Поиск по сайту
Вход Регистрация
Х
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Войти через:
Об изданииНаши проектыКонтактыОформить подпискуМЕДИАпланёрка

Электронный журнал об образовании

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОС-3УМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вебинары
Март 2016Май 2016Сентябрь 2016
Партнёры

Удмуртия: кластерный прорыв

В октябре 2014 года правительство Удмуртии утвердило план мероприятий по реализации Стратегии социально-­экономического развития республики до 2025 года. Среди главных целей – развитие региона как поставщика высокотехнологичной продукции на мировой и российский рынки, в том числе вооружений, электротехники, нефтегазового оборудования, автомобилестроения и других. Основой достижения определен кластерный подход.

22.10.2015
Просмотров: 88

В октябре 2014 года правительство Удмуртии утвердило план мероприятий по реализации Стратегии социально-­экономического развития республики до 2025 года. Среди главных целей – развитие региона как поставщика высокотехнологичной продукции на мировой и российский рынки, в том числе вооружений, электротехники, нефтегазового оборудования, автомобилестроения и других. Основой достижения определен кластерный подход. Стоит отметить, что желание развивать кластеры стало не просто бумажной декларацией региональных властей о намерениях. Детальный проект разрабатывался несколько лет, и первоначально предполагалось создать его, исходя из исторической специализации региональной экономики – в сфере производства стрелкового оружия. Но в конечном варианте рамки первоначальной кластерной инициативы значительно расширились – из специфического профильного проекта он превратился в межотраслевой. В конце декабря 2014 года проект одобрила Межведомственная комиссия по технологическому развитию президиума Совета при Президенте РФ по модернизации экономики и инновационному развитию. Так в России родился еще один, 26-й по счету, территориальный инновационный Удмуртский машиностроительный кластер.

На сегодняшний день кластеры развиваются во многих странах, играя роль драйверов инновационной экономики, инкубаторов нового технологического уклада. Основная миссия кластеров – создание условий, позволяющих научным разработкам попасть «из лабораторий в бизнес» кратчайшим и эффективным путем и таким образом повысить конкурентоспособность конкретных территорий за счет их инновационного развития. Для реализации территориальной кластерной стратегии необходимо несколько базовых условий: сильный научно-исследовательский и образовательный сектор, пул профильных производственных предприятий и, наконец, инфраструктура, которая будет способствовать их реальной тесной кооперации и – как результат такой кооперации – появлению нового конечного продукта. Первые кластерные программы стартовали в Европе еще в 80-х годах ХХ века. Но настоящий бум случился в нулевые годы. По данным исследования НИУ ВШЭ «Пилотные инновационные территориальные кластеры в РФ», даже в странах с развитой экономикой свыше 60 процентов инновационных кластеров были запущены только после 1999 года. Но к середине нулевых годов в мире насчитывалось уже около 1,5 тыс. кластеров (сегодня в одной только Кремниевой долине их 17). В России первые 25 пилотных кластерных проектов (инновационных территориальных кластеров), в том числе официально поддержанных и федеральными властями, стартовали в 2012 году в 20 российских регионах.

Российская особенность – по уровню участия в кластерах учреждений высшей школы РФ занимает одно из первых мест в Европе, как отмечает заведующий отделом кластерной политики и руководитель Российской кластерной обсерватории ИСИЭЗ НИУ ВШЭ Евгений Куценко. В общем количестве участников 25 пилотных кластеров в каждый из них вошли в среднем по два­три вуза. По замечанию Е. Куценко, в рамках пилотных инновационных кластеров (по типу они сугубо отраслевые) заметны три модели взаимодействия вузов с предприятиями: 1) реализация образовательных программ по приоритетным для участников кластера направлениям подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, прежде всего инженерных; 2) проведение прикладных исследований совместно с бизнесом; 3) совместное использование инновационной инфраструктуры вузов.

Удмуртия в данном случае находится в том же российском тренде: так, в уже упомянутой Стратегии социально-­экономического развития республики до 2025 года важным партнером в становлении и развитии кластеров названа именно высшая школа. Ее образовательный потенциал и научно-технический задел, безусловно, это позволяют. Например, по данным ежегодного мониторинга деятельности Минобрнауки РФ, удмуртские вузы по ряду показателей (в частности, особенно значимых для реализации кластерной политики – научно-исследовательской деятельности и инфраструктуре) стабильно занимают позиции на уровне или выше среднероссийских значений. В числе инфраструктуры при вузах республики действуют бизнес-инкубаторы, технопарки, центры трансфера технологий и прочее. Выше среднероссийских и такой показатель, как трудоустройство выпускников организаций профессионального образования по полученной специальности в первый год после получения диплома.

Глава Удмуртии Виктор Савельев уверен – реализация программы машиностроительного кластера даст мощный импульс для практической реализации технических и интеллектуальных ресурсов республики в целом. В машиностроительный кластер, якорным предприятием которого станет концерн «Калашников», войдет еще три десятка резидентов, в том числе практически все предприятия ОПК, а также ведущие образовательные и научные организации республики. Таким образом, в кластере будет представлен весь цикл – от науки и подготовки кадров до производства и сбыта продукции, а также сопутствующие направления. Развитие получат робототехника, электроника, деревообработка, химическая промышленность, другие отрасли – всё, что так или иначе связано с созданием современного стрелкового оружия, как комментируют инициаторы проекта. Есть идеи создать в будущем на территории региона и другие кластеры – по производству нефтегазопромыслового оборудования, автомобилестроения и производства автокомпонентов. Руководство республики называет, по меньшей мере, три фактора, благодаря которым регион будет интересным для потенциальных инвесторов, участников кластеров. Это расположение на пересечении транспортных коридоров, соединяющих европейскую и азиатскую части России. Это создание благоприятных условий для инвестирования: по данным российского инвестиционного агентства, республика входит в десятку регионов с лучшей институциональной средой для реализации проектов государственно-частного партнёрства. И, наконец, наличие промышленности, базирующейся на производствах оборонного комплекса России с соответствующими инновационными, научными, исследовательскими структурами и трудовыми кадрами.

Рассказать о кадровой и научно-исследовательской базе кластерной стратегии региона мы попросили руководителей ведущих образовательных организаций республики. Об этом читайте далее в номере.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: кластер, инновации, удмуртская республика, регион, ао-81

Похожие материалы:
Система СПО Удмуртской Республики
Госуниверситет – УНПК: проекты и труд на благо региона
Коллективная модель инноваций
ИжГСХА. Кадры для АПК
Удмуртская республика - региональный обзор
Чёткие ориентиры развития
«Паспорт региона»: шесть интересных фактов
Инновационная платформа агрокластеров
«Инновационный пояс» классического университета
Альма-матер машиностроительного кластера

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 1 (93)

Ключевая тема номера – реалии и перспективы отечественного образования. Ушедший год выявил ряд любопытных, хотя и ожидаемых тенденций. Высшее образование не требуется 65 % специалистов, в то время как повышение качества СПО откроет новый уровень профессиональных возможностей. Работодатели считают качество подготовки выпускников отечественных вузов средним (55 %) или низким (28 %), а политику «зачистки» образовательной системы от неэффективных вузов поддерживает большинство. Об этих и других интересных наблюдениях и прогнозах читайте в 93 номере «АО».
Анонс журналаСлово редактора


С 2015 года в проекте «Лучшие образовательные программы инновационной России» используется звездная система оценки образовательных программ и классификации типов профессионально-общественной аккредитации. Хотите пройти аккредитацию на 5 звезд?
Подробнее о проекте
Популярные статьи
Дайджест № 93 «Аккредитация в образовании»
«Российские вузы перестали вариться в собственном соку!» – объявили международные эксперты....
В Плехановском университете обсудили будущее высшего образования
В 2017 году своё 110-летие отмечает Плехановский университет, вся история которого – отражение...
Слово редактора к №93
Ключевая тема номера – реалии и перспективы отечественного образования. Ушедший год выявил ряд...
Из журнала
#83Конкурентоспособность частной образовательной организации
#86Независимая оценка образовательной деятельности ДОО
#86Новая образовательная модель
#89Экспертное мнение. Владимир Наводнов
#88Паспорт региона: Самарская область
Информационная лента
09:29Case-in: новое слово в инженерном образовании!
09:23Открыт набор в Российско-Китайский бизнес-инкубатор
09:35Высшая школа автомобильного сервиса откроется в СФУ
09:19ПВГУС снова в числе лидеров
14:00Конкурс на соискание премий Алтайского края в области науки и техники