Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Брянская инженерно-технологическая академия: испытание эффективностью

Брянская государственная инженерно-технологическая академия является одним из старейших вузов области. За более чем восьмидесятилетнюю историю она превратилась из небольшого лесного института в многопрофильный научно-образовательный центр подготовки инженерных кадров.

Просмотров: 1905
В.А. ЕГОРУШКИН, ректор Брянской государственной инженерно-технологической академии, кандидат сельскохозяйственных наук

Потенциальная энергия

Изменения, происходящие в системе российского высшего образования и науки, нацеливают экономику на внедрение новых технологий, более совершенных форм организации труда и управления. В статье «О наших экономических задачах»1 Президент РФ В.Путин подчеркивает: «Восстановление инновационного характера нашей экономики надо начинать с университетов – и как центров фундаментальной науки, и как кадровой основы развития».

В число стратегических задач развития высшей школы входят следующие направления:

  • планирование научной и инновационной деятельности вузов во взаимодействии с региональными органами государственной власти и отраслями экономики;
  • расширение проектно-целевого подхода к научно-исследовательской и инновационной деятельности высших учебных заведений, активизация взаимодействия вузов с академическими институтами и субъектами экономики на основе проектной интеграции;
  • более активная работа по созданию в вузах малых инновационных предприятий с участием преподавателей и учащихся;
  • усиление работы с талантливыми детьми и молодежью с целью популяризации науки, в том числе организация интеллектуальных и профессиональных состязаний.

Достижение устойчивого равновесия

Брянская государственная инженерно-технологическая академия является одним из старейших вузов области. За более чем восьмидесятилетнюю историю она превратилась из небольшого лесного института в многопрофильный научно-образовательный центр подготовки инженерных кадров.

Академия является единственным в регионе вузом, выпускающим специалистов лесного хозяйства, ландшафтной архитектуры, деревообработки, механиков лесного комплекса, строительной индустрии и автосервиса. На высоком уровне ведется подготовка специалистов строительного комплекса: проектировщиков, строителей, коммунальщиков, автодорожников, экспертов по недвижимости – не только для Брянской, но и Калужской, Смоленской областей.

Каждое техническое направление подготовки, реализуемое академией, характеризуется промышленной экологической направленностью. Отличительной чертой обучения экономистов стала максимальная прикладная подготовка, и в жизнь с дипломом БГИТА выходят не просто специалисты, овладевшие теорией, а знающие практику экономисты-строители, экономисты лесного комплекса, экономисты-автотранспортники, менеджеры, финансисты и управленцы – словом, обладатели весьма необходимых сегодня профессий. В вузе получили высшее образование более 50 тыс. человек, и все они востребованы в стране. И сегодня диплом БГИТА является символом качественного образования, соответствующего запросам современного рынка труда, настоящей путевкой в жизнь для выпускников академии.

В структуре академии действует центр довузовской подготовки и дополнительного профессионального образования, реализующий целый ряд программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки в сферах лесного комплекса, строительства, управления недвижимостью, жилищно-коммунального хозяйства, региональной экономики.

Выпускники получают прочные теоретические знания и серьезную практическую подготовку. В вузе ведется серьезная работа по усилению взаимодействия с региональными органами государственной власти и отраслями экономики. Между правительством Брянской области и БГИТА заключено и действует соглашение о сотрудничестве, а за последние два года были заключены договоры со всеми отраслевыми структурами – основными работодателями выпускников.

Особо стоит отметить активное участие академии в разработке концепций и стратегий развития отраслей региональной экономики, в частности, строительства, лесного хозяйства, деревообрабатывающей промышленности, жилищно-коммунального хозяйства. Вуз разрабатывает методику оценки эффективности проектов строительства автодорог, промышленных объектов, освоения лесов, развития территорий. Благодаря деятельности сельскохозяйственной академии происходит оценка эколого-экономического ущерба реализации проектов в сфере строительства, природообустройства и других.

Таким образом, работа вуза осуществляется с целью его максимального приближения к «корпоративному университету» с непрерывным обучением выпускника в течение всей его профессиональной карьеры.

В 2013 году академия аккредитована сроком на шесть лет по всем основным образовательным программам высшего и послевузовского профессионального образования.

Критическая нагрузка

Серьезным испытанием для вуза стала процедура проведения мониторинга эффективности вузов Министерством образования и науки РФ, которая стала серьезным стимулом для активизации работы вуза.

По итогам мониторинга за 2011 год академия попала в разряд вузов с признаками неэффективности, не дотянув по величине критериев на десятые доли процентов по показателям «Образовательная деятельность», «Инфраструктура» и серьезно отставая по показателям «Финансово-экономическая деятельность» и «Научно-исследовательская деятельность». Основной причиной сложившейся ситуации стало то, что показатели вуза полностью соответствовали величинам показателей, необходимых для государственной аккредитации и, соответственно, «причин для беспокойства не ощущалось». Во многом благодаря пониманию значимости университета для региона, активной поддержке губернатора Брянской области и в результате работы межведомственной комиссии Минобрнауки РФ вузу было поручено разработать программу оптимизации деятельности. Работа проводилась в соответствии с основными показателями мониторинга эффективности и разработанной и утвержденной «дорожной картой» оптимизации деятельности БГИТА.

В разделе «Образовательная деятельность» основной задачей вуза прописано увеличение среднего проходного балла ЕГЭ абитуриентов при поступлении на первый курс. Для её выполнения совместно со службой занятости академией проводится постоянный мониторинг потребностей отраслей региона в специалистах по направлениям вуза, что лежит в основе вузовской профориентационной работы. На основе установленных сведений корректируется заявка по контрольным цифрам приема, а с предприятиями реального сектора экономики прорабатываются возможности контрактно-целевой подготовки студентов.

Острой проблемой нашего времени является привлечение молодежи для получения инженерной специальности. Ни для кого не секрет, что предложений на рынке образовательных услуг сегодня порой больше, чем абитуриентов. Для инженерных вузов в этой ситуации возникают проблемы с поиском талантливой молодежи из-за сохранившихся высоких требований образовательных программ. Поэтому в академии создана «Малая инженерная академия», к участию в работе которой привлекаются школьники 9-11 классов с целью поиска заинтересованной молодежи, получения дополнительных знаний по избранному направлению и подготовки к ЕГЭ.

Пилотным проектом, проводимым совместно с Брянским областным эколого-биологическим центром и Управлением лесами Брянской области, стало возобновление работы существовавшей прежде Малой лесной академии. В 2013 году здесь обучалось 46 школьников, причем весенние и осенние сессии проходили непосредственно в вузе, и школьники проживали в общежитии академии. Положительный опыт распространяется и на другие направления деятельности академии.

Усиление прочности

Для дополнительного отбора более подготовленных школьников в ходе приемной компании 2013 года по таким наиболее востребованным направлениям, как строительство, экономика, автомобильный сервис, академией было принято решение об увеличении минимального балла ЕГЭ по предметам вступительных испытаний. Всё запланированное было выполнено в полном объеме и в нужные сроки, что позволило в 2013 году поднять средний проходной балл до 61,6.

Работа вуза по разделу «Научно-исследовательская деятельность» ставила главной целью увеличение привлеченных внебюджетных средств от выполнения НИР и ОКР.

Основой комплекса работ стало проведение оптимизации структуры научно-инновационного направления академии, уточнение приоритетных направлений развития научной деятельности вуза, выстраивание механизма более тесного взаимодействия с предприятиями реального сектора экономики. Ранее научная деятельность была разбита на основные модули: госбюджетные фундаментальные исследования, научно-практическая деятельность учебно-опытного лесхоза академии, хоздоговорные исследования. В 2012¬2013 учебном году для поддержания формирующихся направлений и подготовки необходимых заделов для дальнейшего развития в академии внедрена система внутренних грантов, выделяемых на конкурсной основе.

В вузе были определены основные направления улучшения материально-технической базы структурных подразделений, центров и лабораторий. Большим достижением вуза в 2013 году стало вхождение в числе 14 вузов России в программу «Кадры для региона», благодаря которой планируется существенно модернизировать материально-техническую базу. Это даст дополнительные возможности для интенсификации научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.

Для увеличения показателей финансово-экономической деятельности академия провела мероприятия по двум направлениям: произошла оптимизация штатной структуры профессорско-преподавательского состава и расширено участие в конкурсах Минобрнауки РФ.

В результате оптимизации штатной численности ППС безболезненно снижено количество ставок, что повлекло увеличение критериальных показателей в расчете на одного работника.

В 2013 году академия успешно вошла в список вузов, реализующих президентскую программу повышения квалификации инженерных кадров, а также выиграла конкурс на участие в программе «Кадры для региона», что позволило привлечь дополнительно в бюджет более значительные средства.

Показатель «Инфраструктура вуза» выше критериальных, но был дополнительно произведен учет помещений для введения их в учебный процесс. В учебно-опытном лесхозе определены строения, которые в дальнейшем будут перепрофилированы и использованы для обучения студентов.

В целом стоит отметить, что все принятые меры позволили уже в 2012 году значительно улучшить показатели академии и, по итогам мониторинга, стать эффективным вузом.

1 См. «Ведомости», 30 января 2012 года.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Гармонизация международных образовательных программ с учетом традиций российской высшей школы
Актуальность и перспективы дуального обучения
Британский рейтинг ведущих университетов мира
ТОП-500 лучших вузов мира по данным Global World Communicator
Ассоциация ведущих вузов обсудила подходы к оценке эффективности вузов в 2014 году
ЮУПИ: приоритет – качество образования
Мониторинг-2013: перечень критериев пополнился
Качество образования: гаранты и гарантии
Прорыв Томского госуниверситета в рейтинге QS
Новые функции учебно-методического совета вуза

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ