Поиск по сайту
Вход Регистрация
Х
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Войти через:
Об изданииНаши проектыКонтактыОформить подпискуМЕДИАпланёрка

Электронный журнал об образовании

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОС-3УМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вебинары
Март 2016Май 2016Сентябрь 2016
Партнёры

Экспресс-форум: итоги Года учителя

С предложением подвести своеобразный итог Года учителя, назвать наиболее острые проблемы высшего профессионального педагогического образования, а также отметить несомненные достижения и подвижки в их решении мы обратились к ректорам педагогических вузов России.

27.12.2010
Просмотров: 1843

В канун Нового года в очередной раз и с неизменным удовольствием россияне просмотрят фильм Эльдара Рязанова «Ирония судьбы, или С легким паром!», ставший безусловным символом праздничного телеэфира. А помните фрагмент диалога главных героев о профессиях врача и учителя?

– И все-таки у нас с вами самые замечательные профессии, самые нужные!
– Судя по зарплате, нет…

Как бы хотелось сегодня воспринимать эти реплики с ностальгической улыбкой. Но миновало почти тридцать пять лет с момента создания фильма, а они по-прежнему вполне актуальны.

С предложением подвести своеобразный итог Года учителя, назвать наиболее острые проблемы высшего профессионального педагогического образования, а также отметить несомненные достижения и подвижки в их решении мы обратились к ректорам педагогических вузов России.


БОРДОВСКИЙ Геннадий Алексеевич, ректор Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, доктор физико-математических наук, профессор, академик РАО

– На мой взгляд, Год учителя прошел тихо, малозаметно для широкой публики, что, впрочем, характерно для работы учителей вообще. Наибольшее внимание СМИ, как ни странно, привлекли не материалы о достижениях лучших педагогов и их учеников, а скандальные репортажи об избиении учительницы распоясавшимся родителем или убийстве старого заслуженного педагога учеником за то, что тот низко оценивал его знания математики.

Во всяком случае, я не почувствовал, что общество в 2010 году в должной мере повернулось лицом к Учителю. Конечно, уверен, что все запланированные мероприятия успешно выполнены, многие педагоги получили и, надеюсь, еще получают заслуженные награды и поощрения. Несомненно, активизировалась поддержка учительского труда в регионах страны. Так, можно привести интересное движение на звание лучшего учителя в Алтайском крае, связанное с именем прекрасного алтайского педагога, отца космонавта «номер два» Степана Титова, или значимую поддержку молодых педагогов, которую оказывают губернатор Санк-тПетербурга Валентина Матвиенко и правительство города. Подобных примеров множество, но все же… все затмили аномальная жара, проект «Сколково», реформирование милиции и другие, не менее значимые проблемы. Однако хорошо, что в Год учителя прошло открытое обсуждение изменений в законодательстве об образовании, поэтому есть надежда, что, в итоге, новый закон окажется лучше своего первоначального варианта.

Главные проблемы в образовании, на мой взгляд, связаны с тем, что под действием мощных внешних и внутренних факторов наше общество стремительно меняется. Особенно это заметно по состоянию подрастающего поколения. Вместе с тем новая педагогическая парадигма не появилась, и образовательные технологии, которыми владеют учителя, не дают сегодня необходимого результата ни в части обучения, ни воспитания. Для существенного повышения эффективности российской системы образования необходимы масштабные, комплексные исследования, опережающие практику подготовки, переподготовки и повышения квалификации учительского корпуса. К сожалению, в Год учителя ни один педагогический вуз страны не получил статус исследовательского университета, что не будет способствовать активизации научной деятельности специалистов в этой очень важной для страны сфере жизнедеятельности.

Однако хорошо то, что российские учителя не опустили и не опустят руки в своей, как уже сказано, не эффектной внешне работе, что дает всем нам шансы на светлое (просвещенное) будущее.


АСАДУЛЛИН Раиль Мирваевич, ректор Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы, доктор педагогических наук

– Одной из главных проблем в системе образования была и остается проблема престижности профессии учителя. Она, в свою очередь, определяет низкую конкурентоспособность педагогических вузов на рынке образовательных услуг. Эту проблему не раз поднимал Президент РФ Дмитрий Медведев: и в своем послании Федеральному Собранию, и на церемонии открытия Года учителя в Санкт-Петербурге. Год учителя позволил обратить внимание широкой общественности не только на проблемы учителей, но и активизировал разработку новых путей их решения, повышение социального статуса педагога. На укрепление авторитета учителя в обществе были направлены многочисленные мероприятия 2010 года.

С другой стороны, в уходящем году активизировались процессы модернизации и реформирования системы профессионального педагогического образования. Они проявились в утверждении новых образовательных стандартов, предоставляющих возможность вузам самостоятельно строить содержание педагогического образования, в создании центров педагогического образования, способствующих аккумулированию потенциала вузов с целью повышения качества подготовки учителя.

Вместе с тем у меня как ректора гуманитарного вуза вызывает тревогу наметившаяся тенденция узкоутилитарного подхода к образованию – в первую очередь, педагогическому, – когда во всех инновациях мы ищем прямую экономическую зависимость. При этом, на мой взгляд, забывается самоценность образования как потенциала развития общества. Несомненно, современные социальноэкономические условия диктуют необходимость максимально задействовать научно-педагогический потенциал учебных заведений в инновационных коммерческих проектах. Но это ни в коем случае не должно сокращать, а тем более отменять государственных вложений в сферу образования. Инвестиции в образование, как и в фундаментальную науку, не могут дать сиюминутной выгоды. Это отложенная выгода, которую общество обязательно получит завтра. И Президент РФ подчеркнул в своем послании: «Забота о будущих поколениях – это самые надежные, умные и благородные инвестиции».


ГРИППА Сергей Павлович, ректор Карельской государственной педагогической академии, кандидат географических наук

– Реализация программы Года учителя в Российской Федерации при анализе вызывает противоречивые чувства и заставляет делать выводы, не всегда соответствующие ожидаемым результатам. Будучи участником Педагогической ассамблеи, посвященной торжественному открытию Года учителя в России, которая знаково проходила в РГППУ им. А.И. Герцена 21-22 января 2010 года, с огромным воодушевлением отметил, что развитию отечественного образования решено уделять особое внимание. Модернизация системы школьного образования и подготовки учителей стала насущной необходимостью. Сложилась хрестоматийная революционная ситуация в образовании, когда «верхи не могли, а низы не хотели жить постарому»: изменились многие объективные факторы взаимодействия различных социальных и экономических институтов страны.

В Год учителя в различных регионах России, и в том числе в Карелии, прошли мероприятия, призванные подвести своеобразный итог работы за последние годы и наметить пути реализации инициатив по программе «Наша новая школа». Это были научно-практические конференции, семинары, форумы и, конечно, X съезд учителей Республики Карелия. Основной темой этих встреч стала проблема разработки, обсуждения и внедрения новых образовательных стандартов по различным уровням подготовки учащихся, а также законопроект «Об образовании».

В Карельской государственной педагогической академии также прошли мероприятия по региональной программе Года учителя. Как наиболее яркие и значимые можно отметить «Ассамблею учительской науки» – открытие Года учителя в Карелии, форум и мастерклассы победителей конкурсов «Учитель года», круглые столы – совместные встречи студентов четвертыхпятых курсов и молодых учителей-выпускников педагогической академии, праздничный концерт «Храму учительства, виват!», посвященный Дню учителя и ветеранам педагогического труда, педагогическую конференцию «Мир глазами молодых», студенческую акцию «Технология добра», круглый стол «Что привлекает меня в профессии учителя», Первый творческий конкурс учителей г. Петрозаводска «Вдохновение, творчество, мастерство» и другие.

Отмечу особо, что в КГПА проходило обсуждение законопроекта «Об образовании» и нами были даны предложения по некоторым формулировкам и новым разделам документа. С удовлетворением отметили, что новый интегрированный законопроект об образовании в РФ закрепляет нормы, касающиеся всего образования, включая дошкольное, начальное, среднее, высшее, второе высшее, дополнительное образование. И, тем не менее, в законе должны быть четко прописаны «образовательные траектории», чтобы человек понимал последовательность своего обучения в течение жизни.

Необходимо разграничить типы высших учебных заведений, сохранив при этом академию как тип. В настоящее время значительное число российских военных, медицинских, педагогических, экономических, юридических вузов являются академиями, осуществляющими образовательную деятельность по образовательным программам высшего и послевузовского профессионального образования, а также подготовку, переподготовку и (или) повышение квалификации работников высшего уровня для определенной области научной и научнопедагогической деятельности, а также выполняющими фундаментальные и прикладные научные исследования преимущественно в одной области науки или культуры. Академии являются ведущими научными и методическими центрами в области своей деятельности.

Существенным недостатком рассматриваемого закона следует считать отсутствие статьи, регулирующей отношения в системе педагогического образования, в то время как имеются специальные статьи, касающиеся образования военного, медицинского, сферы культуры и искусства. Между тем, включение данной статьи необходимо уже хотя бы потому, что в системе педобразования готовятся кадры не только для системы дошкольного и общего, но и профессионального образования, включая колледжи и вузы.

Требуется также пересмотр предложенной системы государственной аккредитации образовательных организаций, отличной как от ныне существующей, так и от предложенной в проекте новой редакции закона об образовании. Ключевыми здесь, на наш взгляд, должны стать аккредитационные агентства, результаты деятельности которых по оценке качества образования признавались бы контрольнонадзорными органами в сфере образования с целью присвоения образовательной организации статуса аккредитованной образовательной организации. Именно таков опыт многих зарубежных стран.

Кроме того, необходимо предусмотреть в законопроекте возможность общественной и международной аккредитации образовательных учреждений (вузов), особенно имея в виду перспективы интеграции российского образования в единое европейское научное и образовательное пространство. Повидимому, следует активизировать и расширить рамки общественной экспертизы и обсуждения законопроекта «Об образовании», аналогично тому, как организована эта работа с законопроектом «О полиции». Времени, отведенного на обсуждение проекта, явно недостаточно.

Подводя итог Году учителя, хочу отметить, что не все надежды на улучшение имиджа педагога в нашей стране были воплощены в жизнь.


РОМАНЦЕВ Геннадий Михайлович, ректор Российского профессионально-педагогического университета (г. Екатеринбург), доктор педагогических наук, профессор, академик РАО

– Бесспорно, значительным событием для педагогического сообщества нашей страны можно назвать 2010 год, объявленный Годом учителя. За этот период в Уральском регионе и непосредственно в Свердловской области проведен целый ряд мероприятий как профессионально-содержательного, так и торжественного характера. Произошли некоторые подвижки в развитии материальной базы образования, признании роли педагога и его деятельности, рассмотрены социально-профессиональные проекты.

Но сегодня важно обратить внимание на итоги Года учителя не только с позиции сделанного, но и тех импульсов, которые могли бы придать образованию динамичное развитие, иначе очень быстро в общественном и профессиональном сознании он будет восприниматься как локальная кампания. А этого не хотелось бы.

Если говорить о проблемах высшего профессионального образования, то их целый комплекс. Какие можно выделить как наиболее острые?

Прежде всего, это полумеры в процессе развития высшей школы. С 1 января 2011 года начинают действовать стандарты нового поколения. Принципиально меняется образовательная парадигма, которая может функционировать нормально только при соответствующем обеспечении. Но его пока нет. Существует необходимость профессиональных стандартов, которые логически увязывали бы высшее образование с производством. Войти в новый процесс со старым багажом – значит фальсифицировать саму идею.

Вовторых, это «начинание нового без завершенного старого». Совсем недавно был провозглашен и законодательно оформлен процесс реструктуризации профессионального образования по экономическим основаниям. Я говорю об автономии. В новом посыле виделись интересные перспективы, которые на новых основаниях моделировали инфраструктуру ВПО. Сегодня об этом как будто забыли. В центре внимания только федеральные вузы. Не знаю, как в других регионах, но в Свердловской области в связи с этим скованы действия одних вузов относительно стратегий развития других.

Политики и деятели от образования высказывают порой противоречивые взгляды на перспективы существования федеральных университетов и остальных вузов. Федеральный вуз представляется то монстром, поглощающим контингент целой области, то это специализированная образовательная система по подготовке научной элиты. Как же в таких условиях выстраивать перспективу развития другим высшим учебным заведениям?

Втретьих, имеет место отсутствие опоры на науку в принятии важных решений. По итогам августовского Государственного совета по вопросам профессионального образования* на местах была срочно организована деятельность по подготовке соответствующих программ, и это здорово. Но на чем они замешаны? Зачастую на взглядах, соответствующих реалиям сегодняшнего дня, на идеях – возможно, оригинальных, но противоречащих научным основаниям различных направлений деятельности, на кампанейщине – срочно сделать, потому что требуют и т.п. Порой абсурдные предложения принимаются как достижение мысли. Например, профориентация с детского сада.

Есть и положительные моменты. Мы принимали участие в подготовке августовского Госсовета, и многие наши предложения нашли отражение в поручениях президента. Одно из них – взаимодействие бизнеса и производства на рыночных принципах. Осуществить это реально. Очень надеемся, что в 2011 году наше предложение начнет воплощаться на практике. В целом, отмечу, что очень многого можно достичь и изменить, если от приоритетов популизма перейти к приоритетам здравого смысла.

* Совместное заседание Государственного совета и Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России, 31 августа 2010 года, Москва, Кремль.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: геннадий романцев, сергей гриппа, раиль асадуллин, геннадий бордовский, педагогическое образование, реформы образования, ао-44

Похожие материалы:
Перспективы модернизации образования в России
Интервью с Геннадием Бордовским: об учительстком труде
Новой школе – новый учитель
Год учителя. Итоги
Изменения в системе подготовки педагогов
Какой учитель нужен сегодня школе, или Стандарт на вырост
Модернизация педагогического образования
Кадры для «посткризисной» экономики
От Года учителя - к веку образования
Экпресс-форум: педагоги о Годе Учителя

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 3 (95)

Ключевая тема номера – мировая конкурентоспособность России. Как повысить привлекательность страны в глазах международного сообщества, усилить экспортный потенциал образовательной системы, ответить на вызовы экономической реальности? Об этом и многом другом читайте в новом номере «АО».
Анонс журналаСлово редактора


С 2015 года в проекте «Лучшие образовательные программы инновационной России» используется звездная система оценки образовательных программ и классификации типов профессионально-общественной аккредитации. Хотите пройти аккредитацию на 5 звезд?
Подробнее о проекте
Популярные статьи
Из журнала
#84Новая повестка аграрного образования
#87Направления независимой оценки
#83Учитель – профессия подвижническая
#88Оценка качества транснационального образования
#89Организация системы профессиональных квалификаций
Информационная лента
14:51СФУ вошёл ТОП-10 поискового рейтинга вузов от Яндекс
14:40Всероссийский форум иностранных обучающихся
13:52Лучший молодой декан России работает в АлтГТУ им. И.И. Ползунова
13:16Победители конкурсов Президентской программы РНФ
11:54В магистратуре ТПУ начали готовить руководителей энергопредприятий