Поиск по сайту
Вход Регистрация
Х
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Войти через:
Об изданииНаши проектыКонтактыОформить подпискуМЕДИАпланёрка

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОС-3УМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вебинары
Март 2016Май 2016Сентябрь 2016
Партнёры

Экспресс-форум: трудоустройство как показатель качества

В дополнение к многочисленным проблемам системы профессионального образования недавно названа еще одна – отсутствие «разумной, профессиональной, достоверной и информационно прозрачной системы мониторинга трудоустройства выпускников». Редакция журнала «Аккредитация в образовании» предложила представителям вузов высказать свою точку зрения, ответив на вопросы.

10.06.2013
Просмотров: 1829

В дополнение к многочисленным проблемам системы профессионального образования недавно названа еще одна – отсутствие «разумной, профессиональной, достоверной и информационно прозрачной системы мониторинга трудоустройства выпускников». О необходимости ее создания завил на состоявшейся 20 марта итоговой коллегии Минобрнауки РФ глава ведомства Дмитрий Ливанов. Идея получила поддержку со стороны части бизнес-сообщества. В частности, член Бюро правления РСПП, президент IBS Group Анатолий Карачинский озвучил, что в мониторинг эффективности деятельности вузов должен быть внесен дополнительный критерий – трудоустройство выпускников, который дополнит объективную картину взаимодействия российских вузов с реальной экономикой.

Редакция журнала «Аккредитация в образовании» предложила представителям вузов высказать свою точку зрения, ответив на вопросы.

  1. Как, по-вашему, можно объективно измерить показатель трудоустройства выпускников?
  2. Каким вы видите оптимальное решение одного из наиболее сложных вопросов сегодняшнего дня – взаимосвязи бизнеса и системы высшего образования, сопряжения потребностей рынка труда с двухуровневой подготовкой?

ВОЛЬВАЧ Владимир Григорьевич, проректор по стратегическому развитию Омского экономического института, кандидат социологических наук, доцент

– (1) Сегодня мониторинг трудоустройства выпускников вузов возможен либо через службы занятости – по количеству специалистов с дипломами, стоящими в очереди за работой; либо через ассоциации выпускников, которыми обзавелись многие учебные заведения. Однако оба источника не годятся. В первом случае показатель подвержен действию многих случайных факторов, кроме того, от наблюдения уходят самые главные объекты – те, кому нет нужды регистрироваться в качестве безработного. Во втором случае информация является и неполной, и не всегда надежной.

Показатель «трудоустройство выпускников», о котором идет речь, правильнее было бы назвать «конкурентоспособность выпускника на рынке труда», поскольку самую достоверную оценку качеству подготовки молодого специалиста может дать только работодатель. Самым лучшим критерием оценки могло бы быть количество договоров между вузом и предприятиями о целевой подготовке специалистов. Возможно, за этим будущее. Но на сегодняшний день нет ни стимулов для работодателей идти на затраты по целевой подготовке, ни хорошо работающих корпоративных механизмов инвестиций в персонал. В связи с этим временно можно использовать другие инструменты: например, экспертные опросы.

Будем объективны, пока не нашла своего решения и глобальная проблема: как и кто будет осуществлять «общественную аккредитацию» вуза.

– (2) Несколько соображений относительно сопряжения потребностей рынка труда с двухуровневой подготовкой. На наш взгляд, идеальна модель, когда на программы бакалавриата абитуриенты идут осознанно и сами оплачивают свое обучение, за исключением случаев, когда за них платит государство.

Что касается магистратуры, то в идеале хотя бы в 50 процентах случаев кандидат на обучение должен иметь направление от работодателя. С другой стороны, программы подготовки магистров должны быть с работодателем согласованы. Задача вуза – разработать и предоставить на выбор наибольший выбор магистерских программ и спецкурсов, чтобы и работодатель, и будущий магистр совместно могли выбрать то, что отвечает интересам всех сторон. При такой диспозиции следует вывод: работодатель должен предоставить молодому специалисту работу после окончания магистратуры. Нельзя забывать, что магистерская подготовка обходится значительно дороже.

Следует иметь в виду и то, что часть обучающихся (как показывают наши исследования, это 30-40 процентов) цель образования видит прежде всего в удовлетворении своих потребностей – повышении социального статуса, обеспечении общекультурного развития. Если молодые люди готовы сами оплачивать образование, почему бы и нет? Для этой категории также должны иметь место программы на выбор. Однако если в этом случае участие бизнеса не требуется, то во всех остальных случаях оно должно быть обязательным.

При активном участии бизнеса в разработке и реализации магистерских программ с железной неизбежностью возникнет совместная с вузом организация научно-исследовательской практики, в дальнейшем – разработка хоздоговорных научных тем.

Это послужит развитию стройной системы партнерства и взаимной ответственности за качество подготовки специалистов.


ВОЛЧЕК Владимир Алексеевич, ректор Кемеровского государственного университета, доктор исторических наук, профессор

– (1) Следует согласиться с мнением, высказанным директором центра бюджетного мониторинга Петрозаводского государственного университета Валерием Гуртовым о том, что верификация данных о трудоустройстве выпускников учреждений высшего профессионального образования – «задача сложная и трудоемкая, но необходимая».

Получение достоверных результатов трудоустройства, безусловно, возможно только с привлечением таких организаций для «внешней» оценки, которые не заинтересованы в содержании этих показателей.

В соответствии с федеральным законом «О занятости населения в Российской Федерации» работодатели должны участвовать в обеспечении занятости населения, в том числе предоставляя в органы по труду и занятости информацию о наличии вакантных мест или соблюдении квот для отдельных категорий граждан. Представляется вполне логичным включить информацию о трудоустройстве выпускников учреждений профессионального образования в реестр сведений, которые работодатели ежеквартально предоставляют в соответствующие территориальные органы. Эти сведения носили бы обезличенный характер, что не противоречит федеральному закону «О персональных данных».

В итоге Роструд аккумулировал бы у себя данные о занятости молодых специалистов – выпускников учреждений профессионального образования.

– (2) Наш классический университет в настоящее время готовит кадры по 14 направлениям из 20, наиболее востребованным в Кемеровской области.

Взаимодействие вуза и бизнеса представлено сегодня в различных формах. Так, принципы компетентностного подхода при разработке основной образовательной программы (ООП) реализуются с учетом мнений специалистов-практиков, потенциальных работодателей; производственники участвуют в формировании модели современного выпускника, в итоговой аттестации выпускников, маркетинговых и социологических исследованиях рынка труда. Вуз привлекает специалистов-практиков к проведению учебных занятий. Партнеры университета предоставляют места для проведения практики и в дальнейшем трудоустраивают молодых специалистов.

В современной ситуации должно уделяться внимание как повышению качества работы в сфере научных исследований, так и всему, что связано с трансфером этих результатов в реальную экономику. Сегодня университет готов размещать заказы от производственных фирм на проведение научно-исследовательских изысканий. Малые инновационные предприятия (в КемГУ их 22) – это также сфера приложения не только академического сообщества, но и бизнеса.

Интеграция с бизнесом позволяет вузу получить доступ к реализации ценных идей на рынке. В результате такого интеграционного взаимодействия открываются дополнительные возможности и для самих участников интеграции, и для экономики региона в целом. Относительно сопряжения потребностей рынка труда с двухуровневой подготовкой следует отметить, что пока мы не имеем возможности оценить масштаб проблем, связанных с трудоустройством выпускников-бакалавров. Это станет возможным только через два года.

Система подготовки специалиста в плане трудоустройства выпускников была более сбалансированной. Причина кроется в очевидном преимуществе специалиста перед бакалавром – достаточном объёме практики. В этом смысле бакалавр с его четырехнедельной практикой ущербен и для профессиональной среды малоинтересен, поскольку его надо доучивать.

Выпускники-магистры, по сравнению со специалистами, являются более конкурентоспособными: у них выше научно-исследовательская составляющая подготовки.


ГРИНКРУГ Лев Соломонович, ректор Приамурского государственного университета имени Шолом-Алейхема, кандидат технических наук, доцент

– (1) В качестве некоторых показателей трудоустройства выпускников могут фигурировать следующие (см. таблицу).

– (2) Сотрудничество бизнеса и системы высшего образования может выражаться в участии работодателей:

  • в реализации образовательных программ вуза (чтение спецдисциплин);
  • в заседаниях Государственной аттестационной комиссии по направлениям (специальностям) подготовки;
  • в утверждении ООП, реализуемых вузом;
  • в согласовании профилей подготовки, предложений вуза по наполнению вариативной (профильной) части учебных планов направлений подготовки/специальностей;
  • в предоставлении баз практики студентам с возможным последующим трудоустройством;
  • в заказе тем и рецензировании выпускных квалификационных работ;
  • в адресной помощи вузам в развитии материальной базы специальностей и направлений;
  • в поддержке студенческих бизнес-инкубаторов;
  • в инвестировании средств в развитие студенческой науки (гранты, стипендии, научное оборудование и прочее).

Что касается сопряжения потребностей рынка труда с двухуровневой подготовкой, то, по нашему мнению, квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих должен быть «подстроен» в отношении требований, предъявляемых к позициям «должностные обязанности», «должен знать», «требования к квалификации», к двухуровневой системе подготовки.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: ОмЭИ, КемГУ, приамурский государственный университет, трудоустройство выпускников, качество образования, экспресс-форум, ао-64

Похожие материалы:
Высшее образование и производство: лучшие университетские практики
Архитектура посткризисного периода
Экспресс-форум: Качество школьного образования
Интеграция в процессах глобализации
Дуальное образование в России
SuperJob: Ставка на молодые кадры растет
Дуальная система как катализатор адаптации
Некоторые подходы к обучению в Дании
Система аттестации: в поисках «камертонов настройки»
Востребованность выпускников – объективный показатель качества подготовки специалистов

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 3 (103) 2018

Удивительное рядом. Цифровизация шагает по стране, а количество обучающихся на онлайн-курсах составляет всего 4,05% от общего числа интернет-пользователей. Люди пенсионного возраста помогают иностранцам постигать азы русского языка через Skype, а вот школьных педагогов обучать премудростям профессии некому. Как всегда, у нас много интересного!
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Изменения в законе о целевом обучении вступят в силу в 2019 году
Президент России Владимир Путин подписал 3 августа Федеральный закон об улучшении механизмов...
Тканевая инженерия – будущее медицины
Ученые Политехнического университета разрабатывают уникальные материалы, восстанавливающие...
В БФУ им. И. Канта описали химическую систему, схожую с нервной
Изучение моделей подобных систем может пролить свет на то, как функционируют их живые аналоги,...
САФУ запускает проект для молодежи с ограниченными возможностями здоровья
В новом учебном году Волонтерский центр САФУ, Ресурсный центр инклюзивного образования САФУ и...
МАИ создал беспилотник для безопасных полётов с аппаратурой
Разработчики постоянно находятся в поисках оптимизации и усовершенствования характеристик своих...
Из журнала
#91Сопряжение профессиональных и образовательных стандартов
#90Модернизация системы управления качеством
#91Проект «5-100»: перезагрузка
#92Негосударственный сектор как ресурс
#90Профессионально-общественная аккредитация юридических программ
Информационная лента
08:22Конкурс инновационных проектов в области цифровых и промышленных технологий
08:54ICSAM2018 в НИУ «БелГУ»
08:45САФУ запускает проект для молодежи с ограниченными возможностями здоровья
09:25В БФУ им. И. Канта описали химическую систему, схожую с нервной
09:03Нейросеть обучили определять пол человека по написанному тексту