Поиск по сайту
Вход Регистрация
Х
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Войти через:
Об изданииНаши проектыКонтактыОформить подпискуМЕДИАпланёрка

Электронный журнал об образовании

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОС-3УМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вебинары
Март 2016Май 2016Сентябрь 2016
Партнёры

Национальный интегратор профессиональных ресурсов

Актуальные проблемы взаимодействия сфер труда и образования – такие как перенасыщенность российского рынка специалистами с вузовскими дипломами, нехватка квалифицированных кадров, общее снижение уровня подготовки выпускников – обусловили появление справочника востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий.

09.09.2016
Просмотров: 26

Актуальные проблемы взаимодействия сфер труда и образования – такие как перенасыщенность российского рынка специалистами с вузовскими дипломами, нехватка квалифицированных кадров, общее снижение уровня подготовки выпускников – обусловили появление справочника востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий. Документ утвержден Минтрудом РФ в начале ноября этого года и стал результатом первого этапа работы по созданию системы мониторинга актуальных профессий и специализированного портала, интегрирующего профессиональные ресурсы для широкого круга пользователей.

Восполнение пробелов

На прошедшей недавно интернет­-конференции по применению справочника генеральный директор Национального агентства развития квалификаций РСПП Александр Лейбович обозначил важный повод, подтолкнувший к работе над столь ценным ресурсом, – проблемы в информационном обеспечении процесса подготовки кадров для экономики. По словам руководителя НАРК, существующие на сегодняшний день источники, связанные с обучением и трудоустройством, не раскрывают комплексной информации и, соответственно, не могут быть использованы в полном объеме. К их числу, например, можно отнести образовательные ресурсы, не предоставляющие данных о спросе на профессии и специальности.

Задача справочника – восполнить информационные пробелы, представив комплексный взгляд на профессию со стороны разных групп потребителей. Отличительная и, наверное, самая сильная его черта – интегрирование полезных и актуальных ресурсов, которые существенно облегчат жизнь тем же работодателям, позволив быстро находить и интерпретировать специальную информацию.

Справочная служба

На данный момент справочник представлен в виде документа, включающего наименование профессии, ее краткое описание, требования к образованию, связь с действующими классификаторами и профессиональными стандартами, информацию о профессиональных сообществах и профильных советах по профессиональным квалификациям.

Критериями отбора востребованности, новизны и перспективности профессий (специальностей) выступили, в частности, такие показатели, как массовый характер, прогнозируемый рост занятости, принадлежность к активно развивающемуся сектору экономики, связь с появлением принципиально новых технологий и производственных процессов.

В будущем планируется дополнение справочника относительно возможности получения образования, трудоустройства и оценки квалификации. Также из документа можно будет получить сведения о специальных требованиях допуска к работе (при их наличии), лучших результатах конкурса профессионального мастерства WorldSkills, аналогах профессии за рубежом, прогнозы занятости.

​В формировании справочника приняли участие 85 регионов РФ. Были направлены вопросы в 13 267 организаций, обработаны 50 тыс. анкет. Первоначально общее количество заявленных профессий (специальностей) составило 43 337 наименований, в скорректированный перечень вошло 1620. По 910 из них утверждены профессиональные стандарты или ведется их разработка.

Многофункциональное устройство

В ближайших планах разработчиков – размещение справочника на специализированном интернет-­портале в качестве ресурса, аккумулирующего актуальную информацию из разных источников.

Справочник в его виртуальной версии будет представлять собой систему адресных интерфейсов для разных социальных групп с основными базами данных о профессиях (классификаторы, реестры, стандарты, статистика и другие). Информация будет комплектоваться на основе дифференцированного подхода, а также регулярно актуализироваться. Одной из отличительных особенностей может стать сочетание официальной информации и экспертных оценок.

Что касается функционала справочника, то разработчики отмечают достаточно широкий спектр его применения с просветительской, справочно-­информационной и нормативной целями. Потребители смогут получать информацию о профессиях, официально признанных и востребованных в РФ, работодатели и инвесторы – информационную поддержку относительно привлечения и управления персоналом. Использование справочника позволит оптимизировать систему классификаций профессий, осуществить переход к более современным и функциональным классификаторам в трудовой сфере, формировать современные комплексные содержательные модели профессий на основе интеграции данных о различных аспектах их жизненного цикла.

На основе ресурсов справочника могут также приниматься официальные решения – планирование системы подготовки кадров, выбор приоритетов для актуализации профстандартов и развития системы квалификаций, подготовка соглашений о признании профессий с зарубежными партнерами.

Топ-­менеджмент

Профессионаьлное образование

Одним из стратегически важных механизмов реализации госполитики в сфере модернизации СПО стал список 50 наиболее востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, требующих среднего профессионального образования.

В топ­-50 вошли как привычные и распространенные сегодня профессии автомеханика, косметолога, графического дизайнера, программиста, так и перспективные, востребованные в ультрасовременных высокотехнологичных отраслях: беспроводных технологиях, программном обеспечении, ракетостроении, робототехнике, экотехнологиях. В списке можно обнаружить ряд необычных наименований: оператор беспилотных летательных аппаратов, мобильный робототехник, мехатроник, специалист по аддитивным технологиям.

Ожидается, что по профессиям (специальностям), предусмотренным списком, Минобрнауки РФ будет внедрять в регионах новые эффективные формы и стандарты подготовки работников. «Минобрнауки определит точки, в каких регионах по тем или иным профессиям будет вестись подготовка кадров, исходя из этого списка. Задача – создать современную систему подготовки», – заявила в одном из своих выступлений заместитель министра труда и соцзащиты РФ Любовь Ельцова.

Согласно сведениям Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки РФ, в 2016 году планируется издание нормативного акта, определяющего перечень профессий и специальностей из списка топ­-50, по которым будет осуществляться подготовка кадров в региональных системах СПО. В 2016­-2017 учебном году такая подготовка будет проводиться не менее чем в 20 процентах профессиональных образовательных организаций, а в 2019-­2020 годах – не менее чем в половине таких учреждений. Кроме того, в рамках комплекса мер, направленных на совершенствование системы профобразования в ближайшие пять лет, четко обозначены целевые индикаторы и показатели, связанные с топовым перечнем. Так, к 2020 году планируется увеличение доли профессиональных образовательных организаций, в которых осуществляется подготовка кадров в соответствии с топ­-50, а также количество руководителей и педагогических работников, прошедших курсы повышения квалификации.

Интерактивная активность

В настоящее время работа над справочником продолжается и имеет интерактивный характер. К совместному участию в очередном этапе разработки приглашаются инициативные группы для создания информационных блоков по тем или иным профессиям и специальностям, а также для предоставления вопросов и комментариев относительно характера и качества ресурсов, которые будут включены в справочник.

На 2016 год в этом ключе организаторами запланирован целый ряд мероприятий: разработка концепции, нормативно­методической базы и поддержка информационно-­справочного ресурса, организация постоянно действующих региональных и отраслевых площадок, в том числе на основе советов по профессиональным квалификациям, с участием объединений работодателей и профсоюзов, создание и поддержка технологической платформы для проведения отраслевых и региональных опросов и экспертных оценок по профессиям, в том числе требующим СПО.

Также в рамках работы над проектом будет осуществляться подготовка специалистов по формированию справочника и оценке перспективности включенных в него профессий и специальностей.

​ТОП­-50 наиболее востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, требующих среднего профессионального образования

  • Автомеханик.
  • Администратор баз данных.
  • Графический дизайнер.
  • Косметолог.
  • Лаборант химического анализа.
  • Мастер декоративных работ.
  • Мастер столярно­плотницких работ.
  • Метролог.
  • Мехатроник.
  • Мобильный робототехник.
  • Наладчик­-ремонтник промышленного оборудования.
  • Оператор беспилотных летательных аппаратов.
  • Оператор станков с программным управлением.
  • Оптик­-механик.
  • Парикмахер.
  • Плиточник-­облицовщик.
  • Повар-­кондитер.
  • Программист.
  • Разработчик Web и мультимедийных приложений.
  • Сантехник.
  • Сборщик электронных систем (специалист по электронным приборам и устройствам).
  • Сварщик.
  • Сетевой и системный администратор.
  • Слесарь.
  • Специалист в области контрольно-­измерительных приборов и автоматики (по отраслям).
  • Специалист по аддитивным технологиям.
  • Специалист по гостеприимству.
  • Специалист по информационным ресурсам.
  • Специалист по информационным системам.
  • Специалист по неразрушающему контролю (дефектоскопист).
  • Специалист по обслуживанию и ремонту автомобильных двигателей.
  • Специалист по обслуживанию телекоммуникаций.
  • Специалист по производству и обслуживанию авиатехники.
  • Специалист по тестированию в области информационных технологий.
  • Специалист по техническому контролю качества продукции.
  • Специалист по технологии машиностроения.
  • Специалист по холодильно­-вентиляционной технике.
  • Техник авиационных двигателей.
  • Техник по автоматизированным системам управления технологическими процессами.
  • Техник по биотехническим и медицинским аппаратам и системам.
  • Техник по защите информации.
  • Техник по композитным материалам.
  • Техник по обслуживанию роботизированного производства.
  • Техник-­конструктор.
  • Техник-­механик в сельском хозяйстве.
  • Техник-­полиграфист.
  • Технический писатель.
  • Токарь-­универсал.
  • Фрезеровщик-­универсал.
  • Электромонтажник.
Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: ао-83, профессиональное образование, качество образования, трудоустройство выпускников, акцент

Похожие материалы:
"Нет сомнений в необходимости воспитательной работы..."
Мониторинг эффективности – мониторинг объективности?
НСК – основа взаимодействия рынков труда и образования
Национальная система квалификаций – основа взаимодействия рынков труда и образования
Востребованность выпускников – объективный показатель качества подготовки специалистов
Служба помощи работодателю и выпускнику
Мониторинг эффективности – мониторинг объективности?
Качество воспитательной деятельности
Нацаккредцентр включен в Европейский реестр
Дуальная система как катализатор адаптации

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (91) 2016

По приглашению Департамента государственной политики в сфере высшего образования Минобрнауки РФ журнал «Аккредитация в образовании» выступил официальным информационным партнером крупного всероссийского совещания по созданию и развитию опорных университетов. В репортаже с места события освещаются вопросы стратегии инновационного развития российской высшей школы. Представители профессионального сообщества и органов власти сошлись во мнении, что опорные вузы стали ключевым фактором развития многих регионов. Читайте об этом в 91 номере «АО».
Анонс журналаСлово редактора


С 2015 года в проекте «Лучшие образовательные программы инновационной России» используется звездная система оценки образовательных программ и классификации типов профессионально-общественной аккредитации. Хотите пройти аккредитацию на 5 звезд?
Подробнее о проекте
Популярные статьи
Из журнала
#86Конкурентные преимущества регионального вуза
#84Взаимодействие науки и бизнеса в Сахалинском госуниверситете
#87Китайские студенты за рубежом
#82Паспорт региона: Томская область
#87Роль университета на территории опережающего развития
Информационная лента
09:35Высшая школа автомобильного сервиса откроется в СФУ
09:19ПВГУС снова в числе лидеров
14:00Конкурс на соискание премий Алтайского края в области науки и техники
13:46Специальный проект "100 бесед о науке"
13:34Состоялось заседание рабочей группы «Развитие образования и науки»