Поиск по сайту
Вход Регистрация
Х
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Войти через:
Об изданииНаши проектыКонтактыОформить подпискуМЕДИАпланёрка

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОС-3УМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вебинары
Март 2016Май 2016Сентябрь 2016
Партнёры

Как IT в школу прийти?

В условиях деградации системы образования в нашей стране, когда школы вынуждены заниматься самоокупаемостью, а учителя продолжают получать мизерную зарплату, трудно говорить о создании современного либерального IT-общества где-нибудь, кроме крупных городов. Таких городов у нас в России не боле дух десятков. Просто необходимо требовать специальных целевых фондов на поддержку образования.

25.03.2011
Просмотров: 2149

В России Интернет-аудитория насчитывает сегодня около 43 млн. пользователей, 10 из них – дети. В конце прошлого года наша страна вошла в пятерку государств с самым большим Интернет-рынком. Однако какую долю полезного образовательного контента для школьников и учителей содержит всемирная паутина? Как скоро электронный дневник, интерактивная доска и персональный ноутбук будут использоваться в любой российской школе? Эти и другие вопросы обсуждались на круглом столе «Новые технологии как фактор развития образования в России», который прошел 11 марта в Общественной палате РФ. В дискуссии приняли участие школьники, директора российских школ, представители IT-компаний, эксперты в области образования, общественные деятели и представители Интернет-сообщества.

«Приручить» информационное пространство

– Мы сделали гулливерский шаг вперед за последние сорок пять лет. По отчетам калифорнийских исследователей, среднестатистический человек в сутки потребляет 34 гигабайта информации. Это сто тысяч слов. Что такое «Война и мир»? Это 460 тысяч слов. То есть получается, что каждый день мы можем потреблять по одному тому. Абсолютно очевидно, что происходят изменения – и не только в информационном поле, но и на физиологическом уровне. Если перейти к языку цифр, то в день мы усваиваем 17 флешек по 2 гигабайта каждая. Этому, естественно, учит глобальная сеть, потому что, постоянно находясь в ней, люди абсолютно по-другому начинают потреблять информацию, усваивать и запоминать ее. Все эти факторы влияют и будут еще сильнее влиять на детей. И нужно разобраться, как правильно российскому образованию взять этот процесс на вооружение, – открыла дискуссию ведущая круглого стола Тина Канделаки.

Доступность и многообразие информации во всемирной паутине никогда не заменит учебник. По мнению заведующего кафедрой нейро- и патопсихологии МГУ Александра Тхостова, заучивание материала к уроку не только развивает память, но и включает человека в контекст определенной культуры:

– Людей моего поколения, например, объединяют не только общие воспоминания, но и учебник «Родная речь», на обложке которого была картина Ивана Шишкина. Мы решали одни задачи, учили одни стихи. И если вы приезжаете, допустим, в США или во Францию, возникает очень серьезная проблема вписаться в это общество, потому что вы не знаете некоторых вещей, которые усвоены гражданами этой страны в детстве.

Интернет многое упрощает, и выступающий акцентировал внимание на том, что может произойти, если во всем будет преобладать картинка, а не текст:

– Картинка не предполагает активности человека, легче усваивается, но не формирует у него возможности произвольной регуляции деятельности. Вот когда вы увидите в любой клинике больного шизофренией… Книжек он не читает, но телевизор смотрит. И понимает, вроде. Мы хотим такого «развития»?..

Без сомнения, любые решения в образовательной сфере должны быть взвешенными, в том числе по применению в процессе обучения IT-технологий.

– Если завтра перестанут ходить автобусы и работать метро, то правительство отреагирует. Если завтра изменится что-то в образовании – только через поколение мы увидим эти результаты, – подчеркнул Александр Тхостов.

Учитель, к IT готов?

Телеведущий и общественный деятель Максим Шевченко высказал мнение, что о системном применении IT-технологий в образовании в России говорить пока рано. Он напомнил о том, как еще совсем недавно учитель из села Сепычево Пермского края Александр Поносов так и не получил поддержки со стороны государства во время своей тяжбы с корпорацией MICROSOFT.

– В условиях деградации системы образования в нашей стране (несмотря на обещания министра А. Фурсенко и закон об автономных бюджетных учреждениях), когда школы вынуждены заниматься самоокупаемостью, а учителя продолжают получать мизерную зарплату, трудно говорить о создании современного либерального IT-общества где-нибудь, кроме крупных российских городов. Таких городов у нас в России не более двух десятков, и в основном это региональные центры, которые имеют для этого финансовые возможности, – заявил Максим Шевченко. – Сейчас просто необходимо требовать от Правительства и Президента выделения специальных целевых фондов на поддержку образования в России.

Заместитель директора информационно-аналитического центра Департамента образования города Москвы Александр Алексашин отметил, что государство направляет значительные средства на внедрение новых технологий в школах, но часто возникают проблемы с их грамотным распределением на местах. По его словам, электронные дневники были созданы еще в 2006 году, но так и не получили широкого распространения из-за недостаточной мотивации со стороны школьных директоров.

– Внедрить их удалось только в 10 процентах школ. Например, глава Пермского края решил эту проблему выплатой специальных надбавок тем учителям, которые согласятся вести электронный журнал, – отметил Александр Алексашин.

В свою очередь директор по образовательным программам INTEL в странах СНГ Алексей Николаев привел в пример активных учителей, готовых повышать свою техническую грамотность и использовать информационные технологии в обучении.

– Третий год мы проводим совместно с нашими партнерами конкурс, который называется «Новая школа вместе с INTEL». В прошлом году, например, получили 800 заявок на участие. Педагоги должны предложить свой проект и рассказать, что они могли бы привнести в образование с использованием современных информационных технологий. Затем проводится бесплатная экспертиза каждого проекта, и победители получают возможность реализовать свои наработки на практике. Например, проекты «Создание лаборатории робототехники», «Цифровая экологическая экспедиция в школе», «Интерактивная медиа-студия», – пояснил Алексей Николаев.

Урок в режиме «вау»

Директор центра «Достижения молодых», учитель экономики лицея-интерната №7 г. Казани Ляля Бикчентаева поделилась позитивным опытом применения новых технологий в Татарстане:

– Электронные дневники и журналы, Интернет в школах – все это уже воплощено у нас в республике. В прошлом году каждому педагогу в честь Года учителя был вручен в личное пользование ноутбук. Это очень приятно, потому что, несмотря на маленькую зарплату, мы почувствовали себя современными, уважаемыми людьми. Реализуется проект «Электронное образование в Республике Татарстан» – большой информационный портал, где зарегистрированы все участники образовательного процесса.

По мнению Ляли Бикчентаевой, IT-технологии должны в первую очередь облегчить жизнь учителю, так как классический урок подготовить в режиме «вау» – чтобы он был энергичным, красивым, – практически невозможно. Во многом это связано с тем, что учитель конкурирует с огромной информационной средой, в которой живет ребенок. Это и телевидение, и Интернет, и различные гаджеты.

Вместе с тем президент образовательного холдинга «Наследник», вице-президент Ассоциации негосударственных образовательных организаций регионов России Любовь Духанина обратила внимание участников круглого стола и на возникающие риски:

– Проблемы в хорошем образовательном контенте пока остаются. Сегодня от родителей появились первые жалобы такого свойства: учитель стал халтурить. Он скачивает из Интернета презентацию, включает, комментирует в нескольких словах каждый слайд, и на этом урок заканчивается.

Кроме того, Любовь Духанина отметила, что пока даже в Москве среднестатистическая школа имеет Интернет, который позволяет ей в лучшем случае получать электронную почту. Говорить о режиме видеоконференций и вовсе не приходится. Словом, налицо колоссальный разрыв между прогрессивным состоянием общества в области информационных технологий и реальной ситуацией в образовании.

Новые технологии не самоцель

Генеральный директор компании «Ашманов и партнеры» Игорь Ашманов в ходе дискуссии заявил, что роль информационных технологий в образовании сильно преувеличена:

– Работе на компьютере учить детей не нужно. Это не знание, а элементарный навык, который у них и так есть. Правильной целью нашего образования было бы хотя б вернуться к советскому образованию 80-х годов, где не было ни компьютеров, ни Интернета.

На круглом столе было предоставлено слово и самим школьникам – своей точкой зрения по обсуждаемым вопросам поделились победители телеигры «Самый умный». По словам Бориса Белозерова, компьютеры – лишь инструмент для образования, и ничто не заменит личность педагога и живое общение в классе. Однако десятиклассник признался:

– Теоретическая физика у нас в стране на высоком уровне, а для практики – просто нет оборудования. И, если честно, мне кажется это серьезной проблемой. Если бы у меня не было компьютера с Интернетом, я не уверен, что хорошо бы понимал эту дисциплину.

В заключение ведущая круглого стола Тина Канделаки отметила, что необходимо вынести обсуждение обозначенных на круглом столе вопросов на более высокие уровни.

Как уже было сказано в начале публикации, в сутки человек потребляет около 34 гигабайтов информации. Во время дискуссии каждый из участников также обменялся определенным количеством «гигабайтов». Остается надеяться, что этот информационный поток не затеряется в пространстве.


После круглого стола нам удалось провести блиц-интервью, обратившись к респондентам с единственным вопросом – о том,
какие проблемы современного образования можно считать самыми наболевшими.

Ляля БИКЧЕНТАЕВА, директор центра «Достижения молодых», учитель экономики социально-экономического лицея-интерната №7 г. Казани, член Общественной палаты Республики Татарстан:

– Из-за того что у учителей очень низкая зарплата, у них нет мотивации делать уроки интересными. Интернет предоставляет большое количество информации и возможностей, но реально эта информация не адаптирована под систему школьного образования, она тяжело встраивается в урок, ее нужно перерабатывать. Мне хотелось бы обратить внимание на то, что новые технологии, которые будут каким-то образом внедряться в образование, должны быть удобными в первую очередь для учителя, чтобы педагогу было легче использовать их, нежели игнорировать. И самая остро стоящая проблема, на мой взгляд, – что образование настолько оторвано от реальной жизни, что дети не ориентируются в профессиях. Им даже тяжело чем-то заинтересоваться, потому что в школе они получают науки как науки, которые предполагают решение задач, описанных в формальной форме. Сегодня, к сожалению, дети учатся на результаты ЕГЭ, а не получают знания, которые впоследствии помогут им зарабатывать деньги.

Александр ПУТИЛОВ, декан факультета управления и экономики высоких технологий Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ», доктор технических наук, профессор:

– Проблем много, и главная из них – недостаточное финансирование системы образования. Вторая проблема – демографическая яма. И, наконец, только вузы, дающие качественное образование, могут выжить при переходе на инновационную экономику. Мы должны использовать новую парадигму преподавания, когда преподаватель и студент совместно делают научную работу, получают какой-то результат. Это и есть процесс обучения. К слову, по многим параметрам, в частности компьютерным навыкам, студенты иногда превосходят преподавателя, то есть при совместной работе происходит взаимное обогащение.

Что касается многоуровневой системы образования, это тоже дань современному состоянию мира. Раньше, если ты поступил на машиниста паровоза, то через пять лет выйдешь машинистом паровоза, и может выясниться, что паровозы уже исчезли. А сегодня только поколения мобильных телефонов, например, меняются за полгода.

Александр ГИГЛАВЫЙ, заместитель директора по научной работе лицея информационных технологий № 1533 г. Москвы, кандидат технических наук:

– Известный в мире IT-изобретатель Алан Кей сказал еще много лет назад: «Упаси Бог, если учитель начнет прятаться от ребят за частоколом мультимедиа-забав». Хорошо, что и у нас это быстро осознали. Скоро состоится съезд учителей информатики, и один из главных его вопросов – как бы нам из педагогов не превратиться в операторов при технике. Сорокапятиминутная модель урока и эта максимальная концентрация «железа» на партах в классе, я считаю, – совершенно не совместимые две вещи.

Еще одна проблема: сегодня нет даже попыток ни у взрослых, ни у детей научиться тайм-менеджменту – управлению собственным временем. И понятно почему: одиннадцать лет твое время «нафасовано» без твоего участия. Пять-шесть уроков в день по сорок пять минут, и что тут думать? В старые времена говорили: забудьте то, чему вас учили в школе. Формулировка должна быть другая: забудьте, как вы жили в школе. Нужно научить детей проектному отношению к жизни.

Давид ЯН, основатель компании ABBYY:

– Я лично участвую в нескольких благотворительных проектах, в частности, в образовательном проекте «Айб». Он реализуется в Армении, где прошли мои школьные годы. Мы создаем там школу с общим объемом инвестиций 40 млн. долларов. Пока она строится, помогаем другим образовательным учреждениям – договариваемся с Оксфордом, Кембриджем, переводим лучшие образцы мировых учебников на армянский язык и делаем их доступными. В лучших школах устанавливаем оборудованные учебные классы. Да, мы вынуждены делать это выборочно. И если говорить о том, как в России применять современные новые технологии в образовании в условиях ограниченных бюджетов, я думаю, что хотя компьютерная техника – это новый инструмент, также должны быть сертифицированные учебно-методические материалы.

Максим ШЕВЧЕНКО, телеведущий, член Общественной палаты РФ:

– Я не верю в самообразование в Интернете. Это невозможно, поскольку настоящее образование состоит из трех частей: социализации человека, обучения знаниям, умениям и навыкам, формирования человека как личности. Да, эти составляющие могли бы прекрасно совмещаться с IT-технологиями как прикладными. Они дают возможность самовыражения, причем в глобальном сетевом пространстве. Конечно, это хорошо, и это меняет мир, но не отменяет принципы взаимоотношений учителя и ученика, статус учителя как человека, который является и будет являться всегда единственным авторитетом при получении человеком  знаний. Это принципиальное отличие самообразования от классического образования.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: информационные технологии, общеобразовательная школа, с места события, ао-46

Похожие материалы:
Парламентские слушания о поддержке педагогов
Преобразования в школьном образовании
Интегрированный закон: проблемы и риски
Проблемы профобразования: как привить любовь к труду
Форум членов ENQA
Модернизация педагогического образования в условиях перехода к федеральным образовательным стандартам
Альтернативный «Стандарт» или альтернатива «Стандарту»?
От Года учителя - к веку образования
Дискуссии о судьбе творческого образования
Функция воспитания возвращается в школу

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 5 (97) 2017

Ключевая тема номера – эффекты модернизации. Единство и многообразие, порядок и хаос, материальное и духовное, цифровое и реальное – вот только некоторые из коллизий трансформации образовательного пространства. Должен ли быть «сытым» современный студент? – читайте в новом номере «АО».
Анонс журналаСлово редактора

Партнеры
Популярные статьи
ПАРАДОКСЫ на ВУЗПРОМЭКСПО
13-14 декабря под эгидой Минобрнауки России состоялась V ежегодная национальная выставка...
Из журнала
#92Залог достойного будущего
#89Паспорт региона: Тюменская область
#93Образование взрослых – основа социально-экономической реальности
#92Новые приоритеты профобразования
#87Престиж педагогической профессии
Информационная лента
14:43Секреты успеха научных статей в МАИ от Elsevier
14:39СПбГУТ готовится к открытию «BAFO-2017»
11:54На факультете лингвистики ВятГУ запущен проект «Образование без границ»
11:43СОГУ – победитель этапа всероссийского хакатона «Собери университет»
15:26Проект ТувГУ «Кочевники - педагогические отряды на чабанские стоянки»  победитель конкурса грантов Президента РФ