Поиск по сайту
Вход Регистрация
Х
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Войти через:
Об изданииНаши проектыКонтактыОформить подпискуМЕДИАпланёрка

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОС-3УМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вебинары
Март 2016Май 2016Сентябрь 2016
Партнёры

Негосударственный сектор образования

Негосударственный сектор образования России стал заметным «игроком» в научно-исследовательском пространстве страны: сегодня в негосударственных учебных заведениях обучается более полутора миллионов учащихся; уже более 30 процентов производимых вузовской наукой открытий и изобретений приходится на НОУ.

Просмотров: 2868

Ноу-хау НОУ

Негосударственному сектору образования России в этом году исполняется 20 лет. Этому событию был посвящен состоявшийся в апреле Всероссийский съезд руководителей негосударственных образовательных организаций страны, где были подведены некоторые итоги развития негосударственного образования. То, что этот сектор стал заметным «игроком» в научно-образовательном пространстве страны – факт неоспоримый: сегодня в негосударственных учебных заведениях обучается более полутора миллионов учащихся; уже более 30 процентов производимых вузовской наукой открытий и изобретений приходится на НОУ. В большой степени именно негосударственный сектор обеспечивает нашим согражданам доступность высшего образования, и именно это не позволяет «заржаветь» социальному лифту окончательно.

К настоящему времени в негосударственных учебных заведениях России обучается более полутора миллионов учащихся. Сектор негосударственного образования, который включает около: 450 вузов, 200 ссузов и 650 школ, имеющих государственную аккредитацию, а также сотни детских садов и тысячи организаций дополнительного образования.

Да, есть проблема качества. Но этот, увы, ставший уже институциональным порок поражает вузы вовсе не по признаку учредительства. Пожалуй, напротив, – сегодня разделение вузов по этому принципу даже искусственно консервирует нерешенность злободневного вопроса некачественного образования. Кроме того, как справедливо заметил в своем выступлении на Всероссийском съезде глава Экспертного совета по негосударственному образованию Госдумы Олег Смолин: «Дискриминация негосударственного сектора – это дискриминация части российских детей и молодежи. Между тем, негосударственных детей и студентов не бывает, государство должно позаботиться о хорошем образовании, а значит, об образовании для всех».

Большие надежды у представителей негосударственных образовательных учреждений вызвала позиция Президента РФ Дмитрия Медведева, обозначенная в президентском Послании в декабре 2009 года, о необходимости «скорейшего решения одной из главных проблем негосударственного образования страны – законодательное закрепление равенства государственных и негосударственных организаций». Опасение, что это пожелание так и останется «на бумаге» у профессионального сообщества, конечно, есть – подобные пожелания от чиновников самого высокого ранга звучат далеко не первый год. И все-таки на это раз надежды действительно могут оправдаться. По словам председателя Комитета по образованию Госдумы Григория Балыхина, который также выступил на апрельском съезде, уже готовятся соответствующие законодательные предложения о возможности бюджетного финансирования образовательных организаций, имеющих государственную аккредитацию, вне зависимости от формы учредительства. Кстати, уже после съезда, в мае, на необходимость внесения соответствующих поправок в проект нового интегрированного закона «Об образовании» указал Экспертный совет Федеральной антимонопольной службы. Так что уверенность в том, что о поправках «не забудут», есть.

Тем временем, развернувшийся экономический и демографический кризис достаточно серьезно отразился на негосударственном секторе образования. Если до начала кризиса количество НОУ ежегодно росло – по данным Национального аккредитационного агентства* в 2008 году в России действовало 675 негосударственных вузов, то на сегодняшний день, по информации представителей Национального союза негосударственных вузов, негосударственных высших учебных заведений – около 450. В 2009 году – такие данные привел Г. Балыхин – негосударственные вузы потеряли 25-30% своих студентов. И пока дальнейшие прогнозы остаются негативными – сокращение негосударственного образовательного сектора может продолжиться.

Выход? Его сегодня ищут все. Но, судя по данным исследования ГУ-ВШЭ** потенциал роста платежеспособности населения за образовательные услуги практически исчерпал себя еще накануне финансового кризиса в 2008 году (см. диаграмму). «Бюджеты семей, дети которых получают профессиональное образование, перенапряжены, за исключением верхних 10% населения. Рост возможен только с темпом роста доходов», – сделали вывод эксперты Высшей школы экономики.

Тем не менее, есть другие инструменты. Например, Г. Балыхин, обращаясь на съезде к ректорам негосударственных вузов, высказал следующую мысль: «Думаю, чтобы решать эту проблему (выхода из кризиса), необходимо более активно работать со школьниками, причем не только с выпускниками, но и заглядывать в 9-е и 8-е классы. Это ваше будущее и настоящее, вы без этих ребят просто не сможете существовать».

Есть также огромная ниша «образования для взрослых». Кроме того, коммерциализация интеллектуального продукта, гибкое реагирование на запросы рынка труда, а также – при их законодательном закреплении – равные условия в конкурентной борьбе за государственный заказ могут стать главными «моторами» дальнейшего развития негосударственного образования в России.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: СПО, негосударственное образование, ВПО, фактотум, ао-39

Похожие материалы:
Юридическое образование в негосударственном вузе
ДемиУрГИ гуманитарного образования
Негосударственный бизнес-колледж
Развитие негосударственного сектора высшей школы
Компетенции – область согласования интересов работодателей и вузов
Качественное негосударственное образование на Дальнем Востоке
Экспресс-форум: негосударственный сектор образования в России
Качественное образование – основа компетентности специалиста!
Нужно ли государству негосударственное образование?
Омская гуманитарная академия – через тернии к звездам!

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 5 (105) 2018

Что день грядущий нам готовит? Как следует из доклада об основных направлениях деятельности Правительства РФ до 2024 года – вхождение России в число пяти крупнейших экономик мира. В отношении науки и образования планы не менее масштабные: ускорение темпов научно-технологического развития должно обеспечить стране место среди пяти ведущих мировых держав, а эффективная образовательная политика – удовлетворить спрос стратегически важных отраслей в высококвалифицированных кадрах. Об этом и других сценариях будущего читайте в новом номере «АО». А еще мы открываем новую рубрику. Пропустить невозможно!

Партнеры
Популярные статьи
Российско-Грузинский молодёжный форум пройдет в Москве и Пятигорске
В рамках семидневного Форума задумано обсуждение сразу нескольких инициатив – ежегодное...
Пути совершенствования системы госаккредитации обсудили в Госдуме РФ
Парламентские слушания по теме «Правовое обеспечение государственной регламентации...
В БФУ им. И. Канта пройдет I международный форум «Я-НАСТАВНИК»
Ключевыми мероприятиями Форума станут: пленарное заседание, круглые столы, образовательные...
В ЮФУ проходит форум "Международный диалог: инклюзия через всю жизнь"
В Южном федеральном университете 13-15 ноября проходит Всероссийский образовательный форум с...
МГТУ и исландский университет Акюрейри подписали соглашение о сотрудничестве
В Министерстве экономического развития России состоялся 18 раунд Российско-Исландских...
Из журнала
#100Свердловский областной педагогический колледж отметил девяностопятилетие
#95Военная академия радиационной, химической и биологической защиты отметила 85-летие
#99Барабинский медицинский колледж готовит сильные кадры
#101Модель QM & CQAF: распространяя гарантии качества
#95Социальная и профессиональная адаптация молодёжи – одна из приоритетных задач
Информационная лента
09:15Корабль жизни: в СевГУ проектируют медицинский плавцентр
09:09Посол Республики Кот-д’Ивуар посетил Новгородский университет
08:52В ТюмГУ разрабатывают новый способ доступа к аккаунтам
08:34«Холод как преимущество»: в СВФУ обсудят проблемы идентичности арктических городов
08:27АлтГУ и Федерация шахмат Алтайского края подписали соглашение о сотрудничестве