Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Профессиональная мобильность как инструмент гарантии качества

В настоящее время в Европе на первый план выдвигаются вопросы взаимного признания академических степеней, а также международного сотрудничества в области гарантии качества. Ставка сделана на профессиональную мобильность, а основным инструментом ее развития выступает Директива, согласно которой институты и государства-члены ЕС должны содействовать трудоустройству и предоставлению услуг посредством консолидации существующих норм профессионального признания.

Просмотров: 3126

К профессиональной мобильности вместе с Европой

В первой декаде ноября в Москве прошла VI Всероссийская конференция Гильдии экспертов в сфере профессионального образования «Внедрение европейских стандартов и рекомендаций в системы гарантии качества образования». Для самой гильдии она стала юбилейной, поскольку именно на конференции 2006 года было принято решение о создании организации. В работе форума приняли участие 125 экспертов высшего образования – руководители вузов, управлений, факультетов и кафедр. Обсуждались актуальные проблемы, такие как разработка внутривузовских систем гарантии качества, подготовка выпускников в условиях внедрения федеральных государственных образовательных стандартов, роль органов студенческого самоуправления в обеспечении качества высшего образования, и главная – как основным положениям Болонского процесса безболезненно влиться в российскую систему ВПО.

Цель – взаимное признание компетенций

Особый интерес у слушателей вызвала тема развития общественно-профессиональной аккредитации в России. Свое видение этого вопроса высказали представители сразу трех российских агентств общественно-профессиональной аккредитации: В.Г. Наводнов, директор Национального центра общественно-профессиональной аккредитации (Нацаккредцентр), С.И. Герасимов, директор Аккредитационного центра Ассоциации инженерного образования России (АЦ АИОР), и В.Д. Шадриков, председатель Высшего экспертного совета Агентства по общественному контролю качества образования и развитию карьеры (АККОРК).

В работе конференции приняли участие зарубежные гости: руководители и сотрудники нескольких европейских аккредитационных агентств: Хорватии, Словакии, Чехии, Эстонии и Казахстана.

Большое впечатление на участников конференции произвел доклад президента Сети агентств гарантии качества стран Центральной и Восточной Европы CEENQA, директора Агентства по аккредитации программ в области инженерии, информатики, математики и естественных наук Германии ASIIN Иринга Вассера «Болонский процесс – 2020: новые тенденции в развитии гарантии качества образования в Европе». В мировом масштабе он обозначил три уровня действия организаций гарантии качества на сегодняшний период: глобальный, европейский (континентальный) и предметный (профессиональный).

Первый представлен INQAAHE – Международной сетью агентств гарантии качества в высшем образовании, которую докладчик сравнил с ЮНЕСКО в рассматриваемой сфере.

На континентальном уровне действуют ENQA – Европейская ассоциация гарантии качества в высшем образовании, ECA – Европейский аккредитационный консорциум, CEENQA – сеть агентств гарантии качества в высшем образовании стран Центральной и Восточной Европы, CANQA – Центрально-Азиатская сеть гарантии качества и аккредитации и APQN – Азиатско-Тихоокеанская сеть гарантии качества.

Предметный уровень представлен такими организациями, как Европейская сеть по аккредитации в области инженерного образования (ENAEE), Европейская сеть гарантии качества образования по информатике (EQANIE), Европейская ассоциация консерваторий (AEC), Комитет по присуждению знаков Европейской химической тематической сети (ECTNA) и рядом других.

Так что же волнует опутанную сетями подобных агентств Европу, которая на протяжении последних десяти лет в числе основных задач Болонских реформ рассматривала развитие академической мобильности студентов, преподавательского и административного состава вузов? Как известно, именно для достижения этих целей в странах, подписавших Болонскую декларацию, вводились два цикла обучения, система накопления кредитных единиц по типу ECTS и прочее.

«На сегодняшний день, – подчеркивает Иринг Вассер, – в Европе достигнуто осознание того, что разработка и внедрение данных инструментов прозрачности, носящих преимущественно процедурный характер, – мера необходимая, но недостаточная для развития профессиональной мобильности, то есть свободы перемещения трудовых ресурсов на общеевропейском рынке труда. Европейский Союз выдвигает требование о взаимном признании компетенций в соответствии со стандартами профессиональной деятельности, что помогло бы устранить препятствия в реформировании в области трудоустройства между отдельными странами Европы в долгосрочной перспективе».

Как результат, в настоящее время на первый план выдвигаются вопросы взаимного признания академических степеней и структур квалификаций, разработки результатов обучения и компетентностных профилей, а также международного сотрудничества в области гарантии качества.

Ставка сделана на профессиональную мобильность, а основным инструментом ее развития выступает Директива 2005/36/ЕС Европейского парламента и совета от 7 сентября 2005 года о признании профессиональных квалификаций, согласно которой институты и государства-члены Европейского Союза должны содействовать трудоустройству и предоставлению услуг посредством консолидации существующих норм профессионального признания в регулируемых профессиях.

Лектор подчеркнул, что «основным инструментом европейской гарантии качества выступает Европейская структура квалификаций, включающая 8 уровней. Уровни 6-8 (бакалавр, магистр, доктор) – продукт Болонской декларации, уровни ниже 6-го – Копенгагенской структуры квалификаций для среднего профессионального образования. В части результатов обучения все, чем мы располагаем на сегодняшний день, – это Дублинские дескрипторы. Однако очевидно: эти дескрипторы не столь полезны, как представлялось ранее, поскольку не принимают во внимание национальный контекст (предписывают, что должен знать и уметь, например, средний общеевропейский бакалавр от Казахстана до Португалии) и не учитывают специфики предметной области».

Профессионалам – «карты» в руки

По всей Европе интенсивно идет процесс образования сетей и ассоциаций, объединяющих агентства аккредитации и гарантии качества, специализирующиеся в определенных предметных областях. Это открывает новые возможности для проектирования общеевропейских стандартов, компетентностных профилей результатов обучения. Ассоциациями профессионального уровня уже разработаны специальные «знаки качества» профессиональной подготовки (quality labels) – своеобразные знаки признания программы или института на общеевропейском уровне. Доктор Иринг Вассер подчеркнул, что Еврокомиссия одобряет их внедрение, финансирует инициативы и определяет их как хорошую практику в области гарантии качества.

Одно из новшеств в европейской системе гарантии качества – введение профессиональных карт. Они должны содействовать мобильности профессионалов в масштабах Европы, способствовать дальнейшему развитию профессиональных навыков и усилению потенциала европейских профессиональных сообществ. Данные об образовании, профессиональном опыте, повышении квалификации – все это будет указываться в профессиональных картах их обладателей.

Докладчик сделал вывод, что введение профессиональных карт можно рассматривать как реакцию на препятствия в развитии профессиональной мобильности вследствие недостаточной прозрачности рынка труда. «Различия в присваиваемых академических степенях и сложность процедур признания тормозят развитие в сфере трудоустройства в европейских странах и между ними. Даже внутри отдельных стран агентствам гарантии качества бывает нелегко достичь доверия к аккредитационным решениям, критериям и процедурам друг друга. А ведь это необходимо сделать, прежде всего, в интересах студентов и выпускников вузов».

Этапы комплексной аккредитации

Как же обстоят дела с гарантией качества высшего образования в странах, чьи представители принимали участие в конференции, например, в Словакии?

Из докладов Марии Голицкой и Милана Пола стало известно, что процедуры комплексной аккредитации впервые прошли в Словакии с 2009 по 2011 годы. За этот период были апробированы все критерии, разработанные аккредитационной комиссией Словацкой Республики (АК РС), изучены условия во всех вузах, определены программы низкого качества, даны рекомендации для повышения качества образования. «Именно результаты оценки практического применения критериев легли в основу тех инструментов и возможностей, благодаря которым АК РС может сегодня провести грань между удовлетворительным и неудовлетворительным качеством деятельности вузов. Настоящий этап комплексной аккредитации закончится в 2011 году, и нужно будет тщательно продумать ее осуществление в последующие шесть лет, с тем чтобы вузы Словакии достигли в сфере науки и исследования результатов, приближающих страну к ведущим государствам Европы и мира». Таков был финал выступления.

Переходное оценивание по-эстонски

Эстонское агентство качества высшего образования представляли директор Хели Маттисен и эксперт в области высшего образования Хиллар Бауман. Они сообщили, что переходный период оценивания программ высшей школы Эстонии начался в 2009 году. До этого времени, начиная с 1997 года, система оценки качества высшего образования предполагала аккредитацию учебных программ (государственное признание), институциональную аккредитацию на добровольных началах, а также регистрацию учебных программ. Все поменялось в 2011 году. В общую систему оценки качества высшего образования в Эстонии вошли проводимые не реже одного раза в семь лет оценка качества группы учебных программ и институциональная аккредитация, присвоение вузу права вести образовательную деятельность в группе учебных программ (государственное признание).

Существует даже термин – «переходное оценивание», которым обозначили специфику и содержание процесса перехода от старой системы оценивания к аккредитации групп образовательных программ и лицензированию. Цель – выявление групп учебных программ и ступеней высшего образования, по которым образовательное учреждение может вести образовательную деятельность, присваивать соответствующие степени и выдавать дипломы государственного образца.

Что же выявило оценивание, основанное на представленных фактах, детально разработанных критериях? Негативную оценку получили 18,7 процента групп программ. За этой цифрой стоят как недостаточные уровни квалификации преподавательского состава для осуществления процесса обучения в рамках соответствующего учебного цикла, исследовательской и инновационной деятельности для поддержания процесса обучения, так и сокращение набора студентов и бюджета. Также официальные квалификации преподавательского состава не отвечают специфическим требованиям группы учебных программ, а сами учебные программы не в полной мере отвечают национальным и международным стандартам.

Учреждение агентства – результат реформирования

Реализацию принципов Болонского процесса в Хорватии начали с внесения изменений в законодательную базу. А одним из результатов реформирования стало учреждение государственного Агентства по науке и высшему образованию, миссия которого заключается в синхронизации систем гарантии качества в вузах, а также в оказании помощи вузам в процессе вхождения высшего образования Хорватии в европейское пространство высшего образования.

Представитель хорватской делегации – на конференции присутствовали директор Агентства по науке и высшему образованию Ясмина Хавранек, заместитель директора Весна Додикович-Юркович и сотрудник секретариата Сандра Безьяк – в своем выступлении отметила, что их агентство сразу столкнулось с рядом проблем, связанных как с традициями хорватского высшего образования, так и последствиями Болонских реформ. В ходе реализации принципов Болонского процесса система высшего образования страны претерпела ряд изменений: разработана национальная структура квалификаций, введен государственный экзамен на получение аттестата зрелости, учреждены новые вузы. И все-таки после пяти лет работы в этом направлении коллектив Агентства по науке и высшему образованию по-прежнему считает повышение уровня трудоустройства выпускников приоритетной задачей.

Держать руку на пульсе

Реформирование, как прозвучало с высокой трибуны, – это всегда сложный процесс в любой стране. Успех возможен лишь при условии четкого понимания стратегических целей, а также при сотрудничестве всех заинтересованных сторон. Россия в этом смысле не исключение и в лице Гильдии экспертов1, пожалуй, играет первую скрипку.

У Гильдии экспертов, созданной пять лет назад в связи с необходимостью реализации Российской Федерацией Болонской декларации, уже богатая творческая биография. Ежегодно она проводит всероссийские научно-практические конференции с изданием сборников статей по вопросам экспертизы качества образования и внедрения Европейских стандартов и рекомендаций. В качестве приглашенных лекторов в разные годы в работе конференций принимали участие Бруно Кюрваль (Франция) – президент Европейской ассоциации по гарантии качества высшего образования, ENQA, Хиллар Бауман – директор Эстонского аккредитационного центра, Ганс Ульрих Шмидт – директор Фонда международной аккредитации по бизнес-администрированию, FIBAA. В прошлом году на конференции присутствовал Питер Вильямс, который три срока был президентом Европейской ассоциации по гарантии качества высшего образования, ENQA.

В июне 2010 года Гильдия экспертов провела I Всероссийскую электронную научно-практическую конференцию «Аккредитация в сфере высшего профессионального образования России: состояние и перспективы», приуроченную к пятнадцатилетию формирования инфраструктуры аккредитации в России. В ее работе приняли участие 234 сертифицированных эксперта из различных регионов нашей страны, по результатам был опубликован сборник научных работ. Гильдия экспертов активно сотрудничает с Национальным аккредитационным центром Казах стана, рекомендуя в состав экспертных комиссий по аккредитации вузов этой страны российских экспертов. Совместно с Казахстанским центром в июне 2010 года на базе Агентства по оценке исследовательской деятельности и высшего образования (AERES) в Париже для экспертов состоялся обучающий семинар-тренинг.

Гильдия экспертов становится активной коммуникативной площадкой для экспертов в сфере профессионального образования. Специализированный сайт обеспечивает методическое сопровождение и on-line консультирование. Широкая представленность специалистов различных профилей экспертной деятельности в составе членов сети (634 человека) позволяет осуществлять подбор и направление российских экспертов для работы в экспертных комиссиях за рубежом (Казахстан, Литва), рекомендовать своих членов в состав консультантов для базы данных Азиатско-Тихоокеанской сети агентств гарантии качества и проектов TACIS. Высокая квалификация и опыт экспертной деятельности членов гильдии дают возможность получить широкую экспертную оценку и поддержку проекта «Лучшие образовательные программы инновационной России», разработанным документам «Положение об общественно-профессиональной аккредитации», «Стандартам и критериям общественно-профессиональной аккредитации» и новым разрабатываемым федеральными университетами образовательным программам. Деятельность гильдии с каждым годом получает все большее признание в среде академической общественности и привлекает новых членов в состав организации.

Но держать руку на пульсе непросто. В перспективе ближайших двух-трех лет в области европейской гарантии качества, по словам доктора Иринга Вассера, ожидается пересмотр Европейских стандартов и рекомендаций для гарантии качества высшего образования ESG, а также создание общеевропейских баз данных лучших практик в области гарантии качества (тенденция глобальная).

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
ENQA: российский опыт в европейском документе
Форум ENQA: сотрудничество и конкуренция
Гарантия качества высшего образования
Медицинское образование: ключевое слово – качество
Европейские рекомендации, российские решения
ENQA: Отчет в зачет
ENQA: вопросов больше, чем ответов
О чем еще говорят… европейцы
Форум членов ENQA
Форум ENQA-2012: жаркие дискуссии в холодном Париже

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ