Поиск по сайту
Вход Регистрация
Х
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Войти через:
Об изданииНаши проектыКонтактыОформить подпискуМЕДИАпланёрка

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОС-3УМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вебинары
Март 2016Май 2016Сентябрь 2016
Партнёры

Особое звено процесса обучения, или Чем хороша зарубежная практика

В Норильском индустриальном институте (НИИ) реализация международных программ с участием студентов и преподавателей приобретает большое значение и становится одним из необходимых условий развития вуза. Важную роль для интеграции в европейское образовательное пространство играет зарубежная практика.

27.04.2012
Просмотров: 1966
М.А. МАРКЕЕВ, проректор по учебной и научной работе Норильского индустриального института, кандидат технических наук

Процессы глобализации на мировых рынках предъявляют все более высокие требования к развитию персонала. Безусловно, это сказывается на образовании. Отвечая на вызов глобализации, учебные заведения реализуют международные программы, что позволяет осуществлять целевую подготовку дипломированных специалистов, квалификация которых соответствует мировым стандартам. Это очень важно для больших транснациональных компаний, активы которых размещены на разных континентах, а персонал должен соответствовать определенным мировым стандартам. К числу таких принадлежит группа компаний «Норильский никель», входящая в число лидеров горнодобывающей и металлургической промышленности.

Норильский индустриальный институт (НИИ) – единственный вуз, который обеспечивает Заполярный филиал ОАО «ГМК «Норильский никель» дипломированными кадрами по таким специальностям, как «Металлургия», «Горное дело», «Обогащение цветных металлов», «Оборудование металлургического производства» и некоторым другим. На территории Норильского промышленного района выпускники вуза составляют около 80 процентов управленческого персонала разных уровней. В такой ситуации реализация международных программ с участием студентов и преподавателей приобретает большое значение и становится одним из необходимых условий развития института.

При многоуровневой системе образования в основу формирования учебных планов заложен модульно-компетентностный подход, ориентированый прежде всего на содержание и международные стандарты качества образования, адаптацию к потребностям территориальных рынков труда. В высшем профессиональном образовании он представляет собой концепцию организации учебного процесса, в которой целью обучения выступает совокупность профессиональных компетенций обучающегося, а в качестве средства ее достижения – модульное построение содержания и структуры профессионального обучения.

В эту концепцию органично вписывается понятие зарубежной учебно-производственной практики, которую можно рассматривать как самостоятельный модуль, являющийся структурной единицей образовательной программы. Но гораздо важнее структурных построений оценить влияние зарубежной практики на формирование профессиональных компетенций студентов.

* * *

В первую очередь нужно ответить на вопрос, чем компетенции, приобретенные за границей, отличаются от полученных на отечественных предприятиях? Правильнее, видимо, искать не отличия, а дополнения, позволяющие реализовать в обучении проблемноориентированный подход. Дело в том, что зарубежная практика проходит после четвертого года обучения, а отечественная – в конце третьего. Это дает студенту возможность провести сравнительный анализ структуры и качества систем управления предприятиями, оценить значение подхода к охране труда, окружающей среде и промышленной безопасности, а также выявить плюсы, минусы и отличия той или иной производственной системы.

Зарубежная практика имеет большое значение для интеграции в европейское образовательное пространство и перехода на многоуровневую систему подготовки специалистов. Бакалавриат дает образование, ориентированное на практическую деятельность специалистов, что требует, чтобы выпускные квалификационные работы имели прикладной характер, а на выходе из учебного заведения студенты демонстрировали профессиональные компетенции, востребованные работодателем и соответствующие среднему уровню управления на предприятиях (мастера, бригадиры, менеджеры среднего уровня). Зарубежная практика является основой, которая дает толчок к развитию и саморазвитию студента как будущего специалиста, а это одна из главных составляющих проблемноориентированного подхода.

* * *

Институт отправляет своих студентов на практику в Финляндию, на никелерафинировочный завод («Norilsk Nickel Harjavalta Oy»), который является собственностью «Норильского никеля» и одновременно технологическим переделом транснациональной корпорации, в которую входят активы известных металлургических компаний Швеции, Австралии, России, Финляндии и других стран. Обладая передовыми технологиями, «Norilsk Nickel Harjavalta Oy» является одним из мировых лидеров в цветной металлургии и постоянно расширяет производственные возможности.

Спросите, почему именно Финляндия, ведь «Норильский никель» располагает производственными активами в других странах? Финляндия вкладывает немалые средства в развитие образования и науки, заботится об экотехнологиях. По результатам международных исследований лондонского центра Legatum Prosperity Index 2009 года, она признана самой процветающей среди 104 стран мира. При оценке Legatum использовал ряд критериев, касающихся экономики, предпринимательства, инноваций, демократии, образования, здоровья, безопасности, стабильности и свободы личности.1 Именно на эти критерии и ориентирован стратегический девиз компании «Norilsk Nickel Harjavalta Oy», который звучит как «Безопасность труда – защита окружающей среды – финансирование – производство». Такая политика заслуживает уважения и изучения, поскольку обеспечивает высокие производственные показатели, экологическую безопасность и способствует сохранности здоровья работников.

* * *

Длительность зарубежной практики – 37 календарных дней. Она проходит в два этапа. Первый – теоретический курс, второй – работа в цехах предприятия. Теоретический курс дает возможность получить представление о технологической цепочке, а она отличается от действующей в «Норильском никеле». Теоретические знания помогают сформировать системный взгляд на технологии и организацию производства на финском предприятии. Нужно особо отметить, что лекции читаются только на английском языке и только действующими специалистами, благодаря чему знания студенты получают из первых рук, что само по себе очень ценно. Не менее важно и знакомство с инновационными технологиями, различными ноу-хау, дающими высокий экономический эффект. Например, практиканты имеют возможность изучить технологию «flash smelting», предназначенную для работы по толлинговым схемам, на поставляемом сырье, качество и состав которого могут сильно различаться. Еще один пример. В настоящее время горно-металлургические компании во всем мире заняты решением схожих проблем – поиском и внедрением энергосберегающих технологий, снижением экологической опасности и сокращением издержек производства. Студенты могут изучить опыт организации синергетических процессов. Значение такого образования трудно переоценить.

В плане приобретения профессиональных компетенций сравнительный анализ организации менеджмента, производства, экологии и организации безопасности труда «Норильского никеля» и его финского дочернего предприятия не является конечной целью используемого в зарубежной практике проблемноориентированного подхода. Он позволяет гораздо больше – побуждать молодых людей к осознанию необходимости дальнейшего приобретения знаний, самообучению, саморазвитию. Данная составляющая, получившая название «обучение в течение всей жизни» (Life Long Learning), определяет философию многоуровневой подготовки специалистов. И без сомнения можно сказать, что зарубежная учебно-производственная практика является уникальной возможностью получить бесценные знания и опыт, обогатить профессиональный багаж компетенциями самого высокого уровня и применить его в будущей профессиональной деятельности. А для студентов, которые продолжат своё обучение в магистратуре, она будет служить хорошим практическим базисом аналитических исследований.

* * *

Нельзя не оценить влияние на студентов подготовки, предшествующей зарубежной практике. Она представляет собой углубленное изучение английского языка, культурной среды, обычаев и нравов страны Суоми. Также является замечательной возможностью приобрести новых друзей, пообщаться с ними. Конечно же, все это расширяет кругозор, обогащает личность, а значит пробуждает интерес к новым знаниям.

  1. http://www.prosperity.com
Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: ао-55, по сути, норильский индустриальный институт, международное сотрудничество, социальное партнерство

Похожие материалы:
ТюмГНГУ и Kimray Inc. Курс на долгосрочное сотрудничество
10-я Международная конференция "Авиация и космонавтика - 2011"
Стратегия – развитие международных связей
«Северсталь»: опыт социального партнерства с учебными заведениями
Татарстан: конкурентоспособная система образования
Опыт взаимодействия вузов и бизнеса
Лучшие практики высшей школы
НИИ: мотивационный аспект образования
Результаты обучения и оценка качества результата – по-европейски
Владимир Рудашевский: «Проблема взаимоотношений работодателей с вузами не имеет простого решения»

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (99) 2017

– Обучение должно быть веселым, – считает специальный гость международного форума DiGIT Ю Кай Чоу. По мнению председателя Совета директоров учреждений профобразования Пермского края Станислава Красных, с помощью демонстрационного экзамена вряд ли можно оценить воспитательный потенциал будущего педагога. Об этом и многом другом – в новом номере «АО».
Анонс журналаСлово редактора

Партнеры
Популярные статьи
В Северо-Восточном госуниверситете отметили День российской науки
В Северо-Восточном государственном университете прошли XI научные чтения, посвященные Дню...
Из журнала
#92Современные вузы: многообразие стратегий развития
#91Евразийское образовательное пространство
#90Программа развития Северо-Кавказского федерального университета
#93Образование взрослых – основа социально-экономической реальности
#93Национальная система обеспечения качества образования в Казахстане
Информационная лента
13:45В Северо-Восточном госуниверситете отметили День российской науки
11:56Лазерные и нанотехнологии как драйвер высокотехнологичного развития
11:44Создание инновационного научно-исследовательского технологического центра в Калининграде
11:11Стартует чемпионат проектов в сфере туризма «Молодежный туристский проект – 2018»
10:40Первый профессорский форум "Проблемы современной науки и высшего образования"