Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Партнёры

Госполитика по достижению национальных целей развития РФ

Правительство РФ обозначило основные направления деятельности на период до 2024 года. Важная роль в достижении национальных целей развития страны отводится комплексу мер в сфере занятости населения, науки и образования.

Просмотров: 14

Материал опубликован в журнале №106 от 26.10.2018.

Правительство РФ обозначило основные направления деятельности на период до 2024 года [1]. Важная роль в достижении национальных целей развития страны отводится комплексу мер в сфере занятости населения, науки и образования.

 

Сфера занятости

Чтобы быть если не впереди планеты всей, но хотя бы в числе пяти мировых стран-лидеров, необходимо в первую очередь позаботиться о базисе, то есть создать условия для экономического роста. В этой связи по ряду стратегически важных траекторий развития российским правительством запланированы мероприятия в сфере занятости.

Ключевой задачей в условиях современных технологических вызовов обозначено удовлетворение возрастающего спроса стратегически важных отраслей в кадрах, обладающих высоким уровнем профессиональной компетенции по критически важным технико-технологическим направлениям, профессиям и специальностям.

Для повышения производительности труда на предприятиях планируется поддерживать сотрудников методически и организационно, а также обучить основам бережливого производства.

Так как «развитие рынка труда, достойная оплата и высокий уровень квалификации работников способствуют росту производительности труда и повышению конкурентоспособности экономики», в среднесрочной перспективе Правительство РФ будет реализовывать соответствующую политику. Содействовать развитию рынка труда, совершенствовать трудовое законодательство, создавать новые, достойно оплачиваемые рабочие места.

На обновление структуры занятости и поддержание ее уровня будет направлено повышение эффективности активных программ на рынке труда, способствующих доведению до 70% доли трудоустроенных граждан; развитие института национальной системы квалификаций; поддержка работодателей в организации профобучения и ДПО работников при внедрении новой техники; внедрение системы оценки соблюдения трудового законодательства и другие меры.

Невосприимчивость российской экономики и общества к инновациям препятствует практическому применению результатов исследований и разработок. Доля инновационной продукции в общем выпуске составляет, например, всего 8-9%, экспорта высокотехнологичной продукции в мировом объеме – всего около 0,4%, а инвестиции в нематериальные активы в 3-10 раз ниже, чем в ведущих государствах.

 

Цифровизация и НТР

Любой экономике нужны кадры высокой квалификации. Цифровой – особенно. Чтобы обеспечить таковыми рынок труда ближайшего будущего, в планах поддерживать талантливых школьников и студентов в области математики и информатики, содействовать гражданам в освоении цифровой грамотности и компетенций цифровой экономики. Это предусматривает обучение 10 млн. человек по онлайн-программам развития цифровой грамотности и предоставление 1 млн. цифровых сертификатов для обучения граждан соответствующим компетенциям.

По удельному весу в общем числе статей по приоритетным областям НТР в индексируемых в международных базах данных изданиях, заявок на получение патента на изобретение и другим показателям России должно быть обеспечено присутствие в числе пяти ведущих стран мира. Этой цели планируется достичь в результате развития научной и научно-производственной кооперации, передовой инфраструктуры и кадрового потенциала для проведения исследований и разработок, повышения эффективности института интеллектуальной собственности.

Примечательно, что при имеющемся положительном опыте реализации масштабных технологических проектов сохраняется такая проблема, как невосприимчивость экономики и общества к инновациям. Не удивительно, что это препятствует практическому применению результатов исследований и разработок. Например, доля инновационной продукции в общем выпуске составляет всего 8-9%, экспорта высокотехнологичной продукции в мировом объеме экспорта – всего около 0,4%, а инвестиции в нематериальные активы – в 3-10 раз ниже, чем в ведущих государствах.

Другая серьезная проблема – существенное, по сравнению с лидирующими в сфере инноваций странами, сокращение возможностей удержания наиболее эффективных ученых, инженеров и предпринимателей, создающих прорывные продукты. Чтобы ее решить – то есть сделать научную и научно-педагогическую деятельность привлекательной – предусмотрена реализация механизмов карьерных лифтов и развитие научных, производственных и управленческих компетенций. В частности, намечено формирование научных коллективов для реализации не менее 7,5 тыс. проектов и создание не менее 900 лабораторий. Требуются подготовка и развитие компетенций управленческих научных кадров, руководителей научных, научно-технических проектов и лабораторий, совершенствование механизмов обучения в аспирантуре по программам подготовки научных и научно-педагогических кадров.

 

Образование

Человеческий капитал, на который сегодня возлагаются большие надежды, необходимо формировать в надлежащих условиях. Для этого следует повышать качество жизни и развивать социальные институты, в первую очередь – образование.

Ключевой задачей в условиях современных технологических вызовов в докладе обозначено удовлетворение возрастающего спроса стратегически важных отраслей в кадрах с высоким уровнем профессиональной компетенции по критически важным технико-технологическим направлениям, профессиям и специальностям.

Предстоит работа по формированию целостной системы воспроизводства кадров для НТР страны, обеспечению вхождения России в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования, а также расширению присутствия российских университетов в топ-500 глобальных рейтингов ARWU, THE, QS. Планируемые результаты – повышение качества общего образования и модернизация профессионального, создание современной цифровой образовательной среды, основ для формирования финансовой грамотности обучающихся, формирование высококвалифицированных педагогических коллективов в учреждениях профессионального и общего образования, воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей, исторических и национально-культурных традиций.

Другие стратегически важные для достижения национальных целей развития РФ задачи планируется решать в рамках национального проекта «Образование». Среди них вхождение РФ в топ-10 стран по уровню читательской, математической и естественнонаучной грамотности по результатам исследования PISA; увеличение до 40% доли школьников с высоким уровнем владения цифровыми навыками; внедрение новых методов обучения и образовательных технологий, повышающих мотивацию к обучению и вовлеченности в образовательный процесс; формирование национальной системы профессиональной подготовки и повышения квалификации педагогических работников, охватывающей более половины учителей.

Большие преобразования ждут систему СПО. Правительством РФ запланированы мероприятия по модернизации профобразования, в том числе внедрение адаптивных, практико-ориентированных образовательных программ среднего профессионального и высшего образования. Планируется создать более 100 центров опережающей профессиональной подготовки и 5 тыс. мастерских, оснащенных современным оборудованием по стандартам WorldSkillsRussia. Необходимо увеличить вдвое количество иностранных граждан, обучающихся в вузах, и трудоустройство лучших из них в РФ с учетом потребностей экономики.

 

СПРАВОЧНО

Документ «Основные направления деятельности Правительства РФ на период до 2024 года» ориентирован на реализацию положений нового майского указа Президента РФ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». В нем определены цели, основные задачи и приоритеты деятельности по осуществлению прорывного научно-технологического и социально-экономического развития.

Достижение национальных целей развития страны планируется обеспечить за счет реализации федеральных и региональных государственных программ, входящих в них проектов и иных мероприятий.

По национальным целям развития будут сформированы планы их достижения, включающие траектории выхода на целевые уровни, ключевые факторы влияния на результат, перечень государственных программ РФ (включая входящие в их состав федеральные проекты). За каждой закрепят ответственного куратора – заместителя Председателя Правительства РФ.

На национальные проекты и развитие инфраструктуры в последующие три года планируется выделить более 5,5 трлн. рублей. Самая большая статья расходов – социальная сфера и повышение качества жизни.

Обзор подготовила Людмила СУЛЬДИНА.

 

[1]По материалам доклада «Основные направления деятельности Правительства РФ на период до 2024 года».

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: тенденции, ао-106, рынок труда, людмила сульдина, правительство рф

Похожие материалы:
Ирина Святицкая о тенденциях рынка труда
Московский колледж – возможности и перспективы
Итоги 2-го этапа Всероссийского конкурсного проекта в сфере ДПО «Образовательный марафон»
Управление качеством образования: новые подходы
Исследовательское образование
России грозит структурный дефицит трудовых ресурсов
Роль студентов в процессе гарантии качества
Образование взрослых как государственная политика
Целеполагание университетского менеджмента
Обучение под задачи будущего

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 9 (109) 2019

Готова ли система образования России к переходу на риск-ориентированную модель оценки качества? Почему российские работодатели не заинтересованы в развитии своих сотрудников? Что включает цикл обучения в Бразилии? Каковы перспективы набора студентов из Казахстана на обучение в российские вузы? Знакомьтесь с мнениями экспертов в новом номере «АО»!
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Андрей Кречетов: «Для мощного движения вперёд необходим технологический прорыв. Убеждён, это возможно»
Кузбасский государственный технический университет имени Т.Ф. Горбачёва располагает всеми...
Мегионский политехнический колледж участвует в экономическом развитии региона и страны
Миссией колледжа определено оказание высококачественных образовательных услуг на основе лучших...
Кадровый потенциал Чукотки
Стратегию развития Чукотского многопрофильного колледжа определяет ответственная задача,...
В СВФУ состоится Межрегиональный профессорский форум
23-24 мая в Северо-Восточном федеральном университете пройдет Межрегиональный профессорский форум...
Более 200 ученых обсудят мировые тренды химии и биологии на конференции в СОГУ
Университет особое внимание уделяет вопросам биологии. Совместный проект ученых из Объединенного...
Из журнала
#104Тетюшский сельскохозяйственный техникум развивается динамично
#108Ректор ТУСУРа Александр Шелупанов рассказал о цифровизации в образовании
#100Филиал ЮУрГУ в Нижневартовске заключил более 70 договоров с работодателями
#101Медицинский колледж Управделами Президента РФ готовит конкурентоспособных специалистов
#102Снежинский физико-технический институт отметил шестидесятилетие
Информационная лента
09:00Национальные проекты: без права на ошибку?
08:58В Елабуге пройдет Х Международный фестиваль школьных учителей
08:57Информационный центр ОИЯИ организует IT-школу молодых ученых Юга России
08:55Ученые ЮУрГУ придумали уникальный способ спасти природу
08:53Изобретение студента Астраханского госуниверситета поможет людям с ОВЗ