значение имеет методическая подготовка педагогов и родителей детей-инвалидов. Для этого во всех субъектах РФ реализуются соответствующие образовательные программы. Активное участие в обучении педагогов принял Евразийский открытый институт (ЕАОИ, г. Москва) – вуз, чей опыт в реализации образовательных программ с использованием ДОТ широко известен. В ноябре 2012 года в институте по программе повышения квалификации в объеме 144 часов прошли обучение 334 педагогических работника учебных заведений Московской области.

В ходе организации работы курсов в ЕАОИ была развернута система дистанционного обучения на базе LMS MOODLE, продолжающая функционировать и после окончания занятий.

Были прочитаны циклы лекций и проведены практические и лабораторные занятия, в которых освещались следующие вопросы:

  • знакомство с методическими аспектами преподавания в дистанционном режиме в целом и отдельных учебных предметов;
  • освоение минимально необходимых для ведения учебного процесса операций в СДО MOODLE в роли учителя и ученика;
  • организация и контроль деятельности ученика и учителя в образовательном процессе с использованием дистанционных технологий;
  • методика организации форумов и онлайн-конференций для организации дистанционного учебного взаимодействия между учеником и учителем;
  • ознакомление с методикой проведения обучения родителей детей с ОВЗ по вопросам организации дистанционного образования.

К проведению занятий были привлечены ведущие специалисты Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова и Евразийского открытого института.

В процессе обучения учителей школ использовались самые современные электронные образовательные технологии, включая использование видеоконференцсвязи для индивидуального консультирования, организацию предметных форумов и чатов. Для более эффективного освоения ДОТ разработан специальный электронный интерактивный учебный курс «Учитель в среде электронного обучения», который широко использовался для получения и закрепления навыков работы в виртуальной образовательной среде. Для тех слушателей, которые не могли лично присутствовать на учебных занятиях, проводилась прямая трансляция лекций с использованием видеоконференцсвязи. Видеозаписи лекций размещались в виртуальной образовательной среде.

Также слушателям курсов была предоставлена возможность и в дальнейшем использовать программную платформу СДО MOODLE для обучения детей с ОВЗ.

По итогам занятий слушатели курсов выполнили и защитили квалификационную работу на тему «Методическая разработка учителя-предметника (педагога-психолога) по организации урока (внеклассного мероприятия, психолого-коррекционного занятия) с использованием дистанционных образовательных технологий (ДОТ) и цифровых образовательных ресурсов (ЦОР)». Все педагоги прошли тестирование по изученным материалам, итоги которого обобщены в диаграмме (см. рисунок).

Также проведено анкетирование, в котором приняли участие 284 человека. Подавляющим большинством слушателей (96 процентов) высоко оценен уровень проведения обучения и отмечена полезность освоенной информации для организации обучения детей с ОВЗ в своих учебных заведениях.

Несмотря на определенные успехи в сфере инклюзии, создание системы непрерывного образования лиц с ОВЗ остается нерешенной проблемой, в частности, продолжение обучения в учреждениях СПО и ВПО. Этому была посвящена межрегиональная научно-практическая конференция «Опыт использования дистанционных образовательных технологий при обучении детей-инвалидов» (декабрь, 2012). Организаторами выступили Министерство общего и профессионального образования Ростовской области, Евразийский открытый институт, санаторная школа-интернат №28 г. Ростова-на-Дону. Цель конференции – систематизация практического опыта, анализ и оценка результатов работы как фактора социальной интеграции детей с ОВЗ.

В обсуждении приняли участие более 200 педагогов Ростовской области, использующих дистанционные технологии для обучения детей-инвалидов. Достижения региона представил начальник отдела специального образования и социально-правовой защиты детства министерства, кандидат психологических наук П.Н. Серов. Особенности процесса внедрения электронного обучения прокомментировал С.Н. Исаев, ректор Евразийского открытого института (г. Москва).

В режиме интерактивного телемоста представили свой опыт специалисты Сызранского центра диагностики и консультирования для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, сотрудники Евразийского открытого института. Специалисты ЦДО г. Ростова-на-Дону обобщили опыт, накопленный на территории своего региона, по обучению детей-инвалидов в части внедрения программно-технических средств при создании единой системы дистанционного обучения детей с ОВЗ. Председателем родительского комитета санаторной школы-интерната №28 г. Ростова-на-Дону Е.Е. Марченко была обозначена родительская функция в обеспечении эффективности дистанционного обучения детей с ОВЗ.

По результатам конференции был систематизирован и обобщен опыт регионов РФ по внедрению ДОТ в системе непрерывного образования детей-инвалидов, организован межрегиональный электронный форум по обмену мнениями на сайте Евразийского открытого института.

  1. Принята резолюцией 61/106 Генеральной ассамблеи ООН от 13 декабря 2006 г.
  2. Постановление Правительства РФ от 17.03.2011 г. № 175 «О государственной программе Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2015 годы».
  3. Постановление Правительства РФ от 7.02.2011 г. № 61 «Об утверждении Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы (ФЦПРО)».
  4. РИА Новости: http://ria.ru/edu_news/20120528/659354480.html#ixzz2HZt6JCFP
Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Минобрнауки хочет усовершенствовать систему школьных олимпиад
Технологии для адаптации студентов с ограниченными возможностями
Экспертное мнение: Реализация индивидуального подхода в дистанционной среде
Современная школа развития
Об оценке качества подготовки учителя
Образование: через призму двух парадигм
К чему приведет распространение онлайн-технологий?
Нравственно-организующие ценности на уроках истории в Новочеркасском автотранспортном колледже
Школа.LIVE: Нужно ли профильное обучение в старшей школе?
ЕАОИ обучит более 300 педагогов Московской области по программе Дистанционное обучения детей-инвалидов

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ