Поиск по сайту
Вход Регистрация
Х
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Войти через:
Об изданииНаши проектыКонтактыОформить подпискуМЕДИАпланёрка

Электронный журнал об образовании

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОС-3УМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вебинары
Март 2016Май 2016Сентябрь 2016
Партнёры

Меры повышения конкурентоспособности российского образования

На современном этапе международное сотрудничество университетов нуждается в значительной корректировке. Усиление авторитета России, повышение значимости страны в современном мире должно находить свое отражение в успехах образовательной и научной сфер. Необходимо предлагать новые отечественные прорывные проекты.

23.09.2015
Просмотров: 87

В предыдущем номере «АО» (№ 80) было начато обсуждение актуальной темы – «Международное измерение российского образования: вектор сегодняшнего дня».

Проект «МЕДИАпланерка», запущенный редакцией журнала летом, способствовал значительной активности представителей вузов, которые включились в обсуждение, ответив на вопросы.

  1. Какие шаги необходимо предпринять сегодня для повышения международной конкурентоспособности системы отечественного высшего и дополнительного профессионального образования?
  2. Назовите наиболее перспективные направления международного сотрудничества образовательных организаций в реалиях сегодняшнего дня.
РОГАЛЕВ НиколайРОГАЛЕВ Николай Дмитриевич, ректор Национального исследовательского университета «МЭИ» (г. Москва), доктор технических наук, профессор:

– (1,2) Национальный исследовательский университет «МЭИ» стал совместно с МГУ одним из первых высших учебных заведений СССР, получивших право готовить иностранных специалистов еще в 1946 году. С тех пор МЭИ находится на переднем плане международного сотрудничества. За прошедшие годы реализовано множество международных проектов. МЭИ выпустил свыше 9 тыс. иностранных специалистов из более 100 стран. Но мир постоянно изменяется, и, следовательно, необходимо не только удерживать уже завоеванные высоты, но и непрерывно штурмовать новые.

На современном этапе международное сотрудничество университетов нуждается в значительной корректировке. Усиление авторитета России, повышение значимости страны в современном мире должно находить свое отражение в успехах образовательной и научной сфер. Необходимо предлагать новые отечественные прорывные проекты. Отметим некоторые из них, в которых МЭИ принимает активное участие.

Проект «Время учиться в России!», реализуемый под эгидой Россотрудничества, – один из самых масштабных за рубежом за последние годы. Он включает организацию олимпиады, мероприятия по развитию прямых межвузовских связей, презентации российского образования с распространением справочника университетов, просветительские мероприятия с участием российских преподавателей-лекторов, семинары для сотрудников российских вузов, мероприятия для иностранных студентов в России. Цели проекта – продвижение российского образования за рубежом, отбор наиболее талантливых выпускников иностранных школ и бакалавриата иностранных вузов на обучение в России, в том числе за счет средств федерального бюджета, развитие межвузовского сотрудничества и разработка совместных образовательных программ, повышение квалификации руководителей и сотрудников международных служб российских вузов, адаптация иностранных студентов российских университетов.

Для координации усилий российских университетов по реализации проекта в феврале 2014 года подписано соглашение о создании консорциума «Время учиться в России!». В него входят 11 российских вузов (председателем консорциума в 2015 году является ректор МЭИ. – Прим. ред.). Это значительный вклад в осуществление Концепции продвижения российского образования на базе представительств Россотрудничества за рубежом, утвержденной министром иностранных дел РФ С.В. Лавровым в марте 2014 года. Разработана, получила одобрение Минобрнауки РФ и утверждена Россотрудничеством концепция одноименных олимпиад выпускников старшей школы иностранных государств. Чтобы оценить масштабы и динамику проекта, достаточно упомянуть, что в 2015 году в российские университеты зачислено 485 победителей олимпиады «Время учиться в России!».

Еще одним прорывным направлением в международном сотрудничестве является Российско-Кыргызский консорциум технических университетов, созданный в сентябре 2013 года в Бишкеке на общем собрании вузов. В настоящее время он объединяет 21 российский и 6 киргизских университетов (председателем правления консорциума избран ректор МЭИ. – Прим. ред.). Основная задача взаимодействия – поддержка двусторонних совместных образовательных программ.

Пример только этих двух проектов демонстрирует, что российские университеты не только адаптировались к изменившейся внешнеполитической обстановке, но и успешно реализуют новые прорывные направления в области международного научного и образовательного сотрудничества.

ПАНИН ВладимирПАНИН Владимир Алексеевич, ректор Тульского государственного педагогического университета им. Л.Н. Толстого, доктор физико-математических наук, профессор:

– (1) Актуальные задачи повышения конкуренто-способности системы отечественного высшего и дополнительного профессионального образования, на наш взгляд, предполагают проведение анализа современной геополитической обстановки и определение новых стратегических ориентиров в международном сотрудничестве в сфере науки, образования и инновационного развития. Такой анализ будет первым шагом на пути к определению способов повышения конкурентоспособности в условиях стремительно меняющихся внешнеполитических реалий.

– (2) Хотелось бы подчеркнуть значимость межвузовского сотрудничества как одного из направлений международной деятельности университетов, и, следовательно, их позиционирования как в национальном, так и в большинстве международных рейтингов. Убежден, создание межвузовских консорциумов является перспективным инструментарием развития международного образовательного и научного сотрудничества на современном этапе. Сетевые формы взаимодействия университетов с зарубежными вузами-партнерами способствуют увеличению контингента иностранных студентов (важный показатель большинства рейтингов), повышению качества образования, поскольку предполагают использование новых образовательных технологий на основе программной интеграции, а также контроль качества преподавания и обучения со стороны партнеров по консорциуму.

К перспективным направлениям международного сотрудничества следует также отнести продвижение российских образовательных и научных услуг (экспертное и институциональное сопровождение) посредством проектирования, реализации и организационного сопровождения международных образовательных и научных программ и проектов.

ШУЛЬЦ ОльгаШУЛЬЦ Ольга Геннадьевна, декан по работе с иностранными учащимися Московской государственной академии ветеринарной медицины и биотехнологии им. К.И. Скрябина, кандидат юридических наук:

– (1) Во-­первых, для вхождения в международное образовательное пространство на правах активно конкурирующих российским вузам крайне необходимо разработать свой «бренд», в понятие которого войдут международные контакты, связи, механизмы привлечения иностранных учащихся и преподавателей, рекрутинговая деятельность, эффективная система управления персоналом. Особое внимание следует уделить тем информационным каналам, которые могут быть наиболее востребованными при принятии решения иностранным преподавателем или абитуриентом о возможном трудоустройстве или учебе в российском вузе. Прежде всего речь идет о сайте вуза на английском или нескольких иностранных языках.

Во-­вторых, работа российских агентств по продвижению вузов за рубежом не всегда эффективна, так как этот опыт является для страны в целом относительно новым. Однако такой опыт есть у зарубежных агентств, чьими услугами можно пользоваться для выхода на международный рынок. Например, взаимодействуя с рекрутинговыми агентствами Индии, МВА им. К.И. Скрябина вышла на индийский образовательный рынок, который заинтересован в подготовке ветеринарных специалистов высокого уровня.

В-третьих, на сегодняшний день серьезной проблемой интеграции российских вузов в Болонский процесс является отсутствие во многих из них программ обучения на иностранных языках, а также непризнание выданных ими дипломов за рубежом. Целесообразно разработать программы обучения по востребованным зарубежными абитуриентами направлениям подготовки на иностранных языках с привлечением высококвалифицированных преподавателей, имеющих соответствующий опыт работы. Прийти к единообразному пониманию и признанию российского аграрного образования в мире поможет реализация программ по признанию двойных дипломов по ведущим направлениям подготовки.

– (2) Международная деятельность МВА им. К.И. Скрябина направлена, в частности, на привлечение зарубежного интеллектуального и материального потенциала, обогащение российской системы образования ценностями мировой культуры и опытом зарубежных вузов, продвижение вуза в международное образовательное пространство. Среди перспективных направлений международного сотрудничества академии:

  • разработка проектов по признанию программ подготовки по специальности «Ветеринарная медицина» на английском языке для ряда зарубежных стран;
  • реализация совместных образовательных программ с зарубежными вузами (академия уже имеет успешный опыт в этом направлении, сотрудничая на постоянной основе с Даманхурским университетом, Египет);
  • участие профессорско-преподавательского состава в международных проектах (ППС академии длительное время участвует в крупном международном проекте STAR-IDAZ, посвященном исследованиям болезней животных и зоонозам).
  • развитие международной академической мобильности учащихся, преподавательского и административно­-управленческого состава.
БАРХАТОВА ТатьянаБАРХАТОВА Татьяна Викторовна, проректор по международной деятельности и молодёжной политике Кубанского государственного технологического университета (г. Краснодар), доктор технических наук, профессор:

– (1) Думается, для повышения международной конкурентоспособности системы отечественного высшего и дополнительного профобразования необходимы такие шаги, как:

  • внедрение инновационных образовательных программ, прогрессивных форм организации образовательного процесса и активных методов обучения, а также учебно-методических материалов, соответствующих современному мировому уровню;
  • реализация программ обучения на английском языке;
  • развитие дистанционных форм обучения;
  • интеграция образования, науки и инновационной деятельности.

– (2) В настоящее время наиболее актуальны следующие направления международного сотрудничества:

  • создание сети академического обмена на основе двусторонних и многосторонних договоров университетов с российскими и зарубежными партнёрскими учебными заведениями;
  • привлечение иностранных преподавателей и специалистов, сотрудников крупных иностранных компаний, работающих в одном территориальном округе с вузом и имеющих передовой опыт инжиниринга, к участию в учебном процессе;
  • вовлечение преподавателей и обучающихся в участие в международных программах на конкурсной основе.
ТИХОМИРОВА НатальяТИХОМИРОВА Наталья Владимировна, ректор Московского государственного университета экономики, статистики и информатики, доктор экономических наук, профессор:

– (1) В ближайшие пять-десять лет в России необходимо введение новых форматов, направленных на обеспечение прозрачности результатов и процессов в системе высшего образования. Например, нужны онлайн-рейтинги вузовских преподавателей, пиринговые системы оценки курсовых и дипломных работ. Если прозрачность вузовской системы не будет обеспечена, российские вузы проиграют глобальным провайдерам образования, приходящим на национальный рынок.

Активное использование в повседневной жизни интернета, информационно­ коммуникационных технологий и гаджетов требует полного изменения образовательных программ и самих принципов работы, внедрения новых видов учебных материалов. Школам и университетам необходимо активно осваивать открытые учебники и электронные книги, применять облачные технологии, развивать обучение, основанное на применении игровых методов (геймификация). Следующий год для образовательного сообщества, по нашим прогнозам, будет посвящен активному развитию и внедрению в образовательный процесс всеобщих открытых онлайновых курсов. Сегодня подобные проекты стали мегапопу-лярными. Время и России присоединиться к общемировому тренду.

Необходимо обратить внимание и на готовность, а точнее, неготовность самих российских вузов к активному выходу на международную арену. У большинства из них нет ясно сформулированной стратегии и плана развития международной деятельности, приема иностранных студентов, без чего добиться повышения конкурентоспособности российского образования очень сложно.

– (2) Сегодня создание прочных международных связей вузов невозможно без реализации совместных масштабных научных исследований. Вузы должны формировать многочисленные программы международных студенческих обменов, двойных дипломов и стажировок. Необходимо обратить внимание на исключительную важность международного сотрудничества для повышения квалификации профессорско-преподавательского состава университетов. Сегодня за счет программ международного сотрудничества, стажировок, академических обменов у них есть возможность учиться, представлять себя на мировом образовательном рынке, обмениваться опытом с зарубежными специалистами, формировать научные школы.

Важно также международное сотрудничество российских вузов и зарубежного бизнеса. Отечественные вузовские аналитики, аспиранты и студенты способны на высоком уровне выполнять исследовательские проекты по заказу зарубежных компаний, ставящих целью выход на российский рынок. Такая совместная деятельность позволяет решить задачу сближения вузов и бизнеса, сделать образование более практикоориентированным.

Актуальным направлением является сотрудничество с различными зарубежными аккредагентствами и компаниями с целью аккредитации своих образовательных программ. Это дает возможность получить внешнюю независимую оценку программ, повысить их качество. Перспективно активное участие в работе авторитетных ассоциаций, организаций, сетевых университетов, что позволяет повысить узнаваемость вузов, увеличить количество партнеров, укрепить деловую репутацию.

Активный прием иностранных студентов дает возможность создания интернациональной студенческой среды в образовательном учреждении.

МОЧАЛОВ ОлегМОЧАЛОВ Олег Дмитриевич, ректор Поволжской государственной социально-­гуманитарной академии (г. Самара), доктор исторических наук, доцент:

– (1) К наиболее действенным мерам повышения конкурентоспособности на международном рынке образовательных услуг, на наш взгляд, относится развитие материально­технической базы и инфраструктуры отечественных вузов. Также необходимо увеличить количество и расширить спектр основных образовательных программ, реализуемых на иностранных языках, что позволит привлечь в отечественные вузы высококвалифицированных профессионалов и абитуриентов из стран дальнего зарубежья.

– (2) Теперь что касается наиболее перспективных направлений международного сотрудничества на сегодняшний день.

Во-­первых, это академическая мобильность, приобретающая все большую привлекательность, поскольку российские вузы с недавнего времени могут становиться полноправными участниками различных международных грантовых программ, – например, «Эразмус+», «Мевляна», – финансирующих долгосрочные стажировки российских студентов и преподавателей в зарубежных вузах­партнерах.

Во­-вторых, реализация программ двойных дипломов, что позволит привлечь большее количество абитуриентов в российские вузы и повысить качество образования.

И, в­-третьих, проведение совместных научных исследований с последующей публикацией результатов, что, несомненно, будет способствовать повышению имиджа российского образования и науки.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: ао-81, экспресс-форум, повышение конкурентоспособности, НИУ МЭИ, тульский государственный педагогический университет, МВА им. К.И. Скрябина, кубанский государственный технологический университет, МЭСИ, поволжская государственная социально-гуманитарная академия

Похожие материалы:
Перспективное сотрудничество в области защиты информации
Экспресс-форум: повышение квалификации педагогов
Качество образования – совместная задача вузов Юга России
Экспресс-форум СПО: работа по новым правилам
Экспресс-форум: закон о распределении бюджетных мест
Экспресс-форум: совершенствование профессионального мастерства
Экспресс-форум: СПО. Квалификация кадров
ТГПУ им. Л.Н. Толстого расширяет сотрудничество с вузами Узбекистана
В МЭСИ обсудили перспективы развития электронного обучения
Экспресс-форум: итоги приемной кампании в СПО

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 1 (93)

Ключевая тема номера – реалии и перспективы отечественного образования. Ушедший год выявил ряд любопытных, хотя и ожидаемых тенденций. Высшее образование не требуется 65 % специалистов, в то время как повышение качества СПО откроет новый уровень профессиональных возможностей. Работодатели считают качество подготовки выпускников отечественных вузов средним (55 %) или низким (28 %), а политику «зачистки» образовательной системы от неэффективных вузов поддерживает большинство. Об этих и других интересных наблюдениях и прогнозах читайте в 93 номере «АО».
Анонс журналаСлово редактора


С 2015 года в проекте «Лучшие образовательные программы инновационной России» используется звездная система оценки образовательных программ и классификации типов профессионально-общественной аккредитации. Хотите пройти аккредитацию на 5 звезд?
Подробнее о проекте
Популярные статьи
В Плехановском университете обсудили будущее высшего образования
В 2017 году своё 110-летие отмечает Плехановский университет, вся история которого – отражение...
Дайджест № 93 «Аккредитация в образовании»
«Российские вузы перестали вариться в собственном соку!» – объявили международные эксперты....
Слово редактора к №93
Ключевая тема номера – реалии и перспективы отечественного образования. Ушедший год выявил ряд...
Из журнала
#87Аккредитационные коллизии ДПО
#86Новая образовательная модель
#83Национальный интегратор профессиональных ресурсов
#84Форпост региональной системы образования
#87Направления независимой оценки
Информационная лента
09:29Case-in: новое слово в инженерном образовании!
09:23Открыт набор в Российско-Китайский бизнес-инкубатор
09:35Высшая школа автомобильного сервиса откроется в СФУ
09:19ПВГУС снова в числе лидеров
14:00Конкурс на соискание премий Алтайского края в области науки и техники