Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Дискуссии о судьбе творческого образования

В Московском государственном университете культуры и искусств прошло XIII заседании Координационного совета по культуре при Министерстве культуры Российской Федерации. На нем присутствовали члены Совета Федерации, Правительства России, депутаты Госдумы. На заседании обсуждалось будущее культуры и искусства.

Просмотров: 1644

О бедной культуре замолвите слово...

В Московском государственном университете культуры и искусства 28-29 марта прошло XIII заседание Координационного совета по культуре при Министерстве культуры Российской Федерации. На нем присутствовали члены Совета Федерации, Правительства России, депутаты Госдумы. Из 83 субъектов Российской Федерации приехали руководители министерств и департаментов культуры, высших и средних профессиональных учебных заведений культуры, ведущие ученые и преподаватели, известные деятели культуры и искусства.

Студенты и аспиранты МГУКИ стали полноправными участниками этого события не только в составе творческих групп и ансамблей, которые своим искусством придавали деловому заседанию характер праздничности и торжественности, но и наравне с именитыми гостями участвовали в работе дискуссионных площадок, задавали острые вопросы, высказывали мнения, все записывали и фотографировали. Юное поколение было легко, подвижно и, как и положено, жаждало перемен. Именно поэтому тема будущности культуры и культурного образования в современной России на заседании Координационного совета стала ключевой и активно обсуждаемой, ведь без понимания того, какие вопросы сегодня волнуют нашу молодежь, речи о сохранении, воспроизведении и развитии культурного наследия останутся просто красивой фразой.

ЧАСТЬ I. Образование в культуре и культура в образовании

Свое выступление министр культуры России Александр АВДЕЕВ начал с того, что поблагодарил всех собравшихся в зале и в их лице всю культурную общественность России «за ту бескомпромиссную позицию, которая была занята при обсуждении нашего художественного образования».

Во всевозможных печатных и электронных СМИ, на разного рода дискуссионных площадках было инициировано всенародное обсуждение необходимости сохранения системы советского и российского художественного образования, являющегося одним из лучших в мире. Итогом стали прошедшие в парламенте два законопроекта о системе художественного образования: о детских школах искусств и о среднеспециальных учебных заведениях. Кроме того, по словам Александра Авдеева, сейчас завершается процедура перехода на 18-часовую рабочую неделю для преподавателей детских школ искусств, и предстоят сложные переговоры с Минфином РФ о льготных пенсиях для преподавателей ДШИ. И хотя, как заметил Александр Авдеев, «в литавры бить еще рано», но уже одно то, что в обществе понимают необходимость укрепления детских школ искусств, является важным событием. Важно и то, чтобы от образовательных реформ не пострадало художественное образование, и в новом законе об образовании, который, вероятно, будет принят в этом году, должны быть зафиксированы следующие необходимые положения:

  • должны остаться неизменными сроки приема детей в школы;
  • нужен единый образец диплома по всей стране;
  • необходимо положение о бесплатном втором образовании для художественных профессий;
  • право на защиту диссертаций во всех вузах, имеющих ученые советы;
  • отказ от деления образования на магистров и бакалавров там, где это идет в ущерб единству образовательного процесса.

Депутаты Госдумы поддерживают позицию Министерства культуры РФ, и новые законы пока не идут вразрез с ожиданиями образовательных структур в сфере культуры. Министр культуры также отметил, что они будут настаивать на том, чтобы названия учебных заведений остались историческими (например, Щукинское училище, Школа-студия МХАТ и др.) и не стали бы препятствием для совершенствования учебного процесса, повышения качества педагогической работы и качества образования в целом.

В качестве важных проблем образовательного и воспитательного характера министром были обозначены необходимость введения новых специальностей, связанных с новыми технологиями, с освоением медийного процесса, в котором будущим специалистам необходимо сохранить культуру как творческую составляющую, а не как рыночную, также отсутствие современного опыта по патриотическому воспитанию молодежи.

На пресс-конференции для СМИ Александр Авдеев подчеркнул, что очень важно, чтобы в образовательных учреждениях больше внимания уделялось культуре в широком смысле слова: культуре поведения, отношения к стране, хороших традиций, ценностей, восприятия всего лучшего. «Нам надо сохранить высокую планку русской культуры как наивысшего достижения интеллекта, а не делать культуру товаром… Когда я говорю русскую, имею в виду культуру всех народов России».

ЧАСТЬ II. Дискутируя и мысля стратегически

В рамках заседания Координационного совета были организованы дискуссионные площадки «Культура как стратегический ресурс XXI века», «Культурная политика – основа модернизации России» и «Кадровый потенциал культуры». Предполагалось, что последний, «кадровый» круглый стол послужит объединению всех прозвучавших решений и мнений. Ясно, что без четкого понимания сущности культуры XXI века и ее роли в модернизации России сложно решить, какие же кадры и с какими компетенциями понадобятся этой отрасли жизнедеятельности в ближайшем будущем.

Саженцы культуры для регионов

Модератор круглого стола, координатор по идеологии и учебным программам Координационного совета комиссий Центрального совета сторонников Всероссийской политической партии «Единая Россия» Олег РИТТЕР, открывая дискуссию, обозначил последовательность решения кадровых вопросов: изучается проблематика регионов, вырабатываются методология, культурная политика, затем эти принципы реализуются в программе подготовки кадров. Университет, по образному выражению выступающего, должен «производить не дерево, на котором растут яблоки, а рассаживать саженцы в регионах».

Так уж сложилось, что возможности для культурного развития и образования личности в столице несоизмеримо выше, чем в любом другом городе России, тем более в провинциальном. С одной стороны, регионы и рады бы приобщить профильные кадры к лучшим достижениям культурных центров, но обучать всех, включая руководителей муниципальных учреждений культуры, достаточно обременительно для региональных бюджетов. С другой стороны, ведущие культурные вузы Москвы, не зная проблем и чаяний творческой элиты в самых разных уголках России, «варятся в своем соку» не очень представляя, каких именно специалистов ждут в каждом отдельно взятом регионе, какие компетенции должны быть у руководителей разного уровня в культуре и как правильно сформировать систему заказа кадров.

В качестве одного из вариантов взаимодействия центра и региона был представлен проект по формированию новой культурной среды в городе Павловский Посад, реализованный выездной студенческой группой университета. Тема проекта – «Формирование у людей привлекательного образа родного города». Студенты искали варианты оживления культурного ландшафта небольшого, выживающего в условиях нестабильной экономической ситуации провинциального города. Взаимодействовали с администрацией, бизнес-структурами, населением города, выдвигая идеи локальной «культурной» революции и планы по ее реализации. Таким образом, было продемонстрировано, как федеральная площадка на базе МГУКИ могла бы организовать влияние на региональную политику в сфере культуры, одновременно получая обратную связь для модернизации собственного учебного процесса при подготовке кадров для регионов. В связи с этим было предложено решить, нужна ли подобная федеральная площадка (например, на базе МГУКИ) и какие сервисы она могла бы предоставить.

Ученье – в свет

Обсуждался и ряд других вопросов, касающихся развития кадрового потенциала в сфере культуры.

Директор департамента генсекретариата Министерства культуры РФ Юрий ШУБИН предложил собравшимся разобраться с серьезной проблемой повышения квалификации и уровня образования работников и преподавателей культурных учреждений в России. «Без переподготовки двигаться дальше нельзя. Люди из сельских библиотек приезжают с мышлением двадцатилетней давности, они ничего не могут сказать о современных формах работы».

Мнение о том, что кадры, в том числе и управленческие, надо учить – сомнений не вызывало. Однако везти всех в Москву дорого и неудобно. Было высказано мнение в пользу культурных «десантов» с образовательной миссией в регионы, но и эта идея не нашла широкой поддержки. Начальник управления культуры Магаданской области Виктор САВЧЕНКО предложил разработать специальную программу (раздел) переподготовки кадров в рамках федеральной целевой программы «Культура России (2012-2016 годы)», а «не собирать деньги за счет региона».

Исполняющий обязанности ректора Академии переподготовки работников искусства, культуры и туризма Денис МОНАСТЫРСКИЙ обозначил в своем выступлении сразу три проблемы. «Первое – у нас нет законов, которые в обязательном порядке требуют повышения квалификации не реже чем один раз в некоторое количество лет. Закон об образовании устанавливает обязательность повышения квалификации преподавателям раз в пять лет, но это не относится, например, к библиотекарям, работникам музеев и другим работникам социально-культурной сферы. Второе – все дополнительное образование идет за счет внебюджетных средств. По бюджету эти средства не предусматриваются Минфином. Никаких бюджетных мест не выделяется и по программам дополнительного образования со стороны Министерства образования. Третье – отсутствие информированности…» Вся информация оседает на уровне региональной власти, не всегда доходя до потребителей – в село, небольшие муниципальные образования.

Ректор Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусства Александр ТУРГАЕВ высказал мнение о том, что нужен федеральный нормативный акт, который разрешал бы средства федерального и регионального бюджетов тратить на обучение «муниципалов» в сфере культуры. «Надо формировать заказ на обучение, повышение квалификации и переподготовку специалистов в течение всей их профессиональной деятельности. С этой задачей могли бы справиться два десятка, как минимум, вузов культуры, равномерно расположенных по всей территории России и имеющих несколько методических центров – УМО, административные структуры».

Особенности многонациональной среды

Очень важный вопрос сохранения культурной самоидентификации в процессе создания эффективной модели подготовки и переподготовки региональных кадров, а также проблема более четкого определения векторов развития новой культуры и нового искусства с учетом многонациональности и поликультурности страны были подняты Раисой ПШЕНИЧНИКОВОЙ ректором Восточно-Сибирской государственной академии культуры и искусств Бурятии: «У нас очень много этносов, которые имеют древнюю традицию, и представителям из Москвы этого просто не понять – надо жить на этой же территории». Современная социально-культурная среда серьезно изменилась, и важна правильная характеристика этой среды. «Сегодня мы уже говорим о специалисте, являющемся проектировщиком, человеком, который должен спрогнозировать ближайшее будущее культуры».

Тему многонациональности в регионах продолжил министр культуры Ростовской области Александр РЕЗВАНОВ, рассказавший о том, как в Ростове-наДону в продолжение декабрьских событий на Манежной площади две тысячи молодых людей вышли на улицу и крушили все: «Это был холодный душ для всех нас». Александр Резванов подчеркнул, что необходимы самые срочные шаги в воспитании толерантности молодежи, особенно в полиэтнических регионах: «Ростов всегда считался южной столицей России – 150 наций и народностей и за тридцать пять лет никогда ничего подобного у нас не было. Ребята не понимают нас – мы не понимаем их... Поэтому крайне необходимо учитывать в инновационных культурных программах для молодежи нового содержания воспитание и обучение в духе толерантности и терпимости. Регион готов выделять деньги на такие программы».

Как ответ в контексте развития духовности молодежи прозвучало обращенное ко всем министрам культуры предложение одного из аспирантов – обеспечить доступ к культурным ценностям (музеям, театрам) бесплатно тем самым студентам, которые потом становятся специалистами, в том числе и из непрофильных вузов.

ЧАСТЬ III. Вопросы ждут решений

Завершив работу дискуссионных площадок, участники заседания собрались в учебно-творческом центре МГУКИ на заключительную официальную часть заседания Координационного совета по культуре. Каждый участник встречи, подходя к фойе перед входом в зал, попадал на настоящую выставку талантов народов мира. Можно было попробовать блюда национальной кухни народов разных стран, полюбоваться роскошными народными костюмами, оценить ремесленный и творческий потенциал факультетов и кафедр вуза, окунуться в настоящую атмосферу дружбы народов из давно забытых советских времен.

Подытоживая работу круглого стола по кадровому вопросу, министр культуры Новосибирской области Наталья ЯРОСЛАВЦЕВА обозначила проблемы, требующие осмысления и решения.

  1. Для оформления единого культурного пространства страны нужны единые правила подготовки и переподготовки кадров. Необходимо законодательно закрепить переподготовку – в связи с обязательной аттестацией, так как это сделано в системе педагогического образования.
  2. На законодательном уровне необходимо подготовить особый нормативный документ о том, что регион имеет право расходовать средства на переподготовку кадров муниципальных учреждений. Сегодня это делать невозможно.
  3. Вопрос переподготовки кадров внести в раздел программы «Культура России».

Все это позволит специалистам и руководителям культурных образовательных учреждений рассчитывать на федеральный целевой заказ, как это делается во всех профессиях; повысить информированность регионов о том, какие предоставляются услуги и в каких заведениях занимаются переподготовкой кадров в сфере культуры; создать на базе МГУКИ федеральную площадку в Москве для выполнения методологических и координирующих функций; подготовить программу создания кадрового резерва представителей культуры; построить систему «образование через всю жизнь», а также нормативно и организационно оформить данный социальный заказ.

В своих выступлениях по ходу заседания, а также завершая работу Координационного совета по культуре, ректор Московского государственного университета культуры и искусств Рамазан АБДУЛАТИПОВ выразил общее мнение по поводу современных тенденций и проблем развития социально-культурного пространства России несколькими емкими фразами: «Мы видим, что культура в широком понимании потеряла свою смысловую нагрузку… Найти ее – главная задача безопасности нашего государства. Если мы не обретем свой смысл и в культуре, и в образовании, станем открытыми для чужих смыслов… Культура, которая нам навязывается сегодня, – это культура информационная, коммерческая, мозаичная. Она не может нас объединить как народ, как нацию, и поэтому мы начали друг друга оскорблять, унижать, живя в одном Отечестве… Одна из главных задач российской культуры – это вновь научиться жить вместе… Я после «Манежа» все время повторяю: главное противоречие в сегодняшней России – это противоречие между культурой и невежеством. На Манежной площади не было ни русских, ни кавказцев, там были дети, которых мы упустили – отдали на откуп невежеству».

Официальное решение Координационного совета Министерства культуры РФ было направленно министру культуры А.А. Авдееву и Президенту России Д.А. Медведеву. Затем между Академией переподготовки работников искусства, культуры и туризма, в лице исполняющего обязанности ректора Дениса Монастырского, и Московским государственным университетом культуры и искусств, в лице ректора Рамазана Абдулатипова, было подписано соглашение о взаимодействии по переподготовке кадров для сферы культуры.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Форум членов ENQA
Как IT в школу прийти?
Творческое образование - опыт Казахстана
«Падчерица» российской системы образования
Давайте введем понятие «профильный университет»
Проблемы профобразования: как привить любовь к труду
Инклюзивное образование в сфере искусства
Преобразования в школьном образовании
Сегодня нужно не столько знание, сколько умение
Система художественного образования в современных условиях

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ