Поиск по сайту
Вход Регистрация
Х
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Войти через:
Об изданииНаши проектыКонтактыОформить подпискуМЕДИАпланёрка

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОС-3УМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вебинары
Март 2016Май 2016Сентябрь 2016
Партнёры

Инженерное образование: от традиций к инновациям

Созданная в Омском государственном техническом университете система подготовки и переподготовки инженерных специалистов основывается на технологическом образовательном комплексе и ресурсных центрах.

Просмотров: 1765

В.В. ШАЛАЙ, ректор Омского государственного технического университета

А.В. МЫШЛЯВЦЕВ, проректор по учебной работе Омского государственного технического университета

В настоящее время в российской экономике формируются точки инновационного развития. Приоритетная задача инженерного образования – подготовить современные кадры для их роста и расширения. Но решить ее очень сложно, потому что потребность в ресурсах для инновационной экономики проявляется локально: в некоторых отраслях, на отдельных предприятиях и даже на отдельных производствах. Следовательно, образовательным учреждениям придется отказаться от массового выпуска универсальных специалистов и ориентироваться на развитие отрасли или отдельного предприятия в рамках конкретного региона.

В этой ситуации, на наш взгляд, наиболее эффективными являются следующие пути подготовки инновационных
кадров:

  • усиление фундаментальной подготовки студентов, начиная с первого года обучения;
  • подготовка в магистратуре;
  • профессиональная переподготовка;
  • создание вертикальных структур, включающих учреждения различных уровней образования.

Реализация перечисленных направлений возможна только на базе интегрированных инновационных научно-производственно-образовательных (ресурсных) центров.

Для усиления фундаментальной подготовки в Омском государственном техническом университете (ОмГТУ) реализуется программа элитного образования, предполагающая углубленное обучение наиболее способных первокурсников физике, математике, иностранному языку, а также посещение курсов по программированию, факультативов по теории управления, концепциям лидерства и других. На третьемпятом курсах эти студенты участвуют в реальных научных исследованиях, получают навыки решения сложных инженерных задач. Но недостатком данного подхода является отложенность результата – получение квалифицированного специалиста через четыре-пять лет после начала обучения.

Магистратура и профессиональная переподготовка позволяют готовить кадры для инновационной экономики в более короткий срок. Вот почему в 2010 году в университете реализуется 80 программ магистерской подготовки по 25 направлениям. Прием осуществлялся на 336 бюджетных мест.

Созданная в ОмГТУ система подготовки и переподготовки кадров для высокотехнологических отраслей промышленности основывается на двух ключевых элементах: корпоративном техническом образовательном комплексе и ресурсных центрах.

Комплекс включает учебные заведения различного уровня, что позволяет в полной мере реализовать идеи непрерывного образования и многообразия образовательных траекторий. Ресурсные центры создаются совместно с передовыми промышленными предприятиями – мировыми и российскими лидерами производства, научно-исследовательскими и проектными организациями на базе самого современного оборудования, в том числе оборонно-промышленного комплекса.

В корпоративный комплекс входят 11 предприятий и учреждений. На базе Института проблем переработки углеводородов Сибирского отделения РАН создана кафедра химической технологии переработки углеводородов. В комплексе реализуются образовательные программы всех уровней, применяются технологии инновационного обучения. Особое внимание уделяется дополнительному профессиональному образованию, обеспечивающему подготовку специалистов в условиях технического перевооружения промышленности.

В настоящее время в инновационный пояс ОмГТУ входит 15 предприятий, из которых 7 созданы в соответствии с федеральным законом № 217, а 5 – в результате победы в федеральном конкурсе «СТАРТ», организованном Фондом содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. Их ядром являются ресурсные центры: радиоэлектроники и приборостроения, машиностроения и станкостроения, космических технологий и другие.

Услугами образовательного комплекса пользуются «ПО «Полет», Омское моторостроительное объединение им. П.И. Баранова, Омское моторостроительное КБ и большое количество других предприятий и организаций, в которых реализуются инновации.

Не только подготовка, но и трудоустройство инженерных кадров осуществляются в тесном взаимодействии с потенциальными работодателями. В областную службу занятости населения обращается менее двух процентов выпускников. Подавляющее большинство молодых людей, имеющих диплом университета, работает по специальности.

На базе вуза действует Региональный центр содействия трудоустройству выпускников.

В текущем году университет имеет договоры о долгосрочном сотрудничестве, направленном на целевую подготовку специалистов, с более чем 40 предприятиями и организациями России, причем 365 целевых мест из 500 принадлежат оборонно-промышленному комплексу.

Опыт Омского государственного технического университета по подготовке кадров, безусловно, может быть полезен при решении подобных задач в других регионах.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: ОмГТУ, омская область, инженерное образование, личный опыт, ао-41

Похожие материалы:
Проблема инженерного образования – в школе
Омский региональный институт: в поисках новизны
Подготовка кадров для нефтегазовой отрасли
Стабильность вуза в его внутренней политике
Отечественное инженерное образование: как вернуть лидерство?
ОмГТУ в системе рыночных отношений
Десять ресурсных центров одного университета
Машиностроительному комплексу нужны инженеры
Особенности развития воспитательной среды Сибирского профессионального колледжа
Пути повышения мотивации талантливой молодежи к получению инженерного образования

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 5 (105) 2018

Что день грядущий нам готовит? Как следует из доклада об основных направлениях деятельности Правительства РФ до 2024 года – вхождение России в число пяти крупнейших экономик мира. В отношении науки и образования планы не менее масштабные: ускорение темпов научно-технологического развития должно обеспечить стране место среди пяти ведущих мировых держав, а эффективная образовательная политика – удовлетворить спрос стратегически важных отраслей в высококвалифицированных кадрах. Об этом и других сценариях будущего читайте в новом номере «АО». А еще мы открываем новую рубрику. Пропустить невозможно!
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
I Всероссийский форум для руководителей государственных и частных колледжей ProFuture’19
Ключевые темы форума: управление и оптимизация процессов СПО, маркетинг и эффективные инструменты...
Трудоустройство иностранных студентов – атрибут позиционирования на международном рынке образовательных услуг
Проведенные в зарубежных странах исследования факторов выбора иностранными студентами страны и...
В СФУ пройдёт конференция по информатизации образования
24–27 сентября 2019 года в Институте космических и информационных технологий СФУ пройдёт III...
Рейтинг вузов, которые готовят госслужащих
Международная информационная группа "Интерфакс" подготовила в пилотном режиме первый рейтинг...
Успешно реализуется проект К(П)ФУ «Послы русского языка в мире»
Проект Казанского (Приволжского) федерального университета по организации и проведению...
Из журнала
#95Социальная и профессиональная адаптация молодёжи – одна из приоритетных задач
#97О влиянии развития системы ФУМО на качество образования
#98Общество «Знание» и Кубанское казачье общество основали техникум
#96Цифровая трансформация в образовании
#94О работе центров ответственности по распределению контрольных цифр приема в высшем образовании
Информационная лента
08:58Рейтинг вузов, которые готовят госслужащих
08:54Инновационное развитие и реализация стратегии формирования цифровой экономики в России
08:50I Всероссийский научный конкурс среди иностранных студентов России
08:382019 год – Международный год Периодической таблицы химических элементов
11:06Философы говорят о возвращении чувственной культуры