Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Партнёры

Основание в далеком уже 1988 году первого в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре высшего учебного заведения положило начало рождению и развитию системы высшего образования в крае. Важность этого события для огромного западносибирского региона, решавшего стратегическую задачу не только масштабного индустриального развития, но и превращения из «территории временного пребывания» в «территорию постоянного места жительства», трудно переоценить.

Просмотров: 406

Основание в далеком уже 1988 году первого в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре высшего учебного заведения положило начало рождению и развитию системы высшего образования в крае. Важность этого события для огромного западносибирского региона, решавшего стратегическую задачу не только масштабного индустриального развития, но и превращения из «территории временного пребывания» в «территорию постоянного места жительства», трудно переоценить. На сегодняшний день результат достигнут: Югра – опора нефтегазового комплекса России, демографические индикаторы региона показывают многолетний рост, причем не за счет миграции, а благодаря родившимся уже здесь, на этой земле, новым поколениям югорчан.

Невероятно изменился и первый вуз округа: 25 преподавателей и 150 студентов – так тридцать лет назад начиналась его биография. А сегодня это многопрофильный университет, обладающий современной учебной и научной базой, сложившимся крепким коллективом педагогов-исследователей, активным, творческим и мотивированным студенческим сообществом. И в очередной раз НВГУ призван сыграть свою особую роль в достижении новой, заявленной регионом программной цели: Югра ХХI века – территория постиндустриального устойчивого развития, чьим главным ресурсом и богатством должен стать человеческий капитал.

Несколько вопросов о прошлом, настоящем и будущем университета мы задали ректору, доктору физико-математических наук, профессору Сергею ГОРЛОВУ.

– Сергей Иванович, если двумя словами охарактеризовать тридцатилетнюю историю НВГУ, это «траектория по восходящей»: от филиала педагогического вуза до классического университета. Причем треть пройдена под вашим руководством. Какие достижения и проекты за этот период стали для вуза значимыми: определяющими как его сегодняшнюю характеристику «классического университета», так и задающими «планку на будущее»? 
– Пожалуй, назову три принципиально важных фактора, формирующих и сегодняшний образ вуза, и, думаю, во многом его будущую стратегию. Во-первых, нам удалось сохранить все факультеты, специальности и направления подготовки, которые развивались в вузе со дня его основания. Нижневартовский государственный университет по-прежнему остается базой подготовки педагогических кадров, всегда востребованных в регионе. 
Во-вторых, с появлением в 2013 году инженерно-технического факультета, к чему мы долго готовились, университет открыл новую страницу в своей биографии – развития на базе НВГУ современного инженерного образования. Сегодня его основой являются три наших факультета: помимо уже названного инженерно-технического, это факультет экологии и инжиниринга и факультет информационных технологий и математики. В итоге к настоящему времени каждый третий студент НВГУ обучается по специальностям инженерного и технического профилей, столь необходимых для экономики региона. Возможность поступить и учиться на таких перспективных технических направлениях подготовки, как, например, робототехника и мехатроника, автоматизация производства и безопасность техносферы, дополнительно увеличила привлекательность университета для абитуриентов, причем не только из Нижневартовска и других территорий Югры, но и ближнего зарубежья. Сегодня в НВГУ обучается около сотни представителей других стран. 
И в том же 2013 году – вообще ставшем для всего нашего коллектива важным, значимым рубежом – университет получил статус классического и одновременно перешел в ведение Министерства образования и науки РФ. То есть в городе Нижневартовске появился вуз федерального подчинения, что позволило вузу стать участником не только региональных, но и федеральных конкурсов и программ. 
Все три фактора вкупе – это тот надежный задел, позволяющий уверенно чувствовать себя как в настоящем, так и планировать, ставить стратегические цели на будущее. 

– Наш вопрос как раз о планировании. Опубликованный на сайте вуза комплексный план работы на 2018 год – документ на десятках страниц, в том числе с анализом и оценкой рисков почти по сотне параметров. Это говорит об очень серьезной, скрупулезной работе, проделанной управленческой командой университета. Почему возникла необходимость именно в таком подходе к планированию дальнейшей работы? 
– В данном случае совпало несколько моментов. Мы приступили к переводу системы менеджмента качества в университете на новый уровень – а это большая работа, требующая серьезной подготовки. Кроме того, 2018-й – год окончания второго срока моих ректорских полномочий. Поэтому возникла необходимость подробно проанализировать достигнутое и на основе полученных выводов пошагово спланировать следующие действия. При этом была поставлена еще одна цель – проанализировать не только краткосрочные, но и долгосрочные горизонты, понять, каким должен стать университет через десять лет. Такая работа была проведена, рассчитаны риски и сценарии, и на основе этого действительно серьезного анализа мы теперь двигаемся далее.
Начали с решения кадрового вопроса, и здесь первый шаг – омоложение управленческой команды и создание управленческого кадрового резерва через обучение, повышение квалификации буквально для всех структурных подразделений вуза: от ректората до информационного отдела. Таким образом, в перспективе университет получит команду управленцев нового поколения. Это только одна из поставленных задач, но крайне важная в контексте долгосрочных горизонтов развития НВГУ.

– Кстати, о долгосрочном развитии… Стать «центром социального и культурного развития» Югры – так вы как ректор обозначили цель развития университета на ближайшие пять-десять лет. Какими уникальными ресурсами и возможностями обладает НВГУ для ее достижения?
– Наш уникальный ресурс – опыт и партнерские связи, наработанные коллективом за три десятилетия деятельности. Будучи еще гуманитарным университетом, мы наладили тесное взаимодействие с ключевыми партнерами, представляющими социальную сферу города и региона, – учреждениями культуры, здравоохранения, спорта, образования, науки. И это партнерство, конечно, продолжается. Более того, сегодня ни одно общественное мероприятие в нашем регионе не проходит без участия нашего вуза, ставшего одним из центров генерации и продвижения социально значимых инициатив и мероприятий. 
Второй момент. Качественный образовательный процесс невозможен без научной составляющей, поэтому научно-исследовательская работа – обязательный компонент деятельности всех наших факультетов. Сегодня в НВГУ проводятся научные исследования по семи направлениям, здесь назову лишь некоторые результаты. Например, в области информационных технологий реализуются проекты по разработке роботов для исследования водоемов и городских ландшафтов, экономичных вариантов модели «Умный дом», информационной системы «Интеллектуальное месторождение» на основе отечественного продукта MasterSCADA, интеллектуальных информационных систем для образования (компоненты формирования сред для само- и дистанционного образования). Широкий спектр исследований – от создания новых технологий мониторинга природных комплексов Югры до разработки экологических нормативов качества окружающей среды – ведут наши ученые-инженеры и экологи. В партнерстве со школами города реализуются перспективные разработки и методики педагогов НВГУ. История округа с древнейших времен до настоящего времени изучается в научно-исследовательской лаборатории региональных исторических исследований, и в 2018 году НВГУ вошел в состав научного консорциума по созданию академической истории Югры. Координатором этого фундаментального проекта выступает Институт российской истории РАН.

– В Югре принята и действует масштабная программа «Стратегия-2030». Например, поставлена цель – к 2020 году снизить долю нефтегазового сектора в валовом региональном продукте с нынешних 60% до 45-50%, диверсифицировав региональную экономику за счет развития производства интеллектуальной продукции. Также сделана ставка на создание в округе конкурентоспособных высокотехнологичных кластеров: от нефтегазоперерабатывающего и лесопромышленного до медицинского и научно-инновационного. Какие задачи, «заточенные» под эти программные цели, намерен решать НВГУ в ближайшем будущем?
– Да, цели поставлены масштабные, требующие зачастую абсолютно новаторских подходов. Неслучайно Югра стала первым в Российской Федерации субъектом, инициировавшим переход региональной системы управления, экономики и социальной сферы на технологии «бережливого производства». Ожидаемый результат комплексного внедрения и реализации концепции «Бережливый регион», утвержденной правительством ХМАО в 2016 году, – «превращение автономного округа в глобально конкурентный и инновационный регион». На высшую школу Югры возложена большая задача – создать систему обучения и переобучения технологиям «бережливого производства», подготовить соответствующие образовательные программы, начать широкую просветительскую деятельность по популяризации идей «бережливого производства», вовлечению студенчества в проекты соответствующей тематики. НВГУ самым активным образом включился в этот ключевой для Югры проект. В частности, в 2017 году университет стал финалистом регионального конкурса по созданию базового научно-образовательного центра по обучению принципам и практикам «бережливого производства», нами уже разработаны соответствующие дополнительные профессиональные программы повышения квалификации, а тематика lean-технологий включается в курсовые выпускные квалификационные работы, в содержание учебных дисциплин. Важно и то, что мы не только обучаем других, но внедряем lean-практики в деятельность НВГУ, чтобы в итоге сформировать работающую модель современного «бережливого вуза», которая, надеюсь, станет интересным и полезным кейсом для других образовательных организаций. 
Еще одна стратегическая для нас задача – университет должен стать ключевым участником формирования инновационных кластеров на территории города и региона. Здесь НВГУ будет действовать по нескольким направлениям. Прежде всего открытие и реализация перспективных направлений подготовки кадров, прежде всего для сферы энергетики (в том числе «зеленой»), для IT-отрасли, для сферы сервиса. Причем, под сервисом подразумевается не только туристическая отрасль, а более широкий контекст повышения качества жизни жителей округа. Это огромный пласт работы, поэтому тема подготовки кадров находится в центре постоянного внимания правительства Югры: мы неоднократно встречались и обсуждали ее с руководством округа. Также планируется создание на базе вуза центров компетенций в области образования, энергетики, информационно-коммуникативных технологий, экологии и природопользования, нефтехимии, архитектуры и дизайна, социального, гуманитарного, туристического сервиса, технологий и услуг. Наконец создание на базе НВГУ комплексной системы многоуровневой непрерывной профессиональной подготовки, которая позволит реализовать принципы lifelonglearning – «обучения в течение жизни». 
Решение этих и ряда других задач позволит НВГУ перейти в новое качественное состояние, а именно: стать региональным университетским центром, обеспечивающим формирование региональной экономики знаний и эффективных коммуникаций общества, бизнеса и власти.

– Нижневартовский государственный университет, допустим, в 2024 году… Каким лично вы видите вуз в этот период?
– Может быть, с большим числом факультетов… но главным ядром НВГУ останутся педагогическое и техническое направления подготовки: с сильной гуманитарной составляющей, с крепким, основанным на высоких технологиях научно-исследовательским сектором, выпускающим востребованный интеллектуальный продукт. Университетом, который соответствует девизу на своем гербе: «Образование для успешных людей». Университетом, каждый выпускник которого, благодаря полученным в НВГУ качественным знаниям, станет отличным профессионалом, самореализующимся, нашедшим в жизни свое место человеком.


Беседовала Марина БРЫЛЯКОВА.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: сергей горлов, марина брылякова, ао-105, высшее образование, нижневартовский государственный университет

Похожие материалы:
Международная аккредитация и высшее образование Индии
Владимирский филиал РАНХиГС лидирует в системе образования региона
Законодательство о целевой подготовке студентов
Валерий Ефимов о глобальной трансформации высшей школы
Эксперты, работающие над «программой Кудрина», рассказали о больших вызовах для образования
Определены самые медиаактивные ректоры российских вузов
Проблемы и перспективы развития отраслевого образования
Творческая жизнь фортепианного факультета Московской консерватории
КалмГУ прилагает системные усилия для совершенствования региональной среды

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 9 (109) 2019

Готова ли система образования России к переходу на риск-ориентированную модель оценки качества? Почему российские работодатели не заинтересованы в развитии своих сотрудников? Что включает цикл обучения в Бразилии? Каковы перспективы набора студентов из Казахстана на обучение в российские вузы? Знакомьтесь с мнениями экспертов в новом номере «АО»!
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Кадровый потенциал Чукотки
Стратегию развития Чукотского многопрофильного колледжа определяет ответственная задача,...
Продолжается прием заявок на региональный этап конкурса Всероссийского общества изобретателей и рационализаторов
До 31 мая идет прием заявок на областной конкурс, проводимый в рамках регионального этапа...
Информационный центр ОИЯИ организует IT-школу молодых ученых Юга России
Главный проект — на базе ОИЯИ строится сверхпроводящий коллайдер протонов и тяжелых ионов NICA,...
Изобретение студента Астраханского госуниверситета поможет людям с ОВЗ
Четверокурсник факультета математики и информационных технологий АГУ Дмитрий Молимонов разработал...
Ученые СКФО планируют открыть единый центр по развитию нанотехнологий
Современное материаловедение и связанные с ним области невозможно развивать без приборов с...
Из журнала
#96Новости образования «АО-96»
#109Специалисты РУДН совместно с французскими коллегами реализуют проект по поддержке русского языка и культуры
#102Модель экспорта образования: институциональное присутствие российских образовательных организаций за рубежом
#96«Учебная техника» помогает реализовывать инновации
#95Итоги 2-го этапа Всероссийского конкурсного проекта в сфере ДПО «Образовательный марафон»
Информационная лента
11:23В ТюмГУ создается Центр системного инжиниринга
09:17В Ульяновской области будет построен новый ветропарк мощностью 75 МВт
09:16Неделя арктической науки: САФУ принимает учёных из разных стран мира
09:08Выставка «Заповедное ожерелье Амура» в Музее ВГУЭС: уникальные фотографии животных и растений
09:06“Professional update”: будущее образования и знаний обсудили в Казани