Поиск по сайту
Вход Регистрация
Х
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Войти через:
Об изданииНаши проектыКонтактыОформить подпискуМЕДИАпланёрка

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОС-3УМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вебинары
Март 2016Май 2016Сентябрь 2016
Партнёры

Перспективы независимой экспертизы качества образования

Одним из приоритетных направлений социально-экономической модернизации страны является формирование объективной системы оценки качества образования, которая в своем становлении сталкивается с рядом серьезных проблем.

31.10.2017
Просмотров: 7

Материал опубликован в журнале №90 от 31.10.2016.

НАЛИЗКО Наталья Александровна НАЛИЗКО Наталья Александровна – заместитель директора по учебной работе Костанайского филиала Челябинского государственного университета, кандидат юридических наук, профессор кафедры права.

Одним из приоритетных направлений социально-экономической модернизации страны является формирование объективной системы оценки качества образования, которая в своем становлении сталкивается с рядом серьезных проблем. Их решение можно считать ключевыми задачами, стоящими как перед высшей школой в целом, так и перед системой независимой экспертизы качества образования в частности.

Очевидное и вероятное

Присоединение России к Болонскому процессу и модернизация отечественной системы образования акцентировали внимание на проблеме оценки качества – как с точки зрения процесса обучения, так и с точки зрения его результатов.

Сегодня качество выступает не только ключевым механизмом создания европейского пространства высшего образования, но и основным условием формирования в его рамках «доверия, уместности, мобильности, совместимости и привлекательности». Создание взаимопризнанных систем обеспечения качества образования, учитывающих многообразие стран и особенности национальных систем высшей школы, предполагается на вузовском, национальном и общеевропейском уровнях [1]. В некоторых странах Евросоюза такие системы уже разработаны и используются, в других – находятся на стадии становления. В России ситуация следующая.

Указом Президента РФ «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» [3] было предписано до 1 апреля 2013 года обеспечить формирование независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги. Однако до сих пор практически единственным работающим механизмом подтверждения качества образования является государственная аккредитация. Нередко в российских вузах почти все образовательные программы имеют государственную аккредитацию, при этом работодатели постоянно говорят о нехватке хороших специалистов и низком качестве обучения. Получается, что государственная аккредитация в условиях повышения требований к вузам не обеспечивает их конкурентоспособность в плане качества подготовки специалистов и не создаёт стимулы для его повышения. Это связано с тем, что при общих высоких требованиях устанавливается нижняя планка всех критериальных значений аккредитационных показателей. Аккредитованные вузы не только имеют право выдавать дипломы государственного образца на протяжении шести лет, но и в этом праве уравнены, однако выпускники образовательных организаций существенно различаются по уровню подготовки. Одни молодые специалисты, благодаря высокому качеству подготовки, пользуются большим спросом со стороны работодателей, другие, с такими же дипломами, – зачастую трудоустраиваются не по специальности.

Возникает вопрос: как выявить вузы, обеспечивающие самый высокий уровень подготовки по той или иной образовательной программе? Ответ очевиден – признание высокого качества подготовки выпускников вузов должно осуществляться не государственными структурами, а представителями отечественного и мирового профессионального сообщества посредством внешней независимой оценки.

Социальная полезность

Несмотря на большое количество появившихся в последние годы проектов и программ федерального и регионального уровней, развитие и применение системы независимой оценки качества до сих пор остается актуальной проблемой.

Прежде всего немало дискуссий вызывает сама формулировка «независимая оценка»: независимая, но от кого? От органов управления образованием, образовательных организаций, профессиональных ассоциаций? Чьим интересам должна служить такая система? Кто может и должен проводить независимую оценку? В действующем законе прописано положение о создании общественных советов, которые должны координировать эту работу, но они соз­даются при Минобрнауки РФ, и их персональный состав утверждается первым лицом ведомства. И, наконец, как относиться к уже полученным результатам, кто и как их может использовать? Структуры, созданные государст­венными органами управления, проводят «независимую» оценку по критериям, утвержденным теми же государст­венными органами, и используют результаты для принятия ответственных решений. Однако система независимой оценки может использоваться намного более эффективно другими субъектами и в других целях.

Как следует из статьи 96 закона «Об образовании в Российской Федерации» [2], независимая профессионально-общественная аккредитация проводится неправительст­венными агентствами для выявления образовательных программ, обеспечивающих высокое качество подготовки специалистов с точки зрения интересов социума, предъявляя общественности преимущества и уникальность выпускников данной специальности, то есть способствует развитию системы социально-стратегического партнёрства вуза [4].

Одними из самых значимых и важных элементов этой системы в настоящее время являются две основные категории заинтересованных сторон. Первая категория – это абитуриенты и их родители, выбирающие специальность и вуз для получения качественного образования, дающего возможность последующего трудоустройства с соответствующим уровнем доходов и перспективами профессиональной карьеры. Вторая категория представлена работодателями и инвесторами, которые, в свою очередь, заинтересованы в выпускниках вузов и выбирают специальности и образовательные организации с высокой степенью вероятности получения прибыли. Соответственно, они нуждаются в объективных данных об уровне и качестве образовательных услуг для принятия решений о целевых инвестициях.

​Костанайский филиал Челябинского государственного университета – динамично развивающаяся организация, ориентированная на сохранение лучших традиций классического образования, развитие и инновационную деятельность. Образовательный процесс в филиале основан на неразрывной связи теории и практики, научно-исследовательской работе преподавателей и студентов.

В стремлении занять одно из ведущих мест в образовательном пространстве Республики Казахстан и Российской Федерации с последующим выходом на мировой образовательный рынок, филиал реализует программу стратегического развития. Программа подчинена основной миссии – обеспечению высокого профессионального уровня специалистов с высшим образованием и научных кадров, формированию гражданских и нравственных качеств личности в условиях современного общества и динамично меняющихся потребностей рынка труда. «Ежегодно выпускники школ города и области выбирают наше учебное заведение для получения классического университетского образования, достойного уровня современного человека», – подчеркивает директор филиала Раиса Тюлегенова.

В рамках развития социального партнёрства с абитуриентами необходимо:

  • обеспечить старшеклассникам качественную педагогическую и информационную поддержку в проектировании ими профессионально-образовательного маршрута;
  • разработать организационно-функциональную модель социального партнёрства вуза по педагогической и информационной поддержке профессионального самоопределения старшеклассников, обеспечивающую удовлетворение потребностей подростка в его профессиональном выборе в соответствии с запросом регионального рынка труда и показатели её экономической эффективности для каждого субъекта поддержки;
  • шире использовать в предпрофильной подготовке и профильном обучении интерактивные формы и методы (в традиционном режиме и режиме e-learning), которые позволят старшекласснику идентифицировать себя в определенной сфере производственной деятельности и принять взвешенное решение о выборе будущей профессии;
  • создать информационную среду или так называемый электронный кампус, включающий сайт, электронные учебно-методические комплексы, цифровые образовательные ресурсы и другие структурные элементы, с целью расширения информационного поля подростка и повышения его готовности к самостоятельному проектированию образовательно-профессионального маршрута;
  • обеспечить повышение педагогического мастерства всех субъектов – участников педагогической и информационной поддержки в традиционном режиме и режиме e-learning, с использованием возможностей интернета.

В качестве основных направлений развития социального партнёрства вуза с работодателями также можно выделить ряд форм взаимодействия. Так, одной из ключевых является совместная деятельность по разработке основных профессиональных образовательных программ (ОПОП), позволяющая конкретизировать требования к уровню сформированности общекультурных и профессиональных компетенций выпускников и разработать учебные планы с учетом требований регионального рынка труда и возможностей вуза. Не менее важны и такие формы, как совместное участие в формировании заказа на подготовку специалистов, непосредственное участие работодателей в учебном процессе, взаимодействие вуза и работодателей в области оценки качества реализации вузовских ОПОП и уровня подготовки выпускников.

Мотивы участия работодателей в процедурах независимой оценки лежат в плоскости решения кадровой проблемы. Для этого необходимо обеспечение отрасли высококвалифицированными кадрами и признание квалификаций в национальном и международном масштабах глобальной экономики. Однако профессиональные сообщества пока еще не являются лидерами в координации деятельности всех заинтересованных сторон по созданию и развитию системы профессиональных квалификаций.

Ключевые проблемы

Можно выделить несколько значимых проблем, препятст­вующих развитию системы независимой оценки качества образования в современной России.

Первая – обусловлена недостаточным уровнем мотивации образовательных организаций к прохождению процедур независимой оценки и полным отсутствием мотивации каких-либо процедур, связанных с сертификацией квалификаций обучающихся или выпускников. Добровольные процедуры проходят, как правило, активно развивающиеся образовательные организации, системно занимающиеся качеством образования, а также те, которые хотят изменить процесс обучения в лучшую сторону и им необходимо понять проблемы и возможные пути их решения. Но значительная масса образовательных организаций, работающая в режиме функционирования, не имеет достаточной внутренней мотивации к изменению своей позиции.

Вторая проблема связана с отсутствием в национальном масштабе связей между работодателями и образовательными организациями. Существует множество успешных локальных практик, когда привлечение работодателей к совершенствованию образовательного процесса дает положительный результат. Но, к сожалению, практика показывает, что в основном образование оторвано от бизнеса.

Третья проблема – отсутствие целостного информационного пространства, необходимого для получения достоверных сведений о проведенной независимой оценке и сертификации квалификаций (результаты, критерии оценки, списки программ) всеми участниками образовательного процесса. Это затрудняет использование образовательными организациями результатов независимой оценки качества образования и сертификации квалификаций, являющихся неоспоримым конкурентным преимуществом. Вследствие этого обучающиеся и абитуриенты испытывают сложности при выборе образовательной организации.

Решение обозначенных проблем будет способствовать положительной динамике и достойным перспективам развития не только системы независимой оценки качества обучения, но и процесса модернизации российского образования в целом.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Мотова Г.Н., Наводнов В.Г. Экспертиза качества образования: европейский подход. – М.: Национальное аккредитационное агентство в сфере образования, 2008.
  2. Об образовании в Российской Федерации [Текст]: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г., № 273 в редакции от 03.07.2016 // Собрание законодательства Российской Федерации от 31 декабря 2012 г. – № 53 (часть I). – Ст. 7598. – 2016. – № 312. – Ст. 1.
  3. О мероприятиях по реализации государственной социальной политики [Текст]: Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г., № 597 //Собрание законодательства Российской Федерации от 7 мая 2012 г. – № 19 – Ст. 2334.
  4. Ракутина Н.М. Стратегическое партнерство в региональном малом бизнесе //egpu.ru/lib/elib/Data/Content/128867578325689541/Default.aspx
Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: качество образования, челябинский государственный университет, казахстан, ао-90, акцент

Похожие материалы:
Ключевые проблемы профессионального образования
Как повысить качество инженерного образования
Архитектурное образование в США
Процессный подход в обеспечении качества
Дуальная система как катализатор адаптации
Качество образования определяет содержание
Интеграционные аспекты в оценке качества образования
Программа развития Северо-Кавказского федерального университета
Итоги приeмной кампании опорных вузов
СПО: сентябрьские тезисы

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 5 (97) 2017

Ключевая тема номера – эффекты модернизации. Единство и многообразие, порядок и хаос, материальное и духовное, цифровое и реальное – вот только некоторые из коллизий трансформации образовательного пространства. Должен ли быть «сытым» современный студент? – читайте в новом номере «АО».
Анонс журналаСлово редактора

Партнеры
Популярные статьи
СамГУПС на выставке «Образование. Наука. Бизнес»
23 ноября в выставочном комплексе «Экспо-Волга» открылась восьмая межрегиональная выставка-форум...
Из журнала
#88Удмуртский государственный университет отмечает юбилей
#91Проект «5-100»: перезагрузка
#93Гражданское воспитание
#87Мультимодульная модель образования
#89Экспертное мнение. Владимир Наводнов
Информационная лента
10:58СамГУПС на выставке «Образование. Наука. Бизнес»
11:51XIX Всемирный фестиваль молодежи и студентов
14:15Сотрудничество по направлению БРИКС выходит на новый уровень
14:03Разработки учёных ЮУрГУ помогают приблизить четвёртую промышленную революцию
16:52 Рейтинг вузов-участников германской программы академического обмена