Поиск по сайту
Вход Регистрация
Х
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Войти через:
Об изданииНаши проектыКонтактыОформить подпискуМЕДИАпланёрка

Электронный журнал об образовании

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОС-3УМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вебинары
Март 2016Май 2016Сентябрь 2016
Партнёры

Нужно ли государству негосударственное образование?

Организаторами съезда руководителей негосударственных образовательных учреждений выступили Ассоциация негосударственных образовательных организаций регионов России (АсНООР), Ассоциация негосударственных высших учебных заведений (АНВУЗ) и Ассоциация негосударственных средних специальных учебных заведений (АНССУЗ).

18.06.2010
Просмотров: 4669
ВИЛЬСОН Александр Львович – президент Ассоциации негосударственных образовательных организаций регионов России (АсНООР), президент лицея «Столичный» (г. Москва), кандидат технических наук, д.п.н., профессор

7-9 апреля 2010 года в Москве прошел Всероссийский съезд руководителей негосударственных образовательных организаций, посвященный 20-летию негосударственного образования России.

Организаторами съезда выступили Ассоциация негосударственных образовательных организаций регионов России (АсНООР), Ассоциация негосударственных высших учебных заведений (АНВУЗ) и Ассоциация негосударственных средних специальных учебных заведений (АНССУЗ) – при поддержке МГРО Партии «Единая Россия».

В работе съезда приняли участие более 300 руководителей негосударственных школ, вузов, ссузов и организаций дополнительного образования, представители федеральных и региональных государственных органов власти.

C докладами выступили: президент АсНООР А.Л. Вильсон, председатель АНВУЗ В.А. Зернов, президент АНССУЗ А.Г. Забелин, первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по образованию Ю.С. Карабасов и заместитель председателя этого Комитета О.Н. Смолин, член Общественной Палаты РФ, вице-президент АсНООР Л.Н. Духанина, участники и гости съезда.

На вопросы нашего корреспондента ответил президент АсНООР Александр ВИЛЬСОН.

– Александр Львович, АсНООР сегодня – самая крупная в России ассоциация негосударственных образовательных организаций. Расскажите, пожалуйста, об основных целях ее создания и направлениях деятельности. Если подвести итоги ее почти 15-летней работы, какие достигнутые результаты вы назвали бы значимыми?

– Ассоциация негосударственных образовательных организаций регионов России в этом году отметила свое пятнадцатилетие. Создание ассоциации было необходимо для структуризации функционирования сотен разрозненных образовательных организаций, формирования правового поля их деятельности, защиты интересов. За полтора десятка лет усилиями многих ученых, педагогов и практиков создана идеология негосударственной школы, выявлены значимые особенности и преимущества этого явления, определены слабые места и недостатки. Негосударственная школа вошла в государственную систему образования на всех уровнях – дошкольное, школьное, начальное профессиональное, высшее, послевузовское и дополнительное образование. Сегодня в России работают более тысячи негосударственных детских садов и школ, две сотни средних специальных учебных заведений, почти шесть сотен негосударственных вузов и десятки тысяч частных организаций дополнительного образования. Негосударственная система образования, так или иначе, охватывает сегодня более пятнадцати миллионов российских граждан.

– Каковы, по вашему мнению, самые весомые преимущества негосударственного сектора образования в России?

– С момента появления первых негосударственных школ и вузов удалось, прежде всего, благодаря инициативному и эффективному привлечению общественных усилий и инвестиций в сферу образования, создать зону опережающего качества, выйти на решение проблемы личностно-ориентированного образования с учетом разных категорий детей и запросов взрослого населения.

Главное при этом, как уже неоднократно отмечалось, состоит в том, что являясь по организационно-юридической форме негосударственным, этот сектор решает абсолютно государственные задачи, регламентируется государством так же, как и государственные образовательные учреждения, последовательно проходит процедуры лицензирования, аттестации и аккредитации, за тем лишь исключением, что его финансирование производится в основном не из бюджетных средств, а за счет средств населения.

В негосударственном секторе обеспечено получение хорошего образования для трудных детей и детей со специальными нуждами, которые в обычных школах и вузах, как правило, в массе своей оказываются «на обочине» и устойчиво отстают.

В негосударственной школе впервые в современной России отработаны личностно-ориентированные и дифференцированные приемы и методы работы в малокомплектном классе, позволяющие добиться мотивации в обучении и положительной динамики формирования ключевых компетенций у учащихся. В педагогическую практику введены методики, способствующие эффективному обучению детей с разным уровнем исходной подготовки в интенсивных формах.

– Какие первоочередные меры, вы считаете, должны быть приняты на государственном уровне, чтобы обеспечить равенство прав всех образовательных организаций, имеющих государственную аккредитацию, независимо от их организационно-правовой формы и подчиненности?

– Законодательство в области образования на федеральном и региональном уровнях сегодня не обеспечивает правового равенства государственного и негосударственного секторов системы образования. В частности, не установлен эффективный правовой механизм, обеспечивающий защиту права обучающихся и педагогов негосударственных образовательных организаций.

Федеральным законом № 122 (о монетизации) были внесены изменения в ФЗ «Об образовании», в результате чего был изъят ряд статей, гарантирующих негосударственным образовательным организациям освобождение от всех видов налогов, в том числе от платы за землю. С 1 января 2005 года исключено право негосударственных общеобразовательных организаций на включение их в схему централизованного государственного финансирования. С указанного момента финансирование таких организаций стало правом, а не обязанностью органов государственной власти субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления. Понятно, что в большинстве субъектов нормативное финансирование на одного обучающегося в негосударственной школе отсутствует.

Негосударственные вузы сегодня в России отстранены от государственных ресурсов, не имеют преференций, как и школы, и ссузы, по помещениям и коммунальным платежам, обложены всеми возможными налогами.

В дополнительном образовании очень высокие ставки по арендной плате, нет никаких законодательных льгот. Сегодня малый бизнес имеет существенно больше льгот, чем сфера дополнительного образования.

Ассоциация негосударственных образовательных организаций регионов России ведет диалог с исполнительной и законодательной ветвями власти. Мы встречались и будем встречаться с министром образования и науки России, с председателем Комитета Госдумы по образованию, с депутатами Федерального Собрания, с президентом Российской академии образования, с региональными депутатами всех уровней.

В соответствии с указанием Президента России правительству необходимо обеспечить в 2010 году равенство правовых условий функционирования государственных и негосударственных образовательных организаций. Равенство, в нашем понимании, должно касаться всех аспектов деятельности, а именно: уплаты налогов, землепользования, финансирования аккредитованных организаций, пользования помещениями для уставной деятельности, социальных льгот.

Сегодня негосударственные образовательные организации стонут от ежегодного роста арендных платежей (в Москве – до 30% в год), коммунальных платежей (рост за последние 3 года – до 150%), налогов на имущество и землю.

Родители учеников в негосударственной системе не могут взять доступные кредиты на образование, получить льготные проездные для обучающихся детей. Учителя вынуждены проходить повышение квалификации за свой счет, не могут добиться пенсионных льгот.

– Как вы оцениваете итоги Всероссийского съезда руководителей негосударственных образовательных организаций, какие из прозвучавших в его рамках предложений вы считаете наиболее важными? Каковы, на ваш взгляд, реальные перспективы развития негосударственного сектора образования в России?

– На съезде подспудно постоянно звучало: «… а нужно ли сегодня государству негосударственное образование?» Вопрос не такой уж риторический. Еще несколько лет назад исследование приоритетов крупных семейных расходов показывало такую последовательность предпочтений: желание приобрести квартиру, машину, туристическую поездку, одежду, дачу, мебель. Но уже в прошлом году в этот список стремительно ворвался и – сразу на третье место – новый пункт, а именно: расходы на обучение детей в приличной частной школе.

Сетью негосударственного образования сегодня охвачены миллионы учащихся. Основная их часть – дети из семей со средним и выше достатком, вместе с тем 9% (практически каждый десятый) – из семей с невысоким доходом, в том числе из социально незащищенных групп.

За получение среднего и высшего образования в обход государства население России платит несколько десятков миллиардов рублей в год. Это достаточно большая сумма, чтобы ее игнорировать. Сегодня даже самые богатые государства не могут взять на себя все расходы на образование.

Отвечает ли современное состояние образования потребностям российского общества? Реальная роль общества и общественности во время принятия злополучного закона №122-ФЗ была по разным причинам проигнорирована в силу отсутствия на тот момент реальной обратной связи между теми, для кого существует образование, и теми, кто создает образовательную систему, определяет её целенаправленность.

Сегодня можно констатировать только то, что развитие сферы образования остается исключительно монополией государства. Вместе с тем, именно общественность должна существенно влиять на формирование образовательной политики, именно гражданское общество должно быть «заказчиком направленности развития образования, объективным контролером и оценщиком успехов в этой области».

Съезд с надеждой и верой обратился к правительству России, к депутатам Федерального Собрания с просьбой в кратчайшие сроки выполнить указание нашего президента о реальном установлении равенства во всех сферах функционирования государственной и негосударственной систем образования. Это, без сомнения, станет для нашей страны важнейшим элементом и, может быть, краеугольным камнем реального гражданского общества. И будет оно построено в России или нет, решается сегодня.

– По вашему утверждению, России необходима реальная реформа высшего образования. Каким, в таком случае, вам представляется основной контент этой реформы?

– У нас 250 лет существует лекционно-семинарская система, хотя всем понятно, что необходима сетевая система организации образовательного процесса. Сегодня нужно координировать, а не командовать. В 2010-2015 годах прием в вузы из-за демографической ситуации сократится в 1,5 раза. Это неизбежно приведет к недобору студентов и резкому ужесточению конкуренции между образовательными учреждениями. Сегодня количество выпускников школ (приблизительно 830 тыс. человек) почти равно количеству бюджетных мест на первых курсах государственных вузов. При этом там же имеется еще почти миллион коммерческих мест. А что делать шести сотням негосударственных вузов? Кого учить, если прием на дневные отделения осуществляется только по результатам ЕГЭ?

Здесь важно отметить, что сегодня многие ошибочно связывают качество обучения в конкретной школе с результатом сдачи ЕГЭ. Это не так. Результаты ЕГЭ говорят только о степени подготовки ученика на сдачу конкретных тестов и ничего не говорят об овладении ключевыми компетенциями. Многие школы сегодня сворачивают обучение в 11-м классе и начинают натаскивать ребят на формат теста ЕГЭ. Предлагается результаты ЕГЭ сделать формой аттестации школ. Мне думается, что ЕГЭ – хорошая форма для отбора детей в профильный вуз. И сдавать государственные выпускные экзамены в форме ЕГЭ должны только те, кто хочет поступать в высшие учебные заведения. Всем остальным, думается, следует сдавать выпускные экзамены в традиционной форме. Также необходимо разрешить сдавать экзамены на дневные отделения вузов выпускникам школы прошлых лет, при наличии школьного аттестата.

Ситуация потребует от вузов нестандартных действий – объединения по горизонтали (вуз – вуз) и по вертикали (школа – ссуз – вуз). Однако объединение и сетевое взаимодействие может потребовать изменения законодательства, и учесть это необходимо в новом законе об образовании, который готовится принять Госдума уже в этом году.

– Задача повышения качества подготовки выпускников в негосударственном секторе системы образования продолжает оставаться актуальной. Какие меры вам представляются адекватными для того, чтобы организации негосударственного образования следовали взятому ими курсу, по вашему определению «на опережающее качество образования, причем, по преимуществу, опережающее качество персонального образования»?

– Негосударственная школа в России сегодня может строить себя как общественная школа (ОШ). Так же как и государственная, она принимает заказ от административной вертикали, от министерства образования и местного департамента образования, но при этом у неё таким же приоритетным партнером и базовым заказчиком является родитель, конкретный гражданин, основной элемент общества, напрямую и кровно заинтересованный в образовании своего ребенка. Направленность на развитие и высокое качество образования каждого конкретного ребенка нескольких совсем разных субъектов образования и отличает негосударственную общественную школу и вуз.

Негосударственное образование является сферой гуманитарного партнерства педагогов и родителей, которые готовы выдвигать заказ на качество образования, контролировать его и платить за это качество.

Негосударственное образование является зоной интеграции семейной и школьной педагогики, оно втягивает родителей в сферу образования для обсуждения и определения заказа на образование, его качества и типа. С одной стороны, негосударственная школа обязательно выполняет государственную программу, с другой стороны, условием выполнения программы является личностный рост и развитие способностей ребёнка. Но ведь именно эти параметры и образуют качество образования, за которое родители платят деньги. Следовательно, основным базовым моментом организации процесса образования в негосударственной школе является обеспечение личностного роста и развития индивидуальных способностей ребёнка.

Общественная школа как новая модель так организована, что в основе её работы с содержанием образования лежит механизм определения ключевых компетенций, то есть того, что действительно должны минимально уметь делать и знать дети, через согласование позиций всех участников образовательного сообщества данной школы и для данных детей.

Суть педагогической позиции ОШ складывается из трех составляющих.

Установка на персональное образование учеников.

Сегодня не школа выбирает ученика, а ученик (и его родители) – школу. Это значит, что будущее ребенка зависит больше от образовательно-воспитательной системы, чем от стартового уровня знаний и способностей. Каждый ребенок, несмотря на его уровень подготовки и, возможно, серьезные пробелы в образовании, достоин учиться в лучшей школе, то есть школе, способной дать качественное образование любому ученику через персональный подход и выстраивание личных образовательных программ.

Установка на социальную успешность выпускника.

Создается интегральный образ – модель выпускника, формирующийся на основе баланса всех социальных заказов. Это образ человека, нужного обществу и себе, человека, готового занять свое место в системе общественных отношений и ощущать себя в этой системе преуспевающим. В образовательном процессе уделяется внимание воспитанию качеств, необходимых для социальной успешности.

Установка на открытое и перспективное будущее выпускника.

Делается все, чтобы дать ребенку такое образование, которое откроет перед ним широкие возможности для его дальнейшего пути. ОШ помогает ученику выстраивать личную образовательную программу, определить будущую сферу деятельности и подготовиться к ней. Качество образованности ребёнка по окончанию ОШ должно быть таковым, чтобы обеспечить выпускнику возможность успешно окончить выбранный вуз, эффективно трудоустроится и не менее эффективно для себя и общества работать и жить.

Анализ программ развития общеобразовательных учреждений, получивших поддержку в рамках национального проекта, показывает, что владение информационными технологиями, умение заботиться о своем здоровье, вступать в коммуникацию, решать проблемы – новые составляющие современного востребованного обществом качества образования. Наиболее характерен переход от установки на запоминание большого количества информации к освоению новых видов деятельности – проектных, творческих, исследовательских. Таким образом, основой современных образовательных стандартов становится формирование базовых компетентностей современного человека.

Благодаря единой системе работы с качеством образования, которая контролируется общественностью – профессиональным сообществом, родителями, учредителями, попечительским советом – и внедрению тотальной компьютеризации, в настоящее время в лучших общественных школах с помощью Автоматизированной системы управления учебно-воспитательным процессом (АСУУВП) происходит переход на отслеживание индивидуальных образовательных трасс.

В итоге формируется эффективная школа, которая обеспечивает и гарантирует высокое персональное качество образования, независимо от начальной подготовки и персональных способностей каждого ученика.

– Как известно, руководители объединений негосударственных образовательных организаций России, США, Украины, Казахстана, ЮАР, Сингапура, Филиппин и Турции недавно подписали Соглашение о международном сотрудничестве и учредительные документы Международного союза частных образовательных организаций. Какие задачи ставит перед собой этот Союз? Каковы, по вашему мнению, перспективы его деятельности?

– Россия не может жить обособленно. Это хорошо поняли многие наши соседи по восточному блоку. Частное образование во всем мире играет заметную роль уже не один десяток лет. Накоплен огромный опыт, который невозможно не учитывать в сегодняшних реалиях. В мировой практике сегодня отсутствует опыт функционирования некоммерческой организации, объединяющей крупные негосударственные объединения образовательных организаций разных стран и континентов. Мировой альянс частных образовательных объединений должен восполнить этот пробел. Возглавил альянс известный во всем мире организатор образования доктор Don D. Petry (США).

Члены альянса, а в ближайшем будущем согласно предварительной договоренности в альянс войдут более 70 государств, предполагают сотрудничать по следующим основным направлениям:

  • обмен опытом работы, в том числе путем проведения ознакомительных визитов, стажировок, консультаций и семинаров;
  • регулярный обмен законодательными и иными нормативными правовыми актами, а также ведомственными изданиями и методическими материалами;
  • проведение совместных научных исследований, научных и научно-практических конференций, подготовка научных публикаций;
  • оказание содействия в информационном обеспечении разработки проектов законов и иных нормативных правовых актов, в том числе путем предоставления материалов о зарубежном опыте правового регулирования и международном сотрудничестве в сфере, касающейся предмета предполагаемого законопроекта;
  • взаимодействие в подготовке и повышении квалификации кадров для организаций частного образования, в том числе путем проведения лекций и семинаров, совместной подготовки учебных изданий;
  • обмен информацией по вопросам деятельности сторон, а также на взаимовыгодной основе – учебной литературой и научными изданиями;
  • исполнение запросов о действующем или действовавшем законодательстве своих государств.

– Центр общественно-профессионального аудита АсНООР начал свою деятельность в 2008 году. Какую оценку вы дали бы эффективности его работы сегодня, с учетом того, что в рамках реализуемой в России административной реформы планируется осуществление передачи общественно-профессиональным саморегулируемым организациям ряда функций государственного контроля и аттестации?

– Вопросы общественно-профессиональной оценки качества образования обсуждаются не первый год и не сходят со страниц газет и журналов. Понятно, что создать настоящую систему гарантий качества могут только сами институты гражданского общества, непосредственно заинтересованные в этом качестве. Среди различных методов и приемов управления качеством важное место занимает образовательный аудит, дающий возможность совместить внешнюю и внутреннюю оценку качества работы конкретной организации. Такая адресная форма внутренней и внешней экспертизы позволяет образовательной организации реально оценить свои конкурентные возможности и выработать эффективную стратегию дальнейшего развития.

Говоря об общественной оценке качества образования, необходимо подчеркнуть, что эта идея родилась не сегодня. В законах «Об образовании» и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» содержатся соответствующие разделы, определяющие функции общественных организаций в образовательной сфере. И положения эти существуют не только на бумаге. Мы видим, что вопросами качества образования сегодня занимаются самые различные общественные организации: это и учебно-методические объединения, и научно-методические советы, и профессиональные ассоциации разного рода (в частности, ассоциации работодателей), которые в последнее время стали принимать участие в оценке качества работы учебных заведений. Другое дело – определить, что такое «качество образования» очень трудно. Еще сто лет назад никто не задавался подобным вопросом, поскольку образование было самоценным: университеты формировали научную элиту и готовили государственных служащих. И лишь после того, как высшая школа развернула подготовку специалистов для производственной сферы, где существует жесткая конкуренция, а качество товаров и услуг определяет жизнеспособность предприятия, стала осознаваться проблема качества образования как таковая.

Государственная аттестация и аккредитация на сегодняшний день решает две основные задачи: во-первых, она определяет, соответствует ли уровень профессиональной подготовки, которая дается в конкретной школе, вузе, минимальным требованиям, прописанным в госстандартах, а во-вторых, устанавливает статус учебного заведения. Вопросы же собственно повышения качества образования оказываются вне поля деятельности государственных служб по лицензированию и аттестации, департаментов образования и Рособрнадзора. Неслучайно в нашей стране государственная структура, занимающаяся оценкой качества образования, носит название Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки. А если мы обратим внимание на документы Болонского процесса, в котором с недавнего времени участвует наша страна, то увидим, что в них речь идет о «контроле и обеспечении качества». Второе понятие в России почти не принимается во внимание – у нас практикуется только контроль.

В этом и заключается принципиальное отличие российской госаккредитации от практики зарубежных общественных аккредитационных агентств: европейские и международные стандарты нацелены на то, чтобы показать учебному заведению, каким образом следует развивать те или иные направления работы, дабы обеспечить высокое качество образования.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: александр вильсон, АНССУЗ, АНВУЗ, АсНООР, ВПО, негосударственное образование, актуальное интервью, ао-39, СПО

Похожие материалы:
Западно-Уральский институт экономики и права
Развитие негосударственного сектора высшей школы
Качественное негосударственное образование на Дальнем Востоке
Высшее образование: конкурентная среда необходима
Качество образования – гарантия будущего
Негосударственный бизнес-колледж
Негосударственный сектор образования
Качественное образование – основа компетентности специалиста!
Развитие негосударственного образования – государственная задача
Омская гуманитарная академия – через тернии к звездам!

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (91) 2016

По приглашению Департамента государственной политики в сфере высшего образования Минобрнауки РФ журнал «Аккредитация в образовании» выступил официальным информационным партнером крупного всероссийского совещания по созданию и развитию опорных университетов. В репортаже с места события освещаются вопросы стратегии инновационного развития российской высшей школы. Представители профессионального сообщества и органов власти сошлись во мнении, что опорные вузы стали ключевым фактором развития многих регионов. Читайте об этом в 91 номере «АО».
Анонс журналаСлово редактора


Подведены итоги пятого этапа проекта «Лучшие образовательные программы инновационной России».Лучшими в рамках проекта 2016 года названо более 3000 программ высшего образования из 25 000.
Подробнее о проекте


Журнал «Аккредитация в образовании» стал лауреатом конкурса
«Лидер СПО-2012»Подробнее


Популярные статьи
Дайджест № 91 «Аккредитация в образовании»
В 2016 году Минобрнауки РФ изменило модель распределения субсидий для вузов-участников проекта...
Из журнала
#82Паспорт региона: Томская область
#84Региональный аграрный кластер: становление и развитие
#84Форпост региональной системы образования
#86Франчайзинг как инструмент государственно-частного партнерства
#86Будущее университетов: желаемое и возможное
Информационная лента
13:19Семь ученых мирового уровня посетят ЮУрГУ
11:38В САФУ обсудили проблематику управления лесами
11:35Инновационный опыт Тольяттинского госуниверситета в массы
11:20Конкурс проектов для ученых России и Болгарии
11:13Магистранты ИРНИТУ проходят обучение в Университете Отто-фон-Герике