Поиск по сайту
Вход Регистрация
Х
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Войти через:
Об изданииНаши проектыКонтактыОформить подпискуМЕДИАпланёрка

Электронный журнал об образовании

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОС-3УМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вебинары
Март 2016Май 2016Сентябрь 2016
Партнёры

Экспресс-форум: мнение работодателя

В традиционной рубрике «Экспресс-форум» представители ведущих промышленных предприятий России отвечают на вопросы о проблемах и качестве инженерного образования, социальном партнерстве и государственных инициативах.

28.09.2010
Просмотров: 2078

Одна из основных рекомендаций состоявшихся в мае нынешнего года Парламентских слушаний профильного комитета Совета Федерации на тему «Современное инженерное образование как важнейшая составляющая технологической модернизации России» (см. «АО», №40) – необходимость разработки государственной комплексной программы модернизации инженерного образования в России. Однако без широкого включения в обсуждение проблем высшей технической школы самого широкого круга экспертов, в том числе представителей работодателей, любая, даже самая благая государственная программа не будет иметь желаемого эффекта.

Сегодня в традиционной рубрике «Экспресс-форум» представители ведущих промышленных предприятий России отвечают на следующие вопросы.

  1. Каков, по вашему мнению, портрет «идеального» выпускника технического вуза, молодого специалиста? Какими компетенциями должен обладать выпускник для работы на вашем предприятии?
  2. Какую проблему как работодатель вы назвали бы самой серьезной в подготовке будущих инженеров?
  3. Какие меры, с вашей точки зрения, будут способствовать активизации заинтересованности работодателей в решении стратегических вопросов инженерного (технического) профессионального образования?


КАРЛЮКОВ Леонид Юрьевич, заместитель генерального директора по персоналу ОАО «Ижорские заводы» (Санкт-Петербург, Колпино)

(1) Идеального в природе не существует – всегда есть к чему стремиться. Однако отмечу, что руководство Ижорских заводов всегда четко представляло, какие специалисты нам нужны. Поэтому у нас не существует расхождения во взглядах с нашими профильными вузами. С 80-х годов XX века на Ижорской промышленной площадке сформировалась и действует отлаженная система «школа – начальное и среднее профессиональное образование – вуз – предприятие». Можно сказать, что своих будущих сотрудников мы узнаем еще на школьной скамье. В свою очередь, и они о нас знают практически с самого рождения, ведь на наших предприятиях работают династиями.

На сегодняшний день предприятиями Ижорского промышленного комплекса заключены и реализуются трехсторонние соглашения и договоры целевой подготовки, где сторонами выступают студенты, предприятия и наши профильные вузы: Санкт-Петербургский государственный политехнический университет, СанктПетербургский институт машиностроения, Балтийский государственный технический университет «Военмех». Совместно с учебными заведениями нами отработаны и проверены временем программы, по которым готовят наших будущих специалистов.

Обучаясь по этим программам, студенты получают хорошую фундаментальную подготовку именно по нашему профилю, проходят практику непосредственно на наших предприятиях, курсовые и дипломные работы пишут по профильной тематике в тесном контакте с нашими специалистами. Преподавательский состав вузов также находится в постоянном контакте с нами, систематически бывая на заводе, общаясь с руководством, специалистами, рабочими. И мы не редкие гости в вузах. Таким образом, идет постоянный взаимный обмен информацией, знаниями.

Сегодня, например, в СПбГПУ по нашим профильным специальностям обучается около 300 выпускников колпинских1 школ. На четвертом курсе, когда становится понятно, кто на что способен, с ними заключаются договоры о целевой подготовке.

В вузы, являющиеся нашими партнерами, поступают ребята не «с улицы». На Ижорских заводах успешно действует профориентационная программа работы со школьниками. Начиная со средней школы, учащиеся приходят на наши предприятия на экскурсии, знакомятся со структурой завода и его продукцией. В старших классах некоторые проходят у нас трудовую практику. После окончания девяти классов многие поступают в наши профильные образовательные учреждения: Санкт-Петербургский политехнический колледж (СППК) и Ижорский политехнический профессиональный лицей (ИППЛ). Заканчивая одиннадцать классов, «наши» выпускники становятся нашими студентами, а после выпуска из института – коллегами.

Думается, придумать в этом направлении что-то новое сложно – система выверена и эффективно действует. В результате, в вузах знают, какие специалисты необходимы нашему производству, а мы знаем, какую подготовку имеют молодые инженеры-выпускники.

(2) Основной проблемой является недостаточная оснащенность, а порой и полная неоснащенность материально-технической учебной базы образовательных учреждений. Как можно подготовить специалиста, которому предстоит работать на современном высокотехнологичном оборудовании, если в образовательных учреждениях стоят станки середины прошлого века?

Молодые специалисты должны готовиться в режиме опережения, ведь наука и производство не стоят на месте. Приведу пример. В наших профильных учебных заведениях – СППК и ИППЛ – учащиеся обучаются на оборудовании, которое у нас на производстве только устанавливается. Молодые люди, придя в цех на работу, уже будут знать, как работать на новых станках. Действуя на опережение в обучении, можно избежать процесса переобучения, который, во-первых, отнимает рабочее время, во-вторых, требует от работодателя дополнительных финансовых вложений.

Во многом возможности работодателей влиять на материальную базу учебных заведений ограничены. Мы не можем, например, посылать преподавателей на стажировку за рубеж для ознакомления с новейшими разработками, допустим, литейного производства. Тем не менее, по возможности, надо вкладывать инвестиции в материально-техническое оснащение учебных заведений и непосредственно в их производственную базу. И мы, и наш собственник – «Газпромбанк» (ОАО) – это четко осознаем.

(3) На мой взгляд, не надо ничего активизировать. Работодатель и так заинтересован в получении хороших молодых кадров. Сегодня в условиях рыночной экономики можно работать только на высокотехнологичном современном оборудовании. Следовательно, нужны грамотные специалисты, которые могут без дополнительных для работодателя затрат на нем работать. И здесь мы вновь возвращаемся к проблеме оснащения производственной базы учебных заведений.

Одним из путей решения этой проблемы является предоставление предприятиями своей производственной базы учебным заведениям для практических занятий. Мы именно так и поступаем. По нашему мнению, заинтересованный в квалифицированных кадрах работодатель инвестировал, инвестирует и будет инвестировать в образование.


БУКРЕЕВ Григорий Яковлевич, начальник отдела кадров Уфимского моторостроительного производственного объединения (г. Уфа)

(1) Современный выпускник для предприятия не только носитель профессиональных компетенций. Особую актуальность сегодня, на наш взгляд, приобретает наличие личностных компетенций, способствующих достижению более качественных результатов работы, а также, что очень значимо, управленческих компетенций в соответствии с требованиями международных стандартов. Выпускник вуза должен обладать не просто знаниями в данной области, но и умениями их применять.

Наше объединение уделяет большое внимание подбору и развитию персонала, от квалификации и компетентности которого зависит качество изготавливаемой продукции, а значит, и успех всей компании. Реализация мероприятий по техническому перевооружению в соответствии с требованиями новых технологий, развитие кооперации с зарубежными партнерами, освоение критических технологий для создания двигателя нового поколения требуют непрерывной подготовки грамотных специалистов и, безусловно, участия объединения во всех этапах их подготовки.

Это обеспечивается реализацией долгосрочных договоров о сотрудничестве с профильными образовательными учреждениями: Уфимским государственным авиационным техническим университетом, Уфимским государственным нефтяным техническим университетом, Уфимским авиационным техникумом, Уфимским топливно-энергетическим колледжем, профессиональными училищами № 2 и 52.

Студенты и учащиеся этих образовательных учреждений проходят все виды практики на нашем предприятии. Успешно «работают» приемы привлечения, отбора и трудоустройства лучших студентов выпускного курса на работу по получаемой специальности в свободное от учебы время. Руководители и специалисты объединения принимают участие в работе аттестационных комиссий по приему государственных экзаменов и защите дипломных работ студентов УГАТУ, УАТ и УТЭК.

Позитивным достижением последних лет мы считаем возрождение и развитие традиции предоставления предприятиям целевых мест на подготовку специалистов в вузах. Однако при этом еще недостаточно проработаны вопросы отбора кандидатов на целевые направления и закрепления выпускников на предприятии. Углубленное развитие профессиональных компетенций студентов, в том числе получивших целевое направление на обучение, обеспечивается в ходе практики. Темы курсовых и дипломных работ, производственной и преддипломной практики, научных и научно-исследовательских работ студентов должны быть максимально «привязаны» к потребности предприятия. В этом вопросе у вузов имеется возможность корректировать содержание учебных программ с учетом потребности конкретного производства.

(2) Выскажу несколько соображений. Безусловно, понятно стремление выпускников школ к получению образования по специальностям, которые будут востребованы в высокодоходных сферах. Но в обществе продолжает падать престиж инженеров технических специальностей в сфере машиностроения. И этот вопрос необходимо решать – в плоскости государственной политики, интеграции учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования и предприятий.

На наш взгляд, основные проблемы профессиональной подготовки специалистов для авиационно-промышленного комплекса заключаются в недостаточной согласованности учебных программ образовательных учреждений начальной, средней и высшей профессиональной подготовки, а также в необходимости совершенствования системы углубленной профессиональной подготовки специалистов в области авиадвигателестроения.

Углубленную профессиональную подготовку специалистов в области авиадвигателестроения мы предложили проводить через создание отраслевого Центра профессионального обучения «Авиационные технологии». К участию в проекте приглашены отраслевые предприятия республики. По предварительным расчетам, бюджет проекта составит 198 млн. рублей.

В результате усовершенствования системы подготовки персонала для объединения и реализации проекта по созданию отраслевого Центра профессионального обучения «АТ» планируется достичь следующих результатов:

  • обеспечить согласованность учебных программ в образовательных учреждениях начальной, средней и высшей профессиональной подготовки;
  • сориентировать систему профессионального образования на решение сложных производственных задач;
  • обеспечить концентрацию образовательного и научно-технического потенциала учебных заведений и предприятий для развития ключевых компетенций;
  • усовершенствовать систему углубленной профессиональной подготовки специалистов в области авиадвигателестроения;
  • обеспечить эффективную адаптацию молодых рабочих и специалистов к требованиям и условиям реального производства.

Необходимо расширить практику направления студентов старших курсов и выпускников вузов на стажировки в зарубежных компаниях. При этом вопрос направления на стажировки должен решаться образовательным учреждением с учетом потребностей конкретного предприятия при совместном финансировании и закреплении взаимных обязательств заинтересованных сторон (государство – студент – вуз – предприятие).

Современные технологии, современные производственные комплексы должны привлекать внимание учащихся, стать определяющими в выборе профессии. Состояние учебной базы образовательных учреждений должно отвечать требованиям инновационного производства и быть привлекательным для потенциальных студентов – это должно стать главным фактором профессиональной ориентации.

(3) Что касается нашего объединения, то оно ни на один год не прекращало оказания поддержки базовым образовательным учреждениям.

Например, совместно с УГАТУ создан и используется как в учебном, так и производственном процессах Технопарк авиационных технологий, являющийся объектом по внедрению инновационных систем при подготовке современных специалистов в области машиностроения. Его успешная деятельность способствует также формированию системы единого информационного пространства УМПО – УГАТУ – Технопарк АТ, что позволяет обеспечить максимально эффективное взаимодействие науки, производства и системы обучения.


ГЮНТЕР Виктор Яковлевич – генеральный директор и главный конструктор ЗАО «НПФ «Микран», научный руководитель НИИ систем электросвязи при ТУСУР (г.Томск)

(1) Для нас «идеальный» выпускник технического вуза – это, во-первых, специалист с хорошим уровнем радиоинженерной подготовки.

Но это далеко не всё. Современный инженер, помимо фундаментальной подготовки по базовым профильным дисциплинам, должен обладать ещё знаниями в области менеджмента, финансов и экономики. Чтобы стать хорошим специалистом, базового образования недостаточно. Необходимо много читать и много трудиться. Только на основе глубоких знаний можно достичь профессионализма! Нужно интересоваться не только новостями в отрасли, но и развивать такие личные качества, как целеустремленность и компетентность.

И, в-третьих, это должен быть специалист с очень хорошим знанием английского языка.

Мы всегда рады выпускникам с хорошим уровнем радиоинженерной подготовки. Совместно с ТУСУРом2 готовим студентов по проектам группового проектного обучения, предлагаем интересные и разноплановые темы для практики и дипломирования. Начиная с третьего курса, ежегодно до 40 студентов совмещают учебу с профессиональной деятельностью, при этом они работают в рамках реализующихся проектов по направлениям деятельности предприятия.

(2) Высшее инженерное образование является самым наукоемким и высокотехнологичным. Между тем, во многих образовательных учреждениях технического профиля технологическое оборудование, включая измерительное, морально и физически устарело, не осуществляется полноценная практика на базовых предприятиях, из-за низкой зарплаты в преподаватели не идут те, кто трудится в отраслевой науке и на производстве.

Но самой серьезной проблемой при подготовке будущих инженеров я считаю абстрактное содержание образовательных программ и отсутствие практических навыков. Необходимо конкретизировать содержание образовательных программ с учетом требований работодателей.

Фирму «Микран» объединяют очень тесные связи с ТУСУРом. Сотрудничество, конечно, не ограничивается приемом на работу выпускников. НПФ «Микран» участвует в подготовке студентов по проектам группового проектного обучения, предлагает интересные и разноплановые темы для дипломирования, взаимодействуя с кафедрами, выполняет совместные проекты по разработке изделий и т.д.

Наиболее тесные отношения установились с радиотехническим факультетом. Они являются продолжением тесного сотрудничества кафедры РТФ по научно-исследовательским работам. НПФ «Микран» в блоке с НИИ систем электросвязи при ТУСУРе представляет собой уникальный учебно-образовательный и научно-производственный комплекс, динамично развивающий производство в области разработки и выпуска телекоммуникационной аппаратуры и СВЧ-электроники, а также перспективной СВЧ-аппаратуры для радиолокации.

В качестве подтверждения приведу пример взаимодействия нашей фирмы с кафедрой средств радиосвязи (СРС).

К первой «родственной» составляющей можно отнести помощь в издании учебника заведующего кафедрой Мелихова С.В. «Аналоговое и цифровое радиовещание» для студентов радиотехнических специальностей. Предложенное современное пособие хорошо написано (и по существу, и по форме изложения) и способствует подготовке современных специалистов, часть из которых уже пришла на работу в НПФ «Микран».

Ко второй составляющей относится партнерство в совместной реализации группового проектного обучения (ГПО) студентов. Для этого нашими специалистами формулируются требования к начальной теоретической подготовке студентов, гарантируется кадровое, материальное, техническое и финансовое обеспечение практической работы студентов. Кафедрой СРС определяется состав дисциплин начальной теоретической подготовки в соответствии с потребностями фирмы, подбираются квалифицированные кадры для ее обеспечения, контролируется проведение теоретической и практической подготовки студентов.

Департамент информационно-измерительных систем НПФ «Микран» тесно сотрудничает с кафедрой СВЧ ТУСУРа в направлении «разработка элементов коаксиального и волноводного трактов» и с кафедрой РЗИ – в направлении «создание оптоэлектронных генераторов».

Такой подход к партнерству вуза с предприятием, с одной стороны, позволяет стимулировать интерес и интенсивность работы студентов по освоению избранной специальности, с другой – решать задачу подготовки квалифицированных инженеров-разработчиков. Но надо четко понимать, что глубокий уровень теоретической подготовки дается далеко не всем, а инженерный практикум в такой области, как современная радиоэлектроника, требует больших постоянных вложений.

(3) Одной из мер, способствующих активизации заинтересованности работодателей в привлечении талантливой молодежи на предприятия является государственная поддержка процессов кооперации производственных предприятий и вузов, а также формирование благоприятного налогового климата для работодателей, вкладывающих средства в систему образования, в особенности ведущих подготовку специалистов для приоритетных отраслей экономики.

Эта работа уже ведется. Так, в сентябре 2010 года НПФ «Микран» совместно с ТУСУРом стала победителем конкурса Правительства РФ по созданию высокотехнологического производства. Проект-победитель направлен на импортозамещение и удовлетворение растущего спроса российской экономики в продуктах телекоммуникации, радиолокации и СВЧ-приборостроения с помощью создания высокоэффективного производства, основанного на результатах выполнения комплексных научно-исследовательских и опытноконструкторских работ. Решение этой проблемы будет достигнуто за счет использования научного, производственного и организационного опыта, имеющегося у заявителя проекта – ЗАО «НПФ «Микран», и исполнителя научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ – ТУСУРа.

  1. Колпино – город, входящий в состав Колпинского района г. Санкт-Петербурга.
  2. ТУСУР – Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники.
Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: нпф микран, уфимское моторостроительное производственное объединение, ижорские заводы, инженерное образование, мнение работодателя, экспресс-форум, ао-41

Похожие материалы:
Владикавказский технологический центр «Баспик». Проблема подготовки инженерных кадров
Инженерное образование: от традиций к инновациям
Инженерное образование: компетентность – вектор модернизации
Экспресс-форум: развитие инжиниринговой деятельности
Проблема инженерного образования – в школе
Проблемы технической школы Украины
Экспресс-форум: Концепция развития высшего технического образования
НПО «Сатурн»: выпускникам необходима адаптация
Разрыв поколений в инженерном образовании
KAMAZ: опыт социального партнерства

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (91) 2016

По приглашению Департамента государственной политики в сфере высшего образования Минобрнауки РФ журнал «Аккредитация в образовании» выступил официальным информационным партнером крупного всероссийского совещания по созданию и развитию опорных университетов. В репортаже с места события освещаются вопросы стратегии инновационного развития российской высшей школы. Представители профессионального сообщества и органов власти сошлись во мнении, что опорные вузы стали ключевым фактором развития многих регионов. Читайте об этом в 91 номере «АО».
Анонс журналаСлово редактора


С 2015 года в проекте «Лучшие образовательные программы инновационной России» используется звездная система оценки образовательных программ и классификации типов профессионально-общественной аккредитации. Хотите пройти аккредитацию на 5 звезд?
Подробнее о проекте
Популярные статьи
Из журнала
#86Экспертное мнение
#83«Неархитектурный» стандарт
#83Мониторинг эффективности – мониторинг объективности?
#83Механизмы повышения качества образования
#84Паспорт региона: Пермский край
Информационная лента
09:35Высшая школа автомобильного сервиса откроется в СФУ
09:19ПВГУС снова в числе лидеров
14:00Конкурс на соискание премий Алтайского края в области науки и техники
13:46Специальный проект "100 бесед о науке"
13:34Состоялось заседание рабочей группы «Развитие образования и науки»