Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Новый подход к образованию ориентирован на студента

Владивостокский государственный университет экономики и сервиса – вуз, который по-новому строит свои отношения с социальными партнерами. В своем интервью проректор по учебной работе И.П. Черная рассказывает о том, что нужно сделать, чтобы работодатели признали бакалавров хорошо подготовленными специалистами высшего звена.

Просмотров: 2058
ЧЕРНАЯ Ирина Петровна – проректор по учебной работе Владивостокского государственного университета экономики и сервиса, доктор экономических наук, профессор

Владивостокский государственный университет экономики и сервиса – вуз, который по-новому строит свои отношения с социальными партнерами. Привлекает их к разработке и реализации образовательных программ, совершенствует и обновляет материально-техническую базу, – словом, основательно готовится к переходу на уровневую систему подготовки специалистов. О трудностях, возникающих на этом пути, и о том, что нужно сделать, чтобы работодатели признали бакалавров хорошо подготовленными специалистами высшего звена, рассказывает в своем интервью проректор по учебной работе Ирина ЧЕРНАЯ.

– Переход на ФГОС-3 – процесс сложный. Есть ли у вас трудности с составлением учебного плана?

– Да, мы уже столкнулись с ними и, без сомнения, встретимся в дальнейшем.

Одна из ключевых проблем –отсутствие полноценного нормативного и методического обеспечения. Наш вуз ведет подготовку по 30 направлениям ВПО. По каждому должны быть разработаны и утверждены федеральные государственные образовательные стандарты и основные образовательные программы. Но в действительности по направлению 081100 «Государственное и муниципальное управление» есть только проект ФГОС, а примерные образовательные программы утверждены всего по двум направлениям – 100800 «Товароведение» и 210400 «Радиотехника», в остальных случаях приходится оперировать проектными документами. Общего перечня утвержденных стандартов и примерных основных образовательных программ до сих пор нет. Документы приходится искать на сайтах различных УМО, а это, учитывая широкий спектр специальностей и направлений подготовки, достаточно трудоемкий процесс. Целесообразнее было бы создать единую базу ФГОС и примерных программ. К тому же, хотелось бы видеть рекомендации по специфике и применению содержательной части предусмотренных профилей, а они есть далеко не везде. Все перечисленное создает трудности с определением профилей подготовки, разработкой учебных планов.

Проанализированные нами стандарты и проекты примерных программ не отличаются унифицированностью даже в рамках одной укрупненной группы. Например, учебный цикл Б2 называется поразному: математический и естественнонаучный; информационно-правовой; математический, естественнонаучный и программно-информационный; математический и информационно-технический; естественнонаучный и даже общепрофессиональный. В результате, возникают дополнительные сложности, связанные не только с оптимизацией учебного процесса, но и созданием нормативной базы академической мобильности студентов.

Нередко встречаются и расхождения между стандартами и рабочими программами, порой содержащие элементарные математические ошибки. Так, например, по направлению 030300 «Психология» базовая часть гуманитарного, социального и экономического цикла должна иметь объем в 20-22 зачетные единицы. Перечень дисциплин для разработки примерных программ состоит из 13 наименований, и, если предусмотреть по каждой дисциплине по 2 зачетные единицы, уже получается 26. Однако в примерной программе предлагаемый объем базовой части этого цикла равняется 28.

– Позволят ли содержание и сроки обучения бакалавров подготовить такого специалиста высшего звена, который нужен экономике и социальной сфере?

– Одной из задач высшей школы сегодня является определение требований к качеству подготовки специалистов с позиций результатов образования, оцениваемых работодателем, государством и обществом. Для качественной подготовки выпускников нужно создать систему оценки компетенций, учитывающую, с одной стороны, целевые ориентиры образования, а с другой – запросы потребителей. Ее разработка требует отказа от многих традиций и введения ряда инноваций, в том числе уже на этапе целеполагания. Новый подход к образованию предполагает, что организующая деятельность, структура и схемы профессионального роста заложены в самом человеке. В фокусе такого, студентоцентрированного обучения находятся фундаментальные связи между проектированием обучения на уровне образовательных программ и блоков дисциплин, отражающих схемы формирования профессиональных и личностных компетенций; организацией учебного процесса, предполагающего увеличение доли проблемного вида обучения, основанного на эвристических методах; измерением обучения, фиксирующим степень развитости того или иного профессионального качества, степень или уровень профессионализма, являющегося результатом обучения, как по отдельным блокам дисциплин, так и по программе в целом.

В университете реализуется модель мониторинга формирования профессиональных компетенций. В качестве инструментальной базы для получения аналитических данных она предлагает программы образовательного и психологического компьютерного тестирования. Таким образом, психодиагностические методики вписываются в обычный учебный процесс, сохраняя при этом присущий им индивидуальный подход и приобретая все преимущества компьютерных технологий. Основанная на мониторинге, программа психологического сопровождения процесса личностно-профессионального роста студентов включает:

  • профориентационное тестирование с использованием программы «Профориентатор» и консультирование психологом-консультантом по выбранным направлениям высшего образования (1 курс);
  • развивающие программы-тренинги (2 курс);
  • диагностику с использованием программы «Профкарьера» и консультирование психологом-консультантом (3 курс);
  • семинары-тренинги профессионального развития;
  • консультирование психологом-консультантом и диагностику профессиональных компетенций студентов магистратуры с использованием программы «Профконсалтинг»;
  • дополнительные образовательные программы практической направленности, исходя из полученных в ходе диагностики рекомендаций о сфере деятельности;
  • помощь в составлении резюме и трудоустройстве.

Комплексные психодиагностические методики «Профориентатор», «Профкарьера» и «Профконсалтинг» разработаны Центром тестирования и развития при МГУ, агентством «Гуманитарные технологии» под руководством А.Г. Шмелева.

Сегодня необходимо сделать акцент на помощь молодому человеку в поиске своего места в обществе, планировании перспектив профессионального и личностного развития на основе точного знания своих сильных и слабых сторон.

– Как вы считаете, признают бакалавра на производстве как специалиста с высшим образованием? Если нет, что нужно сделать, чтобы работодатели считали данный уровень подготовки достаточным для предоставления бакалаврам должностей специалистов высшего звена?

– Признают, но все же не повсеместно. Чтобы бизнес-среда правильно воспринимала этот уровень подготовки, необходимо разработать соответствующую нормативно-правовую базу. А для этого, в первую очередь, принять национальную рамку квалификаций, которая будет составной частью Национальной системы квалификаций РФ, включающей отраслевые рамки квалификаций, профессиональные и образовательные стандарты, национальную систему оценки результатов обучения. Только такой подход позволит создать единую российскую систему квалификаций профессионального образования, в которой так нуждаются рынки образования и труда. Она и будет основой нормативно-правовой базы.

– Какими достижениями последних лет, связанными с профилем вашей работы, вы гордитесь?

– Сегодня университет поновому строит свои взаимоотношения с социальными партнерами и привлекает работодателей к разработке и реализации образовательных программ. Мы уверены, что наш бизнесинкубатор станет ядром инновационной инфраструктуры Приморья за счет поддержки инновационных проектов и субъектов малого предпринимательства.

Эффективнее стали менеджмент и инвестиционная политика, выросло качество подготовки, о чем свидетельствуют звание лауреата конкурса «Системы качества подготовки выпускников образовательных учреждений профессионального образования» 2007 года и Премия Правительства РФ в области качества 2009 года.

Нашим приоритетом является реализация социальных программ и проектов, ориентированных как на улучшение условий труда и проживания сотрудников, преподавателей, студентов, так и ставящих целью развитие города и края (реконструкция и модернизация имеющихся учебных и жилых помещений, строительство новых объектов, в том числе спортивных, благоустройство окружающей среды).

Университет располагает развитой учебнолабораторной базой, в том числе лингафонными кабинетами, компьютерными классами, аудиториями с мультимедийным оборудованием, специализированными лабораториями. В Институте права и управления введен в эксплуатацию учебный зал судебных заседаний, который используется и для проведения реальных разбирательств. В Институте сервиса, моды и дизайна создан комплекс лабораторий кафедры туризма и гостиничноресторанного бизнеса, полностью обновлены лаборатории швейного производства и дизайна. В профессиональном лицее открыто отделение парикмахерского искусства. Реализован уникальный проект – введена в эксплуатацию гостиница «Аванта», имеющая интерьер и оборудование на уровне мировых стандартов. Недавно состоялся запуск эскалатора, позволяющего быстрее добраться из учебного корпуса в спортивный, а также в общежитие.

В течение 2008-2010 годов все преподаватели и студенты первыхтретьих курсов были обеспечены нетбуками. Сегодня эти электронные средства используются во всех видах учебной деятельности. Наличие на территории кампуса беспроводной связи позволяет применять их и для электронного тестирования в любой аудитории университета. К 2012 году все студенты получат по нетбуку. Это обеспечит равные условия в применении информационных технологий и свободный доступ к сетевым ресурсам.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Мнение практиков о доработке ФГОС СПО
Надежда Ярушкина об инновационной политике УлГТУ
Роль УМО в подготовке ФГОС
ВГУЭС – лидер бизнес-образования
Год учителя. Итоги
Учебный банк - форма практико-ориентированной подготовки
Демонстрационный экзамен как этап последовательного перехода к новым ФГОС СПО
Совет ректоров Приморского края прошел во ВГУЭС
Разработка основных образовательных программ
Формирование компетентности молодого специалиста

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ