Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Партнёры

Изменения в системе подготовки педагогов

Интервью с Ириной Соколовой, директором Института педагогического образования РАО, об инициативе "Наша новая школа", перспецтивах и задачах модернизации образования.

Просмотров: 2894

Подготовка педагогов требует существенных изменений. Но… к ряду их нельзя не относиться с тревогой

Ирина СОКОЛОВА, директором Института педагогического образования РАО (г.Санкт-Петербург)

Ключевую роль в реформе образования и реализации инициативы «Наша новая школа», по заявлению Президента РФ Дмитрия Медведева, будут играть российские учителя. Но на сегодня это одна из самых больших и социально уязвимых групп населения. Насколько условия работы школ и возможности наших педагогов пригодны для решения задач, поставленных руководством страны?

Об этом и других актуальных вопросах наш корреспондент беседует с Ириной СОКОЛОВОЙ, директором Института педагогического образования РАО (г. Санкт-Петербург).

– Ирина Ивановна, какие вопросы, проблемы высшего профессионального педагогического образования в России можно отметить как наиболее острые? Наблюдаются ли несомненные достижения, подвижки в их решении по завершении Года учителя?

– Педагогическое образование испытывает серьезные изменения. Как и вся система ВПО, педагогическое образование переходит на подготовку бакалавров (4 года) и магистров (2 года после бакалавриата). Изменяется структура подготовки педагогов в связи с принятыми в 2010 году новыми федеральными государственными образовательными стандартами. В основе изменений – компетентностный подход, оценивание результатов с помощью системы зачетных единиц. В этом смысле мы становимся ближе к Европе.

Сегодня ясно, что в условиях новых требований школы система подготовки педагогов должна претерпеть существенные изменения. Это повышение требований к фундаментальной подготовке в предметных областях, расширение поля психолого-педагогических знаний, компетентности и ответственности специалиста, работающего в школе, изменения видов его деятельности и структуры самой педагогической профессии. Стремительно изменяется общество, изменяется ребенок, изменяются и требования к учительскому труду. В этих условиях учителю необходимы профессиональная поддержка и помощь.

Проблемы российского учителя известны. Это повышение его социального статуса, включая механизмы материального стимулирования труда, совершенствование подготовки и переподготовки, повышение квалификации будущего педагога в системе непрерывного образования, в том числе на базе корпоративных или дистанционных систем. Важен вопрос постоянного методического, психологического сопровождения учителя. Острой проблемой является и привлечение в школу молодых и хорошо подготовленных специалистов.

Как решаются эти проблемы? Школы переходят на новые механизмы финансирования, однако в целом проблема денежных ресурсов школ, заработной платы учителя в стране не преодолена. Только в трех регионах учитель получает достойное вознаграждение. Учительство нашей страны попрежнему относится к малообеспеченным слоям населения.

За последний год приняты и внедряются различные законодательные акты, касающиеся педагогов. Прежде всего, это квалификационные требования к работникам образования, где отражено появление новых профессий, например, тьютора. Что касается новых образовательных стандартов подготовки педагогов и требований к их аттестации, выделено три крупных направления подготовки в высшей школе: педагогическое образование, специальное (дефектологическое) образование, психолого-педагогическое образование. В разработке идей наполнения стандартов в качестве разработчиков приняли участие крупнейшие педагогические университеты – МПГУ, РГПУ им. А.И. Герцена, МГППУ и несколько десятков других, научные институты, работодатели (департаменты по образованию, директора образовательных учреждений) и общественные организации. Институт педагогического образования РАО (г. Санкт-Петербург) совместно с президиумом РАО также участвовал в согласовании, доработке, экспертизе стандартов педагогического образования. Наверное, не все эти документы идеальны, но появилась возможность открыто обсуждать их, критиковать и дорабатывать.

Педагог – особая профессия, требующая серьезнейшей специальной подготовки и мотивации ее носителя, особой образовательной вузовской среды. Понятно, что в системе педагогического образования необходимы реформы, но они должны рождаться в недрах самой системы, стимулироваться, поддерживаться и сопровождаться научными исследованиями.

– Проводил ли Институт педагогического образования РАО в 2010 году исследования по профильной тематике? Нельзя ли вкратце ознакомить наших читателей с наиболее интересными результатами.

В целом, в системе педагогического образования готовятся революционные изменения. К ряду их нельзя не относиться с тревогой. Так, в стране закрылись или изменили свой статус более полутора сотен педагогических вузов. В условиях роста количества школьников в ближайшие годы этот шаг представляется непродуманным и экономически неоправданным.

– Наш институт завершает третий год своей работы по темам, связанным с развитием педагогического образования. В Год учителя мы подготовили и провели ряд крупных мероприятий, среди которых международная конференция, посвященная методологии, теории, практике педагогического образования в России и за рубежом, петербургский форум «Профессия и карьера», ряд круглых столов, на которых обсуждались проблемы и перспективы развития деятельности учителя XXI века. Среди реализованных хотелось бы отметить инновационный проект «Сегодня – молодой учитель, завтра – лидер образования». В ходе его 11 молодых перспективных учителей стали лучшими, подготовив свои управленческие модели решения актуальных школьных проблем и защитив их перед педагогической общественностью города.

Сотрудники института получили ряд серьезных результатов и в области исследования деятельности педагогов, прогностики развития педагогического образования. Эти результаты отражаются в наших публикациях, часть из них представлена в моей статье.

– Каковы, на ваш взгляд, тенденции и перспективы развития системы педагогического образования? Что дал для улучшения ситуации в этом плане Год учителя?

– Год учителя, прежде всего, позволил привлечь внимание каждого из нас к проблеме подготовки, обеспечения современных качественных условий деятельности учителя. Учитель является ключевой фигурой, обеспечивающей долгосрочный успех любых реформ в стране. Тем не менее, сама система образования по природе своей является инерционной, ориентированной на сохранение лучших своих традиций, что определяет специфику механизмов взаимодействия власти с этой системой. Хотелось бы верить в то, что лучшие традиции нашей отечественной системы педагогического образования возрастут и дадут хорошие плоды на обновленной почве профильных учреждений. Научное обеспечение и сопровождение такого развития является одной из значимых задач нашего института.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: российская академия образования, реформы образования, педагогическое образование, ирина соколова, точка зрения, ао-44

Похожие материалы:
Социально-профессиональный портрет педагога
Какой учитель нужен сегодня школе, или Стандарт на вырост
Бизнес и образование – вместе к общей цели
Содержание профессиональной подготовки педагогов
Экспресс-форум: итоги Года учителя
Педагогическое образование: каким ему быть?
Новой школе – новый учитель
Модернизация педагогического образования
Экпресс-форум: педагоги о Годе Учителя
Перспективы модернизации образования в России

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 9 (109) 2019

Готова ли система образования России к переходу на риск-ориентированную модель оценки качества? Почему российские работодатели не заинтересованы в развитии своих сотрудников? Что включает цикл обучения в Бразилии? Каковы перспективы набора студентов из Казахстана на обучение в российские вузы? Знакомьтесь с мнениями экспертов в новом номере «АО»!
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Андрей Кречетов: «Для мощного движения вперёд необходим технологический прорыв. Убеждён, это возможно»
Кузбасский государственный технический университет имени Т.Ф. Горбачёва располагает всеми...
Кадровый потенциал Чукотки
Стратегию развития Чукотского многопрофильного колледжа определяет ответственная задача,...
Информационный центр ОИЯИ организует IT-школу молодых ученых Юга России
Главный проект — на базе ОИЯИ строится сверхпроводящий коллайдер протонов и тяжелых ионов NICA,...
Изобретение студента Астраханского госуниверситета поможет людям с ОВЗ
Четверокурсник факультета математики и информационных технологий АГУ Дмитрий Молимонов разработал...
Ученые СКФО планируют открыть единый центр по развитию нанотехнологий
Современное материаловедение и связанные с ним области невозможно развивать без приборов с...
Из журнала
#99Проблемы и перспективы развития отраслевого образования
#99Состояние и перспективы развития зарубежных филиалов в мире
#97ТГУ – лидер глобального образовательного пространства
#101Научно-методическое обеспечение образовательного процесса в Уссурийском агропромышленном колледже
#104Форум ассоциации ENQA прошел в Испании
Информационная лента
09:17В Ульяновской области будет построен новый ветропарк мощностью 75 МВт
09:16Неделя арктической науки: САФУ принимает учёных из разных стран мира
09:08Выставка «Заповедное ожерелье Амура» в Музее ВГУЭС: уникальные фотографии животных и растений
09:06“Professional update”: будущее образования и знаний обсудили в Казани
09:03Интернационализация вузов стала темой встречи экспертов в Москве