Поиск по сайту
Вход Регистрация
Х
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Войти через:
Об изданииНаши проектыКонтактыОформить подпискуМЕДИАпланёрка

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОС-3УМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вебинары
Март 2016Май 2016Сентябрь 2016
Партнёры

«Россотрудничество»: продвижение российского образования за рубежом

По мнению руководителя Россотрудничества Фарита Мухаметшина, если наша страна выпадет из процессов экспорта образования и международной академической мобильности, мы можем существенно сократить инструментарий российской «мягкой силы» – продвижение собственной культуры, языка и научных достижений на мировой арене.

20.02.2012
Просмотров: 3234

Арсенал российской «мягкой силы»

МУХАМЕТШИН Фарит Мубаракшевич – руководитель Федерального агентства по делам СНГ, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству, доктор политических наук, профессор.

Родился в 1947 году. В 1970 году окончил Казанский авиационный институт. В дальнейшем получил дипломы Дипломатической академии МИД СССР, Московского государственного педагогического института иностранных языков им. М. Тореза и Российской правовой академии Минюста России. В системе МИД – с 1987 года, с 1990 года – в аппарате МИД СССР. С 1993 года – первый заместитель директора Департамента по связям с субъектами федерации, парламентом и общественно-политическими организациями МИД РФ. Работал начальником Департамента по связям с Федеральным Собранием, общественными организациями и религиозными объединениями Аппарата Правительства РФ, являлся Чрезвычайным и Полномочным послом РФ в Республике Узбекистан. С ноября 2008 года – специальный представитель Президента РФ по связям с государствами-участниками СНГ, руководитель Россотрудничества.

Область научных интересов – влияние религии на общественно-политические процессы.
Среди государственных наград – орден Дружбы народов, орден Почета.
Женат. Имеет двух сыновей.
Увлечения: история Востока, классическая музыка.

Согласно президентскому указу, в сентябре 2008 года было создано Федеральное агентство по делам СНГ, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству (Россотрудничество).

По мнению руководителя ведомства Фарита МУХАМЕТШИНА , если наша страна выпадет из процессов экспорта образования и международной академической мобильности, мы можем не только упустить экономические дивиденды, но и существенно сократить инструментарий российской «мягкой силы» – продвижение собственной культуры, языка и научных достижений на мировой арене.

– Фарит Мубаракшевич, если сегодня подвести итоги работы вашего агентства, какие из них вы назвали бы концептуальными?

– Мы растем и развиваемся, и на сегодняшний день можно говорить о том, что удалось не только выстроить свою деятельность в рамках приоритетов, закрепленных в Концепции внешней политики Российской Федерации, но и предложить целый ряд новых направлений международного гуманитарного сотрудничества.

Отмечу, что основным инструментом работы, а, возможно, и главным нашим «активом» является широкая сеть зарубежных представительств Россотрудничества – российских центров науки и культуры (РЦНК) в 74 странах мира. Безусловно, одной из ключевых задач является дальнейшее развитие этой инфраструктуры: к 2020 году планируем расширить географию нашего присутствия до 100 стран.

На пространстве СНГ в последние годы приняты важные прорывные решения, которые фактически становятся базовыми векторами интеграционных процессов. Это позволяет сделать качественно новый шаг в развитии торгово-экономических отношений стран Содружества, сохранении единого культурно-гуманитарного пространства. В этом есть частица труда и нашего коллектива.

Одним из новых форматов работы стало проведение перекрестных годов национальных культур. Еще одно новое направление – развитие международного молодежного сотрудничества. Наша задача – способствовать расширению круга позитивно настроенных к России активных молодых иностранных граждан, привлекая их к сотрудничеству и разработке совместных перспективных проектов.

В контексте этого разговора стоит более подробно остановиться на вопросах продвижения русского языка и российского образования за рубежом. Нашей целью является придание этой работе системного, целенаправленного характера. За последние годы много говорилось о важности и необходимости укрепления позиций русского языка, сохранения русских школ, библиотек за рубежом и, прежде всего, в странах СНГ. Но, начав работать в этом направлении, мы столкнулись с несовершенством правового и финансового механизмов поддержки русского языка и русских школ за рубежом.

Некоторые проблемы частично удалось урегулировать в ходе разработки совместно с Минобрнауки России федеральной целевой программы «Русский язык» на 2011-2015 годы, одним из заказчиков которой является наше ведомство. Однако и программа имеет свои ограничения. Она не может учесть все «нюансы» работы за рубежом. Поэтому Россотрудничество при поддержке МИД России выступило с двумя инициативами, которые были поддержаны Президентом РФ. Первая – это разработка государственной концепции поддержки Российской Федерацией русского языка за рубежом, проект которой находится на заключительной стадии согласований. Вторая – проект концепции «Русская школа за рубежом», который разрабатывается с участием заинтересованных ведомств и экспертного сообщества и направлен на формирование и поддержку типовых моделей школьных учреждений за пределами России с ориентиром на российские образовательные стандарты.

– Расскажите, пожалуйста, об основных достигнутых результатах в реализации программы «Русский язык» на сегодняшний день? Назовите главные проблемы, препятствующие достижению «идеала». Каковы пути их минимизации, по вашему мнению?

– Стоит напомнить, что программа ориентирована одновременно на поддержку русского языка как государственного языка Российской Федерации, а также на его продвижение за пределами России, прежде всего, в странах СНГ, а также в среде российских соотечественников, проживающих за рубежом.

В минувшем году Россотрудничество на основе запросов посольств РФ, зарубежных представительств агентства, национальных учебных заведений дополнительно организовало и провело за пределами России разноплановые многоформатные мероприятия. Их целью являлась популяризация русского языка в мире, поддержка зарубежных преподавателей и учителей русского языка и литературы, сохранение языковой и этнокультурной идентичности российских соотечественников.

Кроме того, в ряде стран мы реализуем комплексные проекты по обеспечению национальных учебных заведений учебно-методическими, научными, справочными материалами, в том числе на электронных носителях, и периодическими изданиями, посвященными русскому языку, литературе и культуре России.

Однако нашим безусловным ноу-хау в этой сфере является проект – пока действующий в пилотном режиме – по организации на базе РЦНК центров коллективного доступа (ЦКД) к российским образовательным ресурсам и специальным дистанционным технологиям в процессе обучения русскому языку.

Особо хотелось бы обратить внимание на то, что во исполнение указа Президента РФ «О Дне русского языка» в 2011 году в рамках программы стартовал инициированный Россотрудничеством проект – Всемирный лингвокультурологический конкурс по русскому языку и литературе. Конкурс будет ежегодно проводиться в 25 странах, а финал и торжественное награждение победителей – 6 июня в Москве. Участниками станут иностранные граждане и российские соотечественники разных возрастов и профессий. Победители получат уникальную возможность посетить Россию и ближе познакомиться с ее историей и культурой, прикоснуться к великому духовному наследию российского народа.

Опыт реализации в 2011 году ФЦП «Русский язык» говорит о необходимости активизации работы по поддержке и продвижению русского языка за рубежом на основе отдельной специальной программы, которая позволила бы охватить все регионы мира и как можно большее число иностранных граждан, занимающихся преподаванием и изучением русского языка. В качестве отдельной подпрограммы она могла бы войти в государственную программу МИД России «Внешнеполитическая деятельность».

Россотрудничество готово выступить координатором и государственным заказчиком такой подпрограммы, поскольку обладает достаточным практическим опытом в решении поставленных задач и соответствующей инфраструктурой – сетью зарубежных представительств и российских центров науки и культуры.

– В продолжение темы, каков основной контент проекта программы дистанционной поддержки русскоязычного образования в странах СНГ? О каких итогах в его разработке (или реализации) можно говорить сегодня? Какими вы видите реальные перспективы проекта?

– Отвечая на этот вопрос, чуть подробнее коснусь проекта по созданию центров коллективного доступа. Напомню, первый из них был торжественно открыт в российском центре науки и культуры в г. Душанбе (Республика Таджикистан) в сентябре 2011 года.

В рамках реализации программы «Русский язык» уже поставлено оборудование и ведется тестирование ЦКД в 5 странах. На базе ЦКД будут организованы курсы русского языка для различных целевых аудиторий, будет оказываться научно-методическая и консультативная поддержка местным преподавателям-русистам, а также осуществляться взаимодействие между учебными заведениями России и стран СНГ, Абхазии и Южной Осетии. Кроме того, использование ЦКД откроет новые возможности для проведения совместных предметных олимпиад для учащихся и их тестирования в странах проживания для поступления в дальнейшем на обучение в российские вузы. Это весьма перспективное направление, поэтому мы планируем распространять уже имеющийся опыт на все наши зарубежные представительства.

– Насколько успешно, с вашей точки зрения, реализуются положения Концепции экспорта образовательных услуг Российской Федерации на 2011-2020 годы? Как вы оцениваете роль Россотрудничества в этом отношении?

– В настоящее время агентство совместно с Минобрнауки РФ и ведущими российскими вузами участвует в реализации концепции экспорта образовательных услуг, которая определяет принципы и подходы в области предоставления образовательных услуг иностранным гражданам в России и за ее пределами. Это позволит создать эффективную систему набора на обучение в российские вузы иностранных граждан и соотечественников, проживающих за рубежом.

В 2011 году в наши представительства за рубежом были направлены электронные презентации ведущих российских вузов из числа партнеров агентства. Сегодня дополненная база данных представительств включает более 30 презентаций на английском, французском, испанском, немецком и китайском языках. Представительства Россотрудничества активно используют презентационный материал в работе с молодежью, ориентированной на получение профессионального образования в вузах РФ. К концу 2012 года на основе таких презентаций мы планируем создать постоянно действующие экспозиции об образовательной системе Российской Федерации в целом.

Наше ведомство принимает активное участие в подборе и направлении иностранных студентов и соотечественников за счет средств федерального бюджета на обучение в российские государственные высшие учебные заведения. Результатом плодотворного взаимодействия с Минобрнауки на учебу в российские вузы только по линии агентства было принято из-за рубежа около 700 человек. Можно отметить заметный рост интереса к изучению русского языка на курсах в России со стороны преподавателей и студентов таких европейских стран, как Австрия, Германия, Франция. Как известно, ежегодно в целом в российские вузы за счет российского бюджета принимается до 10 тыс. студентов.

Стоит признать, что эта цифра не отражает действительного потенциала российского экспорта образовательных услуг. Основной проблемой в работе по набору за рубежом абитуриентов является, несомненно, присутствие в мировом образовательном пространстве острейшей конкурентной борьбы. Известно, что роль признанных лидеров этой образовательной гонки играют США, Великобритания и Германия. По нашему мнению, сохранение и усиление позиций российского образования на международном рынке услуг требует выработки эффективного механизма реализации обозначенных задач на государственном уровне, а также дополнительной финансовой поддержки.

– Каковы основные направления работы агентства в сфере продвижения российского образования за рубежом в наступившем году? Потенциал каких запланированных мероприятий вы оцениваете как значительный?

– Думаю, что это, прежде всего, развитие сотрудничества с иностранными выпускниками российских (советских) вузов. В рамках своих полномочий и возможностей Россотрудничество и его представительства ведут активную прикладную работу в странах пребывания по оказанию выпускникам и проживающим за рубежом соотечественникам помощи в организации национальных и региональных объединений, планировании и проведении конкретных мероприятий.

Традиционно успешной формой сотрудничества представительств с выпускниками является совместная реализация различных образовательных программ. В качестве конкретного примера: Россотрудничество совместно с Минобрнауки примет участие в подготовке и проведении запланированного на осень 2012 года III Всемирного форума иностранных выпускников российских (советских) вузов в
Москве.

И последнее. Сегодня очевидно: если наша страна выпадет из процессов экспорта образования и международной академической мобильности, мы можем не только упустить экономические дивиденды, но и существенно сократить инструментарий российской «мягкой силы» – продвижение собственной культуры, языка и научных достижений на мировой арене.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: ао-53, компетентно, экспорт образования, международное сотрудничество, фарит мухаметшин, россотрудничество

Похожие материалы:
ДВГУПС: университет как «локомотив» идеи
На пути к самостоятельной экспертизе
НИ ИрГТУ - в пятерке лидеров по количеству иностранных студентов
Поколение учащихся за рубежом
Тьюторство как эффективная практика индивидуализации
10-я Международная конференция "Авиация и космонавтика - 2011"
Исследователи ТПУ посетили один из крупнейших вузов-партнеров в Китае
Экспорт образования: мяч на университетском поле?
ЗабГУ: интеграция как залог успеха
Международная деятельность Новгородского государственного университета

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 1 (101) 2018

Реальность полна парадоксов: разнообразие оборачивается вакуумом, объективная оценка – субъективными выводами, погоня за технологиями – экономической отсталостью. Что такое «news literacy» и «онтологический крест» информационной открытости и почему система СПО может окончательно оторваться от реалий рынка труда – читайте в новом номер «АО».
Анонс журналаСлово редактора

Популярные статьи
ММСО-2018: Школа может проводить у себя любые изменения
Ведущие российские эксперты и успешные предприниматели в сфере образования обсудили проблемы...
Из журнала
#90Модернизация системы управления качеством
#91Законодательство о целевой подготовке студентов
#93Слово редактора №93
#92Новые приоритеты профобразования
#92Современные вызовы педагогического образования
Информационная лента
14:33Международная конференция "Excellence in European Studies"
11:52Ректором ТюмГУ на второй срок назначен Валерий Фальков
11:08В ТГТУ обсудили проблемы и перспективы развития радиоэлектроники
10:36Интенсивность воспаления в мозге научились определять по уровню микроэлементов в крови
09:09СКФУ представил лучшую в России идею для повышения качества образования