Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Экспресс-форум: Прикладной бакалавриат - первый год эксперимента

Правительство РФ в 2009 году объявило о проведении эксперимента по созданию прикладного бакалавриата в образовательных учреждениях высшего и среднего звена. В реализации программы приняли участие учебные заведения СПО, которые работают по стандартам, вошедшим в утвержденный Министерством образования и науки РФ перечень.

Просмотров: 4140

Правительство РФ в 2009 году объявило о проведении эксперимента по созданию прикладного бакалавриата в образовательных учреждениях высшего и среднего звена. О желании принять участие в новом многообещающем деле заявили 125 учебных заведений. Но удостоились такой чести только 7 вузов и 23 ссуза.

Первый и единственный набор абитуриентов на программы прикладного бакалавриата состоялся в 2010 году. И вот первый год эксперимента подошел к концу. Что он показал? К каким выводам привел?

В этом номере мы продолжаем обсуждение вопросов, связанных с созданием прикладного бакалавриата в образовательных учреждениях среднего звена. Новые участники экспресс-форума представляют свои программы подготовки специалистов и высказывают предложения по улучшению организации эксперимента.

  1. Каких специалистов готовят в вашем учебном заведении по программам прикладного бакалавриата?
  2. Чем отличаются программы прикладного бакалавриата от программ академического бакалавриата и СПО? Какие преимущества имеют?
  3. Каким условиям должно соответствовать учебное заведение, реализующее программу прикладного бакалавриата?
  4. Что показал первый год эксперимента? К каким выводам привел?
  5. С какими трудностями столкнулось ваше учебное заведение, участвуя в эксперименте? Какую помощь и от кого вы хотели бы получить?


САРТАКОВА Елена Владимировна, директор Новосибирского
химико-технологического колледжа
им. Д.И. Менделеева

– В эксперименте по созданию прикладного бакалавриата в учреждениях профессионального образования участвуют учебные заведения, которые работают по программам, вошедшим в утвержденный Министерством образования и науки РФ перечень укрупненных групп специальностей высокотехнологичных и обслуживающих их отраслей.

Новосибирский химико-технологический колледж им. Д.И. Менделеева реализует программу, разработанную на основе специальности СПО «Аналитический контроль качества химических соединений». Партнерами учебного заведения являются Национальный исследовательский университет, Новосибирский государственный университет, научно-исследовательские институты Сибирского отделения РАН, инновационные предприятия Новосибирского научного центра. Выбор специальности определен экономической структурой макрорегиона, наработанным учебным заведением опытом подготовки кадров химико-технологического и смежных направлений, повышенным спросом на таких специалистов и их универсальностью.

Особенностями программы прикладного бакалавриата являются ее содержание и условия реализации.

Программа рассчитана на обучение в новых условиях развития технологий и интеграции отраслей химического комплекса в международное экономическое пространство. В соответствии с революционной задумкой эксперимента она имеет особые характеристики. Во-первых, представляет собой синтез содержания федеральных государственных образовательных стандартов СПО и ВПО нового поколения, причем предъявляет одинаково высокий уровень требований как к теоретическим естественнонаучным знаниям (на уровне академического бакалавриата), так и к практическим умениям (углубленный уровень подготовки СПО, реализуемый в условиях инновационной образовательной инфраструктуры). Уникальность программы в том, что студенты обучаются самым современным аналитическим технологиям, представленным в отраслях промышленности и науки.

Во-вторых, это партнерский проект колледжа, университета, являющегося одним из лидеров подготовки специалистов в областях естественных наук, и инновационных организаций-работодателей. Участники проекта сообща управляют учебным процессом и корректируют в нужном направлении его график, определяют содержание образования. Партнеры помогают колледжу обеспечить необходимую квалификацию преподавателей и подбор кадров для экспериментальной учебной группы, сформировать информационные ресурсы, соответствующие самым передовым научным и технологическим тенденциям.

Основная особенность программы прикладного бакалавриата – практикоориентированное содержание. Это значит, что за время учебы студенты обязательно получат квалификацию по рабочей профессии «Лаборант химического анализа», будут выполнять программы практики на рабочих местах предприятий-партнеров, при дипломном проектировании решать конкретные экспериментально-исследовательские или практические задачи, и их профессиональные компетенции подтвердит специальная комиссия экспертов.

Программа реализуется в особых условиях уникальной производственной инфраструктуры колледжа, созданной в рамках национального проекта «Образование». В ее состав входит ресурсный центр, который объединяет субъектов инновационной деятельности в сфере химических, био- и нанотехнологий. Он осуществляет эффективное взаимодействие образовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы, научно-исследовательских организаций и промышленных предприятий Сибири, служит площадкой для обмена опытом и приобретения деловых связей, а также для подключения лучших экспертов к участию в программах обучения. Основные принципы деятельности данного подразделения – ясность, открытость, инновационный подход, акцент на развитие отраслей.

По итогам первого года эксперимента можно сделать следующие выводы:

  • идея прикладного бакалавриата наиболее близка системе среднего профессионального образования с его практической и технологической базами (при наличии соответствующей инфраструктуры);
  • особого внимания требует вариативная часть программы прикладного бакалавриата – факультативные курсы, так как они обеспечивают поддержку процесса формирования всего комплекса компетенций, заложенных в программе, и позволяют корректировать потребности каждой учебной группы;
  • ежегодный набор студентов должен производиться в течение всего эксперимента, что позволит объективно взглянуть на качественные, методические, содержательные, структурные характеристики программы, учесть замечания в последующих экспериментальных группах и оценить их эффективность, создать учебно-методические комплексы;
  • участникам эксперимента необходимо оказывать информационную и методическую поддержку, проводить на площадках образовательных учреждений методические семинары, способствующие общению и активизации творческого обмена (по направлениям или укрупненным группам);
  • особого внимания заслуживают вопросы управления программой, разработки и корректировки программ, курсов, модулей, технологий обучения и создания обучающих материалов.

БАРАНОВ Николай Петрович, директор Рязанского государственного технологического колледжа

– Программу прикладного бакалавриата по специальности «Информационные системы» Рязанский государственный технологический колледж реализует совместно со стратегическими партнерами-работодателями и Московским государственным университетом пищевых производств.

Работодатели предпочитают принимать на работу людей с высшим профессиональным образованием, хотя выпускники колледжей и техникумов часто превосходят специалистов с вузовским дипломом в области практической подготовки. Правда, в плане общей компетенции они проигрывают. В связи с этим вариативная часть гуманитарно-социально-экономического цикла нашей программы прикладного бакалавриата была использована для усиления теоретической подготовки в соответствии с федеральным государственным стандартом высшего образования. В нее введены дисциплины культурно-эстетического и психологического блока. В этом и состоит принципиальное отличие программы прикладного бакалавриата от программ СПО. От академического бакалавриата данная программа отличается наличием профессиональной (прикладной) квалификации.

Выполняя условия конкурса для участников эксперимента, мы определили новый вид деятельности, соответствующий требованиям работодателей, и для его освоения предусмотрели изучение дополнительного профессионального модуля «Разработка, сопровождение и эксплуатация программных модулей экономических задач».

Выпускники, обучавшиеся по программам прикладного бакалавриата, будут отличаться практикоориентированным характером полученных умений и знаний. Это достигается большим, чем при традиционной подготовке, объемом самостоятельной работы и производственной практики на предприятиях, с которыми заключены договоры о сотрудничестве.

Основанием для участия колледжа в эксперименте по реализации программы прикладного бакалавриата является деятельность экспериментальной площадки по теме «Организационно-педагогические условия разработки и реализации программы подготовки практикоориентированных бакалавров в системе «профильная школа – колледж – вуз», созданной на базе нашего учебного заведения приказом Федерального института развития образования» в 2007 году. Исследования, проведенные за время ее деятельности, были направлены на подтверждение нижеследующих гипотез.

Формирование содержания теоретического обучения и его методик должно осуществляться с максимальным привлечением научно-педагогического потенциала вуза-социального партнера.

Формирование содержания практического обучения и его методик должно осуществляться с максимально возможным участием работодателей в процессе различного вида практики.

Государственная (итоговая) аттестация выпускника должна оценивать соответствие уровня подготовки специалиста как образовательному, так и профессиональному стандарту.

Участие колледжа в Федеральной целевой программе развития образования на 2005-2010 годы в период с 2006 по 2008 годы позволило создать материально-техническую базу, удовлетворяющую требованиям ФГОС СПО: были построены учебно-производственные мастерские, оснащенные современным профессиональным оборудованием.

Более половины преподавателей колледжа в 2006 году прошли обучение в Московском государственном университете технологий и управления по программе дополнительного (к высшему) образования «Преподаватель высшей школы». Сочетание серьезной академической подготовки с практическим опытом, владение активными и интерактивными методами обучения позволяют этим педагогам эффективно работать по всем образовательным программам.

Завершается первый год эксперимента. Каковы его итоги? Во-первых, он показал популярность прикладного бакалавриата среди выпускников общеобразовательной школы: конкурс при приеме составил более четырех человек на бюджетное место. Во-вторых, уже сейчас можно определенно сказать, что студенты, обучающиеся по экспериментальной программе, показывают более высокий уровень знаний и умений по сравнению с другими. Вместе с тем колледж столкнулся с проблемами, к которым следует отнести недостаточность нормативно-правового и методического обеспечения программы; отсутствие законодательного акта о порядке проведения государственной (итоговой) аттестации, невозможность предоставить студентам отсрочку от армии. Эти проблемы можно будет решить, объединив на базе вуза профессиональные образовательные учреждения различных звеньев (кластер). Именно такие мероприятия запланированы в Федеральной целевой программе развития образования на 2011-2015 годы.

Выступая в Государственной Думе с отчетом о деятельности Правительства Российской Федерации за 2010 год, В.В. Путин назвал модель, основанную на включении колледжей в состав высших учебных заведений, перспективной. По его мнению, это позволит строить образовательный процесс на более совершенной технологической и технической базах, привлекать сильных преподавателей. Престиж объединенных учебных заведений, а по сути центров профессиональной подготовки будет значительно выше. Учитывая это, глава Правительства РФ предложил региональным властям поддержать такие объединения. К сожалению, его не все слышат.


СКРЯБИН Виталий Николаевич, директор Тульского государственного технического колледжа им. конструктора-
оружейника С.И. Мосина, заслуженный учитель профобразования РФ

– Быстро меняющиеся технологии, появление на производстве инновационного продукта и высокотехнологичного оборудования требуют универсальной подготовки работников. Именно на это направлено практикоориентированное образование, позволяющее динамично осваивать различные профессиональные функции на основе постоянного обучения и саморазвития.

Традиции и реальная ситуация в России обуславливают желание молодых людей иметь высшее образование, сделать карьеру. И в то же время их привлекает большой заработок, что и служит для определенной группы молодежи мотивом, чтобы пойти в рабочие.

Мотивированный рабочий с академическим багажом фундаментальных знаний (роль вуза) и практикоориентированной подготовкой (роль ссуза) наиболее перспективен для современного рынка труда. Он адаптирован к реальным производственным условиям и производственным отношениям высокотехнологичной сферы (роль работодателей). Подготовка таких рабочих является целью эксперимента по прикладному бакалавриату.

В эксперименте на паритетных началах участвуют ссуз – Тульский государственный технический колледж им. конструктора-оружейника С.И. Мосина и вуз – Тульский государственный университет. Они взаимодействуют с предприятиями-заказчиками кадров: АК «Туламашзавод», Конструкторским бюро приборостроения. При этом на вуз ложится теоретическая подготовка – 40 процентов учебной нагрузки, а на ссуз – практическая, то есть еще 40 процентов, и 20 процентов составляет производственная практика на предприятии. Мы убеждены, что образовательный кластер с участием ссуза, вуза и предприятий – самая эффективная форма подготовки прикладных бакалавров.

Считаем, что основой образовательной программы прикладного бакалавриата должен быть Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования, так как в нём сочетается высокий коэффициент практикоориентированности – более 50 процентов, а также трактовка видов профессиональной деятельности как профессиональных функций.

За первый период подготовки прикладных бакалавров в колледже сформирована нормативная база реализации программы, которая представляет собой совокупность локальных актов по вопросам организации образовательного процесса, позволяющих совместить традиции обучения в среднем звене и в высшей школе. Например, издан приказ о введении балльно-рейтинговой системы оценивания результатов освоения учебных дисциплин, реализация которого повышает мотивацию студентов к обучению.

Результаты первой сессии показали, что погружение в академические знания является хорошим тренингом и важным компонентом развития для будущего интеллектуального рабочего.

Отличительной чертой подготовки в рамках эксперимента является организация исследовательской и опытно-конструкторской работы. Это прикладное направление нацелено на развитие у будущих специалистов творческих способностей и общих компетенций, связанных с формированием интеллектуальной культуры. Самой эффективной формой работы, которая дает обучающимся возможность получить навыки научно-исследовательской, организационной, производственной и предпринимательской деятельности, является студенческое конструкторское бюро.

Одной из основных составляющих подготовки рабочих кадров является воспитательное воздействие на студентов. Его оказывает все образовательное пространство колледжа. В эксперименте задействованы преподаватели, которые имеют опыт практической работы на предприятиях, умеют собственными руками производить ремонт, наладку и эксплуатацию высокотехнологичного оборудования, применять профессиональные пакеты прикладных программ, проводить метрологические исследования, а потому способны показать применение тех или иных знаний на практике. Они создают атмосферу созидания и развития.

Именно совместная работа ссуза, вуза и предприятий позволит достичь желаемого результата – подготовки рабочего-специалиста новой генерации. Сегодня в этом убеждены все участники образовательного кластера.

Прикладной бакалавр – это рабочий с высшим образованием!

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Экспресс-форум: НСОТ как мотив для инноваций в системе СПО
МГА имени адмирала Ф.Ф. Ушакова: кадры для флота
Экспресс-форум: Прикладной бакалавриат: что дальше?
Проектирование образовательных программ в авиакосмической области
В движении к работодателю
Экспресс-форум: проблемы внедрения двухуровневой системы
Экспресс форум: законопроект «Об образовании» - мнение профсоюзов
Экспресс-форум: СПО в условиях децентрализации
Победителей Интернет-олимпиады ждет суперфинал
Экспресс-форум: развитие инжиниринговой деятельности

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ