Поиск по сайту
Вход Регистрация
Х
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Войти через:
Об изданииНаши проектыКонтактыОформить подпискуМЕДИАпланёрка

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОС-3УМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вебинары
Март 2016Май 2016Сентябрь 2016
Партнёры

Медицинское образование: коррекция учебных программ

В статье рассматриваются основные недостатки существующих учебных программ по специальным дисциплинам медицинского вуза и рост дисциплин учебного плана. В конечном итоге, складывается положение, при котором молодой специалист, приступая к самостоятельной работе, не имеет навыка клинического мышления.

Просмотров: 2583

Коррекция учебных программ как требование времени и обстоятельств

В.Н. МУРАВЬЕВА, и.о. ректора Ставропольской государственной медицинской академии, доктор медицинских наук, профессор
Ю.А. ФИЛИМОНОВ, проректор по учебной работе Ставропольской государственной медицинской академии, кандидат медицинских наук, доцент

Из официальных источников известно, что в 40-60 процентах случаев качество оказания медицинской помощи оставляет желать лучшего. Причин этого несколько, но основной из них является «человеческий фактор», то есть уровень профессионализма врачей.

Подготовка врачебных кадров проводится по учебным программам высшего медицинского образования, которые, как показывает практика организации учебного процесса в вузе, не отвечают современным требованиям.

Думается, основными недостатками существующих учебных программ по специальным дисциплинам медицинского вуза можно считать следующие.

– Каждая из программ рассчитана на изучение отдельного предмета вне связи с другими дисциплинами вуза, то есть выключена из общей системы подготовки врача.

– Каждая программа предоставляет собой перечень тем теоретических и практических занятий без учета принципа «от простого к сложному», без учета преемственности по каждому курсу обучения в медицинском вузе.

– Ни одна из программ не подкреплена адекватным количеством часов по учебному плану, в связи с чем зачастую на практическом занятии рассматриваются не одна, а несколько тем, порой никак не связанных друг с другом.

– Тематика лекций и практических занятий охватывает все разделы дисциплины, в результате чего вместо углубленного изучения особо важных разделов студент получает информацию по принципу «обо всем понемногу».

– Каждая программа рассчитана на так называемого эталонного студента, который в состоянии, во-первых, усвоить и запомнить всю учебную информацию, полученную на отдельной кафедре, а во-вторых, в состоянии использовать эту информацию на последующих курсах обучения, а в дальнейшем и в практической деятельности врача.

Ситуация усугубляется непрерывным увеличением числа дисциплин учебного плана, количество которых достигает в настоящее время 60. В конечном итоге, складывается положение, при котором молодой специалист, приступая к самостоятельной работе, не имеет навыка клинического мышления и в лучшем случае оказывает медицинскую помощь по синдромному принципу.

Помимо недостатков учебных программ, следует отметить и недостатки в организации образовательного процесса в высших медицинских учебных заведениях. В частности, практически полностью исключен обучающий компонент занятия, замененный контролирующим компонентом. В этом случае студент, не подготовившийся или недостаточно подготовившийся к занятию, не получает никакой информации.

Все изложенное дает основание считать необходимой коррекцию учебных программ.

Особое внимание следует обратить на программы клинических дисциплин. Набор нозологических форм в этих программах должен соответствовать статистическим показателям здоровья населения: в первую очередь, уделять внимание наиболее часто встречающимся заболеваниям, а также болезням, определяющим высокий уровень летальности. Подобный подход к коррекции учебных программ отнюдь не волюнтаризм, так как резервом расширения объема и углубления знаний являются элективы и программы последипломного образования.

Рациональная коррекция учебных программ даст возможность добиться оптимального минимума знаний у выпускника, то есть знаний, позволяющих молодому специалисту на первых этапах самостоятельной работы избежать недостатков в оказании медицинской помощи.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: ставропольская государственная медицинская академия, медицинское образование, точка зрения, ао-30

Похожие материалы:
Современные образовательные технологии в высшей медицинской школе
Медицинское образование в условиях кризиса
Региональный этап Всероссийской студенческой хирургической олимпиады
СибГМУ: подготовка специалистов для здравоохранения
Последипломное медицинское образование
КемГМА: Первая дорога для врача
Малые предприятия при медицинских вузах
ММА: гармонизация медицинского образования
Игорь Шешунов о Кировской медакадемии
Ярославская медакадемия: выбор антикризисной программы

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 5 (105) 2018

Что день грядущий нам готовит? Как следует из доклада об основных направлениях деятельности Правительства РФ до 2024 года – вхождение России в число пяти крупнейших экономик мира. В отношении науки и образования планы не менее масштабные: ускорение темпов научно-технологического развития должно обеспечить стране место среди пяти ведущих мировых держав, а эффективная образовательная политика – удовлетворить спрос стратегически важных отраслей в высококвалифицированных кадрах. Об этом и других сценариях будущего читайте в новом номере «АО». А еще мы открываем новую рубрику. Пропустить невозможно!
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
I Всероссийский форум для руководителей государственных и частных колледжей ProFuture’19
Ключевые темы форума: управление и оптимизация процессов СПО, маркетинг и эффективные инструменты...
Трудоустройство иностранных студентов – атрибут позиционирования на международном рынке образовательных услуг
Проведенные в зарубежных странах исследования факторов выбора иностранными студентами страны и...
Новый виток развития колледжа
Костромской областной медицинский колледж им. Героя Советского Союза С.А. Богомолова является...
Подтверждая высокий статус российской музыкальной школы
Российская академия музыки имени Гнесиных была первым российским вузом, прошедшим не только...
В СФУ пройдёт конференция по информатизации образования
24–27 сентября 2019 года в Институте космических и информационных технологий СФУ пройдёт III...
Из журнала
#96Ейский полипрофильный колледж активно развивается
#102Коркинский горно-строительный техникум готовит востребованные кадры
#101Звезды российского цирка, эстрады и кинематографа учатся в ГУЦЭИ
#94Омский государственный технический университет отметил юбилей
#100Ставропольский ГМУ отметил восьмидесятилетие
Информационная лента
09:05Открыт прием заявок на участие в олимпиадах по общественным коммуникациям «PR-Олимп-2019»
09:05В ЮУрГУ на региональном этапе «РобоФеста» покажут искусство управления дронами и запустят роботов на Луну
09:03Всероссийский конкурс креативных проектов и идей по развитию социальной инфраструктуры «НЕОТЕРРА»
09:01Физики БФУ им. И. Канта разработали методику определения состава микропластика из Балтийского моря
09:00Петербургский и Туринский Политех будут развивать нефтегазовую отрасль