Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Партнёры

Содержание профессиональной подготовки педагогов

В Набережночелнинском государственном педагогическом институте реализуется концепция личностноориентированного образования, результатами которого считаются духовно-нравственная, гражданская и профессиональная зрелость.

Просмотров: 2758

Обновление содержания профессиональной подготовки педагогов

МУСТАФИНА Файруза Зуфаровна – ректор Набережночелнинского государственного педагогического института, кандидат педагогических наук

В современном обществе существенно снизилась престижность профессии педагога. Старение педагогического корпуса сопровождается двумя проблемами: с одной стороны, молодое поколение утрачивает понимание профессионального долга, с другой – основная часть педагогов отрывается от проблем молодёжи. Во многих профильных вузах деятельность ведется стереотипно, наблюдаются сложности в формировании отношений сотрудничества, демократического взаимодействия студентов и преподавателей, в управлении образовательным учреждением, отсутствует гибкость в деле подготовки кадров. Пути выхода из общего кризиса, думается, следует искать в диалоге поколений педагогов, в обращении к истории развития образования как самостоятельного социального института.

Кроме того, в педагогическом образовании наметился кризис предметноориентированного подхода. Дальнейшее движение от знаниево-предметной к профессионально и личностно ориентированным моделям требует изменения идей и концепций в области теории и практики.

В Набережночелнинском государственном педагогическом институте реализуется концепция личностноориентированного образования, результатами которого мы считаем духовно-нравственную, гражданскую и профессиональную зрелость выпускника.

Содержание образования нельзя улучшить путем его механического сокращения и усиления таким способом практической направленности. Нужно, чтобы деятельность разработчиков, во-первых, опиралась на научно обоснованную модель содержания, изоморфную профессионально-педагогической культуре, а во-вторых, в содержании проецировался тип личности, становлению которой оно будет способствовать. Только тогда мы получим новый результат. Между тем, государственными стандартами 2000 года именно путем урезания было «улучшено» содержание психолого-педагогической составляющей педагогического образования. Кроме того, этот важнейший документ страдает фрагментарностью, разорванностью знаний в части общепедагогической подготовки и не отражает истинной научной картины педагогической деятельности. На наш взгляд, необходимо перевести содержание образования на более высокий теоретический уровень, придать ему опережающий характер, расширить его предметно-деятельностный слой, включить в него личностно-значимые для студентов проблемы и т.д. В обновленном виде стандарты должны сочетать коммуникативный, предметный и деятельностный компоненты.

Работа института по обновлению содержания образования на данном этапе видится таким образом:

  • переориентация целей на подготовку педагога как профессионала, гражданина и нравственной личности, имеющей установку на гуманно-личностный подход к детям;
  • актуализация ценностно-смысловых аспектов и интеграция содержания с целью создания единого смыслового поля педагогической деятельности;
  • разработка системного критерия качества педагогического образования, включающего профессиональную компетентность и педагогическую культуру преподавателей и выпускников;
  • предоставление будущим педагогам возможности активно участвовать в конструировании содержания своего образования, разработке индивидуального маршрута;
  • обеспечение вариативного содержания, сохраняющего высокий уровень фундаментальных знаний и одновременно ориентирующего студентов на дифференциацию и индивидуализацию обучения, обусловленную особенностями социально-педагогической ситуации детства;
  • усиление гражданского компонента содержания образования с учетом ситуации в сфере языка, религиозных и межнациональных отношений, поликультурности Республики Татарстан, а также особенностей мировидения подростков и молодежи.

Заявленные теоретические позиции учтены в программе развития института на 2007-2011 годы и в практических проектах, направленных на обновление системы образования Республики Татарстан, города.

НАБЕРЕЖНОЧЕЛНИНСКИЙ ГПИ СОЗДАН В 1990 ГОДУ.
СЕГОДНЯ ИНСТИТУТ ВЕДЕТ ПОДГОТОВКУ ПО ТРЕМ УКРУПНЕННЫМ ГРУППАМ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ:

• «Образование и педагогика»
• «Культура и искусство»
• «Экономика и управление»

С 2008 года в вузе реализуется 7 новых профессиональных образовательных программ бакалавриата.

Необходимое качество подготовки специалистов обеспечивает высококвалифицированный профессорско-преподавательский коллектив, насчитывающий 229 человек, 18 из них награждены государственными наградами РФ.
Ежегодно институт выпускает около 800 специалистов.

 

В рамках программы развития реализуются два стратегических направления: «Целевые программы функционирования и развития института» (например, «Сельский учитель», «Учитель для развивающей системы образования» и несколько других) и «Исследовательские и практико-ориентированные проекты», которых тоже несколько. Так, проект «Благодарение» направлен на привлечение внимания молодежи, общественности, органов власти к проблемам и нуждам ветеранов учительского труда. Целью проекта «Другая жизнь» является создание условий для социализации детей и подростков «группы риска».

Для обновления содержания профессиональной подготовки педагогов очень важно связать обучение студентов с передовыми образовательными технологиями, которые существуют и разрабатываются в стране. На это направлен проект «Развивающее образование». Он предполагает построение механизмов массового системного воспроизводства передовых образовательных технологий (в частности, технологии развивающего обучения Эльконина и Давыдова) на базе высшего профессионального образования. Преподаватели института и студенты, работающие в открытых в вузе лабораториях, работают совместно с авторами – разработчиками учебных курсов по системе Эльконина и Давыдова и учеными московских вузов и научных институтов. На базе НГПИ два раза в год проходят курсы по обучению студентов и учителей технологии развивающего обучения. По этой теме организуются семинары, всероссийские и международные конференции.

Совместно с Министерством труда, занятости и социальной защиты РТ, Управлением образования и Центром занятости населения г. Набережные Челны, ОАО «Камгэсэнергострой» воплощается в жизнь проект «Формирование мотивации молодежи на освоение востребованных на современном рынке труда профессий». Проведенный анализ ситуации показал, что в области профессиональной ориентации для рынка труда характерно отсутствие координации деятельности разных субъектов, занимающихся проблемами молодежи: школ, учреждений начальной профессиональной подготовки, промышленных предприятий, производственных объединений и городских служб. В то же время решить эту проблему изолировано друг от друга невозможно. В институте разрабатывается программа перестройки системы работы по профориентации как внутри отдельных социальных институтов, так и во взаимодействии.

Проект «Формирование российской идентичности и стратегического гражданско-патриотического воспитания» направлен на теоретическую проработку содержания понятий «российская идентичность» и «гражданственность» и составление на этой основе программы патриотического воспитания младших школьников.

В Университете третьего возраста, открытом в иституте (бесплатное обучение), пенсионеры Набережных Челнов получают дополнительное образование в области педагогики, психологии, дизайна, информатики, иностранных языков. В качестве преподавателей выступают студенты. Основной целью работы университета является повышение социальной активности и уровня здоровья пожилых людей, формирование и развитие новой среды общения. В 2008-2009 учебном году здесь обучалось более 830 человек. Самому молодому из них было 47 лет, а самому мудрому – 84. По итогам года университет награжден дипломом мэра города «Благотворитель года» в номинации «Лучшая социальная акция».

Кроме того, существуют программы обмена студентами между институтом, российскими вузами, Версальским и Реймским университетами Франции, позволяющие включиться студентам и преподавателям в новые направления научной и практической деятельности, освоить современные образовательные технологии, познакомиться с европейской системой образования.

В скором времени на основании результатов работы коллектив Набережночелнинского ГПИ сможет представить новые модели содержания образования, его организации и финансирования, определить связанные с этим социальные риски и выработать компенсационные механизмы.

Нас радует, что большее количество выпускников НГПИ этого года ушли в школы Республики. Они ушли чуть другими.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: ВПО, набережночелнинский государственный педагогический институт, педагогическое образование, республика татарстан, точка зрения, ао-33

Похожие материалы:
Инновационная идеология КГТУ
ТИСБИ: инновационный рост
ТГГПУ - будущее педагогического образования
Место и роль новой модели образования
Дополнительное образование – гарантия самореализации
НГТТИ: от техникума до института
Инновационное образование для автомобильной отрасли
Реструктуризация образовательной системы Татарстана
АГИМС: учиться с желанием
КГУ: задачи и перспективы

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 9 (109) 2019

Готова ли система образования России к переходу на риск-ориентированную модель оценки качества? Почему российские работодатели не заинтересованы в развитии своих сотрудников? Что включает цикл обучения в Бразилии? Каковы перспективы набора студентов из Казахстана на обучение в российские вузы? Знакомьтесь с мнениями экспертов в новом номере «АО»!
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Кадровый потенциал Чукотки
Стратегию развития Чукотского многопрофильного колледжа определяет ответственная задача,...
Продолжается прием заявок на региональный этап конкурса Всероссийского общества изобретателей и рационализаторов
До 31 мая идет прием заявок на областной конкурс, проводимый в рамках регионального этапа...
Информационный центр ОИЯИ организует IT-школу молодых ученых Юга России
Главный проект — на базе ОИЯИ строится сверхпроводящий коллайдер протонов и тяжелых ионов NICA,...
Изобретение студента Астраханского госуниверситета поможет людям с ОВЗ
Четверокурсник факультета математики и информационных технологий АГУ Дмитрий Молимонов разработал...
Ученые СКФО планируют открыть единый центр по развитию нанотехнологий
Современное материаловедение и связанные с ним области невозможно развивать без приборов с...
Из журнала
#101Педагогический колледж, школа и детский сад вместе готовят педагогов и воспитателей
#103Психологические проблемы непрерывного образования
#100Уральский ГАУ стал одним из лидеров аграрной науки страны
#95Воскресенский колледж готовит инновационно ориентированные кадры
#109Популяризация и продвижение русского языка в России и мире
Информационная лента
11:23В ТюмГУ создается Центр системного инжиниринга
09:17В Ульяновской области будет построен новый ветропарк мощностью 75 МВт
09:16Неделя арктической науки: САФУ принимает учёных из разных стран мира
09:08Выставка «Заповедное ожерелье Амура» в Музее ВГУЭС: уникальные фотографии животных и растений
09:06“Professional update”: будущее образования и знаний обсудили в Казани