Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

УлГТУ: Найти свой путь повышения качества

Ульяновский государственный технический университет осенью отметит пятидесятипятилетие. За годы деятельности вуз стал одним из ведущих центров образования, науки и культуры Поволжья. В университете действует эффективная система менеджмента качества .О главных результатах в этом направлении рассказывает ректор УлГТУ Александр Горбоконенко.

Просмотров: 2437

ГОРБОКОНЕНКО Александр Дмитриевич – ректор Ульяновского государственного технического университета, кандидат технических наук, профессор.
Родился в 1950 году в Краснодарском крае. Окончил Ульяновский политехнический институт по специальности «Авиаприборостроение». Вся трудовая деятельность связана с УлГТУ: занимал должности старшего инженера научно-исследовательского сектора, старшего преподавателя, декана радиотехнического факультета, проректора по учебной работе. В 1999 году избран ректором университета.
Сфера научных интересов – аппаратурный анализ характеристик случайных процессов. Опубликовал 60 научных и учебно-методических работ, в том числе учебное пособие для студентов вузов «Проектирование аналоговых электронных устройств». Автор 5 изобретений.
Академик Российской академии естественных наук и Академии проблем качества. Председатель Совета ректоров вузов Ульяновской области.
Заслуженный работник высшей школы РФ, лауреат премии Правительства РФ в области науки и техники, почетный радист РФ.

Ульяновский государственный технический университет (УлГТУ) в этом учебном году отметит пятидесятипятилетие. За годы деятельности вуз стал одним из ведущих центров образования, науки и культуры Поволжья. В университете действует эффективная система менеджмента качества. О главных результатах в этом направлении нашему журналу рассказал ректор УлГТУ Александр ГОРБОКОНЕНКО.

– Александр Дмитриевич, в основе любой успешной организации лежит правильно сформулированная стратегия развития. Каковы приоритеты деятельности университета?

– Долгосрочная стратегия университета направлена на подготовку широкого спектра специалистов в соответствии с требованиями работодателей на уровне мировых стандартов, развитие кадрового потенциала и преемственности научно-педагогических школ, соответствие уровня материально-технической базы университета современным требованиям.

Выполняя свою миссию, вуз определяет среднесрочные ключевые стратегические приоритеты в своей деятельности, обеспечивающие устойчивое развитие и финансовое благополучие.

В частности:

  • совершенствование организационной структуры университета с целью повышения эффективности управления, реализации всех преимуществ современной модели проектно-ориентированного инновационного вуза, совершенствование системы менеджмента качества с целью обеспечения гарантий качества образования, реализация открытой информационной политики, международного партнерства в научной, образовательной и инновационной сферах;
  • реализация на основе взаимовыгодного стратегического партнерства с работодателями и всеми заинтересованными сторонами согласованного спектра уровней и форм получения непрерывного профессионального образования, обеспечивающего каждому обучающемуся возможность формирования индивидуальной образовательной траектории с учетом дальнейшего профессионального, карьерного и личностного роста;
  • повышение эффективности и результативности научных исследований, более полное использование научного потенциала университета для повышения качества подготовки специалистов, реализация принципа обучения через проведение научных исследований на всех этапах образовательного процесса;
  • подготовка научно-педагогических кадров, обладающих необходимыми компетенциями и инновационным мышлением для внедрения новых образовательных технологий и принципов организации учебного процесса, обеспечивающих эффективную реализацию новых моделей и содержания непрерывного образования, проблемно-ориентированного обучения, в том числе с использованием современных информационных и коммуникационных технологий;
  • развитие у обучающихся компетенций в области создания и реализации социальных проектов и внедрения социальных инноваций, формирование ценностных ориентаций и устойчивой мотивации к получению новых знаний и культурному развитию.

– Какие модели и механизмы реализованы в университете для повышения качества образования?

– Деятельность университета в области повышения качества образования реализуется на основе комплексного подхода, включающего использование различных моделей, стандартов и инструментов обеспечения качества. Используемые подходы гармонизированы и адаптированы к условиям высшей школы. Главными критериями при этом являются результативность и эффективность.

Начиная с 2004 года, в университете ведется целенаправленная работа по внедрению современных систем менеджмента качества. В 2007 году была внедрена и сертифицирована система менеджмента качества на соответствие требованиям стандарта ГОСТ Р ИСО 9001-2001. В 2010 году вторая версия СМК была сертифицирована на соответствие требованиям нового стандарта ГОСТ Р ИСО 9001-2008. Эта СМК разработана в соответствии с Типовой моделью СК ОУ, в проекте по апробации которой в 2006-2007 годах УлГТУ принимал самое активное участие, за что был отмечен благодарственным сертификатом Рособрнадзора.

В рамках деятельности в области стратегического планирования в университете регулярно проводится SWOT-анализ, позволяющий выявить внешние угрозы и возможности, а также сильные стороны университета и возможные области для улучшений. Это помогает вырабатывать комплекс мероприятий, направленных на преодоление внешних угроз и реализацию выявленных возможностей для успешного развития вуза.

С 2007 года УлГТУ ежегодно проводит процедуру самооценки по модели конкурса Рособрнадзора «Системы качества подготовки выпускников образовательных учреждений профессионального образования» и в прошлом году стал его лауреатом.

В 2011 году университету был присвоен уровень «Признанное совершенство EFQM» Европейского фонда (модель EFQM Excellence Award). Такая оценка деятельности УлГТУ, теперь уже и на европейском уровне, является объективной гарантией получения студентами вуза действительно качественного образования, что в дальнейшем способствует успешному трудоустройству и карьерному росту выпускников.

– Каким образом в вузе реализуется система мониторинга качества образования?

– Построению и развитию системы мониторинга качества образования университет уделяет первостепенное значение. В большей степени именно результаты мониторинга ложатся в основу разработки и реализации комплекса мер по совершенствованию деятельности университета по всем направлениям деятельности.

Ядром системы является непрерывный мониторинг ключевых показателей работы всех структурных подразделений, в том числе по показателям аккредитации. Ежегодно в них проводится внутренний аудит, анализируется результативность корректирующих и предупреждающих действий.

Одним из элементов мониторинга является также оценка остаточных знаний студентов, в том числе и при проведении процедуры федерального Интернет-экзамена в сфере профессионального образования (ФЭПО), в котором университет регулярно участвует.

Ежегодно составляется интегрированный отчет по качеству, который включает результаты мониторинга, самооценки вуза, а также оценки эффективности и результативности внутривузовской системы качества. По итогам анализа отчета разрабатываются планы работы по повышению качества образовательной деятельности, в том числе по совершенствованию процедур обеспечения гарантий качества в рамках Стандартов и рекомендаций для гарантии качества высшего образования в европейском пространстве.

На официальном сайте университета (www.ulstu.ru) ежегодно публикуется информация об основных результатах деятельности вуза, в том числе об исполнении бюджета за год. С целью более полного освещения вопросов обеспечения качества в прошлом году дополнительно был запущен информационный портал УлГТУ «Обеспечение гарантий качества образования» (http://quality.ulstu.ru).

– Какое место УлГТУ занимает на региональном рынке труда?

– Университет осуществляет подготовку специалистов в тесном взаимодействии с основными работодателями области и региона. На протяжении многих лет УлГТУ имеет долгосрочные договоры о подготовке специалистов со всеми ведущими предприятиями и фирмами Ульяновской области: ЗАО «Авиастар-СП», ЗАО «АК Волга-Днепр», ОАО «Волжские моторы», ОАО «Ульяновский автомобильный завод» и многими другими.

Главы крупнейших предприятий и фирм входят в состав попечительского совета университета. Многие руководители, начальники отделов, главные специалисты организаций и предприятий, городской и областной администраций являются выпускниками УлГТУ.

Все это позволяет строить работу по подготовке и распределению выпускников напрямую с потребителями.

– Как бы вы определили планы университета по повышению качества образования на ближайшее будущее?

– Дальнейшее совершенствование системы гарантии качества образования университет связывает с реализацией ряда проектов. Среди них проведение независимой общественно-профессиональной аккредитации ряда образовательных программ, широкое внедрение активных форм проведения занятий с использованием современных информационных и коммуникационных технологий, проведение международной аккредитации e-learning в Европейском фонде гарантий качества электронного образования (EFQUEL), разработка и внедрение системы мониторинга процессов формирования компетенций на основе компетентностных моделей выпускника вуза, разработка и внедрение эффективных инструментов взаимодействия с работодателями, активное участие в становлении национальной системы развития квалификаций, в том числе в деятельности экспертно-методических центров и центров сертификации квалификаций.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
В фокусе – мнение работодателя
Качество образования определяет содержание
ТПУ: создание образовательной среды в университете
Качество образования: заметки на полях
Лучшие образовательные программы - результат экспертной оценки
Экспресс-форум: как обеспечить качество образования
Качество образования определяет содержание
Проблема лакунарности в модернизации инженерного образования

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ