Поиск по сайту
Вход Регистрация
Х
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Войти через:
Об изданииНаши проектыКонтактыОформить подпискуМЕДИАпланёрка

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОС-3УМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вебинары
Март 2016Май 2016Сентябрь 2016
Партнёры

Как повысить качество инженерного образования

Качество подготовки отечественных инженеров сегодня многими экспертами оценивается как неудовлетворительное. Между тем, несмотря на явную обеспокоенность общественности, системный подход к решению проблемы отсутствует.

Просмотров: 137

Материал опубликован в журнале №90 от 31.10.2016.

Качество подготовки отечественных инженеров сегодня многими экспертами оценивается как неудовлетворительное. Между тем, несмотря на явную обеспокоенность общественности, системный подход к решению проблемы отсутствует. Кто виноват и что делать, выясняли в конце октября на круглом столе «Общественная оценка эффективности инженерного образования в России».

Барьерный риф

Главным образом, нерешенной остается проблема взаимодействия между государством, бизнесом и образованием. Как это часто бывает, на словах все солидарны, но увидеть друг друга без подзорной трубы и действовать сообща почему-то не получается.

Вице-президент общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» Юрий Песоцкий считает, что взаимодействию бизнеса и образования мешают барьеры. В частности, налоговые. Отсутствие льгот для предприятий, вовлечённых в процесс образования, делает проблематичным передачу оборудования в профильные образовательные организации. По этой же причине имеются сложности с организацией производственной практики студентов, которая, впрочем, зачастую для работодателя реальной пользы не имеет. Причина – в формальном подходе, сгубившем немало хороших начинаний. Так называемое взаимодействие нередко сводится к механическому утверждению учебных планов и заключению договоров. В результате образовательная организация располагает документами для отчётности, работодатель же остается ни с чем.

В неменьшей степени мешает барьер нормативный. До сих пор не принят федеральный закон «Об инженерной (инжиниринговой) деятельности в РФ», где были бы предусмотрены стратегия подготовки инженерных кадров и процедура независимой оценки их квалификации. Пока же дело обстоит так, что на подготовку инженеров вузы отводят недостаточное количество времени, при этом из четырех лет обучения всего два приходятся на практику. Кроме того, даже само понятие «инженер» нормативно нигде не определено.

Есть проблема – должно быть решение, точнее, погружение. Погружение бизнеса в процесс формирования и оценки образовательных программ – это, по словам Юрия Песоцкого, «и вынужденная мера, и социальная ответственность». Руководствуясь ею, «Опора России» организует конкурсы на лучший студенческий бизнес-проект или бизнес-план. Это способствует повышению привлекательности образовательных организаций технического профиля, усиливает интерес обучающихся к предпринимательской деятельности.

Тему продолжил генеральный директор Национального агентства развития квалификаций (НАРК) Александр Лейбович. По факту, система вовлечения работодателей в процесс повышения качества подготовки инженерных кадров налажена и функционирует с помощью профстандартов и профессионально-общественной экспертизы образовательных программ. Национальный совет по профессиональным квалификациям включил в список аккредитующих организаций порядка 10 крупных отраслевых ассоциаций. Однако успешному взаимодействию бизнеса и образования мешает большое количество формальных промежуточных этапов и документов. Что касается профстандартов, то их применение обязательно только в стратегически важных специальностях, требующих безусловного наличия определённых компетенций и навыков. В целом же профстандарты следует принимать во внимание при составлении должностных инструкций или при обновлении и корректировке ФГОС. Кроме того, подготовка выпуск­ника должна соответствовать критериям профессиональной квалификации примерно на 70 процентов. При этом данный принцип следует соблюдать не в ущерб общей подготовке: согласно опросам, требования работодателей всегда шире узкопрофильных компетенций.

Проблема выбора

По мнению генерального директора первого московского частного технопарка «Сапфир» Александра Сметанова, «для любого работодателя кадры являются товаром, за который в конечном итоге ему придётся заплатить». Чтобы вложения оправдались, «подготовкой инженерных кадров для российской экономики нужно заниматься в масштабах страны и с самого раннего возраста» в рамках проф­ориентации.

Что для этого делается? В Москве, например, действуют 26 техно- и промышленных парков, на территории которых создаются центры молодёжного инновационно-технического творчества. Молодые люди включаются в работу творческих коллективов дейст­вующих предприятий, выполняют несложные задания, имея при этом возможность оценить результат усилий в виде готового продукта: например, прототипа какой-либо детали. И не важно, что далеко не все станут инженерами. Главное здесь – осознанный выбор личностной и профессиональной траектории развития.

Кстати, о выборе. По мнению Александра Сметанова, нередки случаи, когда абитуриенты выбирают вуз «за компанию» или по конкурсу, ориентируясь на количество проходных баллов. К тому же система ЕГЭ создает ситуацию, при которой выпускник с более чем скромными баллами намерен получить высшее образование, не имея к этому предрасположенности. Но, как считает эксперт, высшее образование – не для всех. Необходимо введение обязательных вступительных экзаменов, что позволит выбирать уже вузам, нужен ли им конкретный абитуриент.

Наряду с негативными моментами отмечены и позитивные. Так, в столице ряд вузов успешно сотрудничает с предприятиями. Наличествует и соответствующая нормативная база: законы «О промышленной политике» и «Об инвестициях» направлены на появление вокруг промышленных предприятий технопарков и технополисов, развитие профориентации детей и молодежи. Между тем, далеко не все работодатели понимают нужность этих процессов, в связи с чем их важно активно популяризировать.

Конъюнктура рынка

В популяризации, судя по всему, нуждается и профессионально-общественная аккредитация. Как отмечает заместитель руководителя Центра профессионального образования ФИРО Алла Факторович, вузы все еще довольно сдержанно относятся к такому инструменту оценки качества подготовки. Причина – непонимание надобности прохождения процедуры в условиях отсутствия преференций со стороны государства. При этом такие структуры, как НСПК и отраслевые советы, в той или иной степени выражают позицию российских предприятий, а разработанные ими профстандарты можно рассматривать в качестве эталона для приведения к ним компетенций выпускников. Вывод очевиден: без движения навстречу работодателям у вузов не будет шансов быть востребованными на современном рынке.

– Образовательным учреждениям следует развивать культуру репутационного менеджмента, двигаться к пониманию, что получение оценки от непосредственных потребителей – не тяжкое бремя, а условие выживания, конкурентоспособности, продвижения и роста, – считает эксперт.

В сфере подготовки кадров наблюдается определённая разбалансированность, как подчеркивает ответст­венный секретарь рабочей группы НСПК по вопросам оценки квалификации и качества подготовки кадров, руководитель отдела мониторинга рынка труда «Роснано» Ангелина Волкова. Хотя многие предприятия и отрасли располагают собственными практиками управления кадрами, в целом не наблюдается «ни системного решения, ни точки сборки». Согласно оценкам экспертов Фонда инфраструктурных и образовательных проектов, около трети высокотехнологичных российских предприятий нуждается в описании и стандартизации профессиональной деятельности, то есть в профессиональных стандартах.

Рынок труда сегодня испытывает потребность в специалистах «широкого профиля». Требуются, например, инженеры с навыками в области маркетинга и менеджмента, отмечается спрос и в инженерах-технологах, обладающих компетенциями разработчиков и проектировщиков.

Участники круглого стола сошлись на мнении, что для подготовки специалистов новой формации нужны и новые инструменты, и другой уровень отношений между заинтересованными сторонами. Вузы должны учитывать пожелания потребителей, работодателям, в свою очередь, следует глубже интегрироваться в процессы обучения и оценки инженерных кадров, со стороны государства также необходим внятный ответ на один из важнейших вызовов времени. Главное – услышать друг друга.

Обзор подготовлен по материалам сайтов interfax.ru, poisknews.ru, profiok.com

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: инженерное образование, качество образования, ао-90, акцент

Похожие материалы:
Повышение квалификации инженерно-технических кадров на 2015-2016 годы
Управление качеством образования: новые подходы
Интернационализация российского образования
Профессионально-общественная аккредитация юридических программ
Перспективы независимой экспертизы качества образования
Эффективные формы обучения профессиям и специальностям
Рейтинговый мониторинг, или Как измерить инновационную деятельность вузов
ОЭСР: мировые тенденции и национальные традиции
Шанс для развития кораблестроительного образования
Развитие региональной системы оценки качества образования

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 6 (106) 2018

«Перемен! Мы ждем перемен». В контексте трансформаций российской системы госаккредитации строчка известной песни приобретает отличный от первоначального эмоциональный оттенок. Так случилось, что связанные с оценкой качества образования перемены врываются в жизнь научно-педагогического сообщества чуть ли не каждую пятилетку. Судя по всему, на очереди следующая. Об этом и не только читайте в новом номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Тетюшский сельскохозяйственный техникум развивается динамично
Тетюшский сельскохозяйственный техникум – динамично развивающаяся образовательная организация...
Дагестанский государственный университет реализует онлайн-проект по поддержке и развитию русского языка в полиязычном культурном пространстве
На официальном сайте Дагестанского государственного университета (ДГУ) завершается работа над...
Инновационная деятельность Читинского медицинского колледжа
Более девятоста лет колледж обеспечивает качественное образование и личностное развитие...
Форум сети INQAAHE состоялся на острове Маврикий
В мае 2018 года на острове Маврикий состоялся форум Международной сети агентств гарантии качества...
Научные коммуникации и эффективное сотрудничество: университеты, академические институты, СМИ
25 февраля в отеле Марриотт (Москва) Национальный фонд подготовки кадров проводит круглый стол...
Из журнала
#104Филиал ОмГПУ в г. Таре реализует стратегические проекты
#98Общество «Знание» и Кубанское казачье общество основали техникум
#96Слово редактора №96
#101Андрей Рудской об образовательных трендах сегодняшнего дня
#101Контент-фильтр ИКС обеспечивает безопасность школьников в интернете
Информационная лента
10:06В ТГТУ продолжаются разработки в сфере виртуальной и дополненной реальности
10:03В ВГСПУ стартовали новые онлайн курсы по различной тематике
10:02Конкурсы в сфере общественно-политических наук, проводимые РФФИ и АНО ЭИСИ
10:01Подписано соглашение о сотрудничестве между ПетрГУ и ЗС РК
09:58Новая старая дружба АГУ с турецким вузом