Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Экспресс-форум: Прикладной бакалавриат: что дальше?

Суть прикладного бакалавриата – поднять статус неуниверситетского образования, приравняв к высшему образованию некоторые специальности техникумов и колледжей, соответствующие инновационному развитию страны. О перспективах и практике прикладного бакалавриата рассказывают представители учреждений СПО.

Просмотров: 22371

Потребности современного российского рынка труда чрезвычайно разнообразны, однако работодатели сходятся в одном: им нужны высококвалифицированные кадры – от рабочего до ученого-исследователя. Чтобы нацелить профессиональное образование на решение этой задачи, правительство РФ в 2009 году объявило о проведении эксперимента по созданию прикладного бакалавриата в образовательных учреждениях высшего и среднего звена.

Суть прикладного бакалавриата – поднять статус неуниверситетского образования, приравняв к высшему образованию некоторые специальности техникумов и колледжей, соответствующие инновационному развитию экономики. «Ряд отраслей и видов деятельности настолько усложнились, что теперь в некоторых случаях необходимо обучение более высоким технологиям, – пояснил необходимость эксперимента директор Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки Игорь Реморенко. – Если раньше сталевар ходил с клюкой и мешал расплавленный металл, то теперь он сидит за компьютером и регулирует процесс сварки через сложные технологии. То же самое и у сварщиков».

Учиться студенты будут четыре года, после чего получат диплом о высшем образовании. Обучение оплачивается из федерального бюджета.

В концепции создания и развития прикладного бакалавриата, разработанной в ФИРО, записано, что квалификация выпускников будет соответствовать шестому уровню Национальной рамки квалификаций РФ, и они будут уникальными специалистами на рынке труда страны.

По замыслу Министерства образования и науки РФ, первые два года эксперимента посвящаются разработке соответствующих программ и изменениям, позволяющим «легитимизировать этот уровень образования».

В свое время о желании принять участие в новом многообещающем деле заявили 125 учебных заведений. Но удостоились такой чести только 7 вузов и 23 ссуза.

Первый и единственный набор абитуриентов на программы прикладного бакалавриата состоялся в 2010 году. И вот первый год эксперимента приближается к концу. Что он показал? К каким выводам привел? Свой ответ на эти и некоторые другие вопросы дают участники экспресс-опроса.

  1. Каких специалистов готовят в вашем учебном заведении по программам прикладного бакалавриата?
  2. Чем отличаются программы прикладного бакалавриата от программ академического бакалавриата и СПО? Какие преимущества имеют?
  3. Каким условиям должно соответствовать учебное заведение, реализующее программу прикладного бакалавриата?
  4. Что показал первый год эксперимента? К каким выводам привел?
  5. С какими трудностями столкнулось ваше учебное заведение, участвуя в эксперименте? Какую помощь и от кого вы хотели бы получить?

ШЕЙКО Владимир Николаевич, директор Новороссийского колледжа строительства и экономики, кандидат философских наук, почетный строитель России, почетный работник СПО

1 Мы разработали программу прикладного бакалавриата для специальности «Электрические станции, сети и системы». Она предполагает, что за время обучения студенты получат знания, умения и навыки, которые позволят им проводить работу по техническому обслуживанию, эксплуатации, ремонту, наладке и испытанию электрооборудования, осуществлять организацию и обеспечивать работу систем электроснабжения предприятий любого профиля. Объектами профессиональной деятельности выпускников будут электрические станции, электроэнергетические системы и сети, а также системы электроснабжения различных отраслей.

2 Прикладной бакалавриат – новый уровень обучения. Создать его предложили работодатели и представители системы среднего профобразования. Рынок труда не готов принимать значительную часть выпускников техникумов и колледжей, потому что сегодня их компетенции не соответствуют требованиям производства. Такова одна из причин появления прикладного бакалавриата. К тому же технологии в ряде отраслей настолько усложняются, что для них недостаточно среднего образования. Квалифицированный специалист должен не только выполнять набор операций, но и на одинаково хорошем уровне владеть теорией и практикой, понимать изменения в технологии и адекватно на них реагировать. В то же время многие вузовские знания теоретического характера ему не нужны, значит, прикладной бакалавриат экономит время на обучение. Прикладные бакалавры для страны важнее, и они, конечно, будут востребованы на рынке труда, в отличие от менеджеров и юристов, которых готовят в каждом втором вузе.

В программе прикладного бакалавриата объем практической подготовки студента (учебная и производственная практика, практические занятия, лабораторные и курсовые работы и проекты) будет составлять не менее 50 процентов общего времени, отведенного на обучение, а производственную практику предполагается проводить непосредственно у работодателей. Прикладной бакалавр сразу сможет приступить к служебным обязанностям, потому что он ориентирован непосредственно на их выполнение. Убежден, что новая форма обучения будет популярнее обычной.

3 Не имея соответствующих условий, мы однозначно не вошли бы в число победителей. Наш колледж – очень крупное учебное заведение, в котором ведется обучение по 34 специальностям СПО базового и 3 – повышенного уровней и 51 программе профессиональной подготовки. Мы выпускаем бухгалтеров, администраторов гостиниц, кассиров торгового зала, газоэлектросварщиков, слесарей по ремонту автомобилей, штукатуров-маляров с применением технологий Knauf и т.д. В 2010 году открыли отделение дистанционных технологий, где обучаем 309 человек, причем часть из них – студенты с ограниченными физическими возможностями. Соответствует современным требованиям и ресурсная база: 2 учебных корпуса, учебная гостиница, полиграфический отдел, 2 мастерские с современным обрудованием, автоцентр, спортивный комплекс, 2 общежития. Для студентов с ограниченными физическими возможностями созданы хорошие условия, в том числе безбарьерный доступ в корпуса.

Опыт работы учебного заведения широко используется в системе профессионального образования области.

Способствовало подготовке к эксперименту участие в национальном проекте «Образование». Один из немногих в России, Новороссийский колледж строительства и экономики дважды одержал победу в конкурсе. В ходе реализации инновационных программ только на оснащение специальностей электроэнергетической направленности было израсходовано более 5 млн. рублей. Это позволило обновить учебно-лабораторное оборудование и приборы, учебные пособия и литературу, модернизировать весь аудиторный фонд электротехнического отделения.

Перечень закупленного оборудования согласовывался с будущими работодателями, благодаря чему соответствует требованиям производства. Об этом свидетельствуют экспертные заключения ведущих специалистов профильных предприятий.

Степень новизны учебно-методического обеспечения дисциплин составляет 100 процентов.

Студенты имеют доступ к комплектам библиотечного фонда, учебно-методическим комплексам по всем дисциплинам программы прикладного бакалавриата, базам данных по профилю обучения, информационным справочным и поисковым системам («Консультант Плюс», «Технорматив» и др.). Обучение в рамках прикладного бакалавриата ведут преподаватели, имеющие высшую квалификационную категорию. Стажировке и повышению квалификации уделяется много внимания.

Колледж одним из первых в городе, да и в крае тоже, сформировал механизмы взаимодействия с рынком труда. Около 30 ведущих предприятий города являются его социальными партнерами. Вместе с ними активно ведется поиск технологий обучения, дающих оптимальную интеграцию образовательной и практической деятельности. Результаты этой работы позволяют значительно повысить мобильность выпускников на рынке труда.

4 Эксперимент по прикладному бакалавриату реализуется в тесном сотрудничестве с Южно-Российским государственным техническим университетом (Новочеркасский политехнический институт) и работодателями. Предварительные заявки на выпускников были получены еще тогда, когда программы только составлялись. Заключены договоры на проведение стажировок преподавателей, производственной практики студентов на площадях и оборудовании таких известных предприятий, как ОАО «Кубаньэнерго» «Юго-Западные электрические сети», «НЭСК-электросети», «Новороссийскэлектросеть». Также планируется привлекать преподавателей технического университета и ведущих специалистов предприятий к преподаванию дисциплин, руководству производственной практикой, участию в промежуточной аттестации и в работе государственной аттестационной комиссии.

5 Завершается первый год эксперимента. Студенты, обучающиеся по программе прикладного бакалавриата, успешно сдали зимнюю сессию, показав достаточно высокий уровень знаний. Но есть определенные трудности, связанные с призывом в армию. В этом году ушли служить 5 студентов. Где эти молодые люди должны учиться по возвращении, ведь прием на прикладной бакалавриат осуществляется один раз?

Все остальные вопросы решаемы. В июне планируем провести заседание координационного совета по реализации основной профессиональной образовательной программы прикладного бакалавриата и выработать предложения по актуальным вопросам, касающимся проблем эксперимента.


АХМЕТШИН Радус Ядитович, директор Нефтекамского машиностроительного колледжа

1-5 Наш колледж одно из крупнейших образовательных учреждений системы среднего профессионального образования, осуществляющее подготовку специалистов в области высокотехнологичного машиностроительного производства. В настоящее время здесь обучается 1611 человек по 16 специальностям.

В 2007 году колледж создал инновационную образовательную программу, вошедшую в число победителей конкурса в рамках приоритетного национального проекта «Образование». Тема программы – «Современное среднее профессиональное образование в области информационных технологий для обеспечения жизненного цикла технологии машиностроительного производства». По сути, это была современная модель взаимодействия ссуза и социальных партнеров, предусматривающая подготовку квалифицированных кадров с необходимым набором инновационных специальностей и специализаций. В соответствии с данной моделью были коренным образом реорганизованы основные элементы образовательной системы колледжа: программы, учебно-лабораторная база, специализированные мастерские. На этой новой основе организована научно-исследовательская, опытно-конструкторская и проектно-производственная деятельность студентов и преподавателей. Реализована идея создания системы подготовки специалистов, способных решать современные производственные задачи и быстро адаптироваться в реальном секторе экономики.

Кроме того, в колледже разработана, внедрена и сертифицирована система менеджмента качества (СМК), соответствующая требованиям международного стандарта ИСО 9001:2000. Работа в данном направлении была обусловлена тем, что базовое предприятие ОАО «Нефтекамский автомобильный завод» имеет Международный сертификат СМК.

В рамках эксперимента колледж реализует основную профессиональную программу по специальности «Технология машиностроения».

При подготовке кадров по программе прикладного бакалавриата особое значение имеет интеграция профессионального образования и производства. При формировании этой программы основные виды профессиональной деятельности, содержащиеся в государственном образовательном стандарте, дополнены двумя новыми, созданными совместно с работодателями. Дополнительные общие и профессиональные компетенции тоже согласованы с производственниками. Работодатели подтвердили заявками необходимость подготовки соответствующих кадров, указали должности, которые будут занимать молодые специалисты, а также гарантировали, что предоставят студентам и выпускникам места для прохождения учебной и производственной практики и последующего трудоустройства.

По согласованию со специалистами Уфимского государственного авиационного университета при формировании основной образовательной программы прикладного бакалавриата вариативная часть государственного образовательного стандарта СПО (50 процентов) использована на усиление профессиональной теоретической подготовки студентов в соответствии с ФГОС по данному направлению ВПО. Это существенно отличает программу прикладного бакалавриата от академического.

Основную образовательную программу реализуют педагоги, имеющие высшее образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля) и систематически занимающиеся научной или научно-методической деятельностью. Для преподавателей, которые отвечают за освоение студентами профессионального цикла, обязательным условием является опыт практической работы на предприятиях машиностроительного профиля. Они стажируются на Нефтекамском автомобильном заводе по программам, созданным с участием специалистов предприятий, в числе которых есть представители зарубежных фирм «Messer», «Polimag», «Andon», «Heisse», «Trumpf», «Fronius», «TransCut».

Подход к отбору содержания обучения изменился, поскольку именно специалисты и наставники базовых предприятий определяли новые виды профессиональной деятельности и разрабатывали перечень профессиональных компетенций и модулей, адекватных современному уровню развития техники и технологий. Студенты должны освоить современные методы лазерной и плазменной обработки, роботизированные комплексы и автоматические линии, высокотехнологичную сварку, передовые технологии обработки металлов на станках с ЧПУ, научиться применять энергосберегающие технологии при разработке и серийном изготовлении агрегатов и узлов для машин.

Планируется также, что ведущие специалисты базовых предприятий примут активное участие в формировании тематики и содержания курсовых и дипломных работ студентов, соотнесут их с инновационными требованиями производства.

Первый год реализации эксперимента выявил следующие положительные стороны:

  • возможность эффективной интеграции учреждений высшего и среднего звена при сохранении самостоятельности и уникальности СПО на федеральном уровне;
  • активный диалог образовательного сообщества и работодателей в определении видов профессиональной деятельности, общих и профессиональных компетенций;
  • готовность инженерно-педагогического коллектива колледжа решать поставленные задачи, способность к самосовершенствованию.

Проявились и проблемы:

  • отсутствие координационного органа управления ходом эксперимента;
  • слабое нормативно-методическое обеспечение образовательных учреждений;
  • отсутствие стимулирования эксперимента;
  • потеря контингента студентов в связи с призывом в Вооруженные Силы РФ и невозможность обучить их в дальнейшем по программе прикладного бакалавриата;
  • неясность механизма проведения итоговой государственной аттестации совместно с вузом.

ПОДНЕБЕСНЫХ Елена Леонидовна, научный руководитель программы прикладного бакалавриата Калининградского государственного колледжа градостроительства, к.п.н.

1-5 Понятие «прикладной бакалавриат» является сравнительно новым и пока что не оформленным законодательно, как и сам эксперимент, объявленный 19 августа 2009 года Постановлением Правительства РФ № 667 «О проведении эксперимента по созданию прикладного бакалавриата в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования».

Судя по проекту концепции, эксперимент проводится, чтобы решить следующие задачи:

  • не потерять практикоориентированность при введении уровневого высшего образования;
  • исключить превышение допустимого уровня издержек организаций-работодателей, связанных с доучиванием выпускников;
  • формировать нацеленность образовательных программ вузов на практикоориентированный результат и опыт их адаптации к требованиям профессиональных стандартов;
  • сократить срок вхождения молодежи на рынок труда в условиях демографического кризиса;
  • снизить риск трудоустройства выпускников;
  • расширить вариативность и сократить дублирование образовательных программ на уровнях среднего и высшего профессионального образования.

Проектируя экспериментальную программу по специальности «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)» мы учитывали, что не следует механически объединять программы, разработанные на основе государственных образовательных стандартов ВПО и СПО. Мы взяли за основу ФГОС ВПО (бакалавриат) и включили в программу дисциплины, которые им регламентированы, а также профессиональные модули, направленные на формирование готовности выпускника к выполнению определенных видов профессиональной деятельности (за счет часов вариативной части). На основании анализа регионального рынка труда и специфики колледжа выбрали направления (отрасли) – строительство и жилищно-коммунальное хозяйство. Программа разработана с учетом новых форм хозяйствования и современных тенденций в этих отраслях.

Программа прикладного бакалавриата относится к программам высшего профессионального образования первого уровня, ведущим к получению профессиональной квалификации.

Принципиальным отличием программ прикладного бакалавриата от программ углубленной подготовки СПО является усиление теоретической подготовки до уровня высшего образования. Теоретическая подготовка осуществляется на базе Калининградского государственного технического университета и силами профессорско-преподавательского состава этого вуза. Квалификация, в отличие от академической степени, – результат освоения программы прикладного бакалавриата, и ее отличительная особенность достигается за счет особого содержательного наполнения программы. Требования определяются в зависимости от потребностей рынка труда. В настоящее время колледж активно сотрудничает с региональным Союзом строителей по мониторингу профессиональных компетенций в рамках общего мониторинга эксперимента.

Экспериментальные программы реализуются в сложных условиях перехода на стандарты третьего поколения, отсутствия нормативной базы и централизованного управления экспериментом.

Вот почему приходится говорить скорее о трудностях, чем об успехах. В некоторых регионах от набранной группы в 30 человек осталась половина, так как студенты призываются в ряды Российской Армии и лишаются возможности по окончании службы продолжить обучение по программе прикладного бакалавриата. Нарушается конституционное право на образование.

Не утвержден пакет нормативной правовой документации, регламентирующей реализацию программ прикладного бакалавриата. Не до конца проработаны механизмы взаимодействия участников эксперимента, финансирования программы, есть ряд правовых казусов. В случае «непробиваемости» чиновников это может грозить негативными последствиями для студента. Остается открытым вопрос о форме диплома, поскольку она не утверждена. Программа прикладного бакалавриата дороже существующих программ бакалавриата. Приходится оплачивать повышение квалификации, кураторство программы, информатизацию, доплаты преподавателям и многое другое. Выплаты производятся из внебюджетных средств колледжа. В дальнейшем планируются затраты на экспертизу программ, КИМов, рецензирование, издание литературы и.т.д. На наш взгляд, необходимо предусмотреть дополнительное финансирование эксперимента.

Кроме того, к общим проблемам, с которыми в первый год эксперимента столкнулись образовательные учреждения других регионов, следует отнести следующие:

  • формальное желание работодателей участвовать в реализации и мониторинге программы, формализм соглашений;
  • отсутствие продуктивных механизмов взаимодействия всех субъектов эксперимента. Таким образом, мы имеем ряд проблем, требующих незамедлительного решения.

На базе Технологического колледжа №14 г. Москвы 20-21 апреля проходил межрегиональный семинар-мастерская «Разработка механизмов реализации программ прикладного бакалавриата». Обсуждение показало, что перечисленные выше проблемы имеют общий характер. Тем не менее, участники семинара единодушно отметили, что несмотря на трудности, с которыми они столкнулись в процессе реализации проекта, у прикладного бакалавриата есть будущее. Год работы в условиях эксперимента значительно повысил уровень компетенции и педагогов, и управленцев. Разработаны учебно-методические материалы нового поколения, идет апробация инновационных педагогических технологий. Меняются подходы к социальному партнерству, усиливается роль работодателя в учебном процессе. Образовательное учреждение самостоятельно определяет траекторию реализации программы. Все вышеперечисленное позволяет надеяться, что миссия прикладного бакалавриата будет выполнена, и у эксперимента при соответствующем организационном и научном сопровождении хорошее будущее.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Экспресс-форум: кризис и антикризисные меры
Экспресс-форум: образование – от форм к содержанию
В поле зрения президента – колледжи и ПТУ
Экспресс-форум: Интегрированный закон в системе СПО и НПО
Экспресс-форум: Прикладной бакалавриат - первый год эксперимента
Инновационная политика – политический приоритет
Экспресс-форум: Развитие аграрного образования
Экспресс-форум: Концепция развития высшего технического образования
Экспресс-форум: физическое воспитание детей

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ