Поиск по сайту
Вход Регистрация
Х
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Войти через:
Об изданииНаши проектыКонтактыОформить подпискуМЕДИАпланёрка

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОС-3УМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вебинары
Март 2016Май 2016Сентябрь 2016
Партнёры

Институт постдокторантуры создан в Тюменском госуниверситете

В 2015 году в Тюменском госуниверситете был создан такой институт постдокторантуры - механизм мониторинга деятельности учёного на раннем этапе его карьеры, его способностей к самостоятельному научному поиску, к транслированию знаний.

11.01.2016
Просмотров: 37

Оценка перспективности молодого исследователя – вопрос далеко не тривиальный. Необходим мониторинг деятельности учёного на раннем этапе его карьеры, его способностей к самостоятельному научному поиску, к транслированию знаний, в том числе преподаванию, к коммерциализации результатов научной деятельности.

В ведущих университетах мира существует соответствующий механизм мониторинга – это институт постдоков. В 2015 году в соответствии с решением Учёного совета университета такой институт – постдокторантура – был создан в ТюмГУ.

Как рассказал Андрей Толстиков, проректор по научной работе ТюмГУ, постдоки – это движущая сила науки в ведущих зарубежных вузах.

«Например, в МIT (Массачусетском технологическом институте) – вуз № 1 в мире по нескольким рейтингам – существенная часть исследований проводится именно постдоками. Московский институт Сколтех, созданный по лекалам MIT, планирует довести число постдоков до 300 при числе профессорско-преподавательского состава 200 человек к 2020 году».

После защиты диссертации молодые PhD за рубежом, как правило, не могут получить постоянную позицию в вузе, но могут претендовать на позицию постдока. Вакансии постдоков, как правило, имеются в обилии, иногда с весьма привлекательными условиями. Постдоки пытаются попасть в вузы из верхних строчек рейтингов, чтобы повысить свое реноме. Многие не проходят из-за жёсткого конкурсного отбора. После работы в одном вузе постдок перемещается в другой… и снова на позицию постдока, и снова на конкурсной основе.

«Только после 2-3 циклов «постдокства» появляется шанс занять постоянную ставку профессора-ассистента (с некоторым упрощением аналог ассистента кафедры в российских реалиях). Некоторые не получают постоянную позицию никогда, не заинтересовав университеты ни как перспективный исследователь, ни как преподаватель», - разъясняет Толстиков.

Такой длинный и тернистый путь позволяет лучшим вузам отобрать исключительных по своим качествам исследователей – молодых PhD на постоянные позиции.

Соответственно, без мониторинга и оценки перспективности учёного будет чистой воды волюнтаризмом «закреплять» молодого специалиста сразу после окончания аспирантуры или, тем более, магистратуры в качестве преподавателя в вузе. Хотя подобная практика долгое время существовала в отечественных вузах, и не всегда примеры однозначно были негативными.

Тем не менее, очевидно, что «закрепленный» таким образом специалист не может по определению привнести новое в сложившийся научно-педагогический коллектив: ни новых методов исследований, ни другого взгляда на рассматриваемую научную проблему. У такого специалиста не может быть развитых и глубоких сетевых взаимодействий с коллегами из других научных учреждений.

Можно назвать таких лиц «инбредами», от биологического термина «инбридинг» - близкородственное скрещивание. В США и Западной Европе введены негласно (а кое-где и прописаны в университетских скрижалях) требования моратория на закрепление в штате собственных выпускников. Исключения из этого правила известны, но они крайне редкие.

Одним из положений новой программы повышения конкурентоспособности ТюмГУ на мировом уровне как раз является запрет (мораторий) на инбредов.

Может ли выпускник ТюмГУ при введении такого моратория все же претендовать на место преподавателя или научного сотрудника в родном вузе?

Ответ – безусловно, да! Но при соблюдении ряда требований к соискателю постоянной позиции в вузе.

  • Это может быть очная магистратура или аспирантура в ведущих научных центрах за рубежом, предпочтительно в вузах, топовых по известным рэнкингам. Есть множество источников финансирования подобного обучения. Из самых известных – федеральная программа «Глобальное образование». В следующем году по этой программе поедет учиться нефтегазовому делу в Университет Нового Южного Уэльса в Австралию аспирант Финансового-экономического института ТюмГУ Захар Ланец, который будет гарантированно принят на работу в ТюмГУ после окончания программы на чрезвычайно интересных условиях. Несколько других соискателей оформляют документы для участия в конкурсе. Аспирант Института математики и компьютерных наук ТюмГУ Евгений Попов будет скоро представлять диссертацию на степень магистра философии в Городском университете Бирмингема в Великобритании.
  • Второй путь – постдокторантура в ведущих вузах и последующее возвращение в ТюмГУ через 3 года.

Эти два пути соответствуют успешной практике «целевой аспирантуры» советских времен.

  • Третий путь – оставление в штате ТюмГУ, но на учебно-вспомогательных или инженерно-технических позициях, в течение 5 лет, что даст возможность осуществить мониторинг деятельности соискателя, с возможностью последующего участия в конкурсах замещения должностей на позиции исследователя либо преподавателя в случае, если это позволит регламент введенного мониторинга на инбредов.

По словам Андрея Толстикова, это был обычный путь «оставления на кафедре» в МГУ и других ведущих столичных вузах, где в советское время кандидаты наук считали за честь длительное время работать лаборантами на кафедре в условиях крайнего консерватизма штатного расписания и ограниченности карьерных лифтов и при наличии мощной конкуренции.

Ссылка на оригинал статьи

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: ТюмГУ, наука

Похожие материалы:
ВАК начинает мониторинг диссоветов
В Тюмени пройдет летняя школа «Сибирский вестерн»
Ученые ИрГТУ получили патенты на изобретения, повышающие эффективность работы в нефтехимической отрасли
«Теория решения изобретательских задач» в ТПУ
Тюменский госуниверситет лидирует в рейтингах по числу публикаций и цитирований
Конференция в Вашингтоне: как администрировать научные проекты?
Первые итоги научной экспедиции ТюмГУ в Патагонию
Задача ТюмГУ – сформировать научные лаборатории мирового класса
Проект Минобрнауки "1000 научных лабораторий"
В Тюмени пройдет Международный конгресс по когнитивной лингвистике

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 3 (103) 2018

Удивительное рядом. Цифровизация шагает по стране, а количество обучающихся на онлайн-курсах составляет всего 4,05% от общего числа интернет-пользователей. Люди пенсионного возраста помогают иностранцам постигать азы русского языка через Skype, а вот школьных педагогов обучать премудростям профессии некому. Как всегда, у нас много интересного!
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Изменения в законе о целевом обучении вступят в силу в 2019 году
Президент России Владимир Путин подписал 3 августа Федеральный закон об улучшении механизмов...
Тканевая инженерия – будущее медицины
Ученые Политехнического университета разрабатывают уникальные материалы, восстанавливающие...
В БФУ им. И. Канта описали химическую систему, схожую с нервной
Изучение моделей подобных систем может пролить свет на то, как функционируют их живые аналоги,...
САФУ запускает проект для молодежи с ограниченными возможностями здоровья
В новом учебном году Волонтерский центр САФУ, Ресурсный центр инклюзивного образования САФУ и...
МАИ создал беспилотник для безопасных полётов с аппаратурой
Разработчики постоянно находятся в поисках оптимизации и усовершенствования характеристик своих...
Из журнала
#93Важнейшее звено социально-экономической системы региона
#93Ключ к профессиональному успеху
#93В ногу со временем
#90Новости №90
#90Управление качеством образования: новые подходы
Информационная лента
08:22Конкурс инновационных проектов в области цифровых и промышленных технологий
08:54ICSAM2018 в НИУ «БелГУ»
08:45САФУ запускает проект для молодежи с ограниченными возможностями здоровья
09:25В БФУ им. И. Канта описали химическую систему, схожую с нервной
09:03Нейросеть обучили определять пол человека по написанному тексту