Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Основание в далеком уже 1988 году первого в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре высшего учебного заведения положило начало рождению и развитию системы высшего образования в крае. Важность этого события для огромного западносибирского региона, решавшего стратегическую задачу не только масштабного индустриального развития, но и превращения из «территории временного пребывания» в «территорию постоянного места жительства», трудно переоценить.

Просмотров: 537

Основание в далеком уже 1988 году первого в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре высшего учебного заведения положило начало рождению и развитию системы высшего образования в крае. Важность этого события для огромного западносибирского региона, решавшего стратегическую задачу не только масштабного индустриального развития, но и превращения из «территории временного пребывания» в «территорию постоянного места жительства», трудно переоценить. На сегодняшний день результат достигнут: Югра – опора нефтегазового комплекса России, демографические индикаторы региона показывают многолетний рост, причем не за счет миграции, а благодаря родившимся уже здесь, на этой земле, новым поколениям югорчан.

Невероятно изменился и первый вуз округа: 25 преподавателей и 150 студентов – так тридцать лет назад начиналась его биография. А сегодня это многопрофильный университет, обладающий современной учебной и научной базой, сложившимся крепким коллективом педагогов-исследователей, активным, творческим и мотивированным студенческим сообществом. И в очередной раз НВГУ призван сыграть свою особую роль в достижении новой, заявленной регионом программной цели: Югра ХХI века – территория постиндустриального устойчивого развития, чьим главным ресурсом и богатством должен стать человеческий капитал.

Несколько вопросов о прошлом, настоящем и будущем университета мы задали ректору, доктору физико-математических наук, профессору Сергею ГОРЛОВУ.

– Сергей Иванович, если двумя словами охарактеризовать тридцатилетнюю историю НВГУ, это «траектория по восходящей»: от филиала педагогического вуза до классического университета. Причем треть пройдена под вашим руководством. Какие достижения и проекты за этот период стали для вуза значимыми: определяющими как его сегодняшнюю характеристику «классического университета», так и задающими «планку на будущее»? 
– Пожалуй, назову три принципиально важных фактора, формирующих и сегодняшний образ вуза, и, думаю, во многом его будущую стратегию. Во-первых, нам удалось сохранить все факультеты, специальности и направления подготовки, которые развивались в вузе со дня его основания. Нижневартовский государственный университет по-прежнему остается базой подготовки педагогических кадров, всегда востребованных в регионе. 
Во-вторых, с появлением в 2013 году инженерно-технического факультета, к чему мы долго готовились, университет открыл новую страницу в своей биографии – развития на базе НВГУ современного инженерного образования. Сегодня его основой являются три наших факультета: помимо уже названного инженерно-технического, это факультет экологии и инжиниринга и факультет информационных технологий и математики. В итоге к настоящему времени каждый третий студент НВГУ обучается по специальностям инженерного и технического профилей, столь необходимых для экономики региона. Возможность поступить и учиться на таких перспективных технических направлениях подготовки, как, например, робототехника и мехатроника, автоматизация производства и безопасность техносферы, дополнительно увеличила привлекательность университета для абитуриентов, причем не только из Нижневартовска и других территорий Югры, но и ближнего зарубежья. Сегодня в НВГУ обучается около сотни представителей других стран. 
И в том же 2013 году – вообще ставшем для всего нашего коллектива важным, значимым рубежом – университет получил статус классического и одновременно перешел в ведение Министерства образования и науки РФ. То есть в городе Нижневартовске появился вуз федерального подчинения, что позволило вузу стать участником не только региональных, но и федеральных конкурсов и программ. 
Все три фактора вкупе – это тот надежный задел, позволяющий уверенно чувствовать себя как в настоящем, так и планировать, ставить стратегические цели на будущее. 

– Наш вопрос как раз о планировании. Опубликованный на сайте вуза комплексный план работы на 2018 год – документ на десятках страниц, в том числе с анализом и оценкой рисков почти по сотне параметров. Это говорит об очень серьезной, скрупулезной работе, проделанной управленческой командой университета. Почему возникла необходимость именно в таком подходе к планированию дальнейшей работы? 
– В данном случае совпало несколько моментов. Мы приступили к переводу системы менеджмента качества в университете на новый уровень – а это большая работа, требующая серьезной подготовки. Кроме того, 2018-й – год окончания второго срока моих ректорских полномочий. Поэтому возникла необходимость подробно проанализировать достигнутое и на основе полученных выводов пошагово спланировать следующие действия. При этом была поставлена еще одна цель – проанализировать не только краткосрочные, но и долгосрочные горизонты, понять, каким должен стать университет через десять лет. Такая работа была проведена, рассчитаны риски и сценарии, и на основе этого действительно серьезного анализа мы теперь двигаемся далее.
Начали с решения кадрового вопроса, и здесь первый шаг – омоложение управленческой команды и создание управленческого кадрового резерва через обучение, повышение квалификации буквально для всех структурных подразделений вуза: от ректората до информационного отдела. Таким образом, в перспективе университет получит команду управленцев нового поколения. Это только одна из поставленных задач, но крайне важная в контексте долгосрочных горизонтов развития НВГУ.

– Кстати, о долгосрочном развитии… Стать «центром социального и культурного развития» Югры – так вы как ректор обозначили цель развития университета на ближайшие пять-десять лет. Какими уникальными ресурсами и возможностями обладает НВГУ для ее достижения?
– Наш уникальный ресурс – опыт и партнерские связи, наработанные коллективом за три десятилетия деятельности. Будучи еще гуманитарным университетом, мы наладили тесное взаимодействие с ключевыми партнерами, представляющими социальную сферу города и региона, – учреждениями культуры, здравоохранения, спорта, образования, науки. И это партнерство, конечно, продолжается. Более того, сегодня ни одно общественное мероприятие в нашем регионе не проходит без участия нашего вуза, ставшего одним из центров генерации и продвижения социально значимых инициатив и мероприятий. 
Второй момент. Качественный образовательный процесс невозможен без научной составляющей, поэтому научно-исследовательская работа – обязательный компонент деятельности всех наших факультетов. Сегодня в НВГУ проводятся научные исследования по семи направлениям, здесь назову лишь некоторые результаты. Например, в области информационных технологий реализуются проекты по разработке роботов для исследования водоемов и городских ландшафтов, экономичных вариантов модели «Умный дом», информационной системы «Интеллектуальное месторождение» на основе отечественного продукта MasterSCADA, интеллектуальных информационных систем для образования (компоненты формирования сред для само- и дистанционного образования). Широкий спектр исследований – от создания новых технологий мониторинга природных комплексов Югры до разработки экологических нормативов качества окружающей среды – ведут наши ученые-инженеры и экологи. В партнерстве со школами города реализуются перспективные разработки и методики педагогов НВГУ. История округа с древнейших времен до настоящего времени изучается в научно-исследовательской лаборатории региональных исторических исследований, и в 2018 году НВГУ вошел в состав научного консорциума по созданию академической истории Югры. Координатором этого фундаментального проекта выступает Институт российской истории РАН.

– В Югре принята и действует масштабная программа «Стратегия-2030». Например, поставлена цель – к 2020 году снизить долю нефтегазового сектора в валовом региональном продукте с нынешних 60% до 45-50%, диверсифицировав региональную экономику за счет развития производства интеллектуальной продукции. Также сделана ставка на создание в округе конкурентоспособных высокотехнологичных кластеров: от нефтегазоперерабатывающего и лесопромышленного до медицинского и научно-инновационного. Какие задачи, «заточенные» под эти программные цели, намерен решать НВГУ в ближайшем будущем?
– Да, цели поставлены масштабные, требующие зачастую абсолютно новаторских подходов. Неслучайно Югра стала первым в Российской Федерации субъектом, инициировавшим переход региональной системы управления, экономики и социальной сферы на технологии «бережливого производства». Ожидаемый результат комплексного внедрения и реализации концепции «Бережливый регион», утвержденной правительством ХМАО в 2016 году, – «превращение автономного округа в глобально конкурентный и инновационный регион». На высшую школу Югры возложена большая задача – создать систему обучения и переобучения технологиям «бережливого производства», подготовить соответствующие образовательные программы, начать широкую просветительскую деятельность по популяризации идей «бережливого производства», вовлечению студенчества в проекты соответствующей тематики. НВГУ самым активным образом включился в этот ключевой для Югры проект. В частности, в 2017 году университет стал финалистом регионального конкурса по созданию базового научно-образовательного центра по обучению принципам и практикам «бережливого производства», нами уже разработаны соответствующие дополнительные профессиональные программы повышения квалификации, а тематика lean-технологий включается в курсовые выпускные квалификационные работы, в содержание учебных дисциплин. Важно и то, что мы не только обучаем других, но внедряем lean-практики в деятельность НВГУ, чтобы в итоге сформировать работающую модель современного «бережливого вуза», которая, надеюсь, станет интересным и полезным кейсом для других образовательных организаций. 
Еще одна стратегическая для нас задача – университет должен стать ключевым участником формирования инновационных кластеров на территории города и региона. Здесь НВГУ будет действовать по нескольким направлениям. Прежде всего открытие и реализация перспективных направлений подготовки кадров, прежде всего для сферы энергетики (в том числе «зеленой»), для IT-отрасли, для сферы сервиса. Причем, под сервисом подразумевается не только туристическая отрасль, а более широкий контекст повышения качества жизни жителей округа. Это огромный пласт работы, поэтому тема подготовки кадров находится в центре постоянного внимания правительства Югры: мы неоднократно встречались и обсуждали ее с руководством округа. Также планируется создание на базе вуза центров компетенций в области образования, энергетики, информационно-коммуникативных технологий, экологии и природопользования, нефтехимии, архитектуры и дизайна, социального, гуманитарного, туристического сервиса, технологий и услуг. Наконец создание на базе НВГУ комплексной системы многоуровневой непрерывной профессиональной подготовки, которая позволит реализовать принципы lifelonglearning – «обучения в течение жизни». 
Решение этих и ряда других задач позволит НВГУ перейти в новое качественное состояние, а именно: стать региональным университетским центром, обеспечивающим формирование региональной экономики знаний и эффективных коммуникаций общества, бизнеса и власти.

– Нижневартовский государственный университет, допустим, в 2024 году… Каким лично вы видите вуз в этот период?
– Может быть, с большим числом факультетов… но главным ядром НВГУ останутся педагогическое и техническое направления подготовки: с сильной гуманитарной составляющей, с крепким, основанным на высоких технологиях научно-исследовательским сектором, выпускающим востребованный интеллектуальный продукт. Университетом, который соответствует девизу на своем гербе: «Образование для успешных людей». Университетом, каждый выпускник которого, благодаря полученным в НВГУ качественным знаниям, станет отличным профессионалом, самореализующимся, нашедшим в жизни свое место человеком.


Беседовала Марина БРЫЛЯКОВА.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Определены самые медиаактивные ректоры российских вузов
Проблемы и перспективы развития отраслевого образования
КалмГУ прилагает системные усилия для совершенствования региональной среды
Валерий Ефимов о глобальной трансформации высшей школы
Готова ли Россия инвестировать в свое будущее?
Эксперты, работающие над «программой Кудрина», рассказали о больших вызовах для образования
Владимирский филиал РАНХиГС лидирует в системе образования региона
Международная аккредитация и высшее образование Индии
Творческая жизнь фортепианного факультета Московской консерватории

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ