Поиск по сайту
Вход Регистрация
Х
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Войти через:
Об изданииНаши проектыКонтактыОформить подпискуМЕДИАпланёрка

Электронный журнал об образовании

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОС-3УМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вебинары
Март 2016Май 2016Сентябрь 2016
Партнёры

Академическая мобильность как показатель эффективности

Сегодня очевидно, что одной из ведущих тенденций, стремительно набирающих силу, является интернационализация высшего образования. В последнее время её процессы приобретают всё более реальный характер. Международное сотрудничество становится неотъемлемым видом деятельности Бурятской государственной сельскохозяйственной академии имени В.Р. Филиппова.

31.10.2014
Просмотров: 40

Международная орбита

 

И.А. КАЛАШНИКОВ, и.о. ректора Бурятской государственной сельскохозяйственной академии им. В.Р. Филиппова (г. Улан-Удэ), доктор сельскохозяйственных наук, профессор

Академическая мобильность как показатель эффективности деятельности вуза

Сегодня очевидно, что одной из ведущих тенденций, стремительно набирающих силу, является интернационализация высшего образования. В последнее время её процессы приобретают всё более реальный характер. Международное сотрудничество становится неотъемлемым видом деятельности Бурятской государственной сельскохозяйственной академии имени В.Р. Филиппова.

Вуз выбирает вектор

Бурятская государственная сельскохозяйственная академия им. В.Р. Филиппова – старейший вуз Бурятии, основанный в 1931 году, родоначальник высшего образования республики.

Сегодня академия, ставшая одним из крупнейших сельскохозяйственных вузов Сибири и Дальнего Востока, представляет собой многопрофильный центр интеграции аграрного образования с 6 факультетами и 3 институтами, где учатся более 8 тыс. студентов. Вуз осуществляет подготовку по 30 специальностям и направлениям 8 укрупненных групп (ГОС), по 23 направлениям подготовки бакалавров, 7 направлениям подготовки магистров и 1 специальности 11 укрупненных групп (ФГОС).

Основными задачами в области образовательной деятельности Бурятской ГСХА являются интернационализация образовательных программ, развитие международной мобильности обучающихся по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры и аспирантуры, разработка и развитие совместных образовательных программ.

Требование жизни

КАЛАШНИКОВ Иван Анисимович, и.о. ректора Бурятской государственной сельскохозяйственной академии имени В.Р. Филиппова, доктор сельскохозяйственных наук, профессор:
– Международная деятельность университетов предполагает, прежде всего, включение в учебные планы вузов таких интернациональных по своей природе дисциплин, как иностранные языки, культурология, политология, менеджмент, обогащение образовательных программ международным знанием, позволяющим осуществлять сравнительный анализ. Необходимо применение технологий, подтвердивших свою эффективность в образовательных системах других стран, использование новых способов и приёмов оценивания учебных достижений студентов.

Становится все более явным, что национальные системы высшего образования не могут развиваться в стороне от глобальных процессов и тенденций, вне запросов мирового рынка труда. Решая вопросы реформирования и развития высших школ отдельных стран, уже невозможно исходить из критериев национального уровня.

В условиях глобализации и интернационализации экономики и бизнеса высшее образование столкнулось с проблемой подготовки специалистов, способных эффективно работать в изменившихся условиях глобального рынка. Для её решения формируется единое мировое образовательное пространство, выражающееся, прежде всего, в гармонизации образовательных стандартов, учебных планов и специальностей разных стран мира.

Развитие такой формы интернационализации невозможно без академической мобильности. Соответственно, в вузе создаются новые условия эффективной конкуренции и взаимодействия. Кроме того, для обучающихся становится возможным выбор индивидуальной учебной траектории, получение более качественных образовательных услуг. И, наконец, поскольку рынок труда становится международным, этот фактор способствует трудоустройству выпускников, а для преподавателей и ученых расширяется возможность сотрудничества в области науки и образования.

Первые шаги

КОЗАК Лилия, студентка Бурятской ГСХА:
– За два года я успела поучиться в трех европейских вузах – в Нидерландах, Германии и Испании.
Все занятия были организованы в режиме семинаров. Здесь не ждут от студентов молчания и машинального конспектирования лекции с целью дельнейшего воспроизводства информации на экзамене. Требуется критическое осмысление прочитанных академических текстов, выраженное в активном участии, выступлениях, вопросах, а иногда даже в горячих академических спорах с однокурсниками или преподавателем. Активное участие в семинарах очень важно, поскольку влияет на итоговую оценку за семестр.

Академическая мобильность в Бурятской ГСХА предусматривает организацию совместных образовательных и исследовательских программ. Первый опыт международного сотрудничества приобретен ещё в 60-е годы прошлого века, когда были установлены тесные связи с Монгольским государственным сельскохозяйственным институтом. Это незабываемые годы совместных научных исследований, обмена преподавателями, обучения монгольских студентов, проведения общих спортивных и культурных мероприятий.

Большую работу по развитию и расширению международных связей осуществляла кафедра иностранных языков. Так, в 90-е годы академия активизировала сотрудничество с вузами США, Китая, Франции, Швеции, Великобритании. Состоялись первые обмены преподавателями и студентами.

Созданный в рамках совместного российско­американского проекта инновационный центр организовывал стажировку преподавателей, фермеров и сельских школьников в колледжах, университетах и фермерских хозяйствах США.

С 1997 года академия активно включилась в реализацию российских фондов поддержки научных исследований, международных грантов фонда «Евразия», Всемирного банка, Глобального экологического фонда, программы ТАСИС Европейского Союза. Например, с 1998 по 2000 годы как один из вузов­партнеров участвовала в реализации проекта ТАСИС «Укрепление органов государственной власти в Байкальском регионе» в международном консорциуме со Швецией и Францией. Благодаря этому вуз расширил свою материальную базу, были разработаны 4 программы подготовки кадров муниципальной службы и учебные материалы, 7 преподавателей и сотрудников прошли стажировку за рубежом. В академии проведены 2 международных семинара для сельских предпринимателей и 2 экологические школы для молодых ученых Байкальского региона.

Ученые академии выполнили 5 международных грантов на сумму более 145 тыс. долларов США по проекту Всемирного банка и Глобального экологического фонда «Сохранение биоразнообразия в бассейне озера Байкал». Вуз развивает интеграцию с научными, образовательными учреждениями и сельскохозяйственными организациями региона в рамках Байкальского аграрного академического комплекса.

Планета знаний

ДАНЗАНОВА Марина, студентка Бурятской ГСХА:
– Стажировку в Чешском университете естественных наук прошли 7 студентов сельхозакадемии. Европейское обучение, на наш взгляд, в корне отличается от российского. Лекции проводятся в виде презентаций и размещены на сайте университета, а студенты имеют возможность консультироваться с преподавателями по электронной почте. Выполненные домашние задания отправляются преподавателю в электронном виде, а оценки педагоги размещают на сайте вуза. Студенты самостоятельно выбирают дисциплины, которые будут изучать в течение семестра. Предпочтение отдается тем предметам, которые дают необходимые знания для конкретной работы. Такая система, на наш взгляд, стимулирует изучение наук.

В настоящее время индивидуальная мобильность реализуется в основном через участие профессорско-преподавательского состава и студентов в проектах программ Европейского Союза – «Темпус», «Эразмус Мундус» – «Партнерство», в международных летних школах, а также в программе Фулбрайта, финансируемой государственным департаментом США. Бурятская ГСХА является членом Ассоциации арктических университетов (UArctic) и Ассоциации европейских университетов наук о жизни (ICA).

За последние пять лет профессорско-преподавательский состав и студенты академии приняли участие в 120 мероприятиях по основным направлениям международного сотрудничества, а за рубеж в рамках межуниверситетского сотрудничества было командировано 517 преподавателей, аспирантов и студентов. Большое внимание, несомненно, уделяется развитию студенческих обменов с зарубежными вузами.

Следует отметить, что, несмотря на кризисную ситуацию, сегодня академия реализует 4 международных проекта:

  • Erasmus Mundus – «Международная академическая сеть мобильности с Россией»;
  • TEMPUS ELFRUS – «Разработка квалификационных рамок для землеустройства в российских университетах»;
  • TEMPUS SUSFOR – «Поддержка профессионального образования в области устойчивого лесного хозяйства посредством системы обучения в течение всей жизни»;
  • TEMPUS TradPro – «Разработка и внедрение магистерской программы в области продовольственной безопасности, производства и сбыта традиционных продуктов питания в России и Казахстане».

В этих направлениях ведут активную работу вузы таких стран, как Австрия, Германия, Голландия, Испания, Италия, Казахстан, Молдова, Польша, Франция, Чехия, Швеция.

За период реализации проекта «Эразмус Мундус» «Международная академическая сеть мобильности с Россией» 63 студента, аспиранта и сотрудника Бурятской ГСХА получали знания за пределами страны. Это количество оказалось оптимальным для академии, поскольку объективно отражало потенциал вуза на соответствующий период. Опыт реализации проекта позволяет сделать вывод, что мобильность обучающихся должна проходить при четкой организации и сопоставимости научно-образовательных процессов: учебных планов, технологий обучения и оценки знаний, интеграции исследовательского процесса в учебный, процедур признания результатов обучения в европейских вузах и в своем вузе, других компонентов. Хорошая языковая подготовка и высокая профессиональная компетенция участников международных программ определили качество и устойчивость результатов этой совместной деятельности. Академия была приглашена как партнер в 5 проектов «Темпус», 3 из которых реализуются в настоящее время.

Участие в проектах «Темпус» позволило укрепить потенциал профессорско-преподавательского состава академии с помощью стажировки, летних школ, международных семинаров и конференций. Были разработаны такие новые учебные программы, как магистерская – «Органическое сельское хозяйство», программы бакалавриата по экологии, модули по устойчивому развитию сельских территорий и экологии для повышения квалификации специалистов сельского и лесного хозяйства, обновлены учебное оборудование и библиотечный фонд. Всего за последние десять лет академия приняла участие в 11 проектах «Темпус», в реализацию которых вовлечено более 200 преподавателей и обучающихся.

Таким образом, академическую мобильность можно рассматривать как средство развития и обновления образовательных программ высшего образования России.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: ао-75, личный опыт, БГСХА им. В.Р. Филиппова, академическая мобильность, качество образования

Похожие материалы:
Дуальная подготовка в системе аграрного образования
ЮУПИ: приоритет – качество образования
Процедура лицензирования: возможен ли технологичный подход?
Как оценить компетенции?
Брянская инженерно-технологическая академия: испытание эффективностью
«Росатом». Стратегия развития кадров
Методика внутреннего аудита
Экзамен сдает вуз, принимают – студенты
Российским гражданам – достойное образование
EQAR: возрастание международной активности аккредагентств

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (91) 2016

По приглашению Департамента государственной политики в сфере высшего образования Минобрнауки РФ журнал «Аккредитация в образовании» выступил официальным информационным партнером крупного всероссийского совещания по созданию и развитию опорных университетов. В репортаже с места события освещаются вопросы стратегии инновационного развития российской высшей школы. Представители профессионального сообщества и органов власти сошлись во мнении, что опорные вузы стали ключевым фактором развития многих регионов. Читайте об этом в 91 номере «АО».
Анонс журналаСлово редактора


С 2015 года в проекте «Лучшие образовательные программы инновационной России» используется звездная система оценки образовательных программ и классификации типов профессионально-общественной аккредитации. Хотите пройти аккредитацию на 5 звезд?
Подробнее о проекте
Популярные статьи
Из журнала
#84Актуализация ФГОС при внедрении новых стандартов
#87Новости №87
#84Курс на инновации
#87Рейтингование как инструмент развития
#83Госполитика в сфере образования: приоритеты и перспективы
Информационная лента
09:35Высшая школа автомобильного сервиса откроется в СФУ
09:19ПВГУС снова в числе лидеров
14:00Конкурс на соискание премий Алтайского края в области науки и техники
13:46Специальный проект "100 бесед о науке"
13:34Состоялось заседание рабочей группы «Развитие образования и науки»