Поиск по сайту
Вход Регистрация
Х
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Войти через:
Об изданииНаши проектыКонтактыОформить подпискуМЕДИАпланёрка

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОС-3УМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вебинары
Март 2016Май 2016Сентябрь 2016
Партнёры

ТПУ – инновационный «пояс» университета

Высшая школа в современных условиях – базовый элемент национальной системы, площадка подготовки кадров, источник генерации результатов интеллектуальной деятельности.

Просмотров: 2004

Новые возможности и существующие трудности

В.А. Власов, доктор физико-математических наук, проректор по научной работе и инновациям Томского политехнического университета

О.С. Коваленко, начальник отдела организации и планирования НИР

Е.Е. Селиванова, начальник отдела правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности

В современных условиях высшая школа является базовым элементом национальной инновационной системы. И не только как площадка подготовки кадров, но и как источник генерации результатов интеллектуальной деятельности (РИД), поставщик рынка наукоемкой продукции, инициатор создания элементов инновационной инфраструктуры.

Именно такое понимание заложено в основу федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности» от 2 августа 2009 года № 217-ФЗ.

Не во всех странах университетам предоставлено право участвовать в создании и деятельности start-up кампаний, однако необходимость этого осознана, и работа в названном направлении последовательно проводится в ряде стран. Либерализация указанной сферы в России, безусловно, соответствует передовому мировому опыту. Вместе с тем, хотелось бы отметить, что в зарубежных странах к коммерциализации и трансферту технологий применяется комплексный подход. Например, в США идея более широкого применения различных механизмов передачи технологий для повышения конкурентоспособности промышленности получила признание не только у научного сообщества, но и в различных органах законодательной и исполнительной власти федерального уровня, а также штатов и у руководителей многих промышленных фирм. Благодаря этому, за последние тридцать лет создано правовое поле, охватывающие все этапы инновационного цикла: от проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и закрепления прав на результаты интеллектуальной деятельности за университетами до возможности распоряжаться роялти, предпринимать стимулирующие меры для малых инновационных предприятий.

На первый взгляд кажется, что и в России складывается аналогичная национальная инновационная система. Но давайте рассмотрим ситуацию покомпонентно.

Закрепление за вузами прав на результаты интеллектуальной деятельности. Гражданский кодекс РФ (ч. 4 ) закрепляет права вуза как исполнителя государственных контрактов на созданные результаты интеллектуальной деятельности (РИД), если государственный контракт не предусматривает иное. Правообладателем РИД, полученных в рамках сметного финансирования, также выступает университет. Однако в данной области имеется ряд ограничений. Во-первых, Российская Федерация имеет право на безвозмездную неисключительную лицензию. Во-вторых, существуют административные барьеры, не позволяющие распределить, а следовательно, и закрепить права на результаты интеллектуальной деятельности между исполнителем и соисполнителем. В-третьих, окончательно не определены условия, на которых вуз вправе использовать такие результаты, и то, как будет распределяться доход от их коммерциализации. На сегодня университет не может тратить деньги, поступившие в виде роялти, даже заплатив налог на прибыль, поскольку генеральное разрешение, согласованное с Минфином РФ, не содержит такой статьи расходов. Получается, что эти средства должны уйти в бюджет. Аналогичная ситуация может сложиться и с расходованием дивидендов, которые университет вправе получить от инновационных предприятий.

Право вузов учреждать хозяйственные общества. Федеральный закон от 2 августа 2009 года №   217-ФЗ, несомненно, открывает для вузов возможности создать серийное производство инновационной и наукоемкой продукции и направлять финансовые средства в процесс генерации знаний. Малые инновационные предприятия – более эффективная форма коммерциализации деятельности, нежели существующие прежде. Она позволяет воплощать в жизнь инновационные проекты с перспективой не только получать дивиденды от учрежденных предприятий, но и спонсорскую помощь от успешных компаний. Кроме того, университет расширит свою деятельность по получению и размещению заказов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, вовлечению студентов, аспирантов и молодых ученых в инновационный процесс.

Новые возможности, предоставленные федеральным законом № 217, таковы:

  1. Вуз имеет право учреждать хозяйственные общества с целью практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности.
  2. Вуз имеет блокирующий пакет (более 25 процентов в акционерном обществе, более 1/3 в обществе с ограниченной ответственностью), влияющий на принятие решений по основным вопросам деятельности, определенным в уставе; доля других участников общества должна быть оплачена денежными средствами не менее, чем наполовину.
  3. Учрежденные инновационные предприятия, независимо от размера доли вуза, могут участвовать в конкурсах и программах как малое предприятие, если условия конкурса не содержат ограничений.
  4. Оценку прав на использование результатов интеллектуальной деятельности до 500  тыс. рублей осуществляют учредители (без привлечения независимого оценщика).

Воспользоваться этими возможностями могут все учебные заведения высшего звена, имеющие исключительные права на закрытый перечень результатов интеллектуальной деятельности: программы для электронных вычислительных машин, базы данных, изобретения, полезные модели, промышленные образцы, селекционные достижения, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау). Причем вузы гуманитарного и педагогического профилей могут внедрять результаты интеллектуальной деятельности, например, программы для ЭВМ, ноу-хау, не открывая малое предприятие. Для них это экономически целесообразнее.

Закон направлен на вывод производственной и научно-технической деятельности за пределы бюджетного образовательного учреждения. Но в нем имеется ряд неясностей и ограничений.

Прежде всего, возникает вопрос, как быть с хозяйственными обществами, которые уже созданы и входят в состав «инновационного пояса» вуза? Из закона не следует, что бюджетные учреждения могут быть их участниками, а тем более учредителями (даже в случае «перерегистрации», в рамках измененного законодательства об обществах с ограниченной ответственностью). Для уже созданных инновационных предприятий, на наш взгляд, возможны два пути. Один – самостоятельное развитие существующих проектов. Другой – выделение одного из направлений развития в самостоятельный проект и создание нового предприятия, в состав которого войдет и университет. Какой вариант предпочтительней, зависит от успешности реализуемого проекта и возможности дальнейшего развития в рамках дочернего предприятия.

Правоспособность хозяйственных обществ, учредителями которых могут быть вузы, ограничена практическим применением (внедрением) результатов интеллектуальной деятельности. Иной деятельностью такие общества заниматься не вправе, что существенно снижает финансовую устойчивость start-up компаний.

Закон № 217 не только дает право на использование результатов интеллектуальной деятельности, но и предусматривает возможность вносить в уставный капитал денежные средства, оборудование и иное имущество, находящееся в оперативном управлении высших учебных заведений в порядке, установленном Гражданским кодексом РФ. Вместе с тем, бюджетное законодательство запрещает направлять средства на создание других организаций (см. федеральный закон от 24 ноября 2008  года «О федеральном бюджете на 2009  год и на плановый период 2010 и 2011  годов» №   204 -ФЗ).

Уставный капитал общества с ограниченной ответственностью на момент его регистрации должен быть оплачен участниками не менее чем наполовину (федеральный закон от 8 февраля 1998 года № 14 -ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», ст. 90). Если доля университета составляет более 50 процентов, возникает проблема, так как заключить лицензионный договор можно только с созданным субъектом права, то есть с юридическим лицом после его государственной регистрации. Помимо этого, договор о предоставлении прав на использование запатентованных результатов инновационной деятельности (изобретений, полезных моделей) вступает в силу с момента регистрации Роспатентом.

При передаче права на использование результатов интеллектуальной деятельности в уставный капитал малого предприятия,эти результаты в оцененном виде будут отражены на забалансовом счете. Тогда могут возникнуть проблемы, связанные с учетом оцененных прав в составе стоимости чистых активов, и, как следствие, уставный капитал созданного хозяйственного общества уменьшится на указанные суммы. А если окажется, что стоимость чистых активов общества меньше определенного законом минимального размера уставного капитала, общество подлежит ликвидации (ст. 90, 99 Гражданского кодекса РФ, Порядок оценки стоимости чистых активов акционерных обществ, утвержденный Приказом Минфина России и ФКЦБ России от 29.01.2003 г. № 10н/03-б/па).

Предприятия, созданные в рамках закона № 217, не могут применять упрощенную систему налогообложения, поскольку доля юридического лица в уставном капитале такого хозяйственного общества составит более 25 процентов (подпункт 14 п. 3. 34 6.12 Налогового кодекса РФ).

Как показывает практика, малые инновационные предприятия неизбежно начнут конкурировать с вузом по отдельным научным направлениям (несмотря на то, что они сориентированы на создание наукоемких производств, а университеты – на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ). Может случиться так, что значительная часть заказов на выполнение НИОКР и поставку научно-технической продукции будет реализовываться через предприятия «инновационного пояса» и объем хоздоговорных работ университета снизится. Проблема в том, что такая «потеря» не подлежит компенсации при формировании основных показателей вуза.

Итак, шероховатости в законе есть. Но они не должны стать сдерживающим фактором развития инновационного бизнеса.

Стимулирование инновационных предприятий. Для развития системы коммерциализации научных разработок и технологий через «пояс» инновационных предприятий вуза необходимы нормативно-правовые акты, закрепляющие право таких организаций на получение налоговых льгот и экономических преференций. В них должны быть отражены следующие возможности:

  1. Применение упрощенной системы налогообложения, что значительно облегчит налоговую нагрузку start-up компаний. В таком случае свои дивиденды университет сможет получить в виде заказов на выполнение НИОКР, в дальнейшем – в виде спонсорской помощи.
  2. Сдача в аренду закрепленных за университетом помещений вновь созданным юридическим лицам с применением системы коэффициентов, используемых бизнес-инкубаторами: например, в первый год размещения – 0,4 , во второй – 0,6, в третий – 0,8 от установленной ставки арендной платы.
  3. Стимулировать инновационные предприятия, созданные в рамках ФЗ №   217: предположим, тиражируя опыт Томской области (закон Томской области от 4 .09.2008 г. № 186-ОЗ «Об инновационной деятельности в Томской области »).

В Томском политехническом университете сформирована своя инновационная инфраструктура (инновационно-технологический
центр, студенческий технологический бизнес-инкубатор, ООО «Технологический инкубатор ТПУ»), что позволяет, используя возможности профильных подразделений, доводить разработки до стадии серийного производства, привлекать финансы для реализации инновационных проектов на различных стадиях, наладить оптимальное взаимодействие с промышленностью и бизнесом (рис. 1).

Имеется и опыт учреждения хозяйственныхобществ с внесением в уставный капитал прав на объекты интеллектуальной собственности: так, в состав имущества созданного в 2004 году Технологического инкубатора ТПУ внесены права на 5 объектов интеллектуальной собственности. На сегодня инкубатор является участником 8 инновационных предприятий.

Поскольку наше учебное заведение имеет статус Национального исследовательского университета ресурсоэффективных технологий, одним из критериев его успешного развития является количество малых предприятий, входящих в состав инновационного пояса. Всего их насчитывается более 50, резидентами особой экономической зоны технико-внедренческого типа г. Томска являются  3. Основные сферы деятельности малых предприятий показаны на рис 2. Нет сомнения, что со временем «пояс» будет расширяться. В рамках реализации нового закона в университете уже отобрано 10 инновационных проектов, готовых к реализации в рамках малых инновационных предприятий и ведется работа по созданию хозяйственных обществ на основе различных видов результатов интеллектуальной деятельности: это изобретения, полезные модели, программы для ЭВМ, ноу-хау. В октябре 2009 года учреждено инновационное предприятие – ООО «Научно-техническое предприятие «Киберцентр».

Исходя из имеющегося опыта и изменений действующего законодательства, хотелось бы сказать, что особенно важными вопросами, касающимися формирования пакета инновационных проектов, подготовленных к реализации в рамках малого инновационного предприятия, являются:

  • проведение идентификации прав на результаты интеллектуальной деятельности;
  • определение наличия и объема прав;
  • сроки действия и территории охранных документов;
  • постановка на бюджетный учет прав на результаты инновационной деятельности;
  • источники финансирования НИОКР.

Особое внимание нужно уделить вопросам урегулирования правовых отношений с авторами результатов интеллектуальной деятельности.

Когда доля в уставном капитале оплачивается правами на использование ноу-хау, должен соблюдаться внутренний порядок сохранения коммерческой тайны. При формировании пакета документов об учреждении хозяйственных обществ необходимо учитывать специфику университета как бюджетного образовательного учреждения в строгом соответствии с требованиями ФЗ № 217.

В завершение, хотелось бы подчеркнуть, что, вне всякого сомнения, данный закон позволит снизить налоговую нагрузку при реализации инновационных проектов в рамках малых предприятий, упростит взаимодействие партнеров как коммерческих организаций, действующих в едином правовом поле. Томский политехнический университет готов поделиться опытом с коллегами, оказать методическую помощь в вопросе учреждения вузом малых инновационных предприятий.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: томская область, технопарки, томский политехнический университет, законодательство в образовании, точка зрения, ао-34

Похожие материалы:
Каков новый порядок присуждения учёных степеней?
Традиции лидерства. Нефтегазовое образование В Сибири
Пётр Чубик: «Ландшафт консорциума томских вузов может измениться»
«Газпром» создает образовательный центр на базе Томского политеха
Вузы обяжут проверять дипломы и диссертации на объём заимствований
Закон о распределении бюджетных мест: опыт Казахстана
Лучшие представители научной и образовательной сферы Томска
Утверждено новое положение о присуждении ученых степеней
Перспективы развития технопарков в России
Технопарки в России и мире

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 5 (105) 2018

Что день грядущий нам готовит? Как следует из доклада об основных направлениях деятельности Правительства РФ до 2024 года – вхождение России в число пяти крупнейших экономик мира. В отношении науки и образования планы не менее масштабные: ускорение темпов научно-технологического развития должно обеспечить стране место среди пяти ведущих мировых держав, а эффективная образовательная политика – удовлетворить спрос стратегически важных отраслей в высококвалифицированных кадрах. Об этом и других сценариях будущего читайте в новом номере «АО». А еще мы открываем новую рубрику. Пропустить невозможно!

Партнеры
Популярные статьи
В БФУ им. И. Канта пройдет I международный форум «Я-НАСТАВНИК»
Ключевыми мероприятиями Форума станут: пленарное заседание, круглые столы, образовательные...
В ЮФУ проходит форум "Международный диалог: инклюзия через всю жизнь"
В Южном федеральном университете 13-15 ноября проходит Всероссийский образовательный форум с...
АлтГУ и Федерация шахмат Алтайского края подписали соглашение о сотрудничестве
В соответствии с документом стороны будут совместно развивать шахматный спорт на территории...
Первый Байкальский международный салон образования объединит профессионалов в области новых образовательных технологий
С 22 по 24 ноября 2018 года в Иркутске в выставочном комплексе «Сибэкспоцентр» впервые пройдет...
В ТюмГУ разрабатывают новый способ доступа к аккаунтам
Студенты ТюмГУ разрабатывают приложение для управления учётными данными на основе биометрической...
Из журнала
#102BabySkills – ранняя профориентация по стандартам WSR
#102Александр Домошницкий о секрете успеха интернет-олимпиады по математике
#94Томский государственный архитектурно-строительный университет достойно встретил 65-летие
#98Модель самоорганизации результативной образовательной системы колледжа
#100Как учить поколение Z
Информационная лента
09:07Сотрудничество СПбГИКиТ с зарубежными партнерами и корпорацией Canon Inc.
08:56Новая образовательная программа повышения квалификации ВятГУ и ООО «Нанолек»
08:53БГТУ им.В.Г.Шухова и Ферганский политех создадут российско-узбекский факультет
08:43РЭУ им. Г.В. Плеханова презентовал программы и проекты по цифровой экономике для институциональных инвесторов
08:26СКФУ стал международной площадкой для диалога о проблемах инклюзивного образования