Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Лучшие образовательные программы

Концепция проекта «Лучшие образовательные программы инновационной России» основывается на зарекомендовавшей себя в мировой практике методике бенчмаркинга – поиске и выявлении лучшего опыта, в данном случае в сфере высшего образования.

Просмотров: 328

Завершено экспертное голосование в рамках всероссийского проекта «Лучшие образовательные программы инновационной России», организованного Национальным центром общественно- профессиональной аккредитации, Гильдией экспертов в сфере профессионального образования и общероссийским журналом «Аккредитация в образовании». Редакция поздравляет коллективы вузов, чьи программы признаны наиболее эффективными в сфере высшего образования страны.

Уникальный проект

Концепция проекта основывается на зарекомендовавшей себя в мировой практике методике бенчмаркинга – поиске и выявлении лучшего опыта, в данном случае в сфере высшего образования. Поскольку для большей части абитуриентов важна информация о вузах и образовательных программах именно в своем и близлежащих регионах, перед организаторами и экспертами стояла задача выделить лучшие программы не только в целом по стране, но и локально – по регионам. По такому федерально-региональному срезу и проходило экспертное голосование.

Как отмечает научный руководитель центра мониторинга качества образования Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», академик РАО, доктор педагогических наук Виктор Болотов, вузы-победители получают явное конкурентное преимущество. Важно, что проект дифференцирует вузы и программы, не отсекая «худших», а выделяя «лучших», стимулируя остальных на них равняться. Страна должна знать, кем гордиться и кому доверять.

Успешно стартовав четыре года назад, проект с каждым годом привлекает к участию все более широкие слои академической и профессиональной общественности, отечественных и международных экспертов, что при голосовании дает по-настоящему объективный взгляд на состояние российской высшей школы.

– Проект «Лучшие образовательные программы инновационной России» в настоящее время является, пожалуй, единственным действенным независимым инструментом выявления мнения работодателей и экспертного сообщества обо всех образовательных программах, реализуемых в российских вузах, – считает ректор Новосибирского государственного технического университета, доктор технических наук, профессор Николай Пустовой. – Включение образовательных программ нашего университета в число лучших не только свидетельствует о должном качестве подготовки по приоритетным направлениям модернизации и технологического развития российской экономики, но и, несомненно, повышает конкурентоспособность вуза и доверие к университету у абитуриентов и их родителей, в профессиональной научно-академической среде и обществе в целом.

Материалы справочника востребованы не только у нас в стране, но и за рубежом:

– Ваши материалы позволят нам ориентироваться в многочисленных образовательных программах высшей школы Российской Федерации и учесть передовые российские достижения, связанные с повышением качества образования и конкурентоспособности вузов, – отметила Забира Оразалиева, председатель комитета по контролю в сфере образования и науки Минобрнауки Республики Казахстан.

Статистические данные

КУТЕПОВ Сергей Михайлович, ректор Уральского государственного медицинского университета, доктор медицинских наук, профессор, заслуженный врач РФ:

– Проект «Лучшие образовательные программы инновационной России» позволяет вузам широко представить достоверную информацию о реализуемых программах. Очень важно, что оценивают образовательные программы высококвалифицированные независимые эксперты, в том числе и работодатели.

Участие в проекте способствует повышению качества высшего медицинского образования, интеграции отечественного образования в Болонский процесс, а также развитию кадрового потенциала практического здравоохранения.

Высокая оценка деятельности УГМУ по реализации образовательных программ по специальностям «Лечебное дело», «Педиатрия», «Медико-профилактическое дело», «Стоматология» свидетельствует о лидирующих позициях вуза в масштабах страны и повышает доверие к университету со стороны потребителей образовательных услуг.

По данным на 2013 год в российских вузах реализовывались 32 544 образовательные программы высшего образования. Почти 40 процентов из них были открыты в последнее десятилетие. В качестве лучших экспертами названы 34 процента от общего количества программ, реализуемых в классических университетах. В кластере федеральных университетов доля лучших программ составила около 15 процентов, национальных исследовательских университетов – 14.

Удельный вес лучших образовательных программ по направлениям подготовки: в группе «Здравоохранение» процент выбора лучших составил 26,4. Далее, по успешности, следуют такие группы, как «Физико-математические науки», «Информационная безопасность», «Авиационная и ракетно-космическая техника». В группе «Гуманитарные науки» из 5 тыс. программ в число лучших вошли 4,2 процента. Наиболее напряженная ситуация по направлению «Образование и педагогика»: из 3 тыс. лучшими названы всего 2,5 процента.

В 2013 году примерно каждая четвертая программа, реализуемая в вузах России, относилась к группе направления подготовки «Экономика». В ней из более чем 9 тыс. программ в числе лучших экспертами были названы лишь 3 процента. Практически каждый четвертый российский вуз, 26,7 процента, не получил ни одного экспертного голоса. Вместе с тем повторно получили достойное признание около 80 процентов образовательных программ.

В 2014 году из нескольких десятков тысяч образовательных программ высшего образования путем массового экспертного опроса выбрано около 3 тыс. программ. Информация о них будет включена в справочник «Лучшие образовательные программы инновационной России» и размещена на портале best-edu.ru.

Впервые в 2014 году

О лучших должны знать больше. В рамках решения задачи по интернационализации российской высшей школы издателем принято решение о публикации версии справочника на английском языке.

К ставшему уже традиционным экспертному голосованию, в котором в этом году приняли участие свыше 4 тыс. экспертов, добавлен новый критерий – «Достижения вузов». Это позволило более полно увидеть и оценить уровень образовательной деятельности в каждой конкретной образовательной организации.

При выявлении лучших программ на региональном уровне к голосованию в качестве экспертов были привлечены работодатели, имеющие прочные деловые связи с образовательными организациями. Таким образом, было увеличено общее число респондентов, повышена объективность результатов опроса, а сотрудничество с работодателями вышло на новый уровень.

В структуре справочника также произошли большие изменения. На презентационной странице будет размещена информация, которая наиболее выгодно подчеркнет конкурентоспособность образовательной программы. В частности, будет указано наличие профессионально-общественной аккредитации, участие в федеральных и международных сетевых проектах, количество студентов-победителей предметных олимпиад и другие сведения. Работа по формированию четвертого выпуска справочника «Лучшие образовательные программы инновационной России» уже осуществляется.

Для распространения справочника в этом году издательством определены особые целевые аудитории: работодатели-партнеры лучших программ, кадровые агентства, органы управления образованием субъектов РФ и подведомственные им общеобразовательные организации, зарубежные вузы-партнеры, а также агентства гарантии качества образования. Кроме того, информация о лучших образовательных программах будет направлена в профильные министерства субъектов РФ. Традиционно по заявкам школ справочник распространяется бесплатно.

Перспективы развития

В стратегии инновационного развития России на период до 2020 года провозглашена необходимость построения инновационной экономики, что, в свою очередь, требует опережающего развития образовательной системы и значительного повышения качества образования. В связи с внедрением нормативно-подушевого финансирования изменяются механизмы финансового обеспечения деятельности образовательных организаций. В рамках Болонского процесса происходит дальнейшая глубокая трансформация структуры и содержания образовательных программ.

Содержание и качество образования находится в центре внимания государственной образовательной политики именно на уровне конкретных образовательных программ. В соответствии с новым законом об образовании произошел переход от институциональной оценки качества к программной. Эффективное партнерство с работодателями также выстраивается по конкретным направлениям подготовки.

На порядок повышается востребованность информации, публикуемой в справочнике «Лучшие образовательные программы инновационной России», среди всех заинтересованных потребителей: абитуриентов и их родителей, работодателей, кадровых агентств, вузов-потенциальных партнеров образовательных организаций-победителей.

В дальнейшем образовательные программы, вошедшие в число избранных в рамках проекта, получают право прохождения процедуры профессионально-общественной аккредитации в Нацаккредцентре. На сегодняшний день свидетельство о прохождении профессионально-общественной аккредитации получили около 200 образовательных программ.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
В какой вуз предпочитают поступать победители и призеры олимпиад?
Сбалансированная модель гарантии качества высшего образования
Очередное заседание Нацаккредсовета: Primus inter pares
Новая повестка аграрного образования
Леонид Бабурин: о технологиях, модернизации и менталитете
Капиталы Финансового университета, или Как создать изменения
Знак качества высшего образования
Инженер будет квалифицированнее и компетентнее
Актуальные вопросы качества высшего образования
Справочник «Лучшие образовательные программы…» опубликуют на английском языке

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ