Поиск по сайту
Вход Регистрация
Х
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Войти через:
Об изданииНаши проектыКонтактыОформить подпискуМЕДИАпланёрка

Электронный журнал об образовании

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОС-3УМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вебинары
Март 2016Май 2016Сентябрь 2016
Партнёры

Национальная система квалификаций – основа взаимодействия рынков труда и образования

Тема налаживания конструктивного диалога между сферами труда и образования в рамках формирования национальной системы квалификаций продолжает фигурировать в топе актуальных новостей. В этом номере журнала «Аккредитация в образовании» читайте об итогах первой конференции по НСК в Москве и перспективах ее развития.

17.02.2016
Просмотров: 137

Национальная система квалификаций – основа взаимодействия рынков труда и образования

Тема налаживания конструктивного диалога между сферами труда и образования в рамках формирования национальной системы квалификаций продолжает фигурировать в топе актуальных новостей. Журнал «Аккредитация в образовании» уже обращался к ней на своих страницах1, в этом номере – об итогах первой конференции по НСК в Москве и перспективах ее развития.

Система оценки

Если национальная система квалификаций – основа современной модели взаимодействия между образовательными организациями и работодателями, а качество образования – тот фундамент, на основе которого возводится здание НСК, то профессионально-­общественная аккредитация (ПОА) – одна из разновидностей независимой оценки этого качества.

Проблема реализации и функционирования ПОА в социально-­экономическом пространстве РФ стала одной из ведущих на конференции. Акцент в рамках этой темы сделан на обеспечении единства подходов и процедур проведения профессионально­-общественной аккредитации при координирующей роли государства в соответствии с изменениями, реализуемыми в контексте госполитики.

Одна из новых законодательных инициатив рассмотрена в докладе заместителя председателя Комитета Госдумы РФ по образованию Н.А. Шайденко. Речь шла о проекте федерального закона по внесению изменений в статью 96 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Согласно проекту, ожидается введение норм, регламентирующих требования к аккредитующим организациям и являющихся основой для их отбора в соответствующий регистр. Наряду с этим планируется установление единых критериев процедуры проведения профессионально­общественной аккредитации.

В качестве главного вопроса, связанного с проектом закона, докладчик отметила необходимость добровольного осуществления процедуры ПОА со стороны работодателей и участия в ней на некоммерческой основе для образовательных организаций во избежание создания бюрократической коррупционной надстройки. Также было указано на важность разведения ПОА и государственной аккредитации как процедур, различных по критериям, целям и результатам.

Участники конференции обратили внимание и на неудовлетворительное качество ПОА, обусловленное низким уровнем информированности образовательных организаций о роли Национального совета по профессиональным квалификациям (НСПК) и профильных СПК в проведении аккредитационной процедуры, наличием на рынке множества предложений по ПОА, не всегда соответствующих необходимым требованиям.

Вместе с тем на российском образовательном рынке есть ряд организаций с серьезным кредитом доверия. Например, Национальный центр профессионально-­общественной аккредитации недавно был официально зарегистрирован в Европейском реестре гарантии качества образования, EQAR. Таким образом, Россия впервые вошла в число стран, включенных в данный реестр, став 22­й по счету из 48 стран­участниц Болонского процесса. Без сомнения, регистрация Нацаккредцентра в EQAR будет способствовать повышению доверия к качеству образования как со стороны российских образовательных организаций, так и со стороны зарубежных партнеров.

Свобода и ответственность

О независимой оценке качества и изменениях в законодательстве, но уже в сфере дополнительного профессионального образования, было сказано в докладе Л.В. Шмельковой, начальника отдела Департамента госполитики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки РФ.

По словам выступающей, особенностью процедуры независимой оценки качества ДПО является то, что она осуществляется не государством в лице уполномоченного органа, а непосредственно потребителями данного вида образовательных услуг – работодателями, их объединениями и общественными организациями.

Содержание оценки качества дополнительного профобразования предполагает соответствие процедуры и результатов освоения дополнительной профессиональной программы установленным требованиям к структуре, порядку и условиям реализации программ данного вида, способность организации результативно и эффективно выполнять деятельность по предоставлению образовательных услуг. В свою очередь, формы оценки качества освоения дополнительных профессиональных программ подразделяются на внутренний мониторинг и внешнюю независимую оценку качества образования.

В условиях ослабления регламентации образовательной деятельности в сфере ДПО Минобрнауки РФ оказывает методическую поддержку организациям, реализующим дополнительные профессиональные программы, в формате рекомендаций.

Так, закрепленная федеральным законом модель ДПО позволяет в большей степени ориентировать эту систему на нужды конкретных отраслей социальной сферы, экономики и производства, потребности заказчика соответствующих образовательных услуг, постоянно обновлять содержание образовательных программ.

Механизмы, обеспечивающие гарантии качества ДПО в условиях отсутствия государственного регулирования, – один из актуальнейших вопросов не только в рамках конференции, но и в контексте развития отечественного образования.

Образцовое творчество

Такой приоритет госполитики, как подготовка высококвалифицированных рабочих кадров, обусловил обсуждение еще одной важной темы – профессиональные стандарты (ПС) как значимый фактор в формировании кадровой политики и разработке образовательных программ.

Профстандарт имеет широкую сферу применения. В личностном плане с его помощью можно определять уровень профессиональный деятельности и соответствие квалификационным требованиям, а также использовать эту оценку как основание для планирования профессионального развития. На государственном уровне – формировать политику в области занятости населения, решать задачи кадрового обеспечения экономического развития страны.

В настоящее время Минобрнауки РФ ведется работа по приведению ФГОС по направлениям (специальностям) профобразования в соответствие с требованиями отраслевых профессиональных стандартов.

Для обеспечения единства подходов в модернизации ФГОС разрабатываются методические рекомендации по актуализации ФГОС ВО, разработке ООП и программ ДПО с учетом принимаемых профессиональных стандартов.

К этому процессу также привлекаются советы по профессиональным квалификациям, объединения работодателей и ключевые работодатели конкретных отраслей, но на данном этапе этот вид деятельности сопряжен с рядом проблем.

В связи с тем, что СПК находятся в процессе формирования, значительное количество областей профессиональной деятельности еще не охвачено, затруднено применение действующих нормативных актов НСПК и Минобрнауки РФ ввиду их противоречивости и межведомственного характера регулируемых отношений. Наблюдается отсутствие в СПК, федеральных учебно­-методических объединениях и образовательных организациях, ответственных за разработку ФГОС ПО, специалистов по применению ПС в системе профобразования. Участники процесса разработки недостаточно информированы относительно утверждения новых ПС и деятельности партнерских групп (УМО, СПК и других).

Решать эти проблемы предлагается, в том числе, путем создания нормативно-­методических условий для привлечения к разработке ФГОС ПО профильных объединений работодателей, ведущих работодателей, профессиональных общественных объединений, популяризации официальных порталов размещения специальной информации.

Без отрыва от производства

Для успешной подготовки высококвалифицированных кадров и становления НСК в целом большое значение имеет не только разработка и актуализация ФГОС в соответствии с отраслевыми профессиональными стандартами, но и эффективные образовательные технологии.

Один из мировых трендов в этой сфере – практикоориентированное обучение с акцентом на внедрение в учебный процесс виртуальной образовательной среды, воссоздающей условия будущей профессиональной деятельности. Подобный подход позволяет преодолеть разрыв между «книжным» знанием и необходимыми практическими навыками на объектах реального производства, а также моделировать производственные функции на рабочем месте.

Помимо технологий формального обучения, осуществляемого в стенах образовательной организации, большое значение имеет развитие обучения неформального, так как его гибкость обеспечивается механизмами, предоставляющими широкие возможности выбора путей и способов освоения квалификаций.

Хотя на сегодняшний день неформальное обучение входит в число приоритетных направлений госполитики, до сих пор этот вид образовательной деятельности не имеет официального признания. В качестве одного из способов урегулирования сложившейся ситуации предлагается учитывать возможности отнесения затрат на себестоимость обучения в корпоративных учебных центрах и других форм обучения по месту работы.

Бюро прогнозов

О том, какие шаги были сделаны в направлении формирования НСК, и как эта система будет развиваться в ближайшем будущем, сообщалось на одном из последних заседаний Национального совета при Президенте РФ по профессиональным квалификациям. Решением совета было одобрено 93 проекта профессиональных стандартов: сейчас их зарегистрировано 678, до конца года должно быть представлено 800.

Наряду с этим обсуждалась и одобрена представленная Национальным агентством развития квалификаций примерная модель организации работ по формированию элементов НСК на региональном уровне. Советам по профессиональным квалификациям предложено подготовить предложения по созданию региональной инфраструктуры НСК на основе одобренной модели.

Также на заседании был представлен проект регламента взаимодействия участников процесса разработки и актуализации ФГОС ПО в соответствии с принимаемыми профессиональными стандартами.

В предстоящем году будет продолжена деятельность по направлениям основных полномочий СПК в соответствии с решениями Национального совета. Относительно организации работы самих советов – укрепление их кадрового потенциала, формирование эффективной модели обучения и консультационно-­методического сопровождения, развитие аналитической базы для обоснования приоритетов, планов, действий, связанных с реализацией полномочий.

Планируется продолжение работы по актуализации профессиональных стандартов и разработке новых, в том числе в рамках совершенствования аналитической и нормативно­методической базы. Будет организовано взаимодействие НСПК с субъектами РФ, вестись активная деятельность в рамках интеграционных процессов с ЕАЭС, ШОС и БРИКС. Также в ближайшей перспективе – развитие информационных ресурсов и технологий, обеспечивающих функционирование национальной системы квалификаций.

1 См. репортаж о работе конференции «Национальная система квалификаций – основа гарантии качества образования». «АО», №82.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: ао-83, с места события, качество образования, национальная система квалификаций

Похожие материалы:
X Международный форум Гильдии экспертов в сфере профессионального образования
«Неархитектурный» стандарт
Повышение профессионального уровня педагогов
Необходима господдержка частного сектора образования
APQN. Глобализация систем гарантии качества
Развитие форм оценки качества образования
Гарантии качества образования: гармонизация процедур и объединение аккредитаторов
Качество образования зависит не от статуса вуза
НСК – основа взаимодействия рынков труда и образования
Новые технологии оценки качества образования

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 3 (95)

Ключевая тема номера – мировая конкурентоспособность России. Как повысить привлекательность страны в глазах международного сообщества, усилить экспортный потенциал образовательной системы, ответить на вызовы экономической реальности? Об этом и многом другом читайте в новом номере «АО».
Анонс журналаСлово редактора


С 2015 года в проекте «Лучшие образовательные программы инновационной России» используется звездная система оценки образовательных программ и классификации типов профессионально-общественной аккредитации. Хотите пройти аккредитацию на 5 звезд?
Подробнее о проекте
Популярные статьи
Сотрудничество по направлению БРИКС выходит на новый уровень
Инициатива Тюменского госуниверситета по взаимодействию с одним из крупнейших университетов...
Разработки учёных ЮУрГУ помогают приблизить четвёртую промышленную революцию
Концепция автономных фабрик и цифровое производство уже сегодня являются предвестниками четвертой...
Из журнала
#83Новости 83
#86Отраслевое образование – сильное звено в цепи трансформаций
#88Сиротский вопрос
#86Востребованные кадры для региона
#84Как снять проблему дефицита кадров?
Информационная лента
14:15Сотрудничество по направлению БРИКС выходит на новый уровень
14:03Разработки учёных ЮУрГУ помогают приблизить четвёртую промышленную революцию
16:52 Рейтинг вузов-участников германской программы академического обмена
16:27Мичуринский ГАУ – в числе лучших аграрных вузов страны
16:19Студенты СПбГИКиТ начали съемки художественного фильма «Селфи с судьбой»