Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Международная аккредитация и высшее образование Индии

Первые центры аккредитации и в Индии, и в России были созданы не в столицах. В Индии – в Бангалоре, в России – в Йошкар-Оле. Важно, что процедуры аккредитации создавались, используя современные информационные технологии: сбор информации, создание баз данных, системное моделирование. Но в России аккредитация обязательная, государственная, а в Индии – добровольная, неправительственная. Что еще отличает наши страны? Какие уроки мы можем извлечь из четвертьвекового опыта существования инфраструктуры аккредитации?

Просмотров: 326

Материал опубликован в журнале №105 от 24.09.2018.

МОТОВА Галина Николаевна 

заместитель директора Национального центра профессионально-общественной аккредитации, доктор педагогических наук.

ИШУТКИНА Анна Викторовна

 специалист Национального центра профессионально-общественной аккредитации.

Первые центры аккредитации и в Индии, и в России были созданы не в столицах. В Индии – в Бангалоре, в России – в Йошкар-Оле. Важно, что процедуры аккредитации создавались, используя современные информационные технологии: сбор информации, создание баз данных, системное моделирование. Но в России аккредитация обязательная, государственная, а в Индии – добровольная, неправительственная. Что еще отличает наши страны? Какие уроки мы можем извлечь из четвертьвекового опыта существования инфраструктуры аккредитации?

Высшее образование Индии: «чем больше, тем лучше»

По состоянию на июль 2017 года население Индии составляло 1,281 млрд. человек [1]. Страна делится на 29 штатов и 7 союзных территорий. Образование является обязательным для детей от 6 до 14 лет. Учебный год длится либо с июня по март – апрель (среднее образование), либо с июля по май (высшее образование). Языком обучения является английский или родной язык (один из 30 официальных региональных). Управление образованием осуществляется Министерством развития человеческих ресурсов (Ministry of Human Resource Development, MHRD) и Комиссией по распределению субсидий по университетам (University Grants Commission, UGS). Такие государственные структуры, как Совет Индии по техническому образованию (AllIndia Council for Technical Education, AICTE), Комиссия по распределению субсидий по университетам (University Grants Commission, UGS), Национальный совет по оценке и аккредитации (National Assessment and Accreditation Council, NAAC), следят за тем, чтобы качество образовательных программ соответствовало образовательным стандартам.

Правительство страны уже объявило об основании 10 муниципальных колледжей в сотрудничестве с правительством Канады, и более 100 таких колледжей будет основано в следующем году.

Точкой отсчета внимания государства к подготовке специалистов с высшим образованием можно назвать 1964 год, когда Комиссию Котхари (комиссия по образованию Индии под председательством Даулат Сингх Котхари, the Kothari Commission) назначили ответственной за проведение детального исследования сферы образования в Индии, а также за помощь правительству в проведении политики по развитию образования. В 1986 году была разработана национальная политика в области образования, в 1992 году – пересмотрена. В 1995 году создан автономный орган – Национальный совет институтов в деревенских поселениях (National Council of RuralInstitutes, NCRI) – для продвижения высшего образования в индийских деревнях. В марте 2009 года запущена Национальная программа по развитию среднего образования (Rashtriya Madhyamik Shiksha Abhiyan, RMSA) с целью улучшения доступности среднего образования. В 2010 году вступил в силу Акт о праве на образование (Rightto Education Act, RTE), согласно которому каждый ребенок имеет право на получение начального образования.

Аккредитация вузов и программ международными агентствами открывает возможности для глобального трудоустройства и продолжения образования за рубежом благодаря лучшему пониманию и признанию присвоенных квалификаций.

В 2012 году были внесены поправки в Акт об Индийском институте технологий 1961 года (Indian Institute of Technology Act) о вхождении еще 8 институтов технологий в область дейст­вия акта. В 2014 году законопроект об Индийском институте информационных технологий (Indian Institutes of Information Technology Bill) принят обеими палатами парламента Индии. Согласно проекту 4 института информационных технологий будут находиться под контролем одного уполномоченного органа. В мае 2016 года запущена программа «Схала Асмита Йойна» (Shala Asmita Yojna) по отслеживанию образовательного пути всех студентов Индии. Ожидается, что во втором полугодии 2018 года появится проект новой образовательной политики для обеспечения качества образования в Индии с 2020 по 2040 годы. В ноябре 2017 года Кабинет министров одобрил основание Национального агентства по тестированию (National Testing Agency), которое будет проводить все важные экзамены при поступлении в вузы Индии.

В настоящее время в стране действует более 1,5 млн. школ, где учатся более 260 млн. человек. В 2016 году в школах учились 96,9% детей в возрасте от 6 до 14 лет, уровень грамотности населения Индии составлял 75%, по сравнению с мировым показателем в 84%, что предоставляет частному сектору возможности для исследования неосвоенного рынка.

Рынок электронного дистанционного образования в Индии занимает второе место в мире после США. Ожидается, что к 2021 году 9,6 млн. человек будут обучаться онлайн.

По состоянию на 2017 год в стране насчитывается 40 026 колледжей, 850 университетов. Данные на апрель 2018 года свидетельствуют о наличии в системе высшего образования Индии 384 университетов штатов, 123 заведения, рассматриваемых в качестве университетов (deemed universities), 47 центральных университетов и 296 частных университетов. Доля частных университетов в штатах, составляющая от общего количества вузов 34,82%, за неполные десять лет выросла на порядок – по сравнению с 2008-2009 годами, когда коли­чество таких университетов составляло 3,43%. В 2016-2017 годах число поступающих в образовательные организации страны достигло 35,9 млн.: центральные вузы – 1,2 млн., вузы штатов – 11 млн., частные вузы – 18,5 млн., открытое и дистанционное обучение – 5,2 млн. Ожидается, что в 2022 году в вузы поступят около 45 млн. Каждый год среднее число выпускников составляет 10-11 млн.

Дети в возрасте до 14 лет составляют 28,1% от населения Индии, что обеспечивает хорошие возможности для развития образовательной индустрии государства. К 2020 году инвестиции в образовательную индустрию Индии составят 144 млрд. долларов, по сравнению с 97,8 млрд. в 2016 году.

Развивается онлайн-образование. Рынок электронного дистанционного образования в Индии занимает второе место в мире после США. Ожидается, что к 2021 году 9,6 млн. человек будут обучаться онлайн. В образовательной сфере Индии разрешены стопроцентные прямые иностранные инвестиции. Международная финансовая корпорация вложила 50 млн. долларов в разработку приложения для обучения Byju. В апреле 2018 года крупнейший холдинг Индии «Reliance Industries Limited» инвестировал 180 млн. долларов в развитие платформы онлайн-образования. Телевизионный оператор «Dish TV» добавил 32 образовательных канала Министерства развития человеческих ресурсов Индии на свою платформу. Лекции ведущих образовательных учреждений страны будут транслироваться онлайн. Оператор мобильной связи «Reliance Jio» предложил обеспечить около 38 тыс. колледжей бесплатным доступом к сети интернет. Это Wi-Fi для 30 млн. студентов по всей стране.

Абитуриенты все больше выбирают узкоспециализированные промышленно ориентированные профессии. Во многих университетах выпускники получают техническую степень или степень магистра делового администрирования (MBA).

Многие частные университеты разрабатывают модели универсального кампуса, то есть объединения под одной крышей нескольких факультетов (программ) разных университетов. Большинство вузов Индии заключает соглашения о совместной деятельности с вузами других стран, чтобы обеспечить образование мирового уровня. Правительство страны уже объявило об основании 10 муниципальных колледжей в сотрудничестве с правительством Канады, и более 100 таких колледжей будет основано в следующем году. В настоящее время правительство Индии оказывает поддержку в осуществлении программ обмена с более чем 51 страной для развития международного сотрудничества в образовательной сфере.

Сотрудничающие университеты могут проводить совместные исследования, разрабатывать совместные программы, выдавать сертификаты и присваивать степени. Международные центры информационно-коммуникационных технологий могут предоставлять данные и информацию для всего мира. В вузы приглашаются представители промышленных предприятий других стран для проведения конференций и заседаний. Развиваются уникальные международные профессиональные и стипендиальные программы для привлечения абитуриентов со всего мира.

 

Государственная поддержка вузов для вхожденияв мировые рейтинги

В настоящее время правительство Индии, следуя общемировому тренду, предложило новую программу, согласно которой 10 частных и 10 государственных университетов могут получить статус престижного образовательного учреждения (Institutes of Eminence) и стать университетами мирового уровня в последующие десять лет. В целом для участия в этой программе подано 100 заявок. Для отбора создан специальный Уполномоченный экспертный комитет (Empowered Expert Committee). По результатам 20 вузов-участников программы поддер­жки смогут получить особые права:

  •  формировать новые научно-исследовательские центры, отделения, парки и развивать международное сотрудничество;
  •  принимать до 30% студентов из других стран;
  •  сотрудничать с зарубежными университетами из списка 500 лучших университетов мира без разрешения Комиссии по распределению субсидий по университетам;
  •  самостоятельно и без ограничений устанавливать тарифы на обучение для иностранных студентов;
  •  самостоятельно устанавливать количество академических часов и срок обучения;
  •  самостоятельно формировать учебный план и программу курса;
  •  составлять онлайн-курсы (20% программ).

    У России и Индии пятнадцать-двадцать лет назад было много общего в тенденциях развития высшего образования и оценки его качества [1, 2]. Но к настоящему времени российская государственная образовательная политика кардинально сменила приоритеты [3]. 

Согласно еще одной новой системе – «Глобальная инициатива по научным связям» (Global Initiative for Academic Network) – высшие учебные заведения должны предоставить список выдающихся ученых и исследователей из Индии или других стран, которых они хотели бы пригласить для преподавания. Правительство поддер­жит образовательные учреждения в этом вопросе. Также проводится политика, согласно которой исследователи будут иметь бесплатный и неограниченный доступ к научно-исследовательским работам, финансируемым государством.

В целом образовательная политика государства нацелена, с одной стороны, на удержание своих граждан в системе высшего образования, с другой – на предоставление самых широких возможностей для получения образования мирового уровня всеми слоями населения. Тому свидетельствуют бурный рост числа учреждений высшего образования в государственном и негосударственном секторах, а также студентов, открытие кампусов и реализация образовательных программ зарубежными вузами, активное развитие открытого электронного образования, государственная и частная финансовая поддержка, в том числе зарубежных организаций.

Управление и оценка качества высшего образования

Осуществлением политики в сфере образования занимаются государст­венные, региональные и общественные коллегиальные органы: Департамент высшего образования, Министерство развития человеческих ресурсов, Ассоциация университетов Индии, Центральный консультативный совет по образованию, Советы штатов по вопросам высшего образования.

Регулированием образовательнойсферы занимаются Комиссия по распределению субсидий по университетам (UGC), Совет Индии по техническому образованию (AICTE), Медицинский совет Индии (MCI), Фармацевтический совет Индии (PCI), Совет по дистанционному образованию Индии (DEC), Совет адвокатов Индии (BCI), Национальный совет педагогического образования Индии (NCTE), Индийский совет исследований в области сельского хозяйства (ICAR), Индийский совет медицинских исследований (ICMR), Индийский совет исследований в области социальных наук (ICSSR), Совет исследований в области науки и промышленности (CCSIR), а также регулирующие органы штатов.

Процедура аккредитации образования Индии осуществляется Национальным советом по аккредитации (NBA), который координирует процедуры аккредитации отдельных программ подготовки, и Национальным советом по оценке и аккредитации (NAAC) для проведения институциональной аккредитации.

Комиссия по распределению субсидий по университетам (UGC) выступает в качестве жизненно важной связи между правительством страны, правительствами штатов и высшими учебными заведениями. Организация консультирует правительство в вопросах основания новых вузов и принятия мер по улучшению университетского образования. Этот орган ответственен за координацию, определение и утверждение стандартов и на основании результатов работы и решений, принимаемых Национальным советом по оценке и аккредитации (NAAC), распределяет финансы и предлагает модели учебного плана.

Национальный совет по оценке и аккредитации (NAAC) был создан в Бангалоре в 1994 году Комиссией по распределению субсидий по университетам (UGC). Миссией организации является обеспечение гарантии качества посредством оценки и аккредитации высших учебных заведений. Университеты, аффилированные и автономные колледжи имеют право запросить проведение аккредитации Национальным советом по оценке и аккредитации на добровольной основе. Оцениваются такие параметры, как учебный план, инфраструктура и ресурсы, управление образовательным учреждением, научно-исследовательская и преподавательская деятельность, а также образовательные достижения учащихся. Аккредитация образовательной организации проходит с применением количественной и качественной оценок и использованием четырёхбалльной шкалы и дифференциацией принятия решений. Оценка проходит по семи показателям:

1) образовательные программы;

2) преподавание, обучение и оценка студентов;

3) научные исследования, консультирование и распространение результатов;

4) инфраструктура и учебные ресурсы;

5) поддержка студентов и их достижений;

6) руководство вузом и управление;

7) инновации и хорошие практики.

Национальный совет по оценке и аккредитации со дня основания и по настоящее время проводит институциональную аккредитацию, используя экспертные методы оценки и современные информационные технологии для сбора данных о деятельности образовательных учреждений и результатов опросов студентов.

По результатам оценки показателей может быть принято решение об аккредитации вуза с присвоением статуса:

  •  аккредитован – с оценкой «очень хорошо» (A++, A+, A);
  •  аккредитован – с оценкой «хорошо» (B++, B+, B);
  •  аккредитован – с оценкой «удовлетворительно» (C);
  •  не аккредитован – с оценкой «плохо» (D).

В настоящее время правительство Индии, следуя общемировому тренду, предложило новую программу, согласно которой 10 частных и 10 государственных университетов могут получить статус престижного образовательного учреждения (Institutes of Eminence) и стать университетами мирового уровня в последующие десять лет.

Национальный аккредитационный совет (NBA) является автономной государственной организацией, которая оценивает качество технических и профессиональных образовательных программ в вузах страны по таким направлениям, как инженерия и технологии, менеджмент, архитектура, фармация и гостиничный бизнес (аккредитация отдельных программ). Программы оцениваются по восьми критериям:

1) организация и управление, ресурсы, организационная поддержка, развитие и планирование;

2) оценивание студентов и преподавания;

3) прием и выпуск студентов;

4) финансовая деятельность;

5) инфраструктура и техническая поддержка;

6) непрерывное улучшение;

7) учебный план;

8) соответствие программ образовательным целям.

Правительство активно поддерживает инициативы вузов и аккредитующих организаций по расширению международного сотрудничества в сфере оценки качества образования. Относительно вопросов обучения и оценки международное сотрудничество рассматривается как важный фактор развития высшего образования Индии. Аккредитационные агентства, имеющие опыт работы на международном уровне, привносят новые знания и понимание глобального образования, формируют сетевое взаимодействие аккредитованных университетов и направлений подготовки. Это способствует повышению активности программ обмена студентами, исследовательских проектов и культурных обменов. Аккредитация вузов и программ международными агентствами открывает возможности для глобального трудоустройства и продолжения образования за рубежом благодаря лучшему пониманию и признанию присвоенных квалификаций. Преподавателям знакомство с зарубежной практикой преподавания и оценки качества образования также дает мощный стимул к саморазвитию и совершенствованию методов обучения.

У России и Индии пятнадцать-двадцать лет назад было много общего в тенденциях развития высшего образования и оценки его качества [1, 2]. Но к настоящему времени российская государственная образовательная политика кардинально сменила приоритеты [3].

 

P.S. Авторы выражают благодарность доктору Палаку Шесу (Palak Sheth), директору Консалтингового агентства в сфере образования, научных исследований и развития карьеры, за предоставленные данные о системе образования Индии.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Наводнов В.Г. Практика аккредитации в системе высшего образования России / В.Г. Наводнов, Г.Н. Мотова // «Высшее образование в России». – 2015. – № 5. – С. 12-20.

2. Мотова Г.Н. От институциональной аккредитации к мониторингу эффективности / Г.Н. Мотова, В.Г. Наводнов // «Высшее образование в России». – 2018. – № 4. – С. 9-21.

3. Мотова Г.Н. Кому достанется флейта? / Г.Н. Мотова // «Аккредитация в образовании». – 2013. – № 66. – С. 14-19.

[1] Справочник ЦРУ по странам мира (источник).

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Форум ассоциации ENQA прошел в Испании
Научный фонд Захир (Индия) – новый партнёр ВГУ в Азии
Россакредагентство – член ENQA
Кому нужна независимость аккредитационных агентств?
Владимирский филиал РАНХиГС лидирует в системе образования региона
Аккредитационные агентства России и Китая ведут совместную работу
Вузы Черноземья выступают за расширение взаимодействия
10-я Международная конференция "Авиация и космонавтика - 2011"
Визит генконсула Индии в ПетрГУ
Перспективы набора узбекских студентов на обучение в российские вузы

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ