Поиск по сайту
Вход Регистрация
Х
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Войти через:
Об изданииНаши проектыКонтактыОформить подпискуМЕДИАпланёрка

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОС-3УМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вебинары
Март 2016Май 2016Сентябрь 2016
Партнёры

Дуальная система как катализатор адаптации

Извечная беда российского образования – отрыв от реальной профессиональной деятельности. Зачастую студенты обучаются специальности на оборудовании 60-х – 70-х годов прошлого века. Из-за этого выпускники, попав после окончания учебного заведения на современное, хорошо оснащенное и работающее по уникальным сложным технологиям производство, сталкиваются со множеством трудностей профессионального характера и испытывают психологический дискомфорт.

Просмотров: 83

Учёба и труд на равных идут

Дуальная система как катализатор профессиональной и социальной адаптации студентов

М.В. ПАНКИНА, заведующая кафедрой ДПИ Российского государственного профессионально-педагогического университета, кандидат педагогических наук
Е.А. ЮГФЕЛЬД, заведующая кафедрой архитектуры и строительства Первоуральского металлургического колледжа (Свердловская область)

Извечная беда российского образования – отрыв от реальной профессиональной деятельности. Зачастую студенты обучаются специальности на оборудовании 60-х – 70-х годов прошлого века. Из-за этого выпускники, попав после окончания учебного заведения на современное, хорошо оснащенное и работающее по уникальным сложным технологиям производство, сталкиваются со множеством трудностей профессионального характера и испытывают психологический дискомфорт. Трудовой стресс – фактор, который серьезно влияет на работоспособность человека. На это обращают внимание как ученые, так и практики.

На всероссийской конференции «Производительность труда и качество рабочей силы», организованной в 2013 году комитетом по социально-трудовым отношениям Российского союза промышленников и предпринимателей, ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов привел данные экономического мониторинга образования, проведенного по заданию Минобрнауки РФ. Развернутый опрос работодателей выявил, что доля затрат на доучивание молодых специалистов внутри предприятий доходит в России до 40 процентов расходов на образование (частное и государственное). В других странах этот показатель ниже – 15-20 процентов.

По мнению представителей промышленных компаний, существенным недостатком в работе образовательных организаций, выпускающих специалистов технического профиля, является узкий профиль подготовки, отрицательно влияющий на способность адаптироваться к быстро меняющимся требованиям современного производства и ограничивающий профессиональную гибкость, мобильность и трудоустройство.

По результатам опроса независимого рейтингового агентства «Рейтор» по теме «Основные проблемы/недостатки, выявляемые работодателями при подборе молодых специалистов», большинство респондентов отметили довольно высокий уровень общеобразовательной подготовки выпускников [4] и одновременно слабое представление о корпоративной культуре, отсутствие навыков делового общения и недостаточный уровень языковой подготовки.

Чтобы преодолеть недостатки в подготовке квалифицированных кадров в Свердловской области обратились к мировой практике, которая в настоящее время становится частью передового отечественного опыта. С 2011 года компания «Челябинский трубопрокатный завод», имеющая инновационное производство, в партнерстве с правительством региона и Первоуральским металлургическим колледжем реализует проект «Будущее белой металлургии». Подготовка востребованных специалистов и высококвалифицированных рабочих ведется на базе образовательного центра, построенного заводом и оснащенного лабораториями, симуляторами трубопрокатного стана и комплексами учебных тренажеров немецкой компании Festo и итальянской Prosoft. В основу учебного процесса заложена система дуального образования Германии [1], которая рассматривается учеными как успешно адаптированный к условиям рыночной экономики образовательный феномен. В этой стране обучением занимаются в среднем примерно 85 процентов крупных и 50 процентов ремесленных фирм, а доля обучающихся в общем числе работников составляет от 8 до 10 процентов [5]. Эффективность подготовки по дуальной системе высокая. В крупной промышленности рабочими местами обеспечиваются 85-90 процентов учеников.

Предприятия идут на существенные расходы, связанные с обучением будущих кадров, так как хорошо знают, что надежно вкладывают капитал. Работодатели заинтересованы не только в результатах, но в содержании, организации обучения. Именно этим и определяется значимость дуальной системы, которая позволяет преодолеть разрыв, несогласованность производственной и образовательной сфер в вопросах подготовки профессиональных кадров.

В 2011 году, по данным управления подбора и оценки персонала Первоуральского новотрубного завода, уровни профессиональных компетенций выпускников двух технических колледжей – германского и российского – различались значительно (рис. 1). Сравнение не в пользу россиян.

Было также установлено, что выпускники не владели полным набором компетенций – как общих, так и профессиональных. Например, техник-электрик во время обучения в колледже на достаточном уровне освоил необходимые профессиональные компетенции, но в то же время не обладает знаниями в смежных областях – таких как автоматизация, механика, не представляет внутренней логистики производства и не владеет основами технического английского языка.

Для устранения проблем в образовательный процесс колледжа были внесены изменения, а в управлении подбора и оценки персонала разработан профиль для специалистов, отображающий совокупность компетенций, требуемых для выполнения работы на конкретной должности. Уровень выраженности каждой компетенции оценивается по пятибалльной шкале.

В 2014 году представители металлургических компаний оценили результаты обучения по дуальной системе. Во-первых, отметили совершенствование образовательного процесса: улучшилась общетехническая подготовка, изменилось соотношение теоретического и практического обучения, налицо стремление студентов овладеть новыми информационными технологиями и техническим английским языком. Во-вторых, возросла профессиональная компетентность и улучшилось личностное развитие выпускников, которые теперь умеют выявлять различные факторы, влияющие на решение производственных проблем, использовать полученные знания на практике, обозначать круг нерешенных вопросов и намечать перспективы, выстраивать межличностные отношения с коллегами, а также проявляют интерес к непрерывному образованию и самообразованию. Исследования показывают, что именно эти качества работодатели ценят выше всего [2, 3].

Руководители производственной и преддипломной практики тоже хорошо отозвались о новой модели и отметили ее преимущество перед традиционной, так как студенты быстрее ориентируются в производстве и находят оптимальное решение профессиональных задач [6]. Большая часть экспертов поддерживает это мнение, характеризуя современных выпускников как специалистов, которые хорошо разбираются не только в теоретических вопросах, но и владеют практическими инструментами осуществления профессиональной деятельности в области металлургии, механики и электротехники.

Опрос специалистов-производственников показал: если в 2009-2010 годах только чуть больше 63 процентов респондентов считали, что профессиональная подготовка обучающихся соответствует запросам работодателей, то в 2014 такого мнения придерживались около 89 процентов. Также значительно снизился такой показатель, как «уровень профессиональной подготовки ниже требований работодателей».

Ранее практически все работодатели указывали, что продолжительность профессиональной адаптации молодого специалиста составляет от трех до пяти месяцев и характеризовали связанные с этим финансовые потери как значительные. По данным исследования, проведенного в 2013 году, процесс трудоустройства выпускников и их адаптация на Первоуральском новотрубном заводе в первый год после выпуска протекает достаточно благополучно.

Анализ эффективности дуальной системы обучения, проведенный в колледже, выявил, что увеличился уровень профессиональной компетентности выпускников, большинство из них не испытывает психологического стресса, быстрее адаптируется, успешно формируется социально­личностная компетентность. Плюс к этому система оказала положительное влияние на гражданскую позицию студентов, о чем свидетельствует активное участие в общественной и профсоюзной жизни, благотворительных акциях, творческой и исследовательской деятельности, волонтерских мероприятиях и спортивные достижения.

Опыт внедрения дуальной системы обучения в образовательный процесс Первоуральского металлургического колледжа показывает, что изучение теории в единстве с практикой является наиболее эффективным и результативным методом организации обучения, поскольку раскрывает и активно формирует социальные и профессиональные качества выпускников, позволяя быстрее и успешнее адаптироваться в профессии.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Бехтольд А.Э. Дуальное обучение: опыт Германии и реалии России // Управление производством. 2008. № 1. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.up-pro.ru
  2. Лотова И.П. Модель региональной системы трудоустройства выпускников вузов. Нижний Новгород: ННГУ, 2009. 18 с.
  3. Овчинников А.С., Кузнецов Ю.В. Трудоустройство – необходимый фактор в формировании набора на специальность // Актуальные проблемы качества образования и пути их решения в контексте европейских и мировых тенденций: сб. матер. 11-й Межвуз. Научно-метод. конф., апрель 2009. М.: МГУП, 2009. С. 147-151.
  4. Опрос независимого рейтингового агентства «Рейтор» по теме «Основные проблемы/недостатки, выявляемые работодателями при подборе молодых специалистов» // сайт Международного университета природы, общества и человека «Дубна», 2012. [Электрон. ресурс.] Режим доступа: https://www.uni-dubna.ru
  5. Тидеманн Б. Дуальная система – немецкая форма профессионального образования // «Образование и наука», 2011, № 6, с. 112-123.
  6. Югфельд Е.А. Анализ эффективности дуальной модели обучения при подготовке специалистов в условиях государственно-частного партнерства//Вестник высшей школы «Alma mater», 2014, № 9, с. 44-47.
Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: ао-75, акцент, качество образования, РГППУ, трудоустройство выпускников

Похожие материалы:
Качество образования определяет содержание
Ключевые проблемы профессионального образования
Служба помощи работодателю и выпускнику
СПО: сентябрьские тезисы
Национальный интегратор профессиональных ресурсов
По числу иностранных студентов Россия побила рекорды СССР
Высшее образование и производство: лучшие университетские практики
Какие студенты пришли в образовательные организации
Как повысить качество инженерного образования
Дуальное образование в России

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 5 (105) 2018

Что день грядущий нам готовит? Как следует из доклада об основных направлениях деятельности Правительства РФ до 2024 года – вхождение России в число пяти крупнейших экономик мира. В отношении науки и образования планы не менее масштабные: ускорение темпов научно-технологического развития должно обеспечить стране место среди пяти ведущих мировых держав, а эффективная образовательная политика – удовлетворить спрос стратегически важных отраслей в высококвалифицированных кадрах. Об этом и других сценариях будущего читайте в новом номере «АО». А еще мы открываем новую рубрику. Пропустить невозможно!

Партнеры
Популярные статьи
Траектория по восходящей: в 2018 году Нижневартовскому государственному университету исполняется тридцать лет
Основание в далеком уже 1988 году первого в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре высшего...
Анонс ключевых мероприятий форума «ОТКРЫТЫЕ ИННОВАЦИИ»
Форум «Открытые инновации», проходящий ежегодно с 2012 года под эгидой Правительства Российской...
Высокие технологии в бизнесе и государстве. Второй день форума «ОТКРЫТЫЕ ИННОВАЦИИ»
В центре внимания экспертов Форума «Открытые инновации» 16 октября были вопросы трансформации...
VII международный форум «ОТКРЫТЫЕ ИННОВАЦИИ» посетили двадцать тысяч человек
В Инновационном центре «Сколково» завершился VII Московский международный форум инновационного...
Конкуренция в эпоху цифровых инноваций: в «Сколково» стартовал форум «ОТКРЫТЫЕ ИННОВАЦИИ»
Сегодня в Инновационном центре «Сколково» состоялись пресс-конференция и торжественное открытие...
Из журнала
#93В Плехановском университете обсудили будущее высшего образования
#90Приумножение репутационного капитала университета
#100Институт компьютерных технологий и информационной безопасности ЮФУ готовит инженеров нового поколения
#97Инновационное развитие Нефтекамского машиностроительного колледжа
#93Губкинский университет – базовый вуз российского нефтегазового образования
Информационная лента
13:32В БГТУ им. В.Г. Шухова обсудили этические проблемы «цифрового сообщества»
10:30СВФУ – в топе социально-ориентированных вузов
09:23МАИ подписал соглашение с Германским центром авиации и космонавтики
09:13Первый форум молодых ученых Юга России «Лидеры перемен»
08:46Подписаны три соглашения с белорусскими университетами