Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Ставропольская государственная медицинская академия - призвание медицина

Ставропольская государственная медицинская академия отметила семидесятилетний юбилей. Сегодня вуз является одним из ведущих медицинских вузов Южного федерального округа.

Просмотров: 9455
МУРАВЬЕВА Валентина Николаевна – ректор Ставропольской государственной медицинской академии, доктор медицинских наук, профессор

Осенью прошлого года Ставропольская государственная медицинская академия отметила семидесятилетний юбилей. В исторических масштабах это небольшой срок, однако каждый год стал своеобразной вехой в становлении и развитии вуза, ознаменовавшей весомые успехи и достижения. Сегодня академия является одним из ведущих медицинских вузов Южного федерального округа, и ее диплом гарантирует высокое качество подготовки и профессионализма выпускника. О Ставропольской государственной медицинской академии рассказывает ректор Валентина МУРАВЬЕВА.

Абитуриент и профориентация

– Валентина Николаевна, в условиях демографического спада борьба вузов за абитуриентов усилилась. Какие шаги предпринимает Ставропольская медицинская академия, чтобы в вуз пришли именно те молодые люди, для которых медицина станет призванием?

– Наша академия, к счастью, не испытывает недостатка в абитуриентах. Более того, на бюджетные и сверхплановые места конкурс в этом году был выше, чем в прошлом, а проходной балл составил на лечебном факультете 205, на стоматологическом – 203, на педиатрическом – 191. Но дело не в количестве поданных заявлений. Мы заинтересованы в том, чтобы в академии учились студенты, выбравшие ее в результате профессиональной ориентации, а потому начинаем работу с потенциальными абитуриентами задолго до того момента, когда они определятся с выбором будущей профессии.

В академии разработан целый комплекс профориентационных мероприятий, который начинается с традиционного дня открытых дверей в нашем вузе. Это яркий, запоминающийся праздник, всегда привлекающий много гостей – абитуриентов и их родителей. В нынешнем году в нем приняло участие более 800 школьников выпускных классов из 38 районов Ставропольского и Краснодарского краев, Ростовской области, Адыгеи, Калмыкии, Карачаево-Черкесии и Кабардино-Балкарии.

Думаю, особое впечатление произвели экскурсии по вузу, нашим стоматологическим поликлиникам, библиотечному корпусу и, конечно же, музеям на кафедрах нормальной анатомии и оперативной хирургии и топографической анатомии, после посещения которых молодые люди выходили оживленные, горячо обсуждая увиденное.

В рамках дня открытых дверей состоялись встречи абитуриентов с ведущими учеными вуза, работали консультационные пункты, в которых будущие абитуриенты могли получить исчерпывающую информацию об условиях приема в академию, возможности получения кредита на образование в банках, а также выяснить юридические вопросы, касающиеся поступления в вуз.

Ставропольская государственная медицинская академия располагает 6 факультетами, на которых обучаются как российские, так и иностранные студенты. Гордостью вуза являются его высококвалифицированные научно-педагогические кадры. На 73 кафедрах трудятся 95 профессоров, 93 доктора наук, 126 доцентов и 195 ассистентов – кандидатов наук.

Должна сказать, что профориентационной работе в академии уделяется очень большое внимание, и она ведется в тесном контакте с Министерством здравоохранения Ставропольского края. В органы и учреждения здравоохранения и образования рассылаются информационные письма, на сайте академии размещается подробная информация, включающая все необходимые будущим абитуриентам сведения, в том числе о подготовительных курсах. Высококвалифицированные преподаватели проводят профориентационные встречи с выпускниками школ и их родителями в районах края. Эти беседы всегда проходят неординарно и эмоционально, сопровождаются показом фильма об истории и сегодняшнем дне академии. Школьники получают красочные буклеты, рассказывающие о нашем вузе, и специальные номера газеты академии «Medicus».

Активная профориентационная работа дает свои результаты. В нынешнем году все места по конкурсному набору были заполнены, причем более половины зачисленных студентов составили жители Ставропольского края.

– Адаптация вчерашних школьников к вузовской жизни – весьма сложный процесс, зачастую ведущий к «потере» студентов…

– Полностью с вами согласна, но мы прилагаем все возможные усилия, чтобы максимально ускорить адаптацию начинающих обучение. В этом году в академии в рамках программы «Введение в специальность» была проведена «Неделя первокурсника», во время которой состоялись очень интересные мероприятия – праздник, посвященный Дню знаний, встречи первокурсников всех факультетов с ведущими учеными вуза, юридической службой, руководителями центров по воспитательной работе. Студенты старших курсов, участвующие в творческих студиях академии, подготовили прекрасную концертную программу. Наш коллектив постарался предусмотреть те проблемы, сложности, вопросы, которые могут возникнуть у учащихся, только что переступивших порог вуза.

Специально для этого, например, мы подготовили путеводитель для первокурсников, в который, помимо общих сведений о городе Ставрополе и академии, включили информацию о правах и обязанностях наших студентов, список телефонов, по которым можно обратиться за помощью. Кстати, в первые дни сентября начали свою работу психологическая служба для студентов и «телефон доверия», организованные кафедрой психиатрии, психотерапии с курсом неврологии и клиникой пограничных состояний.

Для реализации программы «Здоровая Россия» в нашем вузе стартовал проект, в рамках которого создан центр студенческого здоровья, проводятся медицинские осмотры учащихся, начата работа по формированию «паспортов здоровья».

Достойным итогом первой недели сентября стал день добрых дел, во время которого студенты первого курса оказали помощь в благоустройстве социальному приюту «Росинка», реабилитационному центру для детей-инвалидов, городским клиническим больницам.

Но с завершением «недели первокурсника» не заканчивается забота о наших новичках, их постоянно держат в поле зрения, опекают и направляют деканаты и кураторы.

Научный потенциал огромен

– Одной из важнейших составляющих качественного образования является научная работа, проводимая в вузе. Расскажите, пожалуйста, об успехах академии в этой области.

– С гордостью могу сказать, что исследования ученых Ставропольской медицинской академии актуальны, имеют прикладное значение и получают высокую оценку как в нашей стране, так и за рубежом. Вот последний пример. В октябре пришло известие о том, что наш молодой ученый, заведующий кафедрой микробиологии, иммунологии и вирусологии, доктор медицинских наук, профессор И.А. Базиков с коллегами получил диплом на открытие по теме «Явление трансдермального переноса биологически активных веществ с помощью ниосом».

В академии сформировалось несколько научных школ: хирургическая, гастроэнтерологическая, инфекционистов, оториноларингологов и фармакологов, – представители которых проводят уникальные исследования. Профессорами А.З. Вафиным и А.Н. Айдемировым разработаны методики хирургического лечения эхинококкоза печени, заболеваний легких и плевры с использованием плазменного скальпеля. Сотрудники кафедры клинической фармакологии под руководством профессора В.А. Батурина создали ряд тест-систем, позволяющих многократно увеличить возможность выявления бактериальных агентов – возбудителей распространенных заболеваний человека, а также различных аллергенов. Профессор И.В. Боев и его коллеги разработали и внедрили в практическое здравоохранение не имеющие аналогов в нашей стране и за рубежом методики комплексной медико-психологической поддержки человека в условиях мирового экономического кризиса. Инновация профессора В.И. Ефременко касается создания с использованием нанотехнологий липосомальных лекарственных препаратов направленного действия, позволяющих в несколько раз усилить лечебный эффект, сократив при этом дозировку и уменьшив их побочные действия. В настоящее время речь идет о расширении спектра исследований по этой проблеме и создании центра «Бионаноструктура» с целью внедрения лекарственных и лечебно-профилактических препаратов в промышленное производство.

Научные разработки ученых академии отмечены многочисленными медалями международных салонов инноваций и инвестиций. Мы планируем открыть и другие малые предприятия по производству разработанной в академии научной продукции, которые обеспечат возможность практического воплощения научных идей, дополнительного заработка нашим ученым и трудоустройства многих выпускников вуза.

Кстати, не отстают от «взрослой науки» студенты и молодые ученые академии. Только за последнее время они стали обладателями многих престижных наград. Проекты студентов Х. Чагарова и О. Афанасьевой – победителей программы «УМНИК-2008» – получили гранты от Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере при правительстве России. В настоящее время Х. Чагаров является клиническим ординатором кафедры клинической лабораторной диагностики факультета последипломного и дополнительного образования, а О. Афанасьева – научным координатором проекта ООО НПО «Биотехнология будущего».

Аспирант кафедры патологической физиологии Е. Будкевич выиграла грант на участие в работе III Международной конференции по когнитивной науке в 2008 году, аспирант кафедры детской хирургии с курсом анестезиологии и реаниматологии Р. Моторина – грант на участие в IV конгрессе «Europaediatrics-2009». Выпускник стоматологического факультета, а ныне клинический ординатор кафедры челюстно-лицевой хирургии и стоматологии детского возраста Е. Брагин занял третье место среди студентов-стоматологов России по итогам III Всероссийской студенческой олимпиады – 2009. На проводимой в мае 2009 года III Всероссийской студенческой Интернет-олимпиаде по латинскому языку и медицинской терминологии среди студентов медицинских и фармацевтических факультетов высших учебных заведений России, Украины и Белоруссии весь пьедестал почета заняли наши первокурсники – Магомет, Асият и Аминат Байчоровы.

За годы своей деятельности академия подготовила около 30 тыс. врачей, на факультете последипломного и дополнительного образования прошли профессиональное усовершенствование более 56 тыс. специалистов. Выпускники работают и практическими, и главными врачами лечебно-профилактических учреждений, возглавляют научно-исследовательские институты и проблемные лаборатории, факультеты и кафедры высших учебных медицинских заведений, являются организаторами здравоохранения самого высокого уровня в разных странах

В академии есть прекрасная традиция – проводить ежегодные Швейцеровские чтения «Благоговение перед жизнью», в которых принимают участие студенты младших курсов. Несмотря на юный возраст, они выбирают и раскрывают в своих исследованиях достаточно сложные темы: «Воспитание нравственности будущего врача на идеях гуманизма А. Швейцера», «Способы решения психологических проблем онкологических больных», «Справедливость распределения медицинской помощи», «Проблема отношения к наркозависимым людям», «Проблемы эвтаназии». Одна из таких работ, выполненная студенткой М. Горбунковой, была награждена дипломом Всемирной медицинской академии имени Альберта Швейцера как лучшее исследование, посвященное деятельности этого великого человека. Приобщение студентов к научной работе является неотъемлемой составной частью обучения и воспитания будущих врачей, ведь качественное образование в сочетании с навыками исследовательской деятельности делает молодого специалиста конкурентоспособным в нынешних, достаточно сложных, экономических условиях.

От студента к профессионалу

– А насколько востребованы выпускники Ставропольской государственной медицинской академии?

– Чтобы «отслеживать» судьбу наших бывших студентов – ныне молодых специалистов, в академии создан центр по работе с выпускниками. Его сотрудники ники занимаются трудоустройством выпускников, развивая активные связи с лечебными учреждениями и органами местного самоуправления районов края; формируют единую информационную базу врачебных вакансий в учреждениях здравоохранения края и других субъектов Южного федерального округа, информируют о них студентов старших курсов и выпускников; организуют ежегодные встречи выпускных курсов с потенциальными работодателями. Например, в 2009 году академию окончили 527 выпускников, 520 из которых были трудоустроены согласно заключенным договорам. При этом 360 вчерашних студентов направлены на работу в учреждения здравоохранения Ставропольского края.

Кроме того, центр с помощью анкетирования среди руководителей лечебно-профилактических учреждений края изучает качество подготовки врачебных кадров. По отзывам, большинство наших выпускников зарекомендовало себя высокообразованными, квалифицированными специалистами, соответствующими требованиям современной медицины.

– В академии учатся и иностранцы. Удается ли поддерживать с ними связь после окончания вуза?

– Обучение иностранных граждан в Ставропольской государственной медицинской академии ведется с 1961 года. За это время подготовлено более 1300 иностранных специалистов из 83 стран Европы, Азии, Африки и Латинской Америки. Из них около 200 окончили клиническую ординатуру и аспирантуру. Многие выпускники занимают ведущие позиции в национальном здравоохранении и являются гордостью академии. Так, профессор Ганс Питер Кинцль долгое время возглавлял судебно-медицинскую службу Германии, Орхий Паул Ботвев (Нигерия) является профессором Техасского университета (США), Coy Юсуф – главный уролог в Мали, депутат национального парламента, Аль-Абси Джалаль – главный дерматовенеролог в Йемене, Хамди Мустафа – главный травматолог Иордании. Академия поддерживает связи и имеет сведения о судьбе более 60 процентов выпускников вуза. Нас радуют их успехи, в адрес академии от них часто приходят благодарственные письма.

С 2005 года обучение иностранных граждан ведется на английском языке, а для этого подготовлен преподавательский состав, студенты полностью обеспечены учебниками и учебно-методической литературой.

В настоящее время в академии обучается около 600 иностранных граждан из 28 стран мира, превалируют студенты из Индии. Посольство этой страны в Москве и индийские фирмы дают высокую оценку подготовке своих граждан в Ставропольской государственной медицинской академии. Хочется привести выдержку из письма директора индийской фирмы «A.J. Trust Educational Consultancy»: «В Индии ваша академия известна как Number One University по обучению индийских студентов. О вашей академии сообщается в газетах, на телевидении, на выставках по образованию. Мы уверены, что выпускники-иностранцы возьмут с собой на родину все самое ценное, что они приобретают в Ставропольской государственной медицинской академии: хорошие знания, сострадание, милосердие, беззаветное служение профессии».

– Студенческое самоуправление также является немаловажным фактором повышения конкурентоспособности будущих специалистов, так как формирует в них лидерские качества. Какие условия обеспечены в академии для участия в студенческом самоуправлении?

– На протяжении многих лет в вузе работает студенческий профсоюзный комитет, представляющий интересы студентов академии в ректорате и ученом совете. В последнее время особенно заметно желание нашей молодежи реализовать себя в качестве общественных лидеров, активно участвовать во всех сферах жизни академии. Прекрасной возможностью для этого стали школы студенческого актива, которые проводят обучающие тренинги и мастер-классы по вопросам толерантности, теории лидерства и многим другим. В этих школах создаются, а затем находят воплощение в жизни академии очень оригинальные и перспективные, на мой взгляд, студенческие проекты: такие, например, как «Школа кураторского искусства», «Центр оповещения студентов», «Студенческая биржа труда» и другие. Недавно состоялось очень важное, на мой взгляд, событие в жизни академии: был создан союз студентов нашего вуза. Уже прошла его первая конференция – учредительная, на которой были приняты проекты устава, структуры этой общественной организации, избран координационный совет союза, определены основные направления деятельности. Это знаковый момент в развитии студенческого самоуправления вуза.

Выйти на новый уровень

– Какие задачи стоят перед коллективом академии на ближайшее будущее?

– Программа-минимум – успешно пройти предстоящие в ноябре процедуры лицензирования и государственной аккредитации. Именно подготовка к этому важному событию особенно сплотила коллектив вуза, и, я надеюсь, общие усилия увенчаются успехом.

Несмотря на кризис и непростые экономические условия, наш учредитель – Министерство здравоохранения и социального развития РФ – выделил немалые средства для совершенствования материально-технической базы академии, поэтому в ближайшее время удастся осуществить масштабные ремонтные работы, которые, конечно же, значительно преобразят облик кафедр. Еще нуждаются в приведении в порядок вузовские санаторий-профилакторий «Искра», физкультурно-оздоровительный комплекс и спортивно-оздоровительный лагерь «Ставрополье» на Черноморском побережье. Их мы также планируем отремонтировать в текущем учебном году.

Среди первоочередных задач могу назвать и разработку новых форм социальной поддержки студентов, ветеранов академии, много лет проработавших в ней, а также попавших в трудную жизненную ситуацию сотрудников.

Проектом будущего – надеюсь, не столь отдаленного – является строительство многопрофильной клиники академии. Над воплощением работает весь коллектив.

Но самая важная задача – достижение такого уровня подготовки специалистов, чтобы теоретические знания и практические навыки наших выпускников соответствовали мировым стандартам, а диплом Ставропольской государственной медицинской академии имел признание не только в России, но и за рубежом.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
От учебы в колледже – к успеху в жизни
Северо-Кавказский государственный технический университет: опережая время
Северо-кавказский гуманитарный институт - акцент на профориентацию
Инновационный вуз концепций и условий
Преемственность в системе образования
Ставропольский ГМУ отметил восьмидесятилетие
Становление негосударственного вуза в Невинномысске
Совет ректоров вузов Ставрополья
Ставропольский институт бизнеса и технологий «Бизнестранс»
ММА: гармонизация медицинского образования

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ