Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Ирина Святицкая о тенденциях рынка труда

Молодым – везде у нас дорога… Правда, при условии, что соискатели смогут найти и осилить ее самостоятельно. Чего не следует указывать в резюме, и что вузы на самом деле «должны» студентам и выпускникам, рассказала руководитель входящего в группу компаний HeadHunter портала Career.ru И.Н.Святицкая.

Просмотров: 150

Материал опубликован в журнале №102 от 26.03.2018.

Молодым – везде у нас дорога… Правда, при условии, что соискатели смогут найти и осилить ее самостоятельно. Чего не следует указывать в резюме, и что вузы на самом деле «должны» студентам и выпускникам, рассказала руководитель входящего в группу компаний HeadHunter портала Career.ru Ирина СВЯТИЦКАЯ.

– Ирина Николаевна, портал Career.ru регулярно публикует исследования общих тенденций молодежного рынка труда. Что вы можете сказать об итогах 2017 года?

– Действительно, мы стараемся ежеквартально предоставлять молодым соискателям актуальную информацию о зарплатах, уровне конкуренции и другие полезные сведения.

Если говорить об итогах, то, по сравнению с предыдущими, в 2017 году ничего кардинально не  изменилось. Примерная зарплата, на которую может рассчитывать молодой специалист в начале карьеры, в Москве составляет около 30 тыс. рублей, в Санкт-Петербурге – примерно на 18% меньше. В регионах ситуация другая [1].

Что касается типичного портрета востребованного соискателя – прежде всего, это ответственный молодой человек, работающий в команде, нацеленный на результат. Как видим, набор качеств довольно стандартный, ничего принципиально нового.

Явный тренд рынка труда 2017 года – существенный прирост, от 500 до 1 тыс. %, вакансий по должностям, подразумевающим владение цифровыми компетенциями. Например, за последние полтора года очень востребованными стали соискатели, работающие с BigData, специалисты по машинному обучению, искусственному интеллекту, роботизации. Таких специалистов немного, за них работодатели борются, переманивают друг у друга, создают условия для обучения. Так, большинство российских крупных ИТ-компаний открывают кафедры в вузах, разрабатывают программы, организуют школы программистов.​

Карьерой нужно заниматься самостоятельно, желательно с первого курса, а еще лучше – до поступления в вуз или иную образовательную организацию. Анализировать информацию о рынке труда, искать стажировки в интересующих компаниях, учиться составлять резюме, то есть действовать по принципу «помоги себе сам». 

– Помимо цифровых, экономика знаний требует от молодого специалиста овладения на качественно новом уровне когнитивными и социально-поведенческими навыками. Между тем в топе требований российских работодателей к соискателям по-прежнему фигурируют «грамотная письменная и устная речь», «навыки работы с ПК» и прочие. Как думаете, что-то изменится в ближайшее время?

– Конечно, ситуация будет постепенно меняться. Сейчас такое положение дел связано, в частности, с тем, что работодатели копируют друг у друга указанную в описании вакансий информацию либо не меняют ее.

Соискателям такой набор качеств в резюме не советовала бы указывать. Если молодой человек пишет, что умеет работать в Word, – это, по меньшей мере, странно, так как сегодня этим уже никого не удивишь. С другой стороны, важно понимать, на каком уровне человек владеет подобного рода общими компетенциями. Предположим, кандидат на должность – продвинутый пользователь Excel (создает сложные таблицы, работает с большими базами данных и прочее). В таком случае рекомендовала бы указывать это в резюме – сейчас эти умения весьма востребованы.

– Участники проектов [2] издательства «Аккредитация в образовании», сотрудники пресс-служб вузов отмечают нехватку квалифицированных кадров в сфере маркетинга, PR, журналистики. Каковы тенденции развития этих профобластей?

– Если у пресс-служб вузов существует проблема с кадрами, то, возможно, для ее решения следует изменить подход к их поиску: сделать красивое и вкусное описание вакансий, обратить внимание на выбор каналов их распространения. Например, искать кандидатов в социальных сетях.

Вообще дефицита в таких специалистах не наблюдается: эти профобласти крайне популярны среди абитуриентов и соискателей. Кроме того, по данным профессиям могут работать люди и без профильного образования: тот же физик или химик с хорошими навыками письма вполне способны создавать пресс-релизы.

– В интернете можно встретить гневные комментарии пользователей, сетующих, что молодым специалистам сложно получить желаемую должность, так как они не имеют необходимого опыта работы. Насколько адекватны такие высказывания?

– Мнение о том, что отсутствие у соискателя в двадцать с лишним лет какого-либо опыта работы мешает ее получению, – отголосок прошлого. Да и о самом опыте сложилось неверное представление.

Часто молодые люди думают, что опыт работы – это, образно говоря, запись в трудовой книжке. На самом деле содержание резюме и трудовой книжки – разные вещи, а в опыт работы можно включить волонтерскую и проектную деятельность, организацию мероприятий.

Портал Career.ru как раз и предназначен для соискателей совсем без опыта или с опытом минимальным, причем работодатели прекрасно об этом осведомлены. Все, что требуется от кандидата, – проанализировать, чем он занимался, и грамотно эту информацию подать.

– Результаты опроса Career.ru [3] среди студентов и выпускников вузов показали, что образовательные организации во многом не оправдывают их ожиданий в части содействия трудоустройству. Ваш комментарий по этому поводу?

– Удивительно, что до сих пор молодые люди надеются на помощь со стороны, в том числе по трудоустройству. Нужно понимать, что даже если на Днях открытых дверей представители вузов обещают содействие в этом вопросе, по факту центры развития карьеры не всегда могут эффективно функционировать: например, по причине нехватки сотрудников нередко работают всего два-три человека.

Явный тренд рынка труда 2017 года – существенный прирост, от 500 до 1 тыс. %, вакансий по должностям, подразумевающим владение цифровыми компетенциями. Например, за последние полтора года очень востребованными стали соискатели, работающие с BigData, специалисты по машинному обучению, искусственному интеллекту, роботизации.

Что на самом деле вузы «должны» студентам и выпускникам? Безусловно, информировать, проводить мастер-классы, ярмарки вакансий, но трудоустройство – дело самих молодых специалистов. Карьерой нужно заниматься самостоятельно, желательно с первого курса, а еще лучше – до поступления в вуз или иную образовательную организацию. Анализировать информацию о рынке труда, искать стажировки в интересующих компаниях, учиться составлять резюме, то есть действовать по принципу «помоги себе сам».

– Не за горами приемная кампания – 2018, потенциальные абитуриенты желают знать, куда податься. На какие информационные ресурсы могут ориентироваться молодые люди?

– Не первый год мы формируем рейтинг вузов[4], где по восьми самым популярным профессиональным сферам имеется список факультетов, выпускники которых максимально востребованы на рынке труда. Данные самые что ни есть актуальные, по результатам исследований последних полутора лет. Уверена, наши ресурсы окажутся полезными многим, не только абитуриентам.

Беседовала Людмила СУЛЬДИНА.

[1]Подробнее career.ru/article/21885

[2]Подробнее akvobr.ru/nashi_proekty.html

[3]Подробнее career.ru/article/19049

[4]Подробнее career.ru/rating

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Обзор системы СПО Республики Дагестан
Владимир Рудашевский: об образовании и бизнесе
Мобилизация инженерной мысли
Проблемы художественного образования
Вячеслав Карпов: «Говорить правду о состоянии современной науки сложно»
Технология внедрения профессиональных стандартов
Нужно вернуть свободу вузам
В чем суть модернизации педагогического образования?
Госполитика по достижению национальных целей развития РФ
Трудоустройство молодежи: региональный опыт

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ