Поиск по сайту
Вход Регистрация
Х
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Войти через:
Об изданииНаши проектыКонтактыОформить подпискуМЕДИАпланёрка

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОС-3УМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вебинары
Март 2016Май 2016Сентябрь 2016
Партнёры

Руководство исследовательской деятельностью студентов

Представляем опыт Комсомольского-на-Амуре строительного колледжа по реализации одной из важнейших трудовых функций педагога, входящей в профстандарт «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования».

Просмотров: 4

Материал опубликован в журнале №98 от 25.10.2017.

МЕЛЬНИЧУК Марина Мартьяновна 

преподаватель высшей квалификационной категории Комсомольского-на-Амуре строительного колледжа, лауреат премии губернатора Хабаровского края 2017 года.

Представляем опыт Комсомольского-на-Амуре строительного колледжа (knask.ru) по реализации одной из важнейших трудовых функций педагога, входящей в профстандарт «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования».

Руководство исследованием

Одной из трудовых функций педагога профессионального обучения является «руководство учебно-профессиональной, проектной, исследовательской и иной деятельностью обучающихся по программам СПО и (или) ДПП, в том числе подготовкой выпускной квалификационной работы (если она предусмотрена)».

Руководство исследованием требует от педагога следующих умений:

* выбирать и обосновывать тему исследования (значимую как для самих обучающихся, так и для целого региона или даже страны);

* подбирать необходимые для проведения исследования источники: литературу, интернет-ресурсы, статистические данные, анкеты (при необходимости составлять их самостоятельно);

* развивать коммуникации, то есть научить студентов искать потенциально значимую информацию в многообразии материалов;

* применять инноватику – стимулировать поиск новых технологий, методов, приемов, которые позволят им достичь результата с наименьшими потерями сил и средств;

* определять этапы исследования и своевременно оценивать каждый из них, корректировать деятельность обучающихся;

* прогнозировать результативность научной работы и возможность ее практического применения;

* выделять, анализировать и критически оценивать ведущие идеи исследования;

* обобщать, описывать и литературно оформлять результаты работ;

* по окончании исследовательской работы формулировать выводы и рекомендации.

Алгоритм работы

Приступая к работе с потенциальными студентами-исследователями, часто сталкиваемся с недостаточной подготовкой к такому роду деятельности. Ни в общеобразовательной школе, ни профессиональной образовательной организации нет учебной дисциплины, которая бы формировала знания по методике информационно-поисковой деятельности исследования: с чего начинать, какими методами пользоваться? На эти вопросы студенты в большинстве своем не могут дать чёткого ответа.

Для достижения результатов в руководстве исследовательской деятельностью педагогу необходимо грамотно её организовать. Первым шагом при подготовке к занятиям со студентами должно быть составление плана исследования, где в общих чертах перечислены все необходимые действия. Это позволит иметь представление об общей структуре предстоящей деятельности.

Подобная работа необходима по той простой причине, что успешное обучение и выполнение исследовательской деятельности, как деятельности сложной, возможно тогда, когда студент имеет чёткое и ясное понимание обо всех ее элементах и этапах в целом. При составлении плана исследования необходимо заранее учесть возможные затруднения. Но главное – выполняя какую-то часть работы, нужно не утратить представления о целом.

При организации и проведении научного исследования студентами колледжа, руководителям рекомендуется соблюдать определенный алгоритм работы.

1. Определить общую тему, предмет и объект исследования.

При выборе темы большое значение имеет социальная, культурная, экологическая и экономическая значимость. Тема – это ракурс, в котором рассматривается проблема. Она должна представлять интерес не только для автора, но и для общества, быть актуальной.

2. Выявить и сформулировать общую проблему.

Перед студентами-исследователями ставится ряд вопросов, ответы на которые приведут к следующему шагу – формулированию на основе частных общей проблемы. Актуальность темы – это способность результатов данной работы быть применимыми для решения достаточно значимых научно-практических задач. Актуальность может состоять в необходимости получения новых данных и проверки новых методов, прочем подобном. Обсуждается актуальность и новизна исследования. Новизна результата есть то, что отличает результат данной работы от результатов других авторов.

3. Сформулировать гипотезы.

Гипотеза – есть аргументированное, теоретически обоснованное предположение автора о связи между воздействием и результатом. Когда проблема определена, можно приступать к написанию введения.

4. Определить методы сбора и обработки данных в подтверждение выдвинутых гипотез.

Студенты и педагог определяют методы исследований (например, изучают первоисточники, проводят анкетирование, интервью). Возможна работа в малых группах в случае масштабного анкетирования / интервьюирования. Используются разные способы обработки данных: построение электронной таблицы или диаграммы, составление вторичных текстов с иллюстрациями из произведений искусства, литературы, научных статей, публицистики.

5. Определить способы оформления результатов.

Это может быть научная статья в газету и/или журнал, доклад / стендовый доклад, презентация на научно-практической или научно-исследовательской конференции регионального или федерального уровней, сетевой конференции, видеофильм, презентация в интернете.

6. Проверить гипотезы и сформулировать выводы.

Данные обобщаются на основе установленных связей, выдвинутых ранее гипотез, которые стали утверждениями. Их фиксируют.

7. Написать заключения, выводы.

Студенты-исследователи формулируют заключения о возможности применения полученных выводов в жизни своего города, страны. Обозначают новые проблемы – для настоящего и будущего времени.

8. Представить работу.

Следует тщательно подготовиться к презентации исследовательской работы. Доклад должен быть кратким, ясным, включающим основные положения исследования.

Количество слайдов должно быть таким, чтобы осветить полученные результаты и при этом не нарушить временные требования, предъявляемые к докладу. Как правило, до десяти минут.

Структура доклада и презентации:

– тема исследования– 1 слайд;

– актуальность темы и решаемая проблемная ситуация – 1-2 слайда;

– цель, объект и предмет исследования – 1 слайд;

– гипотеза и задачи исследования – 1-3 слайда;

– результаты решения задач – 1-3 слайда;

– оценка эффективности решений – 1-2 слайда;

– общие выводы по работе – 1 слайд.

Текстовый материал в презентации сводится к минимуму. Делается упор на структурно-логические схемы и другие инструменты образного представления результатов исследования (диаграммы, графики, таблицы). Дублировать информацию устного док­лада на слайдах не требуется.

Смена слайдов должна соответствовать устной речи выступающего. Иллюстративные материалы призваны помогать докладу, а не отвлекать внимание слушателей.

Делая доклад, следует излагать результаты исследования в повествовательной форме с активным использованием презентации, не зачитывая с листа. Исключение – для общих выводов по работе. Также важно постараться придать выступлению эмоциональную окраску.

Высокие результаты

Сложившаяся в колледже система исследовательской работы со студентами позволяет достичь стабильно высоких результатов. В числе самых значимых из них:

• 1 место – А. Пархоменко (научный руководитель – К.У. Бойко) на XXXIV Всероссийской конференции обучающихся «Юность. Наука. Культура» (г. Москва, 2014);

• 1 место – М. Дулько (научный руководитель – Н.В. Цветкова) на краевом открытом фестивале «Студенческая весна» (г. Хабаровск, 2015);

• 1 место – К. Галкин, 2 место – В. Орлова, 1 место – С. Полеев (научные руководители – А.Л. Маля, Е.В. Наводкина, И.Г. Симоненко) на городском конкурсе на лучший курсовой проект / работу (Губернаторский авиастроительный колледж г. Комсомольска-на-Амуре – Межрегиональный центр компетенций, филиал Хабаровского краевого института развития системы профессионального образования, 2017).

ИСТОЧНИКИ

1. Профессиональный стандарт «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования», утвержденный приказом Минтруда РФ от 8 сентября 2015 г., № 608н, регистрационный номер 514 http://base.garant.ru/71202838/#friends.

2. Менеджер образования. [www.document]. URL https://www.menobr.ru/professionalnyy-standart-pedagoga.

3. Справочник классного руководителя. [www.document]. URL http://e.klass-ruk.ru.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: личный опыт, ао-98, профессиональное образование, СПО

Похожие материалы:
Саратовский архитектурно-строительный колледж динамично развивается
Волгоградский медико-экологический техникум достойно встречает юбилей
Октябрьский нефтяной колледж развивает кадровый потенциал нефтегазовой отрасли
Богородицкий политехнический колледж ведет подготовку по востребованным профессиям и специальностям
Общество «Знание» и Кубанское казачье общество основали техникум
Адыгейский педагогический колледж
Воронежский юридический техникум развивает социальное партнерство
Практико-ориентированное образование в Воркутинском медицинском колледже
Шахтинский региональный колледж топлива и энергетики готовит квалифицированных специалистов
Гусь-Хрустальный технологический колледж успешно внедряет дуальное обучение

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 5 (105) 2018

Что день грядущий нам готовит? Как следует из доклада об основных направлениях деятельности Правительства РФ до 2024 года – вхождение России в число пяти крупнейших экономик мира. В отношении науки и образования планы не менее масштабные: ускорение темпов научно-технологического развития должно обеспечить стране место среди пяти ведущих мировых держав, а эффективная образовательная политика – удовлетворить спрос стратегически важных отраслей в высококвалифицированных кадрах. Об этом и других сценариях будущего читайте в новом номере «АО». А еще мы открываем новую рубрику. Пропустить невозможно!

Партнеры
Популярные статьи
Российско-Грузинский молодёжный форум пройдет в Москве и Пятигорске
В рамках семидневного Форума задумано обсуждение сразу нескольких инициатив – ежегодное...
Пути совершенствования системы госаккредитации обсудили в Госдуме РФ
Парламентские слушания по теме «Правовое обеспечение государственной регламентации...
В БФУ им. И. Канта пройдет I международный форум «Я-НАСТАВНИК»
Ключевыми мероприятиями Форума станут: пленарное заседание, круглые столы, образовательные...
В ЮФУ проходит форум "Международный диалог: инклюзия через всю жизнь"
В Южном федеральном университете 13-15 ноября проходит Всероссийский образовательный форум с...
Первый Байкальский международный салон образования объединит профессионалов в области новых образовательных технологий
С 22 по 24 ноября 2018 года в Иркутске в выставочном комплексе «Сибэкспоцентр» впервые пройдет...
Из журнала
#96Советы студентов предпринимателям и педагогам
#104Дайджест № 104 «Аккредитация в образовании»
#96Плюсы и минусы российского рынка труда
#99Национальная система профессиональных квалификаций отметила первый юбилей
#101Видеомост Москва – Калининград был посвящен вопросам развития международной аккредитации
Информационная лента
09:15Корабль жизни: в СевГУ проектируют медицинский плавцентр
09:09Посол Республики Кот-д’Ивуар посетил Новгородский университет
08:52В ТюмГУ разрабатывают новый способ доступа к аккаунтам
08:34«Холод как преимущество»: в СВФУ обсудят проблемы идентичности арктических городов
08:27АлтГУ и Федерация шахмат Алтайского края подписали соглашение о сотрудничестве