Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Меры повышения конкурентоспособности российского образования

На современном этапе международное сотрудничество университетов нуждается в значительной корректировке. Усиление авторитета России, повышение значимости страны в современном мире должно находить свое отражение в успехах образовательной и научной сфер. Необходимо предлагать новые отечественные прорывные проекты.

Просмотров: 937

В предыдущем номере «АО» (№ 80) было начато обсуждение актуальной темы – «Международное измерение российского образования: вектор сегодняшнего дня».

Проект «МЕДИАпланерка», запущенный редакцией журнала летом, способствовал значительной активности представителей вузов, которые включились в обсуждение, ответив на вопросы.

  1. Какие шаги необходимо предпринять сегодня для повышения международной конкурентоспособности системы отечественного высшего и дополнительного профессионального образования?
  2. Назовите наиболее перспективные направления международного сотрудничества образовательных организаций в реалиях сегодняшнего дня.
РОГАЛЕВ НиколайРОГАЛЕВ Николай Дмитриевич, ректор Национального исследовательского университета «МЭИ» (г. Москва), доктор технических наук, профессор:

– (1,2) Национальный исследовательский университет «МЭИ» стал совместно с МГУ одним из первых высших учебных заведений СССР, получивших право готовить иностранных специалистов еще в 1946 году. С тех пор МЭИ находится на переднем плане международного сотрудничества. За прошедшие годы реализовано множество международных проектов. МЭИ выпустил свыше 9 тыс. иностранных специалистов из более 100 стран. Но мир постоянно изменяется, и, следовательно, необходимо не только удерживать уже завоеванные высоты, но и непрерывно штурмовать новые.

На современном этапе международное сотрудничество университетов нуждается в значительной корректировке. Усиление авторитета России, повышение значимости страны в современном мире должно находить свое отражение в успехах образовательной и научной сфер. Необходимо предлагать новые отечественные прорывные проекты. Отметим некоторые из них, в которых МЭИ принимает активное участие.

Проект «Время учиться в России!», реализуемый под эгидой Россотрудничества, – один из самых масштабных за рубежом за последние годы. Он включает организацию олимпиады, мероприятия по развитию прямых межвузовских связей, презентации российского образования с распространением справочника университетов, просветительские мероприятия с участием российских преподавателей-лекторов, семинары для сотрудников российских вузов, мероприятия для иностранных студентов в России. Цели проекта – продвижение российского образования за рубежом, отбор наиболее талантливых выпускников иностранных школ и бакалавриата иностранных вузов на обучение в России, в том числе за счет средств федерального бюджета, развитие межвузовского сотрудничества и разработка совместных образовательных программ, повышение квалификации руководителей и сотрудников международных служб российских вузов, адаптация иностранных студентов российских университетов.

Для координации усилий российских университетов по реализации проекта в феврале 2014 года подписано соглашение о создании консорциума «Время учиться в России!». В него входят 11 российских вузов (председателем консорциума в 2015 году является ректор МЭИ. – Прим. ред.). Это значительный вклад в осуществление Концепции продвижения российского образования на базе представительств Россотрудничества за рубежом, утвержденной министром иностранных дел РФ С.В. Лавровым в марте 2014 года. Разработана, получила одобрение Минобрнауки РФ и утверждена Россотрудничеством концепция одноименных олимпиад выпускников старшей школы иностранных государств. Чтобы оценить масштабы и динамику проекта, достаточно упомянуть, что в 2015 году в российские университеты зачислено 485 победителей олимпиады «Время учиться в России!».

Еще одним прорывным направлением в международном сотрудничестве является Российско-Кыргызский консорциум технических университетов, созданный в сентябре 2013 года в Бишкеке на общем собрании вузов. В настоящее время он объединяет 21 российский и 6 киргизских университетов (председателем правления консорциума избран ректор МЭИ. – Прим. ред.). Основная задача взаимодействия – поддержка двусторонних совместных образовательных программ.

Пример только этих двух проектов демонстрирует, что российские университеты не только адаптировались к изменившейся внешнеполитической обстановке, но и успешно реализуют новые прорывные направления в области международного научного и образовательного сотрудничества.

ПАНИН ВладимирПАНИН Владимир Алексеевич, ректор Тульского государственного педагогического университета им. Л.Н. Толстого, доктор физико-математических наук, профессор:

– (1) Актуальные задачи повышения конкуренто-способности системы отечественного высшего и дополнительного профессионального образования, на наш взгляд, предполагают проведение анализа современной геополитической обстановки и определение новых стратегических ориентиров в международном сотрудничестве в сфере науки, образования и инновационного развития. Такой анализ будет первым шагом на пути к определению способов повышения конкурентоспособности в условиях стремительно меняющихся внешнеполитических реалий.

– (2) Хотелось бы подчеркнуть значимость межвузовского сотрудничества как одного из направлений международной деятельности университетов, и, следовательно, их позиционирования как в национальном, так и в большинстве международных рейтингов. Убежден, создание межвузовских консорциумов является перспективным инструментарием развития международного образовательного и научного сотрудничества на современном этапе. Сетевые формы взаимодействия университетов с зарубежными вузами-партнерами способствуют увеличению контингента иностранных студентов (важный показатель большинства рейтингов), повышению качества образования, поскольку предполагают использование новых образовательных технологий на основе программной интеграции, а также контроль качества преподавания и обучения со стороны партнеров по консорциуму.

К перспективным направлениям международного сотрудничества следует также отнести продвижение российских образовательных и научных услуг (экспертное и институциональное сопровождение) посредством проектирования, реализации и организационного сопровождения международных образовательных и научных программ и проектов.

ШУЛЬЦ ОльгаШУЛЬЦ Ольга Геннадьевна, декан по работе с иностранными учащимися Московской государственной академии ветеринарной медицины и биотехнологии им. К.И. Скрябина, кандидат юридических наук:

– (1) Во-­первых, для вхождения в международное образовательное пространство на правах активно конкурирующих российским вузам крайне необходимо разработать свой «бренд», в понятие которого войдут международные контакты, связи, механизмы привлечения иностранных учащихся и преподавателей, рекрутинговая деятельность, эффективная система управления персоналом. Особое внимание следует уделить тем информационным каналам, которые могут быть наиболее востребованными при принятии решения иностранным преподавателем или абитуриентом о возможном трудоустройстве или учебе в российском вузе. Прежде всего речь идет о сайте вуза на английском или нескольких иностранных языках.

Во-­вторых, работа российских агентств по продвижению вузов за рубежом не всегда эффективна, так как этот опыт является для страны в целом относительно новым. Однако такой опыт есть у зарубежных агентств, чьими услугами можно пользоваться для выхода на международный рынок. Например, взаимодействуя с рекрутинговыми агентствами Индии, МВА им. К.И. Скрябина вышла на индийский образовательный рынок, который заинтересован в подготовке ветеринарных специалистов высокого уровня.

В-третьих, на сегодняшний день серьезной проблемой интеграции российских вузов в Болонский процесс является отсутствие во многих из них программ обучения на иностранных языках, а также непризнание выданных ими дипломов за рубежом. Целесообразно разработать программы обучения по востребованным зарубежными абитуриентами направлениям подготовки на иностранных языках с привлечением высококвалифицированных преподавателей, имеющих соответствующий опыт работы. Прийти к единообразному пониманию и признанию российского аграрного образования в мире поможет реализация программ по признанию двойных дипломов по ведущим направлениям подготовки.

– (2) Международная деятельность МВА им. К.И. Скрябина направлена, в частности, на привлечение зарубежного интеллектуального и материального потенциала, обогащение российской системы образования ценностями мировой культуры и опытом зарубежных вузов, продвижение вуза в международное образовательное пространство. Среди перспективных направлений международного сотрудничества академии:

  • разработка проектов по признанию программ подготовки по специальности «Ветеринарная медицина» на английском языке для ряда зарубежных стран;
  • реализация совместных образовательных программ с зарубежными вузами (академия уже имеет успешный опыт в этом направлении, сотрудничая на постоянной основе с Даманхурским университетом, Египет);
  • участие профессорско-преподавательского состава в международных проектах (ППС академии длительное время участвует в крупном международном проекте STAR-IDAZ, посвященном исследованиям болезней животных и зоонозам).
  • развитие международной академической мобильности учащихся, преподавательского и административно­-управленческого состава.
БАРХАТОВА ТатьянаБАРХАТОВА Татьяна Викторовна, проректор по международной деятельности и молодёжной политике Кубанского государственного технологического университета (г. Краснодар), доктор технических наук, профессор:

– (1) Думается, для повышения международной конкурентоспособности системы отечественного высшего и дополнительного профобразования необходимы такие шаги, как:

  • внедрение инновационных образовательных программ, прогрессивных форм организации образовательного процесса и активных методов обучения, а также учебно-методических материалов, соответствующих современному мировому уровню;
  • реализация программ обучения на английском языке;
  • развитие дистанционных форм обучения;
  • интеграция образования, науки и инновационной деятельности.

– (2) В настоящее время наиболее актуальны следующие направления международного сотрудничества:

  • создание сети академического обмена на основе двусторонних и многосторонних договоров университетов с российскими и зарубежными партнёрскими учебными заведениями;
  • привлечение иностранных преподавателей и специалистов, сотрудников крупных иностранных компаний, работающих в одном территориальном округе с вузом и имеющих передовой опыт инжиниринга, к участию в учебном процессе;
  • вовлечение преподавателей и обучающихся в участие в международных программах на конкурсной основе.
ТИХОМИРОВА НатальяТИХОМИРОВА Наталья Владимировна, ректор Московского государственного университета экономики, статистики и информатики, доктор экономических наук, профессор:

– (1) В ближайшие пять-десять лет в России необходимо введение новых форматов, направленных на обеспечение прозрачности результатов и процессов в системе высшего образования. Например, нужны онлайн-рейтинги вузовских преподавателей, пиринговые системы оценки курсовых и дипломных работ. Если прозрачность вузовской системы не будет обеспечена, российские вузы проиграют глобальным провайдерам образования, приходящим на национальный рынок.

Активное использование в повседневной жизни интернета, информационно­ коммуникационных технологий и гаджетов требует полного изменения образовательных программ и самих принципов работы, внедрения новых видов учебных материалов. Школам и университетам необходимо активно осваивать открытые учебники и электронные книги, применять облачные технологии, развивать обучение, основанное на применении игровых методов (геймификация). Следующий год для образовательного сообщества, по нашим прогнозам, будет посвящен активному развитию и внедрению в образовательный процесс всеобщих открытых онлайновых курсов. Сегодня подобные проекты стали мегапопу-лярными. Время и России присоединиться к общемировому тренду.

Необходимо обратить внимание и на готовность, а точнее, неготовность самих российских вузов к активному выходу на международную арену. У большинства из них нет ясно сформулированной стратегии и плана развития международной деятельности, приема иностранных студентов, без чего добиться повышения конкурентоспособности российского образования очень сложно.

– (2) Сегодня создание прочных международных связей вузов невозможно без реализации совместных масштабных научных исследований. Вузы должны формировать многочисленные программы международных студенческих обменов, двойных дипломов и стажировок. Необходимо обратить внимание на исключительную важность международного сотрудничества для повышения квалификации профессорско-преподавательского состава университетов. Сегодня за счет программ международного сотрудничества, стажировок, академических обменов у них есть возможность учиться, представлять себя на мировом образовательном рынке, обмениваться опытом с зарубежными специалистами, формировать научные школы.

Важно также международное сотрудничество российских вузов и зарубежного бизнеса. Отечественные вузовские аналитики, аспиранты и студенты способны на высоком уровне выполнять исследовательские проекты по заказу зарубежных компаний, ставящих целью выход на российский рынок. Такая совместная деятельность позволяет решить задачу сближения вузов и бизнеса, сделать образование более практикоориентированным.

Актуальным направлением является сотрудничество с различными зарубежными аккредагентствами и компаниями с целью аккредитации своих образовательных программ. Это дает возможность получить внешнюю независимую оценку программ, повысить их качество. Перспективно активное участие в работе авторитетных ассоциаций, организаций, сетевых университетов, что позволяет повысить узнаваемость вузов, увеличить количество партнеров, укрепить деловую репутацию.

Активный прием иностранных студентов дает возможность создания интернациональной студенческой среды в образовательном учреждении.

МОЧАЛОВ ОлегМОЧАЛОВ Олег Дмитриевич, ректор Поволжской государственной социально-­гуманитарной академии (г. Самара), доктор исторических наук, доцент:

– (1) К наиболее действенным мерам повышения конкурентоспособности на международном рынке образовательных услуг, на наш взгляд, относится развитие материально­технической базы и инфраструктуры отечественных вузов. Также необходимо увеличить количество и расширить спектр основных образовательных программ, реализуемых на иностранных языках, что позволит привлечь в отечественные вузы высококвалифицированных профессионалов и абитуриентов из стран дальнего зарубежья.

– (2) Теперь что касается наиболее перспективных направлений международного сотрудничества на сегодняшний день.

Во-­первых, это академическая мобильность, приобретающая все большую привлекательность, поскольку российские вузы с недавнего времени могут становиться полноправными участниками различных международных грантовых программ, – например, «Эразмус+», «Мевляна», – финансирующих долгосрочные стажировки российских студентов и преподавателей в зарубежных вузах­партнерах.

Во­-вторых, реализация программ двойных дипломов, что позволит привлечь большее количество абитуриентов в российские вузы и повысить качество образования.

И, в­-третьих, проведение совместных научных исследований с последующей публикацией результатов, что, несомненно, будет способствовать повышению имиджа российского образования и науки.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Конкурс научных работ: теория и практика избирательного законодательства
Экспресс-форум: повышение квалификации педагогов
E-learning на всех уровнях
Экономико-правовые аспекты стратегии модернизации России
Эспресс-форум: педагогическое образование в Год учителя
Экспресс-форум: Прикладной бакалавриат - первый год эксперимента
Экспресс-форум: СПО. Квалификация кадров
Экспресс-форум: трудоустройство как показатель качества
Экспресс-форум для представителей научно-педагогического сообщества России
Экспресс-форум: образование взрослых в системе СПО

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ