Поиск по сайту
Вход Регистрация
Х
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Войти через:
Об изданииНаши проектыКонтактыОформить подпискуМЕДИАпланёрка

Электронный журнал об образовании

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОС-3УМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вебинары
Март 2016Май 2016Сентябрь 2016
Партнёры

«Инновационный пояс» классического университета

Научно-­исследовательский сектор Удмуртского государственного университета – это два десятка научных школ, 40 учебно-научных лабораторий и целый спектр научных разработок в области медицины, биологии, инженерии, космических исследований, психологии… О том, как используется интеллектуальный потенциал университета в становлении и развитии высокотехнологичного комплекса республики рассказывает ректор УдГУ, Галина МЕРЗЛЯКОВА.

22.10.2015
Просмотров: 78
МЕРЗЛЯКОВА Галина Витальевна – ректор Удмуртского государственного университета, доктор исторических наук, профессор.

Научно-­исследовательский сектор Удмуртского государственного университета – это два десятка научных школ, 40 учебно-научных лабораторий и целый спектр научных разработок в области медицины, биологии, инженерии, космических исследований, психологии, управления, культурологии… УдГУ – признанный центр мирового финно-­угроведения. Широкая сеть международных контактов и совместные проекты с рядом российских и зарубежных партнеров – это тоже из характеристики УдГУ.

Несколько вопросов о том, как используется интеллектуальный потенциал классического университета в становлении и развитии высокотехнологичного комплекса республики, мы задали ректору УдГУ, доктору исторических наук, профессору Галине МЕРЗЛЯКОВОЙ.

– Галина Витальевна, начнем с обобщающего вопроса. Каковы главные особенности развития науки в современном классическом университете, точнее, его преимущества на конкурентном исследовательском поле?

– Классическому университету присуще разнообразие направлений исследований и их фундаментальный характер. Первое дает возможность решения комплексных задач, особенно в тех направлениях, где необходима междисциплинарность. Второе – фундаментальность исследований – при условии их высокого уровня в дальнейшем становится источником рождения новых технологий. Эти две особенности, безусловно, являются конкурентными преимуществами современного классического университета, его научно-исследовательского сектора.

– В октябре 2014 года правитель­ство республики утвердило план реализации Стратегии социально-­экономического развития Удмуртии до 2025 года. Его основой определен кластерный подход, а важным партнером в становлении и развитии кластеров – высшая школа. Какой вклад в реализацию кластерной политики региона намерен внести Удмуртский государственный университет?

– Действительно, кластерный подход позволяет обеспечить системность инновационного развития республики, интегрировать усилия и деятельность разных организаций для достижения поставленных целей. Удмуртский государственный университет, обладая значительным научным и образовательным потенциалом, является важнейшим элементом социально-­экономической структуры региона. В соответствии со стратегией развития университета на 2014-2020 годы образовательные и научно-исследовательские подразделения сегодня объединены в научно-образовательные платформы, которые призваны стать точками роста университетской науки. В рамках этой модели большая роль отводится прикладным исследованиям, ориентированным на региональную экономику. Среди созданных платформ топливно-энергетический комплекс; информационные технологии; робототехника и нелинейная динамика; физика и химия материалов; биотехнологии, молекулярная биология и экология; комплексная безопасность; гуманитарное образование; финно­угорская культура; история и археология; математика и математическое моделирование; физическая культура и спорт; управление социальными системами. Все сформированные платформы сегодня конкурентоспособны на рынке инвестиций и привлекают финансовые ресурсы на проведение НИОКР, ОКР и ТР.

Также УдГУ – участник инновационного территориального Удмуртского машиностроительного кластера. Например, нами реализуется проект организации производства отечественных ингибиторных наноструктурных композиций для нефтяной промышленности и теплоэнергетики. В рамках этого проекта в вузе создана современная инженерно-­химическая лаборатория, разработки которой с успехом применяются на многих теплотехнических системах предприятий Удмуртии и России.

Другим перспективным проектом является разработка высокоманевренных роботизированных мобильных систем, предназначенных для использования в специфических (критических) условиях: движения в стесненных условиях и условиях повышенной агрессивности окружающей среды. Лабораторией нелинейного анализа и конструирования новых средств передвижения УдГУ разработан ряд инновационных конструкций мобильных платформ, реализующих нетрадиционные кинематические схемы передвижения.

Еще один пример проекта, в основу которого легли разработки ученых УдГУ, – исследования в области наноструктурных композиционных материалов. Благодаря им удалось создать конструкцию высоковольтного конденсатора, вес которого в пятьдесят­сто раз меньше по сравнению с обычными блоками конденсаторов. В настоящее время готовится промышленный образец для предприятия компании «Элеконд», ведущего российского производителя конденсаторов.

Университетом наработан хороший опыт в сфере международной научной кооперации. Так, коллективом исследователей УдГУ проведён полный цикл НИР в рамках двух международных проектов МАГНЕФАЗ и ПАРСЕК при финансировании Российского и Европейского космических агентств. Получены технологические режимы обработки материалов с возможностью создания технической документации для открытия производства постоянных магнитов и магнитных материалов. Продукция такого производства – его проект предлагается реализовать в Удмуртии – будет обладать более высоким качеством и потенциалом импортозамещения.

Не менее перспективным является проект по разработке и внедрению в производство так называемой «прозрачной электроники» – изделий на основе нанокристаллических оксидных пленок. Это сенсорные дисплеи, электролюминесцентные излучатели, автомобильные навигационные системы, плазменные телевизоры. Рынок прозрачных проводящих оксидов в 2015 году достигнет примерно 9,4 млрд. долларов (оценка компании NanoMarkets). В университетской лаборатории разработан и изготовлен опытный демонстрационный экземпляр нагревателя с лучшими характеристиками (коэффициент излучения 85-90 процентов, коэффициент пропускания более 95 процентов), чем существующие аналоги.

В области биомедицины коллективом кафедры иммунологии и клеточной биологии на основе принципиально новых результатов собственных исследований разрабатывается вакцина для лечения аутоиммунных заболеваний.

Это лишь некоторые примеры, есть целый ряд других, не менее перспективных проектов.

– В 2011 году Удмуртский государственный университет стал финалистом федерального конкурса программ развития инновационной инфраструктуры вузов. Что представляет собой университетский «инновационный пояс» на сегодняшний день?

Удмуртский государственный университет. Год основания – 1931. Количество студентов – 18 тыс.

По данным ежегодного мониторинга Минобрнауки РФ, показатель количества публикаций на сотню научно-педагогических работников (и индексу их цитирования) в журналах, индексируемых в ведущих международных базах данных Web of science и Scopus, у Удмуртского государственного университета значительно выше медианного значения среди вузов России.

– Участие университета в конкурсе послужило толчком для качественно нового этапа развития инновационной инфраструктуры вуза. Сегодня она практически формализует все актуальные направления инновационной деятельности и представлена центром маркетинга и трансфера технологий (работа на рынке инвестиций, коммерциализация РИД, развитие сети малых инновационных предприятий), центром научно-технической информации (аналитика и управление проектами), инжиниринговым центром (НИР по заказам организаций и предприятий, консалтинг, экспертиза, услуги), центром коллективного пользования (оказание услуг третьим лицам с использованием дорогостоящего научно-исследовательского оборудования, обслуживание, метрология, сертификация), региональным научно-технологическим парком «Удмуртия», различными научно-образовательными центрами. Многие элементы созданной инфраструктуры еще далеки от своей зрелости, но активно растут.

Приведу пример развития одного из малых инновационных предприятий – «Экобиотехнологии». Сегодня здесь проводятся работы по инновационному проекту «Разработка опытной технологии клонального микроразмножения растений с использованием неравновесных конденсированных и аэрозольных сред». Проект имеет особую актуальность для Удмуртской Республики из-за отсутствия на ее территории современной системы питомниководства. Благодаря разработанному методу предприятие получает посадочный материал высшей категории качества, востребованный потребителями.

На сегодня в университете действуют 11 МИП. Часть из них – «Компьютерная динамика», «Иммунодиагностика», «Экобиотехнологии» – активно работают с Фондом содействия малых форм предприятий в научно-технической сфере, имеют инвесторов и перспективные планы расширения своего производства и услуг. Пользуясь случаем, хотелось бы фонду высказать признательность: многое нам удалось сделать благодаря его поддержке.

– «Вузы должны обеспечивать и продвигать внедрение в производство инновационных наукоемких изделий и технологий мирового качества», – отмечается в Стратегии развития республики до 2025 года. Но все­таки движение «от лаборатории до предприятия» университет не может преодолеть в одиночку. Каких партнеров на этом пути сегодня не хватает высшей школе?

– Сегодня вузы могут самостоятельно продвигать свои проекты в основном через МИПы. Но это относительно долгий и непростой путь, и масштабы далеко не те, которые бы обеспечили необходимые темпы роста инновационного сектора экономики. Пока у малых инновационных предприятий большой «латентный период» до экспоненциального роста и большая «смертность», а рынок венчурных инвестиций в старт­апы в России еще очень мал. Вообще, инновационное развитие – это процесс с двусторонним движением, и если бизнес не готов стать партнером в этом процессе, остается «просто заказчиком», ждет, когда ему принесут что­то готовое, да еще и желательно бесплатно, ничего из этого не выйдет. За конкурентное преимущество надо платить, а к этому, на мой взгляд, наш бизнес еще не готов. Да и компетентности для четкой формулировки заказа порой еще не хватает.

Тем не менее понимание необходимости сотрудничества с университетами у современного бизнеса растет. Хотя бы еще и потому, что это выгодно: ведь если бизнес размещает заказ на НИР в вузах и – еще лучше – имеет совмест­ные лаборатории, то за относительно небольшие деньги (исследования проводятся студентами и аспирантами) получит и технологию, и «носителей» этой технологии (выпускников). Кроме того, благодаря университетской лаборатории предприятие будет иметь и стабильный источник технологических нововведений. Такая модель сотрудничества в наших условиях более эффективна, чем практика отчуждения технологии, а затем дополнительного обучения своих работников работе с этой технологией.

– Каковы у УдГУ планы на будущее?

– В ближайших планах вуза достраивать университетский «инновационный пояс», больше внимания уделять маркетингу на рынке инвестиций, воспитывать заказчика и потенциального потребителя как партнера. Одновременно – развивать институты управления интеллектуальной собственности, а также недавно созданный на базе УдГУ инжиниринговый центр (см. подробнее http://www.innovudsu.ru).

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: ао-81, личный опыт, удмуртский государственный университет, инновации, удмуртская республика

Похожие материалы:
Чёткие ориентиры развития
Проектная деятельность как проявление созидательной активности
Челябинская область - научные результаты мирового уровня
Глазов – педагогическая столица Удмуртии
Инновации в воспитательной работе со знаком качества
Удмуртия: кластерный прорыв
Программа развития Сарапульского техникума машиностроения и информационных технологий
Альма-матер машиностроительного кластера
Воспитательная работа в Асановском аграрно-техническом техникуме
Траектория инновационного развития

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (91) 2016

По приглашению Департамента государственной политики в сфере высшего образования Минобрнауки РФ журнал «Аккредитация в образовании» выступил официальным информационным партнером крупного всероссийского совещания по созданию и развитию опорных университетов. В репортаже с места события освещаются вопросы стратегии инновационного развития российской высшей школы. Представители профессионального сообщества и органов власти сошлись во мнении, что опорные вузы стали ключевым фактором развития многих регионов. Читайте об этом в 91 номере «АО».
Анонс журналаСлово редактора


Подведены итоги пятого этапа проекта «Лучшие образовательные программы инновационной России».Лучшими в рамках проекта 2016 года названо более 3000 программ высшего образования из 25 000.
Подробнее о проекте


Журнал «Аккредитация в образовании» стал лауреатом конкурса
«Лидер СПО-2012»Подробнее


Популярные статьи
Дайджест № 91 «Аккредитация в образовании»
В 2016 году Минобрнауки РФ изменило модель распределения субсидий для вузов-участников проекта...
Из журнала
#84Проблемы реализации инклюзивного образования
#87Аккредитационные коллизии ДПО
#87Рейтингование как инструмент развития
#84Россия и Китай: дорога с двусторонним движением
#87Экспертное мнение
Информационная лента
13:19Семь ученых мирового уровня посетят ЮУрГУ
11:38В САФУ обсудили проблематику управления лесами
11:35Инновационный опыт Тольяттинского госуниверситета в массы
11:20Конкурс проектов для ученых России и Болгарии
11:13Магистранты ИРНИТУ проходят обучение в Университете Отто-фон-Герике