Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Партнёры

Мурманский ГТУ: отраслевое образование региону

Интервью с ректором Мурманского государственного технического университета, Ершовым Александром Михайловичем о ситуации в профильном «морском» образовании, проблемах, тенденциях и региональных особенностях экономики Мурманской области.

Просмотров: 2569

Моряки и рыбаки: спрос превышает предложение

ЕРШОВ Александр Михайлович – ректор Мурманского государственного технического университета, доктор технических наук, профессор

Долгое время Мурманский государственный технический университет, ранее высшее мореходное училище, готовил кадры высшего звена исключительно для рыбной промышленности. Но вот началась модернизация. В каком состоянии находится теперь профильное образование? С развитием каких отраслей промышленности Мурманской области, кроме рыбной, связывается дальнейшее развитие вуза? Ответ на эти вопросы – в интервью с ректором университета Александром ЕРШОВЫМ.

– История Мурманского государственного технического университета началась шестьдесят лет назад с создания высшего мореходного училища. Какие события, происшедшие за это время, вы назвали бы знаковыми?

– Важнейшими мы считаем два: это постановка на баланс самого крупного в мире парусного судна – барка «Седов» (1991) и получение в 2010 году сертификата соответствия СМК международному стандарту ISO 9001:2008 в отношении проектирования, разработки и реализации программ высшего профессионального, дополнительного и послевузовского образования. Но нельзя не отметить и общий итог развития: к юбилею вуз подошел настоящим Университетом!

– До 1950 года ни в Советском Союзе, ни в других странах не было такого вуза, который готовил бы кадры специально для работы на флотах рыбной промышленности. Скажите, как сейчас развиваются профильные факультеты? Имеется ли база для того, чтобы курсанты могли получить качественное и современное образование?

– Структурным подразделением университета является Морская академия, располагающая всем необходимым для подготовки высококлассных специалистов: современной гидроакустической и поисковой аппаратурой, спутниковыми навигационными системами, техническими средствами судовождения, радиолокационными станциями. Для формирования практических навыков в учебном процессе широко используются астронавигационный модуль и различного рода тренажеры: радиолокационный, рыбопромысловый, глобальной морской системы связи и другие.

– В связи с переходом российского образования на болонскую систему хотелось бы знать, как относятся на флотах к этому нововведению?

– Руководители промысловых организаций относятся к введению болонской системы негативно. Блоки бакалавриата не позволяют углубиться в специализацию. По требованию Международной конвенции подготовки моряков вуз должен организовать практику курсантов, причем довольно длительную. Например, для механика и электромеханика ее срок составляет минимум восемь месяцев, для судоводителя – двенадцать. Если выпускник не наберет необходимый плавательный ценз, он не получит рабочий диплом, и, следовательно, не сможет занимать руководящие должности. Мы рады, что для подготовки плавсостава Правительством РФ разрешен специалитет, и в настоящее время академия имеет возможность выпускать специалистов, соответствующих международным требованиям.

– Участвует ли вуз в международных проектах, связанных с «морским» образованием?

– Да, приведу для примера два проекта, название которых свидетельствует об их сути. Один – «Создание арены для развития знаний в области логистики и транспорта в северных регионах» – реализуется при поддержке компании «Статойл». Другой – посвящен международному сотрудничеству молодых исследователей и экспертов в области управления рыбохозяйственным сектором в регионе Баренцева моря и воплощается совместно с Университетом Тромсё при поддержке Норвежского Баренц-секретариата. Кроме того, подписаны меморандумы о сотрудничестве вплоть до 2014 года с учебными заведениями Германии, занимающимися подготовкой морских кадров.

– Скажите, где вы берете специалистов для управления парусным судном?

– Судно имеет почтенный возраст: в 2011 году ему исполнится девяносто лет. Управлять им, поддерживать в готовности к плаванию – дело нелегкое. Для этого требуется серьезная и глубокая подготовка и определенный опыт работы. Свои знания экипаж из года в год передает курсантам-практикантам, которые впоследствии становятся кадровым резервом парусника. И мы уверены, что впишем еще немало ярких страниц в славную историю уникального судна.

– Есть ли у выпускников, получивших морские специальности, проблемы с трудоустройством?

– В последние годы в университете проводятся ярмарки вакансий для старшекурсников, на которые приглашаются представители крупных компаний – таких как Мурманский траловый флот, Мурманское морское пароходство, Арктическая судоходная компания, – и рыболовецкие колхозы. Спрос на специалистов превышает предложение. За нашими выпускниками – будущее российской рыбной промышленности. Плюс к тому – они востребованы крупнейшими судоходными компаниями мира, что говорит также и о качестве образования.

– В настоящее время в нашей стране ставится задача организации обучения на основе науки. Как она решается в вашем учебном заведении?

– Наши ученые проводят фундаментальные и прикладные исследования Арктического региона. В университете создан Северо-Западный научно-исследовательский центр морской политики, при поддержке Росрыболовства функционирует Центр исследования сырья и продукции. Именно эти подразделения решают задачи интеграции высшего образования и науки и использования результатов научных исследований в образовательном процессе.

– Каковы ваши планы по реализации закона об организации малых предприятий при вузах, использованию результатов интеллектуальной деятельности?

– В реализации закона заинтересованы как сам вуз, так и общество, которое получит новую продукцию и рабочие места. Наибольшее число патентов и ноу-хау, полученных в нашем университете, связано с отраслевой спецификой и является результатом разработки новых технологий переработки гидробионтов. Сейчас мы готовимся к созданию малого предприятия по выпуску пищевой рыбной продукции, на котором будут применяться эти технологии. Формируется микробиологическая лаборатория для контроля качества производимой продукции, разрабатывается механизм взаимодействия малого предприятия и магазина, через который будет реализовываться новая продукция.

– Еще один актуальнейший вопрос – повышение квалификации и переподготовка специалистов технического профиля. Каким образом развивается это направление в университете?

– В университете имеется институт дополнительного профессионального образования, в котором ведутся подготовка, переподготовка и повышение квалификации специалистов с высшим и средним профессиональным образованием. Здесь обучаются командный плавсостав, береговые специалисты судоходных и рыболовных компаний, а также сотрудники Морской академии университета. В этом же институте можно получить и второе высшее образование. В процессе обучения морских специалистов задействованы самые современные тренажерные комплексы, моделирующие функционирование всех подсистем жизнеобеспечения судна в соответствии с международными требованиями.

– С развитием каких отраслей промышленности Мурманской области, кроме рыбной, вы связываете дальнейшее развитие вуза?

– Мурманская область относится к числу тех регионов России, которые обладают весьма мощным экономическим потенциалом. Промышленность Кольского полуострова достаточно многовекторная. В последние годы на подъеме находится более двух десятков отраслей, начиная с переработки продуктов питания и заканчивая добычей нефти и газа. Мы отслеживаем основные тенденции развития экономики области и соответствующие изменения на рынке труда и развиваем наш университет, исходя из кадровых потребностей региона. Так, в 2000-е годы, когда появился план разработки Штокманского месторождения, начали готовить специалистов по добыче нефти и газа, экологов. Развитие транспортного узла дало университету импульс для подготовки специалистов в области логистики. Сейчас в кадрах нуждается строительная отрасль, и в этом году был произведен первый выпуск специалистов этого профиля.

– И, наконец, что нового появится в вузе в юбилейном учебном году?

– Предстоит сделать многое. В ближайших планах – реорганизация университета путем присоединения Мурманского морского рыбопромышленного колледжа им. И.И. Месяцева. Планируется открыть центр по глубокой переработке гидробионтов, включающий несколько современных, хорошо оснащенных лабораторий. Также мы будем продолжать внедрение в учебный процесс элементов инновационного дистанционного образования.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: ВПО, мурманская область, мурманский государственный технический университет, профиль, ао-41

Похожие материалы:
Объединить научное пространство Арктики
Образование – основа экономического развития
Как подготовить нового государственного служащего?
Компетентностный подход к подготовке специалистов
Сергей Агарков: «Мы должны отвечать современным требованиям»
Векторы развития Чурапчинского государственного института физической культуры и спорта
Опорный прыжок в будущее спорта. Передовой опыт вуза
Кадры для специального (коррекционного) образования
Демократичный фактор профессионального роста
Модернизация вузовской инфраструктуры

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 9 (109) 2019

Готова ли система образования России к переходу на риск-ориентированную модель оценки качества? Почему российские работодатели не заинтересованы в развитии своих сотрудников? Что включает цикл обучения в Бразилии? Каковы перспективы набора студентов из Казахстана на обучение в российские вузы? Знакомьтесь с мнениями экспертов в новом номере «АО»!
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Андрей Кречетов: «Для мощного движения вперёд необходим технологический прорыв. Убеждён, это возможно»
Кузбасский государственный технический университет имени Т.Ф. Горбачёва располагает всеми...
Кадровый потенциал Чукотки
Стратегию развития Чукотского многопрофильного колледжа определяет ответственная задача,...
Информационный центр ОИЯИ организует IT-школу молодых ученых Юга России
Главный проект — на базе ОИЯИ строится сверхпроводящий коллайдер протонов и тяжелых ионов NICA,...
Изобретение студента Астраханского госуниверситета поможет людям с ОВЗ
Четверокурсник факультета математики и информационных технологий АГУ Дмитрий Молимонов разработал...
Ученые СКФО планируют открыть единый центр по развитию нанотехнологий
Современное материаловедение и связанные с ним области невозможно развивать без приборов с...
Из журнала
#96Международная аккредитация должна стать обязательной
#101Омский ГАУ отметил столетний юбилей
#102Проблемы организации инклюзивного образования в России
#94СГПУ активно участвует в окружной комплексной программе обновления кадров
#99Алексей Чаплыгин о силе брендов российских вузов
Информационная лента
09:17В Ульяновской области будет построен новый ветропарк мощностью 75 МВт
09:16Неделя арктической науки: САФУ принимает учёных из разных стран мира
09:08Выставка «Заповедное ожерелье Амура» в Музее ВГУЭС: уникальные фотографии животных и растений
09:06“Professional update”: будущее образования и знаний обсудили в Казани
09:03Интернационализация вузов стала темой встречи экспертов в Москве