Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Партнёры

Творческая жизнь фортепианного факультета Московской консерватории

Московская фортепианная школа широко известна в музыкальном мире благодаря деятельности педагогического коллектива фортепианного факультета Московской государственной консерватории им. П.И.Чайковского. Более восьмидесяти лет преподаватели факультета, мастера исполнительского искусства, готовят достойную смену – блистательных пианистов, лауреатов российских и международных конкурсов.

Просмотров: 11

Материал опубликован в журнале №105 от 24.09.2018.

СЛУЦКАЯ Лариса Евдокимовна

 проректор по учебной работе Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского, доктор педагогических наук, кандидат искусствоведения, профессор, заслуженный работник культуры РФ.

Московская фортепианная школа широко известна в музыкальном мире благодаря деятельности педагогического коллектива фортепианного факультета Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского. Более восьмидесяти лет преподаватели факультета, мастера исполнительского искусства, готовят достойную смену – блистательных пианистов, лауреатов российских и международных конкурсов.

ФУНДАМЕНТОМ блестящего развития фортепианной школы МГК им. П.И. Чайковского стали творческие традиции, заложенные Н. Рубинштейном. Выпускники фортепианных классов, а с середины 30-х годов XX века фортепианного факультета консерватории – это великие музыканты С. Танеев, С. Рахманинов, А. Скрябин, А. Гольденвейзер, К. Игумнов, С. Фейнберг и другие. Их имена вписаны в историю русской и мировой музыкальной культуры.

Блистательные музыканты-исполнители и педагоги традиционно возглавляют и кафедры, и сам факультет. Первыми заведующими созданных в 1936 году кафедр были утверждены выдающиеся исполнители А. Гольденвейзер, К. Игумнов, Г. Нейгауз, С. Фейнберг и Г. Коган, первым деканом – известный пианист и композитор Л. Лукомский. В настоящее время факультетом руководит заслуженный артист России А. Писарев.

Воспитанники идут по стопам наставников. Уже в год основания фортепианного факультета Я. Флиер, ученик К. Игумнова, получил первую премию на международном конкурсе в Вене, а Э. Гилельс, ученик Г. Нейгауза, на этом же состязании стал обладателем второй премии. В 1937 году лауреаты первой и второй премий III Международного конкурса им. Ф. Шопена в Варшаве – Я. Зак и Р. Тамаркина, ученики Г. Нейгауза, А. Гольденвейзера и К. Игумнова. Год спустя, на международном конкурсе в Брюсселе, первую премию завоевал Э. Гилельс, третью – Я. Флиер.

В конце 30-х годов факультет получил статус Всесоюзного методического центра страны в области фортепианного образования. Профессора Э. Гилельс, Я. Зак, Н. Емельянова, Я. Флиер, Л. Оборин, Г. Гинзбург и другие педагоги выступали с лекциями, докладами, открытыми уроками в разных городах СССР. Участвовали в работе методической комиссии при Управлении учебных заведений Всесоюзного комитета по делам искусств. Разрабатывали и редактировали учебные программы для фортепианных классов ДМШ и музыкальных училищ страны.

В годы Великой Отечественной войны, во время эвакуации консерватории в Саратов, творческая жизнь факультета не прекратилась. В госпиталях и военных частях даны несколько тысяч шефских концертов. Проведен конкурс на лучшую интерпретацию произведений советских композиторов.

В 1944 году педагоги и студенты возвратились в Москву. К этому периоду структура факультета претерпела изменения: была образована кафедра концертмейстерского мастерства, которую возглавила М. Неменова-Лунц. С размахом проходила исполнительская деятельность педагогов. Особую популярность получило исполнение музыки Л. Бетховена, П. Чайковского, С. Рахманинова, Д. Шостаковича, В. Шебалина знаменитым фортепианным трио – Л. Оборин, Д. Ойстрах, С. Кнушевицкий.

Большими успехами отмечены 50-е годы. Студенты факультета становятся лауреатами престижных международных конкурсов в Праге, Варшаве, Берлине, Рио-де-Жанейро, Бухаресте и других городах.

Столетие МГК им. П.И. Чайковского приходится на плодотворный период деятельности факультета. Только в 1965-1966 учебном году в Малом зале консерватории, Центральном доме работников искусств, в зале Союза композиторов прошло более 100 творческих мероприятий. К юбилею был дан цикл из 6 концертов «Русская классическая музыка» с участием заведующих кафедрами Л. Оборина, А. Зака, Н. Емельяновой, Я. Флиера.

На рубеже 60-х – 70-х годов происходили новые структурные изменения: из состава факультета вышла кафедра истории и теории пианизма. После распада СССР последовали очередные изменения: в 1994 году 4 кафедры специального фортепиано были объединены в одну, в 1996-м класс органа преобразован в кафедру органа и клавесина. Таким образом, в 90-е годы XX века на фортепианном факультете функционировали 3 кафедры: специального фортепиано, органа и клавесина, концертмейстерского мастерства, которая с 2002 года стала межфакультетской.

В 2004 году на ученом совете консерватории было принято решение об образовании 4 кафедр специального фортепиано под руководством С. Доренского (продолжение линии кафедры А. Гольденвейзера), М. Воскресенского (кафедры К. Игумнова), В. Горностаевой (кафедры Г. Нейгауза), В. Мержанова (кафедры С. Фейнберга). После смерти В. Горностаевой и В. Мержанова их профессорско-преподавательский состав распределился по кафедрам С. Доренского и М. Воскресенского.

Московская государственная консерватория им. П.И. Чайковского основана в 1866 году великим русским музыкантом-пианистом Н.Г. Рубинштейном. В первый год работы здесь насчитывалось 150 обучающихся, сегодня – свыше 1,4 тыс.

Миссия вуза – подготовка высокопрофессиональных кадров, способных преумножить великие достижения отечественного музыкально-исполнительского искусства и науки, достойно представлять российскую культуру в стране и за рубежом, следуя стратегическим направлениям государственной политики.

Обучение проводится на 7 факультетах: фортепианном, оркестровом, вокальном, историко-теоретическом, композиторском, оперно-симфонического и хорового дирижирования, исторического и современного исполнительского искусства. Реализуются программы высшего и дополнительного профессионального образования, ведется подготовка научно-педагогических кадров в аспирантуре и ассистентуре-стажировке.

Московская консерватория активно участвует в развитии российского музыкального образования. Преподаватели вуза – члены федерального учебно-методического объединения в системе высшего образования по УГСН «Музыкальное искусство». Проводится работа по актуализации ФГОС ВО с учетом требований профессиональных стандартов, а также по осуществлению методического сопровождения реализации этих стандартов.

СЕГОДНЯ на факультете работают 2 кафедры специального фортепиано и кафедра органа и клавесина. Более 80 педагогов обучают свыше 200 студентов, в том числе зарубежных. Звание народных артистов РСФСР имеют 8 человек, 17 – являются заслуженными артистами России, 3 – заслуженными деятелями искусств.

На кафедрах сохраняются и развиваются традиции фортепианной и органной школ московской консерватории. Одна из основополагающих – сочетание педагогической и исполнительской деятельности. Преподаватели факультета выступают в концертных залах России и многих стран мира, проводят мастер-классы, работают в жюри международных конкурсов.

Поскольку фортепианный факультет – это, прежде всего, творческое содружество нескольких поколений, другой традицией, не менее важной, является передача опыта молодым педагогам. Вопрос об ассистентах решается на совете из числа ведущих преподавателей факультета. На ассистентскую работу приглашаются выпускники, имеющие заслуги в исполнительстве – лауреаты международных конкурсов.

Разнообразен круг интересов преподающих на кафедрах специального фортепиано. Композиторским творчеством, например, занимались А. Гольденвейзер, С. Фейнберг, Т. Николаева, Л. Наумов, А. Наседкин. В настоящее время композицией занимается профессор М. Петухов. Фортепианный факультет гордится тем, что известный музыкант М. Плетнев был членом кафедры специального фортепиано с 1981 по 1990 годы. Его многогранная деятельность высоко оценена ученым советом консерватории, присвоившим ему в 2001 году звание почетного профессора. Российскими и зарубежными наградами за выдающийся вклад в дело развития музыкального искусства отмечены и многие педагоги-пианисты.

Широк диапазон педагогической деятельности и у преподавателей кафедры органа и клавесина: Н. Ведерниковой, А. Паршина, А. Семенова, Л. Шишхановой и других. Многие из них, как и члены кафедр специального фортепиано, проводят мастер-классы органного искусства в России и за рубежом, являются членами жюри международных конкурсов, работают со стажерами факультета повышения квалификации, участвуют в концертах и фестивалях.

Ежегодно десятки воспитанников фортепианного факультета становятся победителями и лауреатами международных конкурсов. Молодые пианисты дают сольные концерты, выступают с оркестрами и в ансамблях, работают концертмейстерами в классах разного рода музыкальных учебных заведений, филармониях, театрах. Выпускники преподают в консерваториях и университетах многих стран мира.

Фортепианный факультет крепнет и развивается на основе более чем стапятидесятилетней системы музыкального воспитания и традиций русского пианизма. Несмотря на солидный возраст, находится в творческом расцвете сил.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: alma mater, ао-105, москва, высшее образование, музыкальное образование

Похожие материалы:
Высшая школа музыки: подводя итоги
Критерии успешности музыкального вуза
Саратовская государственная консерватория: на пороге столетия
Международная аккредитация и высшее образование Индии
Траектория по восходящей: в 2018 году Нижневартовскому государственному университету исполняется тридцать лет
Инженерные работы школьников представлены на форуме в МИСиС
Владимирский филиал РАНХиГС лидирует в системе образования региона
Специфика подготовки музыкантов в системе высшего образования
Магнитогорская государственная консерватория (академия) имени М.И. Глинки
Магнитогорская государственная консерватория. Священная лоза просветительства

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 9 (109) 2019

Готова ли система образования России к переходу на риск-ориентированную модель оценки качества? Почему российские работодатели не заинтересованы в развитии своих сотрудников? Что включает цикл обучения в Бразилии? Каковы перспективы набора студентов из Казахстана на обучение в российские вузы? Знакомьтесь с мнениями экспертов в новом номере «АО»!
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Андрей Кречетов: «Для мощного движения вперёд необходим технологический прорыв. Убеждён, это возможно»
Кузбасский государственный технический университет имени Т.Ф. Горбачёва располагает всеми...
Кадровый потенциал Чукотки
Стратегию развития Чукотского многопрофильного колледжа определяет ответственная задача,...
Мир исследователей и повседневность встретятся на Летней школе ТюмГУ “Пересечения”
Старт регистрации. Школа организована Институтом социально-гуманитарных наук при поддержке...
Информационный центр ОИЯИ организует IT-школу молодых ученых Юга России
Главный проект — на базе ОИЯИ строится сверхпроводящий коллайдер протонов и тяжелых ионов NICA,...
Изобретение студента Астраханского госуниверситета поможет людям с ОВЗ
Четверокурсник факультета математики и информационных технологий АГУ Дмитрий Молимонов разработал...
Из журнала
#103Воронежский государственный университет отметил столетний юбилей
#94Дальневосточный государственный университет путей сообщения отметил юбилей
#98Модернизация аграрного образования
#94По числу иностранных студентов Россия побила рекорды СССР
#106Эволюционный держите шаг?!
Информационная лента
09:19Ученые СКФО планируют открыть единый центр по развитию нанотехнологий
09:14Проект музея в Ту-144 презентовали членам правительства России
09:13Эффективная работа с научной информацией: инструменты Web of Science
09:11Продолжается прием заявок на региональный этап конкурса Всероссийского общества изобретателей и рационализаторов
09:09В ТюмГУ начинают готовить регионоведов