Поиск по сайту
Вход Регистрация
Х
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Войти через:
Об изданииНаши проектыКонтактыОформить подпискуМЕДИАпланёрка

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОС-3УМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вебинары
Март 2016Май 2016Сентябрь 2016
Партнёры

Инженерное образование: от традиций к инновациям

Созданная в Омском государственном техническом университете система подготовки и переподготовки инженерных специалистов основывается на технологическом образовательном комплексе и ресурсных центрах.

Просмотров: 1767

В.В. ШАЛАЙ, ректор Омского государственного технического университета

А.В. МЫШЛЯВЦЕВ, проректор по учебной работе Омского государственного технического университета

В настоящее время в российской экономике формируются точки инновационного развития. Приоритетная задача инженерного образования – подготовить современные кадры для их роста и расширения. Но решить ее очень сложно, потому что потребность в ресурсах для инновационной экономики проявляется локально: в некоторых отраслях, на отдельных предприятиях и даже на отдельных производствах. Следовательно, образовательным учреждениям придется отказаться от массового выпуска универсальных специалистов и ориентироваться на развитие отрасли или отдельного предприятия в рамках конкретного региона.

В этой ситуации, на наш взгляд, наиболее эффективными являются следующие пути подготовки инновационных
кадров:

  • усиление фундаментальной подготовки студентов, начиная с первого года обучения;
  • подготовка в магистратуре;
  • профессиональная переподготовка;
  • создание вертикальных структур, включающих учреждения различных уровней образования.

Реализация перечисленных направлений возможна только на базе интегрированных инновационных научно-производственно-образовательных (ресурсных) центров.

Для усиления фундаментальной подготовки в Омском государственном техническом университете (ОмГТУ) реализуется программа элитного образования, предполагающая углубленное обучение наиболее способных первокурсников физике, математике, иностранному языку, а также посещение курсов по программированию, факультативов по теории управления, концепциям лидерства и других. На третьемпятом курсах эти студенты участвуют в реальных научных исследованиях, получают навыки решения сложных инженерных задач. Но недостатком данного подхода является отложенность результата – получение квалифицированного специалиста через четыре-пять лет после начала обучения.

Магистратура и профессиональная переподготовка позволяют готовить кадры для инновационной экономики в более короткий срок. Вот почему в 2010 году в университете реализуется 80 программ магистерской подготовки по 25 направлениям. Прием осуществлялся на 336 бюджетных мест.

Созданная в ОмГТУ система подготовки и переподготовки кадров для высокотехнологических отраслей промышленности основывается на двух ключевых элементах: корпоративном техническом образовательном комплексе и ресурсных центрах.

Комплекс включает учебные заведения различного уровня, что позволяет в полной мере реализовать идеи непрерывного образования и многообразия образовательных траекторий. Ресурсные центры создаются совместно с передовыми промышленными предприятиями – мировыми и российскими лидерами производства, научно-исследовательскими и проектными организациями на базе самого современного оборудования, в том числе оборонно-промышленного комплекса.

В корпоративный комплекс входят 11 предприятий и учреждений. На базе Института проблем переработки углеводородов Сибирского отделения РАН создана кафедра химической технологии переработки углеводородов. В комплексе реализуются образовательные программы всех уровней, применяются технологии инновационного обучения. Особое внимание уделяется дополнительному профессиональному образованию, обеспечивающему подготовку специалистов в условиях технического перевооружения промышленности.

В настоящее время в инновационный пояс ОмГТУ входит 15 предприятий, из которых 7 созданы в соответствии с федеральным законом № 217, а 5 – в результате победы в федеральном конкурсе «СТАРТ», организованном Фондом содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. Их ядром являются ресурсные центры: радиоэлектроники и приборостроения, машиностроения и станкостроения, космических технологий и другие.

Услугами образовательного комплекса пользуются «ПО «Полет», Омское моторостроительное объединение им. П.И. Баранова, Омское моторостроительное КБ и большое количество других предприятий и организаций, в которых реализуются инновации.

Не только подготовка, но и трудоустройство инженерных кадров осуществляются в тесном взаимодействии с потенциальными работодателями. В областную службу занятости населения обращается менее двух процентов выпускников. Подавляющее большинство молодых людей, имеющих диплом университета, работает по специальности.

На базе вуза действует Региональный центр содействия трудоустройству выпускников.

В текущем году университет имеет договоры о долгосрочном сотрудничестве, направленном на целевую подготовку специалистов, с более чем 40 предприятиями и организациями России, причем 365 целевых мест из 500 принадлежат оборонно-промышленному комплексу.

Опыт Омского государственного технического университета по подготовке кадров, безусловно, может быть полезен при решении подобных задач в других регионах.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: ОмГТУ, омская область, инженерное образование, личный опыт, ао-41

Похожие материалы:
Омская гуманитарная академия – через тернии к звездам!
Десять ресурсных центров одного университета
Многовариантность образовательного пространства
Консорциум для подготовки промышленных кадров создается в Омской области
Проект ТЕМПУС NETCENG: Мировые стандарты ТРИЗ для решения инженерных задач
ОмГТУ выиграл грант на реализацию проекта Tempus «NETCENG»
Машиностроительному комплексу нужны инженеры
Министром образования Омской области назначен Сергей Канунников
Повышение квалификации инженерно-технических кадров на 2015-2016 годы
Стабильность вуза в его внутренней политике

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (107) 2018

За молодыми учеными – будущее страны. По крайней мере, таков расклад, отраженный в нацпроекте «Наука». Что же касается самих начинающих и не очень исследователей – они в большей степени озабочены настоящим, в котором их зарплата несоизмерима с заработками менеджеров по продажам, а без участия в конкурсах, направленных на коммерциализацию результатов исследований, получить средства на научную деятельность практически невозможно. Оценка качества образования, рейтингование, информационная открытость, практико-ориентированное обучение, интернационализация и модернизация… Традиционно «АО» держит вас в курсе острых тем и актуальных трендов. Новый номер – не исключение. Читайте прямо сейчас!
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
VI Международный форум «U-NOVUS - 2019 «Форум новых решений»
В рамках Форума пройдет Всероссийская командная научная игра с международным участием «SCIENCE...
III Международная конференция «Наука будущего» и IV Всероссийский форум «Наука будущего — наука молодых»
Главная задача конференции и форума – формирование у молодежи представления о науке как о...
Интеграция Педагогической науки и практики в условиях кризиса глобализации
Международная научная конференция "Интеграция Педагогической науки и практики в условиях кризиса...
FinSkills Russia – Всероссийский конкурс профессионального мастерства специалистов финансового рынка
Ключевой особенностью конкурса является то, что все конкурсные задания базируются на...
Школьники создали прототип наноспутника под руководством студентов университета
Команды-победители конкурсов "Дежурный по планете", которые состоят из школьников команды...
Из журнала
#105В Москве прошла V Глобальная конференция по технологиям в образовании EdCrunch
#100Академия, положившая начало высшему ветеринарному образованию в России
#102Зимовниковский педагогический колледж готовит кадры новой формации
#106В Китае сформирован небывалый общественный интерес к образованию
#106Инклюзия и коррекция в школе на примере обучения глухих и слабослышащих детей
Информационная лента
10:13В СВФУ начались III Роббековские чтения
10:12Симпозиум по фундаментальным и прикладным проблемам науки
09:33«Газпром нефть», Петербургский и Туринский политехнические университеты будут сотрудничать
09:28XVIII научная конференция молодых ученых и специалистов - «Молодые ученые - медицине»
09:22Математическая биология и нейронауки: ТюмГУ расширяет партнёрскую сеть