Поиск по сайту
Вход Регистрация
Х
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Войти через:
Об изданииНаши проектыКонтактыОформить подпискуМЕДИАпланёрка

Электронный журнал об образовании

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОС-3УМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вебинары
Март 2016Май 2016Сентябрь 2016
Партнёры

Итоги приeмной кампании опорных вузов

В конце 2015 года в России созданы первые одиннадцать опорных вузов. Стартовал период серьезной работы по адаптации инфраструктуры и деятельности объединенных вузов, завершилась приeмная кампания 2016 года. Какие выводы можно сделать на основе полученных результатов?

18.04.2017
Просмотров: 3

О некоторых итогах первой приeмной кампании опорных вузов

В конце 2015 года в России созданы первые одиннадцать опорных вузов. Стартовал период серьезной работы по адаптации инфраструктуры и деятельности объединенных вузов, завершилась приeмная кампания 2016 года. Какие выводы можно сделать на основе полученных результатов?

Предконкурсная динамика: «агенты» роста

ФАКТ. Итоги приемной кампании – 2015 в вузах, претендовавших на статус опорных, улучшились по сравнению с предыдущим 2014 годом. Таким образом, в преддверии конкурса университеты подтвердили свое стремление и возможность стать опорными региональными образовательными центрами.

По данным главного информационно-вычислительного центра (ГИВЦ) Минобрнауки РФ, в 11 рассматриваемых вузах (далее вузы-инициаторы. – Прим. ред.) средний балл ЕГЭ абитуриентов, зачисленных в 2015 году на бюджетной основе по программам бакалавриата и специалитета, вырос на 10 процентов, по сравнению с аналогичным показателем 2014 года, достигнув 63,6 балла. Средний балл поступивших на коммерческой основе вырос почти в два раза (на 88 процентов) и составил 57 баллов. Минимальный усредненный балл ЕГЭ первокурсников также повысился – среднее значение показателя по вузам поднялось на 82 процента (45,7 балла).

Стоит, однако, учесть, что улучшить качество приeма абитуриентов в 2015 году, кроме собственной продуманной приeмной кампании и подготовительных преобразований, вузам помогли общий рост балльной оценки ЕГЭ по России, снижение доступности приема в столичные вузы из-за увеличения конкурса, сокращение доходов населения вследствие экономического кризиса.

Высокая планка лидеров

ФАКТ. Средний балл ЕГЭ студентов-бюджетников, поступивших в вузы-инициаторы, пока ниже мини­мального балла ЕГЭ студентов, принятых в ведущие университеты России.

Учитывая, что цель организации опорных вузов – это создание современных региональных образовательных центров, способных остановить отток лучших абитуриентов, предоставить студентам высокий уровень подготовки, конкурентоспособное и востребованное в регионе образование, сравним некоторые итоги приемной кампании в опорных вузах с аналогичными показателями тройки вузов-лидеров (Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, Санкт-Петербургского государственного университета, Московского физико-технического института).

Из данных мониторинга ГИВЦ следует, что вузы-лидеры в 2015 году значительно опередили будущие опорные вузы по привлечению отличников. Средний балл ЕГЭ студентов-бюджетников ведущих российских университетов находился в диапазоне 88-96 баллов, что на 27 баллов выше, чем по вузам-инициаторам (см. табл. 1).

Таблица 1. Данные мониторинга эффективности деятельности организаций высшего образования о среднем балле ЕГЭ студентов, принятых на очную форму обучения по программам бакалавриата и специалитета, 2015

Данные мониторинга эффективности

Отмечен высокий уровень знаний и у абитуриентов, поступивших в вузы-лидеры на коммерческой основе – 77,6 балла ЕГЭ против 57 баллов у вузов-инициаторов.

Минимальный усредненный балл ЕГЭ в вузах-лидерах и вузах-инициаторах различался в 2015 году на 21 балл.

Первые достижения

ФАКТ. Баллы ЕГЭ студентов, поступивших в опорные вузы на бюджетной и коммерческой основах, за год выросли значительнее, чем у вузов-лидеров. Однако и у тех, и у других выявились потери.

Приемная кампания – 2016 показала: университеты, получившие статус опорных вузов, сохранили положительную предконкурсную динамику повышения качества абитуриентов. Безусловно, это является одним из значимых результатов первого года работы опорных университетов. Так, по данным исследования Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», НИУ ВШЭ, в 2016 году средний балл первокурсников-бюджетников по опорным вузам варьировался от 58 до 73 баллов, а в среднем первокурсники имели 63,5 балла (рост на 7 баллов по сравнению с предыдущим 2015 годом).

Балл ЕГЭ у студентов, принятых в опорные вузы на коммерческой основе, в среднем составил 57 (рост около 5 баллов по сравнению с 2015 годом).

Вузы-лидеры в этом году зачислили на первый курс бюджетных отделений абитуриентов, имеющих по ЕГЭ в среднем 89 баллов (разница с опорными – 26 единиц), а коммерческих отделений – с 77,3 балла (разница – 20,4 балла) (см. табл. 2).

Таблица 2. Средний балл ЕГЭ приема 2016 года по опорным и вузам-лидерам

Средний балл ЕГЭ приема 2016

Однако в ходе приемной кампании – 2016 выявились и потери – минимальный усредненный балл ЕГЭ поступивших в опорные вузы снизился на 15,5 единицы (38 баллов). Скрашивает этот минус разве что более значительное (на 24 балла) снижение этого показателя и у вузов-лидеров – с 80 до 56 баллов.

Плюсом для опорных вузов стал больший, чем у вузов-лидеров, годовой прирост баллов ЕГЭ принятых на первый курс абитуриентов. В частности, проходной балл ЕГЭ бюджетных студентов опорных вузов вырос на 7 баллов, вузов-лидеров – на 1 балл. То же можно сказать, сравнивая показатели ЕГЭ студентов коммерческих отделений (см. рис. 1).

Рисунок 1. Прирост баллов ЕГЭ в 2016 году по опорным вузам и тройке вузов-лидеров

Прирост баллов ЕГЭ в 2016 году

Конечно, средний балл ЕГЭ абитуриентов (89,3), принятых в тройку вузов-лидеров в 2016 году, все еще несопоставим со средними 63,5 балла ЕГЭ абитуриентов, принятых в опорные вузы. И все же положительные тенденции в работе опорных вузов в 2016 году налицо.

Приоритеты государства и семьи

ФАКТ. Приоритет государства в области образовательной политики – подготовка инженерных кадров. Но у семей по-прежнему остаются популярными гуманитарные и социально-экономические направления.

В 2015 году (по данным мониторинга ГИВЦ Минобрнауки РФ) контингент 11 вузов-инициаторов распределялся по направлениям подготовки следующим образом: 61 процент студентов обучались по специальностям, составляющим группу «Инженерное дело, технологии и технические науки», 26 процентов – по специальностям группы «Науки об обществе».

В 2016 году (по данным НИУ ВШЭ) опорные вузы осу­ществили набор по 36 направлениям подготовки. Как показал анализ приемной кампании, наиболее предпочтительными для абитуриентов стали семь направлений: «Экономика», «Строительство», «Нефтегазовое дело», «Энергетика и энергетическое машиностроение», «Информатика и вычислительная техника», «Менеджмент». Практически половина поступивших будет обучаться по ним.

В опорных вузах более 52 процентов – это бюджетные места. Причем половина бюджетных средств выделена государством на подготовку по следующим техническим направлениям (в процентах): «Строительство» (14,2), «Энергетика и энергетическое машиностроение» (13), «Информатика и вычислительная техника» (10,5), «Нефтегазовое дело» (8,6), «Геология» (7) (см. рис. 2).

Рисунок 2. Приоритет государства по направлениям подготовки, мест

Приоритет государства по направлениям подготовки

Внебюджетный сектор опорных вузов в этом году составил более 47 процентов, причем источником их финансирования в подавляющем большинстве являются домохозяйства. Доля же предприятий, оплачивающих обучение будущих сотрудников, в настоящее время ничтожно мала.

Среди первокурсников опорных вузов и их семей самыми востребованными оказались направления подготовки в области экономики и менеджмента (см. рис. 3). В целом рейтинг наиболее популярных направлений подготовки среди поступивших на коммерческой основе выглядит следующим образом (в процентах): «Экономика» (27,2), «Менеджмент» (9,2), «Нефтегазовое дело» (9), «Юриспруденция» (7,5). На данных направлениях будет учиться более половины всех внебюджетных студентов, поступивших в опорные вузы в 2016 году.

Рисунок 3. Приоритеты коммерческих студентов по направлениям подготовки, мест

Приоритеты коммерческих студентов по направлениям подготовки

Таким образом, разница в образовательных приоритетах государства и граждан отражает пока еще низкую популярность продвигаемых государством профессий в обществе. В глазах абитуриентов и их родителей позитивный фактор высокой востребованности технических специалистов в реальном секторе экономики пока не перевесил накопленные за долгие годы негативные факторы (недостаточный престиж инженерной профессии, сложившийся из-за низкого уровня заработной платы, несовременной устаревшей технологической составляющей инженерного труда и прочие).

Деятельность опорных университетов в 2016 году не только выявила первые результаты их работы, но и поставила задачи на будущее. Так, заметна положительная общая тенденция – это повышение качества принятого на обучение контингента. Объединение разных вузов неизбежно обозначило проблему сокращения дублирующих направлений подготовки. Ее следствием является, например, потеря определенной (порой – существенной) доли потенциальных абитуриентов, вернуть которых позволит открытие перспективных специальностей, востребованных направлений подготовки.

Есть надежда, что поднятая на более высокий уровень планка качества поможет опорным вузам осознать и раскрыть свои новые синергетические возможности и использовать их для укрепления лидерских позиций университета в регионе.

Читайте в «АО» о лучших практиках первых опорных университетов.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: качество образования, опорный университет, ао-89, акцент

Похожие материалы:
Нацаккредцентр включен в Европейский реестр
Эффективные формы обучения профессиям и специальностям
Экспертное мнение. Владимир Наводнов
Качество образования: механизмы «обновления»
Образование – российское, измерители – европейские
Прорыв Томского госуниверситета в рейтинге QS
ОЭСР: мировые тенденции и национальные традиции
Рейтинговый мониторинг, или Как измерить инновационную деятельность вузов
Рейтинг с человеческим лицом
Организация системы профессиональных квалификаций

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 8 (92)

На обложке журнала ректор Нижегородского государственного педагогического университета им. К.Минина А.А.Фёдоров. «Дети перестали читать книги, погружены в социальные сети и игровые приставки? Но кто позволил это всё изобрести и запустить в производство, сделав тотальным и тоталитарным? Разве не те самые взрослые, которые пятьдесят лет назад призывали к научно-техническому прогрессу и спонсировали новые поколения к постижению правил его ускорения?», – задается вопросами ректор Мининского университета. Читайте в 92 номере «АО» его статью «Новое педагогическое образование».
Анонс журналаСлово редактора


С 2015 года в проекте «Лучшие образовательные программы инновационной России» используется звездная система оценки образовательных программ и классификации типов профессионально-общественной аккредитации. Хотите пройти аккредитацию на 5 звезд?
Подробнее о проекте
Популярные статьи
Инновационная площадка дуального обучения
Повышение качества профессионального образования – одна из важнейших задач сегодня, а укрепление...
Проект развития Тюменского индустриального университета
В российской высшей школе формируется новый кластер образовательных организаций – опорные вузы....
Международное сравнительное исследование инженерного образования
Центр мониторинга качества образования Института образования НИУ ВШЭ и Научно-исследовательский...
Инженерная школа XXI века
На современном образовательном рынке Санкт-Петербургский государственный университет...
Продвижение вуза-лидера
В рамках всероссийского конкурсного проекта «МЕДИАактивность вузов РФ» издательство «Аккредитация...
Из журнала
#84Россия и Китай: дорога с двусторонним движением
#88Сиротский вопрос
#88Синергетический эффект интеграционной модели обучения
#88Кому нужны PR-инструменты?
#87Объединяющая площадка профессионального образования
Информационная лента
09:29Case-in: новое слово в инженерном образовании!
09:23Открыт набор в Российско-Китайский бизнес-инкубатор
09:35Высшая школа автомобильного сервиса откроется в СФУ
09:19ПВГУС снова в числе лидеров
14:00Конкурс на соискание премий Алтайского края в области науки и техники