Поиск по сайту
Вход Регистрация
Х
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Войти через:
Об изданииНаши проектыКонтактыОформить подпискуМЕДИАпланёрка

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОС-3УМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вебинары
Март 2016Май 2016Сентябрь 2016
Партнёры

Есть потенциал для развития равных возможностей

Проект по развитию системы обучения на дому с использованием дистанционных образовательных технологий (ДОТ), основанных на широком использовании возможностей Интернета, реализуется в России для решения проблемы доступности образовательных услуг для детей с ОВЗ. За 2009-2012 годы были привлечены более 75 процентов от общего числа детей, которым это показано.

Просмотров: 2765

С.Н. ИСАЕВ, ректор Евразийского открытого института (г. Москва)

П.Н. СЕРОВ, начальник отдела специального образования и социально-правовой защиты детства Министерства общего и профессионального образования Ростовской области

И.А. ЗАХАРЧЕНКО, директор Донского филиала Евразийского открытого института (г. Ростов-на-Дону)

Ю.А. КОМАРОВ, директор санаторной школы-интерната (№28, г. Ростов-на-Дону)

Г.Е. СНЕЖКО, заместитель директора санаторной школы-интерната (№28, г. Ростов-на-Дону)

В НАШЕЙ СТРАНЕ в последние годы большое внимание уделяется образованию, социализации и реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

В 2008 году в Российской Федерации подписана принятая Генеральной ассамблеей ООН Конвенция о правах инвалидов1. Подписание этого документа фактически утвердило принципы, на которых должна строиться политика государства в отношении лиц с ОВЗ, что открывает новые перспективы для решения проблем, связанных с образованием и реабилитацией данных граждан посредством обучения. Забота об инвалидах заявлена приоритетом государственной политики. Подтверждение тому мы видим на каждом шагу: это строительство специальных сооружений для доступа лиц с нарушением опорно-двигательного аппарата в зданиях общественного назначения, создание специальных дорожных переходов для незрячих и слабовидящих, появление специализированного общественного транспорта и прочие факты. Результаты не заставили себя ждать: например, прекрасное выступление российских паралимпийцев в Лондоне (2012).

ДОСТУПНОСТЬ образования является, безусловно, важнейшим направлением государственной политики в отношении лиц с ОВЗ. В 2011 году принята госпрограмма «Доступная среда»2. К ожидаемым результатам ее реализации относится «увеличение количества школ, в которых создана универсальная безбарьерная среда, позволяющая обучаться совместно инвалидам и детям, не имеющим нарушения развития. Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы (ФЦПРО)3 предусматривает мероприятия «по распространению на всей территории Российской Федерации современных моделей успешной социализации детей. <…> Во всех субъектах Российской Федерации будут распространены <…> современные образовательные и организационно-правовые модели, обеспечивающие успешную социализацию детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов». Во всех федеральных округах предусматривается создание площадок для обучения и повышения квалификации управленческих кадров и специалистов, обеспечивающих распространение моделей успешной социализации детей, а также для подготовки и повышения квалификации педагогических, медицинских работников и вспомогательного персонала для сопровождения обучения детейинвалидов. <…> Планируется развитие сетевого взаимодействия образовательных учреждений, в том числе в регионах с ярко выраженной региональной, этнокультурной составляющей, а также обеспечивающих совместное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья».

Обучение детей с ОВЗ имеет ряд особенностей: таких как учебно-методическое обеспечение, индивидуальное сопровождение учебного процесса и консультирование по организационным и учебным вопросам, работа с семьей, методическая работа с преподавателями, организация воспитательной работы.

ПРОЕКТ по развитию системы обучения на дому с использованием дистанционных образовательных технологий (ДОТ), основанных на широком использовании возможностей Интернета, реализуется в России для решения проблемы доступности образовательных услуг для детей с ОВЗ. За 2009-2012 годы были привлечены более 75 процентов от общего числа детей, которым это показано. Увеличилась доля образовательных учреждений, реализующих программы инклюзивного образования. В 2012 году Правительством РФ выделено 2,5 млрд. рублей субсидий субъектам России на организацию дистанционного образования детей-инвалидов (см. документ на сайте правительства4). Каждый ребенок может получить качественное общее образование по выбору в форме дистанционного, специального или инклюзивного обучения, поддержку в профессиональной ориентации.

Рассмотрим в качестве примера деятельность, осуществляемую в этом направлении в Ростовской области. На оснащение различным специализированным оборудованием рабочих мест детей-инвалидов и педагогических работников, осуществляющих дистанционное обучение, а также подключение к сети Интернет рабочих мест, обучение педагогических работников и родителей, организационно-методическое обеспечение направляются средства федеральной субсидии. Средства областного бюджета выделяются на закупку спецоборудования, приобретение автотранспортного средства для перевозки детей с ОВЗ, интерактивного оборудования, специализированной мебели, учебно-наглядных пособий, выплату заработной платы работникам соответствующего профиля.

В целом в 2009-2012 годах выделено 438,3 млн. рублей, в том числе 206,5 млн. – из федерального бюджета, из Ростовского областного – 231,8 млн.

ВО ВСЕХ СУБЪЕКТАХ федерации в рамках реализации решений Правительства РФ создаются центры сопровождения инклюзивного образования детей с ОВЗ, а также центры дистанционного обучения (ЦДО) детей-инвалидов. Целью их деятельности является обеспечение условий для получения общего образования в адекватной форме этими гражданами страны.

Среди основных требований к созданию ЦДО – реализация законодательства РФ по разработке адаптивной модели, обеспечивающей равный доступ детей-инвалидов к полноценному качественному образованию в соответствии с их интересами и склонностями через развитие системы дистанционного обучения с использованием Интернет-технологий; создание безбарьерной информационно-образовательной среды, обеспечивающей реализацию образовательных потребностей детей-инвалидов и способствующей их социальной коммуникации и адаптации, вовлечению в жизнь общества.

Сегодня успехи этого направления очевидны. Так, с 2009 года в рамках Программы реализации приоритетных на циональных проектов на 2009-2012 годы Министерством образования Ростовской области начата реализация направления «Развитие дистанционного образования детей-инвалидов». Сформирован банк данных о детях-инвалидах, обучающихся на дому, проведены родительские собрания в муниципальных образованиях.

В 2009 году средства федерального бюджета были направлены на оснащение ЦДО, созданного на базе санаторной школы-интерната № 28 г. Ростова-на-Дону. В настоящее время здесь обучается 409 детей-инвалидов. Для сравнения, в 2009 году центр мог принять 59 детей, в 2010 году – 150, в 2011 году – 200. В 2012 году созданы условия для обучения еще 150 детей области. При этом охват территории региона составил не менее 85 процентов. В 2013 году общая численность обучающихся достигнет 559 человек.

В Ростовском центре работают 344 педагога с высшим профессиональным образованием, в том числе 2 доктора и 11 кандидатов наук, 196 специалистов имеют высшую квалификационную категорию. Помимо этого, все педагогические работники прошли соответствующие курсы повышения квалификации. Комплектами специального оборудования оснащены 315 рабочих мест учителей, обеспечены они и доступом к Интернету по месту проживания. В мае 2012 года с целью оказания детям с ОВЗ помощи в организации обучения и воспитания были открыты 3 филиала ЦДО: Волгодонский, Зерноградский и Новошахтинский.

С ЦЕЛЬЮ организации дистанционного образования детям-инвалидам и педагогическим работникам Ростовской области во временное безвозмездное пользование предоставляются: специализированная компьютерная техника, доступ к образовательным ресурсам Интернета и авторизованный доступ к специализированным образовательным ресурсам.

Разработан порядок передачи оборудования для организации дистанционного обучения детей-инвалидов, не посещающих учебные заведения по состоянию здоровья, в том числе как пожертвование – успешным выпускникам для продолжения образования. В 2012 году по договору в бессрочное пользование получили комплекты оборудования первые 22 выпускника ЦДО. Уже проведены торги на закупку из средств областного бюджета комплектов оборудования взамен пожертвованных. В 2013 году планируется передача еще 45 комплектов, но средства для этого необходимо изыскивать, поскольку статьями областного бюджета компенсация подобных социальных акций не предусмотрена. Также нерешенным остается вопрос о передаче компьютеров выпускникам 9-х классов для получения дальнейшего профобразования.

ПРАВА на полное общедоступное образование, отвечающее современным требованиям и возможностям каждого ребёнка, в наибольшей степени реализуются в центрах дистанционного образования детей-инвалидов.

Обучение осуществляется в малых группах (классах) до трех человек в очно-дистанционной форме и режиме on‑line посредством обеспечения доступа к образовательным Интернет-ресурсам. С 2010 года используются электронный журнал и дневник. Комплектование классов, определение учебной нагрузки обучающихся осуществляются на основании заключения психолого-медико-педагогического консилиума школы, индивидуальной программы реабилитации ребёнка-инвалида, с учётом особенностей психофизического развития и возможностей обучающихся.

В зависимости от состояния здоровья каждому ученику предлагается индивидуальный учебный план. Индивидуальный учебный план (ИУП) – это совокупность учебных предметов, выбранных для освоения обучающимся из учебного плана общеобразовательного учреждения, составленного на основе федерального базисного учебного плана. Вариативная часть позволяет учитывать интересы обучающихся, их потребности и возможности. Формирование ИУП осуществляется на основании психолого-медико-педагогических рекомендаций. Индивидуальный образовательный маршрут ребенка согласовывается с родителями.

Объем учебной нагрузки и распределение учебных часов по образовательным областям определяются индивидуально и зависят от уровня усвоения минимума содержания образования, ограничений, связанных с течением заболевания, социальных запросов, но не превышают максимально допустимую аудиторную нагрузку учащегося. Для сокращения обязательного времени пребывания детей у компьютера такие предметы, как ИЗО, музыка и физическая культура исключены из обязательного перечня предметов учебного плана ЦДО. В рамках индивидуальных предметных курсов учащиеся могут осваивать эти предметы по заявлению родителей. Внедрение ИУП позволяет значительно продвинуться в решении проблем снижения перегрузок учащихся.

СВЯЗИ с различными учреждениями области налажены для организации воспитательно-досуговых мероприятий: например, с Донской публичной библиотекой, организацией инвалидов-опорников «Икар», ведущими вузами региона. Учащиеся принимают активное участие в конкурсах
и олимпиадах различного уровня, становятся победителями и призёрами.

Школой-интернатом № 28 заключены договоры о сотрудничестве и с различными учебными заведениями области: Южным федеральным университетом, Ростовским государственным экономическим университетом, Южно-Российским государственным университетом экономики и сервиса, Донским филиалом Евразийского открытого института и другими. Выпускники школы успешно сдают ЕГЭ и поступают в ведущие вузы и ссузы региона и страны. С 2010 года центр окончили 28 выпускников одиннадцати классов, из них 24 успешно сдали ЕГЭ, 4 – прошли итоговую аттестацию в традиционной форме, 6 – поступили в ссузы области, 18 – в вузы страны.

МОЖНО уверенно констатировать, что в регионах России есть потенциал для развития инклюзивного образования всех уровней, включения людей с ограниченными возможностями здоровья в полноценный образовательный процесс, учитывающий их индивидуальные особенности. Благодаря целенаправленной государственной политике, внедрению программы «Доступная среда», а также выделенным правительственным субсидиям, инклюзивное образование получило новый импульс для развития. Сегодня уже выявлены основные направления построения единой системы непрерывного инклюзивного образования в России:

  • развитие сетевого взаимодействия образовательных учреждений различного уровня и включение инклюзивного образования в общую систему образования РФ;
  • последовательное внедрение дистанционных образовательных технологий как основных технологий инклюзивного образования;
  • дальнейшее развитие центров дистанционного образования для лиц с ОВЗ в субъектах РФ согласно программе Правительства РФ;
  • методическая подготовка педагогических кадров для работы с детьми с ОВЗ в дистанционной образовательной среде;
  • сотрудничество с вузами-экспертами в области дистанционных образовательных технологий и построение модели непрерывного инклюзивного образования, включающей все уровни образования;
  • развитие условий для благотворительности и фандрайзинга в области образования;
  • создание публичных площадок для обмена опытом по организации инклюзивного образования – конференций, методических семинаров, круглых столов в очном и дистанционном форматах.

В рамках внедрения дистанционных образовательных технологий для обучения детей с ОВЗ особое значение имеет методическая подготовка педагогов и родителей детей-инвалидов. Для этого во всех субъектах РФ реализуются соответствующие образовательные программы. Активное участие в обучении педагогов принял Евразийский открытый институт (ЕАОИ, г. Москва) – вуз, чей опыт в реализации образовательных программ с использованием ДОТ широко известен. В ноябре 2012 года в институте по программе повышения квалификации в объеме 144 часов прошли обучение 334 педагогических работника учебных заведений Московской области.

В ходе организации работы курсов в ЕАОИ была развернута система дистанционного обучения на базе LMS MOODLE, продолжающая функционировать и после окончания занятий.

Были прочитаны циклы лекций и проведены практические и лабораторные занятия, в которых освещались следующие вопросы:

  • знакомство с методическими аспектами преподавания в дистанционном режиме в целом и отдельных учебных предметов;
  • освоение минимально необходимых для ведения учебного процесса операций в СДО MOODLE в роли учителя и ученика;
  • организация и контроль деятельности ученика и учителя в образовательном процессе с использованием дистанционных технологий;
  • методика организации форумов и онлайн-конференций для организации дистанционного учебного взаимодействия между учеником и учителем;
  • ознакомление с методикой проведения обучения родителей детей с ОВЗ по вопросам организации дистанционного образования.

К проведению занятий были привлечены ведущие специалисты Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова и Евразийского открытого института.

В процессе обучения учителей школ использовались самые современные электронные образовательные технологии, включая использование видеоконференцсвязи для индивидуального консультирования, организацию предметных форумов и чатов. Для более эффективного освоения ДОТ разработан специальный электронный интерактивный учебный курс «Учитель в среде электронного обучения», который широко использовался для получения и закрепления навыков работы в виртуальной образовательной среде. Для тех слушателей, которые не могли лично присутствовать на учебных занятиях, проводилась прямая трансляция лекций с использованием видеоконференцсвязи. Видеозаписи лекций размещались в виртуальной образовательной среде.

Также слушателям курсов была предоставлена возможность и в дальнейшем использовать программную платформу СДО MOODLE для обучения детей с ОВЗ.

По итогам занятий слушатели курсов выполнили и защитили квалификационную работу на тему «Методическая разработка учителя-предметника (педагога-психолога) по организации урока (внеклассного мероприятия, психолого-коррекционного занятия) с использованием дистанционных образовательных технологий (ДОТ) и цифровых образовательных ресурсов (ЦОР)». Все педагоги прошли тестирование по изученным материалам, итоги которого обобщены в диаграмме (см. рисунок).

Также проведено анкетирование, в котором приняли участие 284 человека. Подавляющим большинством слушателей (96 процентов) высоко оценен уровень проведения обучения и отмечена полезность освоенной информации для организации обучения детей с ОВЗ в своих учебных заведениях.

Несмотря на определенные успехи в сфере инклюзии, создание системы непрерывного образования лиц с ОВЗ остается нерешенной проблемой, в частности, продолжение обучения в учреждениях СПО и ВПО. Этому была посвящена межрегиональная научно-практическая конференция «Опыт использования дистанционных образовательных технологий при обучении детей-инвалидов» (декабрь, 2012). Организаторами выступили Министерство общего и профессионального образования Ростовской области, Евразийский открытый институт, санаторная школа-интернат №28 г. Ростова-на-Дону. Цель конференции – систематизация практического опыта, анализ и оценка результатов работы как фактора социальной интеграции детей с ОВЗ.

В обсуждении приняли участие более 200 педагогов Ростовской области, использующих дистанционные технологии для обучения детей-инвалидов. Достижения региона представил начальник отдела специального образования и социально-правовой защиты детства министерства, кандидат психологических наук П.Н. Серов. Особенности процесса внедрения электронного обучения прокомментировал С.Н. Исаев, ректор Евразийского открытого института (г. Москва).

В режиме интерактивного телемоста представили свой опыт специалисты Сызранского центра диагностики и консультирования для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, сотрудники Евразийского открытого института. Специалисты ЦДО г. Ростова-на-Дону обобщили опыт, накопленный на территории своего региона, по обучению детей-инвалидов в части внедрения программно-технических средств при создании единой системы дистанционного обучения детей с ОВЗ. Председателем родительского комитета санаторной школы-интерната №28 г. Ростова-на-Дону Е.Е. Марченко была обозначена родительская функция в обеспечении эффективности дистанционного обучения детей с ОВЗ.

По результатам конференции был систематизирован и обобщен опыт регионов РФ по внедрению ДОТ в системе непрерывного образования детей-инвалидов, организован межрегиональный электронный форум по обмену мнениями на сайте Евразийского открытого института.

  1. Принята резолюцией 61/106 Генеральной ассамблеи ООН от 13 декабря 2006 г.
  2. Постановление Правительства РФ от 17.03.2011 г. № 175 «О государственной программе Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2015 годы».
  3. Постановление Правительства РФ от 7.02.2011 г. № 61 «Об утверждении Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы (ФЦПРО)».
  4. РИА Новости: http://ria.ru/edu_news/20120528/659354480.html#ixzz2HZt6JCFP
Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: общеобразовательная школа, евразийский открытый институт, образовательные технологии, инклюзивное образование, ао-62

Похожие материалы:
Образование: через призму двух парадигм
Опыт обучения лиц с особыми образовательными потребностями
ЕАОИ обучит более 300 педагогов Московской области по программе Дистанционное обучения детей-инвалидов
Минобрнауки хочет усовершенствовать систему школьных олимпиад
Экспертное мнение: Реализация индивидуального подхода в дистанционной среде
Инклюзия в российском обществе
Современная школа развития
Технологии для адаптации студентов с ограниченными возможностями
Минобрнауки объявило тендер на разработку стандарта образования детей-инвалидов
К чему приведет распространение онлайн-технологий?

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 5 (105) 2018

Что день грядущий нам готовит? Как следует из доклада об основных направлениях деятельности Правительства РФ до 2024 года – вхождение России в число пяти крупнейших экономик мира. В отношении науки и образования планы не менее масштабные: ускорение темпов научно-технологического развития должно обеспечить стране место среди пяти ведущих мировых держав, а эффективная образовательная политика – удовлетворить спрос стратегически важных отраслей в высококвалифицированных кадрах. Об этом и других сценариях будущего читайте в новом номере «АО». А еще мы открываем новую рубрику. Пропустить невозможно!

Партнеры
Популярные статьи
Российско-Грузинский молодёжный форум пройдет в Москве и Пятигорске
В рамках семидневного Форума задумано обсуждение сразу нескольких инициатив – ежегодное...
Пути совершенствования системы госаккредитации обсудили в Госдуме РФ
Парламентские слушания по теме «Правовое обеспечение государственной регламентации...
В БФУ им. И. Канта пройдет I международный форум «Я-НАСТАВНИК»
Ключевыми мероприятиями Форума станут: пленарное заседание, круглые столы, образовательные...
В ЮФУ проходит форум "Международный диалог: инклюзия через всю жизнь"
В Южном федеральном университете 13-15 ноября проходит Всероссийский образовательный форум с...
МГТУ и исландский университет Акюрейри подписали соглашение о сотрудничестве
В Министерстве экономического развития России состоялся 18 раунд Российско-Исландских...
Из журнала
#101Видеомост Москва – Калининград был посвящен вопросам развития международной аккредитации
#97Каковы должны быть рабочие навыки будущих поколений?
#98Модернизация аграрного образования
#96Опыт Японии в привлечении иностранных студентов
#101Алтайскому краевому колледжу культуры и искусств исполняется семьдесят лет
Информационная лента
09:15Корабль жизни: в СевГУ проектируют медицинский плавцентр
09:09Посол Республики Кот-д’Ивуар посетил Новгородский университет
08:52В ТюмГУ разрабатывают новый способ доступа к аккаунтам
08:34«Холод как преимущество»: в СВФУ обсудят проблемы идентичности арктических городов
08:27АлтГУ и Федерация шахмат Алтайского края подписали соглашение о сотрудничестве